Напоминание

Трудовое воспитание дошкольников


Автор: Ольга Николаевна Макарюк
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С "Подснежник"
Населённый пункт: ХАКАСИЯ РЕСПУБЛИКА, АБАКАН
Наименование материала: Статья
Тема: Трудовое воспитание дошкольников
Дата публикации: 11.07.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Трудовое воспитание дошкольников.

Интерес к труду, трудолюбие не даются человеку от природы, трудовые

навыки и личностные качества закладываются с самого раннего детства.

Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Но

оно не дается нам от рождения, как основной инстинкт. Трудовым навыкам

ребенка нужно учить. Родителям предстоит не просто научить малыша

трудиться, а сделать так, чтобы труд стал для него источником радости. И

самый благоприятный период для этого – дошкольный возраст. Как

правильно организовать трудовое воспитание дошкольников, мотивировать

их, научить ценить результат своего и чужого труда? Для этого недостаточно

только работы воспитателей дошкольных учреждений. Основы трудовой

деятельности ребенок получает в семье – на примере и под руководством

родителей.

Итак, какому именно труду нужно учить малыша? Трудовое воспитание

включает в себя 4 основных аспекта.

Самообслуживание (гигиена, одевание-раздевание, сервировка стола,

приготовление несложных блюд, уборка постели, своей игровой зоны,

стола после себя, уход за одеждой и обувью).

Хозяйственно-бытовой труд (помощь во время готовки, стирки,

уборки, ухода за животными или растениями).

Труд на природе (уход за посадками и посевами, уборка дворовой

территории).

Ручной труд (изготовление различных поделок).

Для каждого возраста объем этих навыков будет различен, что обусловлено

общим уровнем развития ребенка: его умением управляться с предметами,

выполнять просьбы, держать концентрацию внимания, не утомляться,

мыслить логически и т. д.

Каждый из этих видов труда дает ребенку возможность развиваться

умственно и физически:

осваиваться в окружающем мире;

строить коллективные взаимоотношения;

быть общительным;

развивать память, мышление, моторику;

изучать предназначение и правила использования орудий труда;

расширять кругозор;

учиться самостоятельности, дисциплинированности;

развивать силу, ловкость, выносливость;

учиться уважать старших, ценить результаты труда (не только личные, но и

совместные, и чужие), повышать ответственность, самооценку.

Великие педагоги К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский

и др. в своих работах уделяли большое внимание трудовому воспитанию

детей и часто затрагивали данную тему.

«Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому

и в воспитательной работе он должен быть одним из самых основных

элементов», - считал А. С. Макаренко.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста;

в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные

взаимоотношения. Труд способствует развитию внимания, мышления,

сообразительности, умения планировать свою работу. Так же дети познают

мир социальных отношений между людьми, получают знания о профессиях,

об орудиях труда, приобретают навыки работы с ними.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием

успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с

ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью,

организованностью, целеустремленностью, активностью, опрятностью,

умением себя обслужить. Труд позволяет ребенку почувствовать свою

самоценность, уверенность в своих возможностях. Именно поэтому тема

трудового воспитания детей всегда будет оставаться актуальной.

При организации труда детей необходимо решать следующие задачи:

- воспитывать привычку к постоянной занятости

- формировать положительное отношение к труду

- воспитывать бережное отношение к результатам труда

- приучать экономно расходовать материалы

- обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных

видах труда, учитывая их интересы и склонности

- формировать трудовые умения и навыки

Важно соблюдать определенные условия:

- необходимо учитывать возраст, физические возможности, состояние

здоровья, индивидуальные особенности ребенка

- четко и грамотно показывать приемы работы

- воспитывать уважение к людям различных профессий

- уточнять значение труда в жизни людей

- приобщать детей к труду на прогулке

* Индивидуальный труд — это поручение отдельному ребенку.

* Труд рядом-трудятся вместе, но каждый выполняет свое дело.

* Коллективный труд-поручается общее дело, каждый выполняет свое

действие с общим предметом.

Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия

взрослого человека, начинает подражать им в игре, в реальной жизни, делая

попытки мыть, стирать и т.д.

Воспитатель должен убедиться, что дети правильно понимают, что такое

работа, что значит трудиться. Можно провести занятие в виде беседы на тему

«Как живется в стране бездельников?». Воспитатель вводит детей в

воображаемую ситуацию и предлагает рассказать, что можно увидеть в

стране бездельников. Дополнить беседу полезно рассматриванием картинок

и последующей их группировкой. На одних картинках изображены

результаты безделья, на других - результаты труда людей (груда немытой

посуды и аккуратно разложенная в шкафу чистая посуда; перекошенный

забор и ровный, выкрашенный краской и др.). Можно предложить детям

самим сделать выводы, что хорошо и что плохо, обосновать высказанное

мнение.

Полезно посвятить несколько бесед теме о происхождении профессии: когда

и почему появились на Земле разные профессии; было ли такое время,

когда профессий не было;

какие профессии появились раньше всего; появляются ли новые и почему;

почему люди выбирают для себя ту или другую профессию; что нужно

делать, если хочешь стать портным, машинистом, ученым, и др.

Можно провести дидактическую игру «Где какая нужна профессия». Цель

игры - формирование представлений о соответствии профессии, потребности

в ней.

Важно обратить внимание детей на качественную характеристику труда.

Трудиться можно по-разному. Можно работать хорошо, добросовестно,

творчески. Этот труд радует всех окружающих. О таких людях говорят:

«Мастер своего дела, у него золотые; руки, ему можно доверить серьезное

дело, он не подведет, он всегда все делает хорошо». Если человек с детства

привык любое дело выполнять добросовестно, то он будет слышать о себе

такие слова и когда станет взрослым. Но порой люди работают плохо,

лениво. Например, строитель поленился, плохо сделал крышу в доме, пошел

дождь, и вода залила потолок в доме. Портной шил пальто, и ему «не

захотелось» пришивать пуговицы.

Трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формирует

умение прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для

человека.

Список литературы:

Буре Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. -

М.,1983

Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной

действительностью. -М.,1998

Комарова Т.С, Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском

саду.-М.,2006.

Куцакова Л.В Трудовое воспитание в детском саду. -М.,2016

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста/Под ред.

М.А.Васильевой.- М.,1984



В раздел образования