Напоминание

Инновационная гекс-технология "Шестиугольное обучение"


Автор: Глинская Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Термальненская средняя школа" имени Героя РФ А.Н.Попова
Населённый пункт: Камчатский край
Наименование материала: инновационная гекс-технология
Тема: Инновационная гекс-технология "Шестиугольное обучение"
Дата публикации: 11.08.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Описание инновационной гекс - технологии

«Шестиугольное обучение»

учителя начальных классов

МБОУ «Термальненская средняя школа» имени Героя РФ А.Н.Попова

Глинской Елены Юрьевны

В современном образовании важнейшим аспектом является внедрение

инновационных технологий, которые способствуют формированию более

глубоких и осознанных знаний у учащихся. Одной из таких технологий

является технология шестиугольного обучения (гекс – технология).

Шестиугольное обучение – это новый подход к образовательному

процессу, который основывается на активном вовлечении учащихся в его

организацию и содержание. Данная методология предоставляет возможность

разрабатывать индивидуальные пути обучения, что особенно важно на этапе

начального образования.

Этот подход акцентирует внимание на активном участии учащихся и

интеграции знаний из различных областей, что делает процесс обучения

более увлекательным и эффективным. В условиях стремительных изменений

в образовательной среде, вызванных развитием технологий и изменением

требований

к

образовательным

результатам,

шестиугольное

обучение

становится особенно актуальным. Оно не только способствует развитию

критического мышления и сотрудничества среди учеников, но и формирует у

них навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе.

Почему шестиугольное обучение важно сегодня?

Актуальность шестиугольного обучения продиктована рядом ключевых

факторов, которые соответствуют направлениям образовательной политики

Камчатского края:

Развитие

навыков

XXI

века

в

современном

мире

успех

определяется не только объемом знаний, но и умением критически

мыслить, решать проблемы, сотрудничать, коммуницировать и

проявлять креативность. Шестиугольное обучение целенаправленно

развивает именно эти компетенции, предлагая детям активное

участие в процессе познания.

Индивидуализация обучения – каждый ребенок уникален, имеет

свой темп усвоения материала и свои интересы. Шестиугольная

структура позволяет гибко адаптировать учебный контент и задания

под индивидуальные потребности учеников, обеспечивая более

глубокое понимание и мотивацию.

Вовлеченность и мотивация – традиционные методы часто не

способны удержать внимание младших школьников. Шестиугольное

обучение,

благодаря

своей

игровой

форме,

наглядности

и

возможности выбора, значительно повышает вовлеченность детей в

учебный процесс, делая его увлекательным приключением.

Формирование метапредметных связей – шестиугольная структура

идеально подходит для интеграции различных предметных областей.

Она позволяет детям видеть взаимосвязи между знаниями из разных

дисциплин, формируя целостную картину мира и развивая системное

мышление.

Подготовка к проектной деятельности – шестиугольное обучение, по

своей сути, является мини-проектом. Дети учатся планировать,

выполнять задания, анализировать результаты и представлять свои

достижения, что является отличной подготовкой к более сложным

проектным работам в будущем.

Новизна и оригинальность шестиугольного обучения заключаются в его

структурном подходе и гибкости применения:

Гексагональная структура – в отличие от линейных или блочных

систем, шестиугольное обучение использует гексагон как базовый

элемент. Каждый шестиугольник представляет собой отдельный

модуль

или

тему,

который

может

быть

связан

с

другими

шестиугольниками, образуя сложную, но логичную сеть знаний. Эта

структура делает процесс обучения более интуитивным.

Модульность и взаимосвязь – каждый шестиугольник может

содержать

различные

типы

заданий:

теоретический

материал,

практические упражнения, творческие задания, исследовательские

вопросы, игры. Важно, что эти модули не изолированы, а

взаимосвязаны, позволяя детям переходить от одного к другому по

мере необходимости или интереса.

Визуальная привлекательность и интерактивность – шестиугольники

могут быть представлены в виде шестиугольных карточек, цифровых

карточек-гексов на интерактивной доске. Такая визуализация делает

процесс обучения более наглядным и привлекательным для детей.

Интерактивность достигается за счет возможности перемещать,

соединять и трансформировать эти элементы.

Персонализированные

траектории

обучения

учитель

может

создавать индивидуальные "гексы" для каждого ученика, определяя

последовательность прохождения шестиугольников и предлагая

различные уровни сложности. Это позволяет каждому ребенку

двигаться в своем темпе, фокусируясь на тех областях, где ему

требуется больше поддержки, или углубляясь в темы, вызывающие

особый интерес.

Данная технология была внедрена мной в учебный процесс нашей школы в

2023 учебном году. Учащиеся с удовольствием работают по технологии

«Шестиугольного обучения». В своей работе мы используем различные

формы гексов:

Гексы с готовой информацией (на гексах записаны слова, либо

размещена

иллюстрация.

Ученики

располагают

гексы

таким

образом, чтобы выстроить логическую цепочку. В основном

применяется на уроках в 1 классе).

Гексы незаполненные (обучающиеся самостоятельно знакомятся с

учебным материалом, выбирают основные понятия, самостоятельно

записывают их на гексах. Затем выстраивают из гексов цепочку для

устного выступления)

Гексы цветные (цветовая гамма гексов представляет изучение тем

тематического учебного материала)

Гексы

коллаж

(обучающиеся

составляют

изображения

из

нескольких гексов, представляющих единую тему)

Работу

с

гексами

можно

использовать

на

разных

этапах

урока.

Шестиугольное обучение предлагает разнообразные формы взаимодействия

между участниками. В процессе учёбы используются как групповые

обсуждения, так и индивидуальная работа, что позволяет учитывать

различные стили обучения и предпочтения детей.

Для меня и моих учащихся работа с использованием гекс-технологии

приносит следующие результаты:

Повышение успеваемости

благодаря индивидуализации и более

глубокому

вовлечению,

дети

лучше

усваивают

материал,

что

отражается на их оценках и результатах тестирований.

Развитие

самостоятельности

и

ответственности

дети

учатся

самостоятельно выбирать задания, планировать свою работу и нести

ответственность за ее выполнение. Это формирует у них проактивную

позицию по отношению к собственному обучению.

Улучшение навыков сотрудничества и коммуникации

в

рамках

шестиугольного обучения часто используются групповые задания, где

дети должны совместно решать проблемы, обмениваться идеями и

договариваться. Это способствует развитию их социальных навыков.

Стимулирование

креативности

и

критического

мышления

разнообразие заданий, возможность выбора и необходимость находить

нестандартные решения стимулируют творческий потенциал детей и

учат их анализировать информацию с разных сторон.

Формирование положительного отношения к обучению – когда

обучение становится увлекательным и осмысленным, дети начинают

получать удовольствие от процесса познания. Это закладывает основу

для непрерывного обучения на протяжении всей жизни.

Развитие

пространственного

мышления

и

логики

работа

с

гексагональной

структурой,

ее

связями

и

возможностями

трансформации способствует развитию у детей пространственного

мышления и логических способностей.

За период 2023 – 2025 года данная технология была представлена мной на

следующих мероприятиях:

Мастер – класс для учителей МБОУ «Термальненская средняя

школа» имени Героя РФ А.Н.Попова

Мастер – класс на муниципальном конкурсе профессионального

мастерства «Учитель года»

Открытый

урок

с

использованием

гекс-технологии

в

рамках

конкурса «Учитель года»

Мастер – класс на региональном этапе конкурса «Учитель года

России – 2025»

Открытый

урок

с

использованием

гекс-технологии

в

рамках

конкурса «Учитель года – 2025»

Практическое применение шестиугольного обучения в начальных классах

демонстрирует его высокую эффективность. Хочется отметить, что данный

метод

позволяет

создать

более

динамичную

и

увлекательную

образовательную

среду,

где

каждый

ученик

может

проявить

свои

способности и интересы.

Шестиугольное

обучение

представляет

собой

мощный

инструмент,

способный изменить традиционные подходы к обучению в начальных

классах. Его внедрение не только обогащает образовательный процесс, но и

способствует формированию у детей необходимых навыков для успешной

жизни

в

современном

мире.

Можно

с

уверенностью

сказать,

что

шестиугольное обучение имеет все шансы занять достойное место в системе

образования

Камчатского

края,

способствуя

развитию

креативных,

критически мыслящих и социально активных личностей.



В раздел образования