Автор: Шаркова Клавдия Андреевна
Должность: педагог
Учебное заведение: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина»
Населённый пункт: г.Рыльск, Курская область
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Решение производственных ситуационных задач по ПМ.02 «Выполнение технологических процессовпри строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов».
Дата публикации: 11.09.2025
Раздел: среднее профессиональное
1
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Решение производственных ситуационных задач по
ПМ. 02 «Выполнение технологических процессов при
строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных
объектов
».
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Разработали:
Шаркова К. А.
Шевцова Л.А.
2
Рыльск 2020 г.
Введение
Конечная цель обучения в среднем специальном учебном заведении
состоит в том, чтобы подготовить человека к реальной деятельности – и к
профессиональной, и к той, с которой сталкивается человек в повседневной
жизни. В различных ситуациях человеку приходится принимать решения о
том, какие действия надо сделать, чтобы достичь поставленной цели,
добиться запланированного результата. Он должен видеть реальную
ситуацию, предвидеть ее наиболее вероятное развитие и действовать так,
чтобы она развивалась в нужном направлении.
Важнейшим средство достижения этой цели является переход к
активным методам обучения, с помощью которых происходит не
формальная передача знаний от преподавателя студенту, а вовлечение
студента в процесс «добывания» знаний для выработки умений и навыков,
для развития экономического, правового, профессионального мышления,
организаторских способностей.
Наиболее эффективными методами обучения на старших курсах
являются деловые игры, анализ производственных ситуаций, решение
ситуационных производственных задач.
Они могут иметь место на практических занятиях как по одному
предмету, так и по комплексу предметов, а также во время практик.
Для формирования у студентов профессиональных умений применяют
решение ситуационных производственных задач, включающих описание
ситуации, исходные количественные данные и вопросы. При отсутствии
количественных данных для решения за основу могут приниматься условия
работы или конкретная ситуация, из которой можно извлечь необходимые
3
данные.
По представленной ситуации принимаются решения, которые могут
состоять в выполнении расчетов, оформлении документов, планирования
мероприятий.
Ситуационные производственные задачи решаются либо
индивидуально, либо в микрогруппах, либо коллективно.
Можно проводить
коллективное обсуждение хода и результатов работы, взаимное
рецензирование, публичную защиту различных решений одной и той же
ситуационной задачи. При решении ситуаций следует руководствоваться
теоретическими положениями, нормативными требованиями.
Для подготовки техников – строителей – важнейшее значение имеет
указание решать ситуационные производственные задачи по технологии и
организации строительного производства, конструкции зданий и
сооружений, геодезии, расчету строительных конструкций, строительным
материалам.
В методической разработке представлены задачи для конкретных
ситуаций, связанных с производством различных строительно – монтажных
работ, контролем их качества, с выбором оптимальных конструктивных
решений зданий и сооружений, расчетом технико – экономических
показателей. Задачи требуют принятия правильных организационных и
технологических решений для обеспечения производства работ в
соответствии с проектом, рабочими чертежами, требованиями нормативных
документов и сроками сдачи объектов.
Большинство задач – комплексные, так как их решение требует знаний
и умений по нескольким профилирующим предметам. Для некоторых задач
представлены исходные данные по нескольким вариантам.
При отсутствии числовых значений задачи могут решаться или в общем
виде с описанием решения, с вычерчиванием схемы, или исходные данные
могут быть даны по вариантам.
4
Решение производственных ситуационных задач.
Задание.
1. Ознакомьтесь с предложенной вам ситуацией.
2. Используя
3. Заполните таблицу.
4. Представьте результаты проделанной работы ситуации, обоснуйте
свою точку зрения.
5. Оцените работу других групп по следующим критериям.
●
Точность формулировки.
●
Полнота выявленных критериев.
●
Конечный вывод.
Задача № 1.
Между двумя колодцами отрыта вручную траншея с уклоном ( по
проекту уклон 0,5% -0,005). Длина траншеи 100м. Мастер проверил глубину
траншеи и уклон и определил отклонение от проектных данных(уклон 0,45%).
Какие геодезические работы выполнил мастер?
Можно ли было обойтись без геодезических инструментов?
5
Как был определен уклон?
Допустимо ли такое отклонение от проекта?
Задача № 2.
После производства малярных работ (известковая и клеевая окраска)
проведен контроль качества и обнаружено:
1.
Неравномерное покрытие, пятна на поверхности стен и потолков,
окрашенных краскопультами.
2.
Отмачивание известковой окрасочной пленки.
3.
Мраморовидные пятна при клеевой окраске.
4.
Растрескивание т отслаивание пленки клеевой окраски.
5.
Просвечивание нижележащего слоя при клеевой окраске.
Проанализируйте причины дефектов. Можно ли их устранить?
Задача № 3.
При производстве кровельных работ в процессе контроля их качества
обнаружено следующее:
при проверке 2 метровой рейкой основания под мастичную кровлю
под ней в направлении стока обнаружены 2 просвета непланового очертания
глубиной 7 мм. Каждый.
Произведите оценку качества кровельных работ.
Задача № 4.
При производстве малярных работ в процессе контроля качества
обнаружено, что стены жилых помещений, окрашенные масляными
составами, не однотонными, имеют пузыри на поверхности, следы кисти
заметны на расстоянии 4 м от окрашенной поверхности, имеются потеки,
отслоение пленки и морщины.
Проанализируйте причины дефектов. Как их устранить.
6
Задача № 5.
При кладке стен из глиняного кирпича при строительстве 3 – этажного
жилого дома были обнаружены следующие отклонения, в мм.:
- по толщине стен – 5
- по ширине простенков – 8
- по совмещению осей – 9
- поверхностей и углов кладки от вертикали – 18
- рядов кладки от горизонтали на 10 м. длины -15
- рядов кладки от вертикали при накладывании рейки 2 м – 7.
Произвести оценку качества каменных работ.
Задача № 6.
При монтаже крупнопанельных перегородок были обнаружены
следующие отклонения:
- смещение осей панелей от вертикали в верхнем сечении – 10мм
- разница в отметках опорных поверхностей перегородок – 12 мм
Произведите оценку качества монтажных работ.
Задача № 7.
Необходимо произвести ремонт оштукатуривания ранее
поверхностей, на которых обнаружено:
- отслоение;
- «дутики»;
- трещины.
Опишите технологию ремонтных работ.
Задача № 8.
На складе имеются рулонные кровельные материалы: рубероид
7
марок РКК-420, РИЧ -350, РПП -300, толь марки ТКП -420.
Запроектируйте рулонный ковер кровли с уклоном 3 %, наиболее
экономичный и долговечный.
Решение ситуационных производственных задач используется для
формирования у студентов профессиональных умений. Основным
дидактическим материалом служит ситуационная задача, которая
включает в себя условие (описание ситуации и исходные количественные
данные) и вопрос (задание), поставленные перед студентами. Ситуационные
задачи должны содержать все необходимые данные для ее решения, а в
случае их отсутствия – условие, из которых можно извлечь эти данные.
Все задачи связанные с производством являются ситуационными:
а) в них представлена какая – то ситуация, и надо принять решение,
которое может состоять в выполнении расчетов, оформлении документов,
планировании мероприятий. Задачи должны точно соответствовать
полученной оригинальности
и квалификации студентов или быть
значительно сложнее тех, которые им предстоит решить. Ситуационные
производственные задачи решают либо индивидуально, либо коллективно
(по 3-5 человек). После решения задач производится коллективное
8
обсуждение хода и результатов работы. При решении ситуационных
производственных задач студенты должны руководствоваться
теоретическим положением, нормативными требованиями, или обосновывая
свои интуитивные действия к вопросам.
Данный тип задач является инновационным инструментарием,
формирующим как традиционные предметные образовательные
результаты, так и новые – личностные и метопредметные результаты
образования. Ситуационные производственные задачи – это задачи,
позволяющие студенту осваивать интеллектуальные операции
последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление –
понимание – применение – анализ – синтез – ценно. Специальные
ситуационные производственные задачи заключаются в том, что она носит
ярко выраженный проектно – ориентированный характер, но для ее
решения необходимо конкретное предметное знание. Обязательным
элементом производственных ситуационных задач является проблемный
вопрос, который должен быть сформирован таким образом, чтобы студенту
удалось найти на него ответ.
Цель – подготовка профессионально – специалиста, обладающего
запасом хорошо сформированных умений, способного квалифицировано
решать профессиональные задачи.
Решение производственных ситуационных задач способствует:
●
развитию навыков самоорганизации деятельности;
●
формированию умений объяснять явление действительности;
●
развитию способности ориентироваться в мире ценностей;
●
повышению уровня функциональной грамотности;
●
формированию ключевых компетенций;
●
подготовку и профессиональный выбор;
●
ориентация в ключевых проблемах современной жизни.
9
Цель решение производственных ситуационных задач способствовать
достижению образовательных результатов обучающихся.
Технологии (метод) – это одна из интегративных технологий метод
реализации компетентностного подхода, обучение – на основе реальных
ситуаций, отличающихся практической познавательностью.
Метод организации самостоятельной деятельности обучающихся, как
аудиторно так и внеаудиторно.
Метод ориентированный на работу в проблемном поле.
Этапы решения ситуационной задачи.
1. Знакомство с ситуацией и ее особенностями.
2. Выделение основной проблемы или проблем, выделение
и
способов воздействия на ситуацию.
3. Предложение концепций и тем для обсуждения.
4. Анализ последствий принятие того или иного решения.
Этапы решения проблем.
Описание проблемы, вскрытие противоречий.
Формирование гипотезы.
Доказательство гипотезы.
Общий вывод.
Цель решения производственных ситуационных задач – закрепление и
обобщение значений, полученных в процессе обучения, приобретение
умений и навыков в решении конкретных ситуационных задач, выполнение
технологических решений с
придется сталкиваться технику в
профессиональной деятельности.
Студенту нужно:
10
1. Проанализировать его: выявить, что и почему происходит, что может
произойти и почему.
2. Объяснить ситуацию.
3. Оценить уже принятые меры.
4. Обсудить возможности будущее действие и сравнить их возможную
1. Продемонстрировать умение использовать системный подход,
ситуационный подход, широта взглядов на критику.
2. Подготовить программу действий, направленную на реализацию,
например: аналогичный метод решения проблемы проанализировать все
доступные данные.
Определить проблему: выяснить и сопоставить цель;
выдвинуть
возможные альтернативы, оценить варианты и выбрать один из них.
.