Напоминание

Организация досуга детей через физическую активность и познания..


Автор: Литовко Татьяна Александровна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Центр-детский №189"
Населённый пункт: Г. Краснодар Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Организация досуга детей через физическую активность и познания..
Дата публикации: 11.07.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методика организации физкультурных досугов познавательного

характера в детском саду

Физкультурные досуги познавательного характера в детском саду

играют важную роль в формировании всесторонне развитой личности

ребенка. Они не только способствуют укреплению здоровья и физическому

развитию, но и расширяют кругозор, обогащают знания об окружающем

мире, формируют интерес к истории, культуре и традициям.

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного

отдыха.

Он

повышает

интерес

к

занятиям,

оказывает

благотворное

воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки,

развивает

двигательные

качества

(быстроту,

ловкость),

способствует

воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание,

смелость,

упорство,

организованность. Двигаясь,

ребёнок

познает

окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем,

совершенствует опыт организации игр.

Организация таких досугов предполагает интеграцию физической

активности с познавательными элементами. Это могут быть тематические

занятия, посвященные различным видам спорта, историческим событиям,

географическим открытиям или народным играм. Важно, чтобы программа

досуга была адаптирована к возрасту и интересам детей, а также включала в

себя разнообразные формы работы: игры, эстафеты, викторины, конкурсы,

беседы, просмотр познавательных видеороликов.

При проведении физкультурных досугов познавательного характера

необходимо учитывать несколько ключевых моментов. Во-первых, важно

создать благоприятную эмоциональную атмосферу, чтобы дети чувствовали

себя комфортно и заинтересованно. Во-вторых, необходимо обеспечить

чередование физической активности и познавательной деятельности, чтобы

избежать

переутомления.

В-третьих,

следует

использовать

наглядные

пособия, игровые элементы и интерактивные методы обучения, чтобы

сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Кроме того, организация физкультурных досугов познавательного

характера

требует

тщательной

подготовки

со

стороны

педагогов.

Необходимо разработать сценарий мероприятия, подобрать соответствующее

оборудование и материалы, а также продумать систему оценки результатов.

Важно, чтобы педагоги сами были заинтересованы в теме досуга и обладали

достаточными знаниями в области физической культуры и познавательной

деятельности.

Методика

организации

физкультурных

досугов

познавательного

характера в детском саду предполагает интеграцию физической активности с

элементами обучения и расширения кругозора детей. Важно, чтобы такие

мероприятия были не просто набором упражнений, а целенаправленными

занятиями, способствующими развитию не только физических, но и

интеллектуальных способностей.

Ключевым аспектом является тематическое планирование. Досуги

должны быть объединены общей темой, связанной с окружающим миром,

историей,

культурой

или

природой.

Например,

можно

организовать

"Космическое путешествие", где дети выполняют упражнения, имитирующие

движения космонавтов в невесомости, и узнают о планетах Солнечной

системы. Или провести "Путешествие по сказкам", где физические задания

ассоциируются с героями и событиями известных сказок.

При проведении физкультурных досугов познавательного характера

необходимо учитывать возрастные особенности детей. Для младших групп

акцент делается на простых и понятных упражнениях, играх и эстафетах с

использованием яркого и привлекательного инвентаря. Для старших групп

можно

предлагать

более

сложные

задания,

требующие

логического

мышления и умения работать в команде. Важно, чтобы все упражнения были

безопасными и соответствовали физической подготовке детей.

Особое

внимание

следует

уделять

созданию

эмоционально

благоприятной атмосферы. Досуг должен быть веселым и интересным,

вызывать положительные эмоции у детей. Использование музыкального

сопровождения, костюмов, декораций и игровых элементов поможет создать

атмосферу праздника и увлечь детей в процесс обучения и физической

активности.

После

проведения

досуга

рекомендуется

проводить

небольшую

рефлексию, обсуждая с детьми то, что они узнали и чему научились. Это

поможет закрепить полученные знания и развить умение анализировать и

обобщать информацию. Физкультурные досуги познавательного характера -

это эффективный инструмент для комплексного развития детей, сочетающий

физическую активность с интеллектуальным развитием и формированием

позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Например, мной проводился физкультурный досуг "Ключи здоровья"

познавательного характера в старшей группе. Для его организации была

продумана сюжетная линия, где дети отправлялись на поиски потерянных

ключей, каждый из которых открывал дверь к новому знанию о здоровом

образе жизни. Предварительно проводилась работа с детьми: беседы о

витаминах, правильном питании, значении физических упражнений и

гигиены. Были подготовлены загадки, стихи и короткие рассказы, чтобы

сделать путешествие не только активным, но и интересным с точки зрения

познания.

Само мероприятие началось с неожиданного исчезновения ключей.

Дети получили карту с подсказками, указывающими на места, где спрятаны

ключи.

Каждая

находка

сопровождалась

небольшим

испытанием:

спортивной эстафетой, отгадыванием загадок о фруктах и овощах, показом и

выполнением упражнений для осанки. Важно было создать атмосферу игры и

соревнования,

чтобы

дети

были

вовлечены

в

процесс

и

получали

удовольствие от участия.

Особое внимание уделялось безопасности. Все упражнения и эстафеты

были адаптированы для старшего дошкольного возраста, а площадка для

проведения

досуга

была

тщательно

проверена

на

наличие

опасных

предметов. Во время выполнения заданий я следила за тем, чтобы дети

соблюдали правила и не толкались, а также помогала им в случае

необходимости.

В конце досуга, собрав все ключи, дети "открыли" сундук, в котором

находились полезные угощения – фрукты и орехи. Это стало своеобразным

символом того, что знания о здоровье – это ценный клад, который

необходимо беречь и приумножать. Досуг завершился веселой зарядкой под

музыку, которая закрепила положительные эмоции и напомнила о важности

физической активности.

После мероприятия проводилась рефлексия, где дети делились своими

впечатлениями и рассказывали, что нового они узнали. Это позволило

оценить

эффективность

досуга

и

определить,

какие

темы

требуют

дополнительного внимания в будущем.

В конечном итоге, правильно организованные физкультурные досуги

познавательного характера способствуют формированию у детей не только

физических качеств, но и интеллектуальных способностей, творческого

мышления, коммуникативных навыков и познавательного интереса к

окружающему миру. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия

для успешной адаптации ребенка к школе и дальнейшей жизни.

Список литературы

1.

Казина, О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей.

Занятия, развлечения, праздники, походы / О.Б. Казина. - М.: ВКТ,

Академия Развития, 2017. - 144 c.

2.

Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева ОМ.

Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший

дошкольный возраст. Методические рекомендации для работников

дошкольных учреждений. Сценарии. — М.: АРКТИ, 1999.



В раздел образования