Напоминание

Проблема выбора диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка"Солнышко", отделения "Малютка"


Авторы: Одушкина Елена Николаевна, Дунаева Елена Васильевна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУЗ СО "Дом ребенка "Солнышко"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Проблема выбора диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка"Солнышко", отделения "Малютка"
Дата публикации: 11.09.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема выбора диагностики нервно-психического развития

детей раннего возраста в условиях дома ребенка «Солнышко»

,

отделения «Малютка»

В отечественной педагогике и психологии необходимость систематиче-

ского контроля за ходом нервно-психического развития детей была признана

уже давно. Контроль за развитием ребенка в целях своевременного обнару-

жения отклонений онтогенеза дает возможность выявить и предотвратить не-

благоприятные варианты развития. Очевидно, что успешность раннего выяв-

ления, а, следовательно, и ранней коррекции отклонений в развитии у детей,

в значительной степени определяется наличием адекватных этой цели мето-

дик, их качеством и надежностью.

В отечественной практике основные показатели нервно-психического

развития детей раннего возраста и принципы контроля за развитием ребенка

были разработаны Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аскариной,

С.М. Кривиной, М.Ю. Кистяковской, Н.Ф.Ладыгиной. В этой работе прини-

мали участие К.Д. Губерт, М.А. Минкевич, Р.Г. Сорочек, З.С. Уварова, Е.П.

Бомбардирова и другие исследователи. В дальнейшем показатели нервно-

психического развития детей раннего возраста были пересмотрены и допол-

нены сотрудниками кафедры физиологии развития и нетрадиционных мето-

дов оздоровления детей Российской медицинской академии последиплом-

ного образования: для детей первого года жизни – Э.Л. Фрухт, для детей вто-

рого года – К.Л. Печорой, для детей третьего года – Г.В. Пантюхиной. Эти

авторы впервые внедрили в широкую врачебную и педагогическую практику

методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста.

Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего воз-

раста опираются на объективное изучение закономерностей процесса разви-

тия детского организма. Поэтому выделенные авторами показатели отражают

оптимальный алгоритм развития, его последовательность, возрастные сроки

формирования умений и уровень созревания, который должен быть достиг-

нут ребенком на каждом возрастном этапе в результате влияния целого

комплекса различных факторов.

В последние годы благодаря развитию международных связей, инфор-

мационных технологий и телекоммуникаций российских специалистов « за-

хлестнул» поток зарубежных диагностических методик, которые активно

внедряются в практику, конкурируя между собой, а, подчас и вытесняя при-

вычные отечественные. В связи с этим, особенно острыми и дискуссионными

становятся вопросы о преимуществах одних методов диагностики психомо-

торного развития детей первого года жизни перед другими, об обоснованно-

сти использования методик, созданных в рамках определенных подходов к

выхаживанию детей, применительно к оценке развития детей, находящихся в

других условиях воспитания, о сопоставимости результатов, полученных с

помощью разных шкал развития и т.п.

Мюнхенская функциональная диагностика развития (МФДР) была раз-

работана в 1960 году лабораторией социальной педиатрии Мюнхенского уни-

верситета под руководством профессора Т. Хельбрюгге, и с 1968 года стала

успешно применяться в практике. Ее автор, профессор Теодор Хельбрюгге,

известен во всем мире как ученый, врач, педиатр, педагог и психолог. По его

инициативе во многих странах мира построены медико-психолого-педагоги-

ческие диагностические учебно-научные центры, где тысячам детей помога-

ют избавиться от пожизненной инвалидизации.

МФДР, отражая поведение ребенка в его важнейших функциях, являет-

ся четкой системой раннего распознавания отставаний в развитии младенца.

Это врачебно-психологическая диагностика, комплексно оценивающая пси-

хомоторное развитие ребенка, не определяя при этом степень его развития в

целом, а выявляя, прежде всего, области дефицита, как потенциальные воз-

можности для стимулирования его дальнейшего развития. Это выгодно отли-

чает данную концепцию от имеющихся психологических тестов детской диа-

гностики, рассчитывающих глобальный возраст развития или коэффициент

развития, но утрачивающих при этом представление об основных точках

приложения реабилитации. С терапевтической точки зрения важно не то, на-

сколько хорош, умен или развит ребенок в психическом или двигательном

развитии, а то, в каких областях его развитие задержано.

На протяжении 30 лет МФДР успешно применяется в педиатрической

практике Германии. Реабилитационные центры, работающие по концепции

профессора Т.Хельбрюгге, созданы в Польше, Болгарии, Чехии, Хорватии,

Индии, Японии, Мексики и других странах мира. Интегративный и междис-

циплинарный подход, направленность на раннее выявление нарушений раз-

вития ребенка и комплексное лечение определяют высокую эффективность

программы, проверенную временем.

Названные диагностические методики обеспечивают стандартизиро-

ванную процедуру обследования для наблюдения и оценки хода развития по-

ведения ребенка в обыденной жизни методами тестирования, наблюдения и

сбором дополнительной информации. Они характеризуются единой возраст-

ной и содержательной направленностью; общностью конструирования диа-

гностического инструментария в соответствии с возрастной дифференциаци-

ей и иерархичностью ступеней развития младенцев; общностью методов, ко-

личественных показателей и репрезентативности нормативной выборки; еди-

ным подходом к оценке результатов диагностики развития. Различия пере-

численных методик обнаруживаются при сопоставлении выделяемых для

изучения областей развития, показателей развития, сроков осуществления

проверок.

В отечественной методике выделены содержательные линии развития

младенца: развитие зрительных ориентировочных реакций, слуховых ориен-

тировочных реакций, эмоций и предпосылок социального поведения, движе-

ний общих, движений руки и действий с предметами, предпосылок активной

речи и понимания речи, навыков в режимных процессах. В зарубежной мето-

дике выделены не линии развития, а определенные содержательные сферы,

характеризующиеся показателями нескольких линий развития, комплексно

отражающих определенные области развития и поведения младенца. Всего

их 6: движения, хватания, перцепция, говорение (как произношение), речь

(как понимание) и социальное развитие.

Таким образом, наблюдаемый разброс в содержательных сферах, по ко-

торым предполагается оценивать развитие ребенка первого года жизни, мож-

но отнести на счет различных научных концепций и методологических под-

ходов, на которые опирались авторы при создании тех или иных шкал разви-

тия, что создает определенные трудности при интерпретации результатов об-

следования детей.

В обеих методиках контроль за ходом психического развития ребенка

осуществляется помесячно, в дни близкие ко дню рождения (+ - 2-3 дня). Но

показатели развития новорожденных детей (10 дней, 20 дней) и сроки их

контроля имеются только в отечественной методике. Выделение наиболее

ранних возрастных сроков и показателей развития новорожденных детей поз-

воляет, с одной стороны, выявить отставание в развитии детей на наиболее

ранних этапах, а с другой – использовать их для диагностики развития недо-

ношенных и физиологически незрелых младенцев.

В отечественной диагностике нервно-психического развития более де-

тально и последовательно характеризуется развитие эмоциональных реакций

малыша, а в МФДР отсутствуют такие значимые показатели, как «первая

улыбка в ответ на разговор взрослого» и «комплекс оживления».

Сравнительный анализ показал также большой разброс в сроках фор-

мирования тех или иных умений. В отечественной диагностике, например,

умение самостоятельно сидеть должно быть сформировано уже в 8 месяцев, а

в МФДР – только к 10 месяцам. Большие расхождения в возрастных норма-

тивах развития отмечаются в таком важном моторном умении как «самостоя-

тельная ходьба без опоры». По данным зарубежной методики, дети овладева-

ют ходьбой без опоры после 12 месяцев, т.е. в возрастном диапазоне от

1г2мес – 1г3мес, что по показателям, принятым в России, считается значи-

тельным отставанием в развитии общих движений.

Анализ некоторых показателей развития общих движений выявил еще

большие различия в сопоставляемых шкалах. В МФДР формирование каждо-

го двигательного навыка разбито на мелкие шаги и описывается поэтапно.

Так, в 8 месяцев – ребенок сидит минимум 5 секунд, наклонившись вперед с

опорой на руки, в 9 месяцев - сидит свободно минимум 1 минуту, в 10 меся-

цев – продолжительно сидит свободно с прямой спиной и вытянутыми нога-

ми. В отечественной диагностике такая поэтапность отсутствует, в 8 месяцев

ребенок уже должен уметь сидеть.

Недостаточно отражены в зарубежной шкале последовательность и

иерархичность такой линии развития, как предпосылки понимания речи. В

общепринятой в России диагностике нервно-психического развития детей

первого года жизни, показатели развития понимания речи вводятся в содер-

жание тестового материала в 7 мес. В Мюнхенской функциональной диагно-

стике впервые они появляются только в 10 мес.

По-разному оформляются и результаты обследования детей. В отече-

ственной диагностике разработан метод количественной оценки нервно-пси-

хического развития детей, оценивающий глубину и диапазон отставания. С

этой целью выделено 5 групп развития. Первая группа соответствует нор-

мальному развитию или развитию с опережением. Начиная со второй груп-

пы, отмечается отставание на 1 и более эпикризных сроков. В случае задерж-

ки 1 и более показателей определяется степень задержки ( 1 степень- задерж-

ка 1-2 показателей , 2 степень – задержка 2-4 показателей. 3 степень – за-

держка 5-7 показателей). Результаты диагностики вписывают в индивидуаль-

ную «Карту нервно-психического развития и поведения» каждого ребенка. В

ней отмечают, какому возрасту соответствует развитие ребенка по каждому

показателю. В МФДР сознательно отказались от вычисления уровня общего

развития, который затушевал бы дифференциально-диагностические особен-

ности развития каждого ребенка. На основе результатов обследования со-

ставляется профиль развития ребенка в виде графика, который не только на-

глядно отражает уровень или возраст развития ребенка в различных функци-

ональных областях, но и дает обоснование к проведению необходимой

терапии. При повторном исследовании профильная кривая наносится на тот

же лист, что позволяет отследить динамику развития. Таким образом, МФДР

позволяет более наглядно проследить динамику развития ребенка и оценить

эффективность проводимой терапии при сравнении профилей развития ре-

бенка за определенный промежуток времени, что важно для своевременной

коррекции медико-психолого-педагогических мероприятий.

Диагностируя уровень нервно-психического развития ребенка с особен-

ностями развития, необходимо учитывать, что у всех детей важные жизнен-

ные навыки формируются по тождественной схеме и в похожей последова-

тельности, даже если из-за различных нарушений некоторые дети овладева-

ют ими очень медленно

Сравнивая полученные в результате диагностики данные с норматив-

ными показателями, можно определить сильные и слабые стороны в разви-

тии ребенка, и тем самым выбрать приоритетные направления в реабилита-

ционной работе.

Анализ данных, полученных в результате контроля за развитием детей

дает возможность планомерно и обоснованно строить комплексную работу с

малышами (оздоровительную и воспитательно-образовательную), не забегая

вперед (что может вызвать у детей перенапряжение, потерю интереса к дея-

тельности) и не пропуская ни одну ступень в развитии (помня о том, что в

этом возрасте трудно восстановить утерянное, еще хуже ломать сложившие-

ся неверные стереотипы, что обязательно отразится на самочувствии, и пове-

дении малыша).

Опыт работы показал, что диагностика нервно-психического развития

ребенка является базисом для работы специалистов дома ребенка, на основе

которой строится вся система коррекции, а с другой стороны позволяет

контролировать эффективность коррекционного процесса.

В нашем учреждении основной методикой по-прежнему является отече-

ственная диагностика нервно-психического развития детей. Мы изучили и

постарались адаптировать для работы с нашими детьми МФДР. В результате

возрастные критерии и основные линии развития ребенка были взяты из

отечественной диагностики, а последовательность и иерархичность фор-

мирования умений – из МФДР. Как показала практика, такой подход являет-

ся наиболее целесообразным в работе с детьми со сложной структурой де-

фекта.

Таким образом, раннее медико-психолого-педагогическое вмешатель-

ство, опираясь на результаты диагностики, позволяет ослабить, а в отдельных

случаях и предотвратить последствия того или иного отклонения в развитии

детей и по возможности максимально полно их социально адаптировать к

жизни.

Учителя-дефектологи Одушкина Е.Н., Дунаева Е.В.



В раздел образования