Автор: Огнева Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: п .г. т. Безенчук Самарская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Программирование - зачем это нужно детям"
Дата публикации: 11.07.2025
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т. Безенчук
муниципального района Безенчукский Самарской области
446250 Самарская область, муниципальный район Безенчукский п.г.т. Безенчук
ул. Тимирязева, 25 тел./факс 8(84676)2-38-88, 2-13-38
Тема проекта:
«Программирование – зачем это нужно детям?»
Номинация: учебно - методическая
Автор: Лаугин Матвей, ученик 4 класса
ГБОУ СОШ №3 п.г.т. Безенчук
Руководитель проекта: Огнева Ирина Александровна,
учитель начальных классов
первой категории ГБОУ СОШ №3 п.г.т. Безенчук
2025 год
Содержание
1.
Введение 3 стр.
2.
Содержательная часть 4 – 9 стр.
3.
Заключение 10 стр.
4.
Список литературы 11 стр.
2
1.
Введение.
Проблема.
Компьютеры занимают очень важное место в современном мире, и мы
принимаем это как должное. Вместо звонков по телефону мы посылаем тексто-
вые сообщения или используем социальные сети. Однако мы можем не только
использовать эти технологии – научившись программировать, сможем созда-
вать собственные произведения цифрового искусства.
Всем, что делает компьютер, управляют строки программного кода, вве-
денные с клавиатуры. Компьютерный код похож на иностранный язык, но язык
этот может освоить каждый довольно быстро. Многие считают, что програм-
мирование – одно из наиболее важных умений в 21 веке.
Программированием меня увлек мой крёстный, который сам является про-
фессиональным программистом. Он рассказал мне о неограниченных возмож-
ностях в этой области, о будущем, которое невозможно представить без этих
навыков.
Мы решили вместе отправиться в путешествие в удивительный мир програм-
мирования и создать новую игру.
Цель: создать компьютерную игру для детей.
Задачи:
- Найти необходимую информацию на выбранную тему.
-Рассказать о том, что такое программирование, какие языки программиро-
вания изучаю я.
- Создание компьютерной игры.
- Подготовить презентацию.
Продукт проекта: компьютерная игра.
Содержательная часть. Краткая справка из истории.
Что такое компьютерная программа и программирование?
3
Компьютерная программа – это набор инструкций, следуя которым
компьютер выполняет поставленную задачу.
Программировать – значит писать для компьютера пошаговые инструкции,
объясняющие, что и как ему нужно делать.
Множеством приборов и мобильных устройств, которыми мы пользуемся
изо дня в день, управляют программы. То есть эти устройства следуют пошаго-
вым инструкциям, которые написаны программистами.
Мобильные телефоны
Программы позволяют сделать звонок
или отправить текстовое сообщение.
При поиске контакта по имени про-
грамма сама находит нужный теле-
фонный номер. Современный мобиль-
ный телефон с помощью операцион-
ной системы превратился в мини-
компьютер в кармане человека.
Автомобили
В
некоторых
автомобилях
компьютерные программы следят за
скоростью, температурой воздуха и
количеством топлива в баке. Сейчас
самообучающиеся программы способ-
ны научить машину “видеть” мир во-
круг
и
позволяют
машине
самой
управлять движением.
Умные дома
4
В настоящий момент существуют про-
граммы, которые делают управление
инфраструктурой дома более эффек-
тивным. Например,
автоматически
выключаются
системы
освещения,
когда никого нет в комнате, работают
системы оповещения о протечках во-
доснабжения.
Компьютер
может
выполнять
инструкции лишь на тех языках, кото-
рые ему понятны. Я нахожусь на на-
чальном этапе обучения программиро-
ванию, поэтому для меня основными
языками программирования являются
Scratch (Скрэтч) и Python (Пайтон).
◄Scratch –визуальный язык, который идеально подходит для изучения
программирования. Программы на этом языке состоят не из текстовых инструк-
ций, а из блоков кода, соединенных между собой.
◄Python–язык, который состоит из слов английского языка и символов.
Люди по всему миру его используют для создания игр, приложений и веб-
сайтов.
Как я создавал игру.
Заходим на сайт Scratchhttps
://
scratch
.
mit
.
edu
и регистрируемся.
Выбираем редактор проектов и создаем новый проект.
5
В данном редакторе доступны три
основные секции:
Сцена (место, где запускается са-
ма игра)
Редактор скриптов (в этом месте
мы создаем логику игры)
Редактор спрайтов (в этом редак-
торе мы можем выбрать изображе-
ния для своей игры, либо создать
собственные)
Сделаем игру “Акула и морская звезда”, для этого:
Используем скрипты – (движение, внешность, звук)
Используем спрайт – (акула (shark)и морская звезда (starfish)
Запускаем игру.
у.
Я создал двух героев игры – морскую звезду и акулу. Морская звезда движет-
ся вслед за движениями компьютерной мыши, а акула догоняет ее и пытается
съесть. Если акула догоняет звезду, игра прекращается.
6
Scratch — простой, понятный и невероятно веселый язык программирования
для детей. В нем нет кодов, которые нужно знать назубок и писать без ошибок.
Все, что требуется, — это умение читать и считать. Как из конструктора, при
помощи Scratch можно собирать программы из разноцветных «кирпичиков» —
блоков. В программу можно вносить любые изменения в любой момент, и сра-
зу видеть, как она работает.
Опрос по практической пользе программирования
Мной был проведен опрос одноклассников в школе о пользе программиро-
вания. Результаты опроса представлены в таблице № 1.
Таблица № 1.
Да
Нет
Комментарий
У тебя дома есть компьютер?
22
1
Как ты думаешь, компьютер
полезен для школьника? (напи-
ши почему)
5
18
Ухудшается зрение; помо-
гает с уроками и отвлекает
когда скучно; на нем мож-
но делать проекты; он ну-
жен, чтобы найти инфор-
мацию
Хотел бы ты самостоятельно
создавать программы или иг-
ры?
19
4
Игры бывают скучными,
хотел бы создать свою иг-
ру и заработать деньги
Знаешь ли ты, в каких сферах
жизни используется програм-
мирование? (напиши)
11
12
В программах и играх;
чтобы узнать что-нибудь
Согласно проведенному опросу, у большинства учеников есть компью-
тер, а значит, есть возможность изучать программирование.
Отчёт о выполнении проекта
учащегося: Лаугина Матвея , 4 класс
7
1.
Название проекта: «Программирование – зачем это нужно детям. Игра
«Акула и морская звезда».
2.
Почему я начал работу над проектом?
Я хотел на своём примере показать, что дети моего возраста могут
освоить основы программирования, не обладая при этом специальными
знаниями, создать свою игру.
3.Для чего я работал над проектом?
Я пытался выяснить, почему необходимо обучаться программированию с
младшего школьного возраста.
4.Какой продукт я хочу получить?
В результате эксперимента мною была создана компьютерная игра
«Акула и морская звезда».
5. Как я работал над продуктом:
Дата
Что делал
Затрачен-
ное время
Вопрос(затрудне-
ние)
Консультан
т
Помощь
10.0
1
Поиск ин-
формации в
сети Интер-
нет
2 часа
Создание структу-
ры проекта
Огнева
И.А.
Родите-
ли
8
11.0
1 –
15.0
1
Поиск ли-
тературы,
создание
игры
4 дня
Что нужно сделать,
чтобы игра была
интересной?
Огнева
И.А.
Родите-
ли
6.Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
Работающая компьютерная игра «Акула и морская звезда».
7. Что нового я узнал, чему научился?
Я научился собирать необходимую информацию, структурировать текст, рабо-
тать в редакторе Power Point.
8. Я думаю, мой проект вышел интересным. Он был довольно трудным, но ра-
ботать над ним мне было очень интересно. Я думаю, что в дальнейшем мне эти
знания пригодятся, а мою игру можно будет использовать на кружке по внеу-
рочной деятельности «Фантазёры».
9
Заключение.
Программирование похоже на разгадывание головоломок. Это сложно и
увлекательно, но когда ты заходишь в тупик – это порой огорчает. Но когда по-
являются успехи, ты с восторгом и гордостью смотришь на свой работающий
код. Чтобы не потерять интереса, нужно выбирать задания, которые по плечу, -
проект быстро наскучит, если он слишком прост или неподъемно сложен.
Игры нужны не только для развлечения. В обучении летчиков, хирургов,
солдат и людей других профессий также используются игры. На собственном
примере я понял, что программировать интересно и хочу дальше изучать про-
граммирование.
10
Список литературы.
1.
Программирование для детей/К.Вордерман, Дж. Вудкок, Ш. Макаманус
2017 г.;
2.
Занимательное программирование/ У.Сэнд, К.Сэнд
3.
Scratch для детей – самоучитель по программированию/М. Марджи
4.
Буртаева О.Н. Программирование в Scratch для начинающих. М., 2015
.
11