Авторы: Одушкина Елена Николаевна, Дунаева Елена Васильевна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУЗ СО "Дом ребенка "Солнышко"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Проблема выбора диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка"Солнышко", отделения "Малютка"
Дата публикации: 11.09.2021
Раздел: дошкольное образование
Проблема выбора диагностики нервно-психического развития
детей раннего возраста в условиях дома ребенка «Солнышко»
,
отделения «Малютка»
В отечественной педагогике и психологии необходимость систематиче-
ского контроля за ходом нервно-психического развития детей была признана
уже давно. Контроль за развитием ребенка в целях своевременного обнару-
жения отклонений онтогенеза дает возможность выявить и предотвратить не-
благоприятные варианты развития. Очевидно, что успешность раннего выяв-
ления, а, следовательно, и ранней коррекции отклонений в развитии у детей,
в значительной степени определяется наличием адекватных этой цели мето-
дик, их качеством и надежностью.
В отечественной практике основные показатели нервно-психического
развития детей раннего возраста и принципы контроля за развитием ребенка
были разработаны Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аскариной,
С.М. Кривиной, М.Ю. Кистяковской, Н.Ф.Ладыгиной. В этой работе прини-
мали участие К.Д. Губерт, М.А. Минкевич, Р.Г. Сорочек, З.С. Уварова, Е.П.
Бомбардирова и другие исследователи. В дальнейшем показатели нервно-
психического развития детей раннего возраста были пересмотрены и допол-
нены сотрудниками кафедры физиологии развития и нетрадиционных мето-
дов оздоровления детей Российской медицинской академии последиплом-
ного образования: для детей первого года жизни – Э.Л. Фрухт, для детей вто-
рого года – К.Л. Печорой, для детей третьего года – Г.В. Пантюхиной. Эти
авторы впервые внедрили в широкую врачебную и педагогическую практику
методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста.
Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего воз-
раста опираются на объективное изучение закономерностей процесса разви-
тия детского организма. Поэтому выделенные авторами показатели отражают
оптимальный алгоритм развития, его последовательность, возрастные сроки
формирования умений и уровень созревания, который должен быть достиг-
нут ребенком на каждом возрастном этапе в результате влияния целого
комплекса различных факторов.
В последние годы благодаря развитию международных связей, инфор-
мационных технологий и телекоммуникаций российских специалистов « за-
хлестнул» поток зарубежных диагностических методик, которые активно
внедряются в практику, конкурируя между собой, а, подчас и вытесняя при-
вычные отечественные. В связи с этим, особенно острыми и дискуссионными
становятся вопросы о преимуществах одних методов диагностики психомо-
торного развития детей первого года жизни перед другими, об обоснованно-
сти использования методик, созданных в рамках определенных подходов к
выхаживанию детей, применительно к оценке развития детей, находящихся в
других условиях воспитания, о сопоставимости результатов, полученных с
помощью разных шкал развития и т.п.
Мюнхенская функциональная диагностика развития (МФДР) была раз-
работана в 1960 году лабораторией социальной педиатрии Мюнхенского уни-
верситета под руководством профессора Т. Хельбрюгге, и с 1968 года стала
успешно применяться в практике. Ее автор, профессор Теодор Хельбрюгге,
известен во всем мире как ученый, врач, педиатр, педагог и психолог. По его
инициативе во многих странах мира построены медико-психолого-педагоги-
ческие диагностические учебно-научные центры, где тысячам детей помога-
ют избавиться от пожизненной инвалидизации.
МФДР, отражая поведение ребенка в его важнейших функциях, являет-
ся четкой системой раннего распознавания отставаний в развитии младенца.
Это врачебно-психологическая диагностика, комплексно оценивающая пси-
хомоторное развитие ребенка, не определяя при этом степень его развития в
целом, а выявляя, прежде всего, области дефицита, как потенциальные воз-
можности для стимулирования его дальнейшего развития. Это выгодно отли-
чает данную концепцию от имеющихся психологических тестов детской диа-
гностики, рассчитывающих глобальный возраст развития или коэффициент
развития, но утрачивающих при этом представление об основных точках
приложения реабилитации. С терапевтической точки зрения важно не то, на-
сколько хорош, умен или развит ребенок в психическом или двигательном
развитии, а то, в каких областях его развитие задержано.
На протяжении 30 лет МФДР успешно применяется в педиатрической
практике Германии. Реабилитационные центры, работающие по концепции
профессора Т.Хельбрюгге, созданы в Польше, Болгарии, Чехии, Хорватии,
Индии, Японии, Мексики и других странах мира. Интегративный и междис-
циплинарный подход, направленность на раннее выявление нарушений раз-
вития ребенка и комплексное лечение определяют высокую эффективность
программы, проверенную временем.
Названные диагностические методики обеспечивают стандартизиро-
ванную процедуру обследования для наблюдения и оценки хода развития по-
ведения ребенка в обыденной жизни методами тестирования, наблюдения и
сбором дополнительной информации. Они характеризуются единой возраст-
ной и содержательной направленностью; общностью конструирования диа-
гностического инструментария в соответствии с возрастной дифференциаци-
ей и иерархичностью ступеней развития младенцев; общностью методов, ко-
личественных показателей и репрезентативности нормативной выборки; еди-
ным подходом к оценке результатов диагностики развития. Различия пере-
численных методик обнаруживаются при сопоставлении выделяемых для
изучения областей развития, показателей развития, сроков осуществления
проверок.
В отечественной методике выделены содержательные линии развития
младенца: развитие зрительных ориентировочных реакций, слуховых ориен-
тировочных реакций, эмоций и предпосылок социального поведения, движе-
ний общих, движений руки и действий с предметами, предпосылок активной
речи и понимания речи, навыков в режимных процессах. В зарубежной мето-
дике выделены не линии развития, а определенные содержательные сферы,
характеризующиеся показателями нескольких линий развития, комплексно
отражающих определенные области развития и поведения младенца. Всего
их 6: движения, хватания, перцепция, говорение (как произношение), речь
(как понимание) и социальное развитие.
Таким образом, наблюдаемый разброс в содержательных сферах, по ко-
торым предполагается оценивать развитие ребенка первого года жизни, мож-
но отнести на счет различных научных концепций и методологических под-
ходов, на которые опирались авторы при создании тех или иных шкал разви-
тия, что создает определенные трудности при интерпретации результатов об-
следования детей.
В обеих методиках контроль за ходом психического развития ребенка
осуществляется помесячно, в дни близкие ко дню рождения (+ - 2-3 дня). Но
показатели развития новорожденных детей (10 дней, 20 дней) и сроки их
контроля имеются только в отечественной методике. Выделение наиболее
ранних возрастных сроков и показателей развития новорожденных детей поз-
воляет, с одной стороны, выявить отставание в развитии детей на наиболее
ранних этапах, а с другой – использовать их для диагностики развития недо-
ношенных и физиологически незрелых младенцев.
В отечественной диагностике нервно-психического развития более де-
тально и последовательно характеризуется развитие эмоциональных реакций
малыша, а в МФДР отсутствуют такие значимые показатели, как «первая
улыбка в ответ на разговор взрослого» и «комплекс оживления».
Сравнительный анализ показал также большой разброс в сроках фор-
мирования тех или иных умений. В отечественной диагностике, например,
умение самостоятельно сидеть должно быть сформировано уже в 8 месяцев, а
в МФДР – только к 10 месяцам. Большие расхождения в возрастных норма-
тивах развития отмечаются в таком важном моторном умении как «самостоя-
тельная ходьба без опоры». По данным зарубежной методики, дети овладева-
ют ходьбой без опоры после 12 месяцев, т.е. в возрастном диапазоне от
1г2мес – 1г3мес, что по показателям, принятым в России, считается значи-
тельным отставанием в развитии общих движений.
Анализ некоторых показателей развития общих движений выявил еще
большие различия в сопоставляемых шкалах. В МФДР формирование каждо-
го двигательного навыка разбито на мелкие шаги и описывается поэтапно.
Так, в 8 месяцев – ребенок сидит минимум 5 секунд, наклонившись вперед с
опорой на руки, в 9 месяцев - сидит свободно минимум 1 минуту, в 10 меся-
цев – продолжительно сидит свободно с прямой спиной и вытянутыми нога-
ми. В отечественной диагностике такая поэтапность отсутствует, в 8 месяцев
ребенок уже должен уметь сидеть.
Недостаточно отражены в зарубежной шкале последовательность и
иерархичность такой линии развития, как предпосылки понимания речи. В
общепринятой в России диагностике нервно-психического развития детей
первого года жизни, показатели развития понимания речи вводятся в содер-
жание тестового материала в 7 мес. В Мюнхенской функциональной диагно-
стике впервые они появляются только в 10 мес.
По-разному оформляются и результаты обследования детей. В отече-
ственной диагностике разработан метод количественной оценки нервно-пси-
хического развития детей, оценивающий глубину и диапазон отставания. С
этой целью выделено 5 групп развития. Первая группа соответствует нор-
мальному развитию или развитию с опережением. Начиная со второй груп-
пы, отмечается отставание на 1 и более эпикризных сроков. В случае задерж-
ки 1 и более показателей определяется степень задержки ( 1 степень- задерж-
ка 1-2 показателей , 2 степень – задержка 2-4 показателей. 3 степень – за-
держка 5-7 показателей). Результаты диагностики вписывают в индивидуаль-
ную «Карту нервно-психического развития и поведения» каждого ребенка. В
ней отмечают, какому возрасту соответствует развитие ребенка по каждому
показателю. В МФДР сознательно отказались от вычисления уровня общего
развития, который затушевал бы дифференциально-диагностические особен-
ности развития каждого ребенка. На основе результатов обследования со-
ставляется профиль развития ребенка в виде графика, который не только на-
глядно отражает уровень или возраст развития ребенка в различных функци-
ональных областях, но и дает обоснование к проведению необходимой
терапии. При повторном исследовании профильная кривая наносится на тот
же лист, что позволяет отследить динамику развития. Таким образом, МФДР
позволяет более наглядно проследить динамику развития ребенка и оценить
эффективность проводимой терапии при сравнении профилей развития ре-
бенка за определенный промежуток времени, что важно для своевременной
коррекции медико-психолого-педагогических мероприятий.
Диагностируя уровень нервно-психического развития ребенка с особен-
ностями развития, необходимо учитывать, что у всех детей важные жизнен-
ные навыки формируются по тождественной схеме и в похожей последова-
тельности, даже если из-за различных нарушений некоторые дети овладева-
ют ими очень медленно
Сравнивая полученные в результате диагностики данные с норматив-
ными показателями, можно определить сильные и слабые стороны в разви-
тии ребенка, и тем самым выбрать приоритетные направления в реабилита-
ционной работе.
Анализ данных, полученных в результате контроля за развитием детей
дает возможность планомерно и обоснованно строить комплексную работу с
малышами (оздоровительную и воспитательно-образовательную), не забегая
вперед (что может вызвать у детей перенапряжение, потерю интереса к дея-
тельности) и не пропуская ни одну ступень в развитии (помня о том, что в
этом возрасте трудно восстановить утерянное, еще хуже ломать сложившие-
ся неверные стереотипы, что обязательно отразится на самочувствии, и пове-
дении малыша).
Опыт работы показал, что диагностика нервно-психического развития
ребенка является базисом для работы специалистов дома ребенка, на основе
которой строится вся система коррекции, а с другой стороны позволяет
контролировать эффективность коррекционного процесса.
В нашем учреждении основной методикой по-прежнему является отече-
ственная диагностика нервно-психического развития детей. Мы изучили и
постарались адаптировать для работы с нашими детьми МФДР. В результате
возрастные критерии и основные линии развития ребенка были взяты из
отечественной диагностики, а последовательность и иерархичность фор-
мирования умений – из МФДР. Как показала практика, такой подход являет-
ся наиболее целесообразным в работе с детьми со сложной структурой де-
фекта.
Таким образом, раннее медико-психолого-педагогическое вмешатель-
ство, опираясь на результаты диагностики, позволяет ослабить, а в отдельных
случаях и предотвратить последствия того или иного отклонения в развитии
детей и по возможности максимально полно их социально адаптировать к
жизни.
Учителя-дефектологи Одушкина Е.Н., Дунаева Е.В.