Напоминание

Проект: "Орфографическая кухня"


Автор: Гнускова Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Совхакасская СОШ"
Населённый пункт: с. Советская Хакасия Республика Хакасия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект: "Орфографическая кухня"
Дата публикации: 11.09.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Совхакасская средняя школа

2

«Игра на уроке русского языка ,

как способ формирования

орфографической грамотности

у обучающихся».

Гнускова Татьяна Павловна, учитель начальных классов

3

Формирование у школьников прочных орфографических

навыков – одна из главных задач русского языка в школе.

Причиной слабой орфографической грамотности

начальной школы является:

не сформированность орфографической зоркости, т.е.

неумение « видеть» орфограммы

учащиеся не умеют применять известные

орфографические правила .

Орфографическая зоркость развивается в процессе

выполнения разнообразных упражнений.

Существует много методических приемов, которые

позволяют предупредить ошибки и развивают

орфографическую зоркость. У каждого типа ошибок – свои

причины и важно, чтобы сам ученик, понял ее причину.

4

Приёмы:

приёмы, направленные на запоминание орфографического

облика слов, когда в центре внимания - написание слова;

приёмы, направленные в большей мере на развитие речи

учащихся, когда в центре внимания - значение слова;

приёмы, направленные и на запоминание написания, и на

развитие речи.

Продуктом деятельности по теме стали:

комплекс упражнений по развитию орфографической

зоркости;

5

Цель :

совершенствовать умение распознавать и называть

орфограммы развивать орфографическую зоркость,

внимание, память заложить основу по развитию

орфографической зоркости у младших школьников

через использовании дидактической игры.

Задачи :

-Закреплять умение находить слова с изученными

орфограммами –буквами и отличать данный вид орфограмм

от других (проверяемых и непроверяемых написаний букв

безударных гласных).

-Находить и исправлять ошибки самостоятельно, определять

степень успешности своей работы.

-Добывать новые знания , находить ответы на вопросы,

используя свой жизненный опыт .

6

Учебный материал по орфографии дети усваивают лучше

тогда, когда он подается с использованием:

занимательности

наглядности

проблемных ситуаций

обыгрывание ситуаций

ИКТ технологий

Все это помогает в достижении своей цели –

сознательного усвоения даже самых трудных правил и

понятий. Главное – работа над формированием

орфографической зоркости должна вестись

систематически из урока в урок на протяжении всего

периода обучения школьников русскому языку.

7

Для примера я подготовила урок – игру «Орфографическая

кухня».

Учитель:

На основе продуктов питания и кухонной утвари мы

разработаем с вами меню на день и составим рецепты

приготовления каждого блюда.

Задания включают приемы правописания изученных

орфограмм.

8

Первое задание:

На доске даны картинки , распределите их в два столбика

(куханная утварь и продукты питания).

Учащиеся учатся классифицировать слова .Объясняют

правописание слов устно. Записывают слова

с комментированием. В словах подчеркивают орфограмму,

правописание которых нужно запомнить.

Учащиеся делают вывод:

-словарные слова не проверяются, их нужно запомнить,

в других словах уметь подбирать проверочные слова.

9

Кухонная утварь и продукты

приготовления

10

Второе задание

В следующем задании работаем над загадкой. Загадка –

замысловатый вопрос. Она развивает у ребят смекалку, учит

мыслить образами, картинками. Занятия с загадками

выливаются в веселую, оживленную игру.

Загадка (загадка на доске)

«Меня одну не едят ,

Но без меня мало едят.»

(соль)

Учащиеся отрабатывают навыки

правописания изученных орфограмм,

объясняют правописание слов.

11

Третье задание

Письмо загадки по памяти .

Этот вид письма развивает память, мышление, речь,

внимание, воспитывает трудолюбие, аккуратность письма ,

дисциплинированность, самоконтроль.

12

Четвертое задание

Заполни таблицу.

Чтобы составить рецепты блюд, кроме данных

существительных нам нужно глаголы. Учащиеся

придумывают глаголы и заполняют таблицу .

Подчеркивают и объясняют изученные орфограммы.

Размешать

Налить

т.д

13

Четвертое задание

Составление меню .

Учащиеся предлагают свои варианты приготовления блюд.

Какие блюда можно приготовить из данных продуктов .

После обсуждения этого задания составили меню. .

Заполняют меню на отдельных листах , проявляя свое

творчество.

.

14

Пятое задание

Чтобы приготовить данное блюдо , учащиеся устно

рассказывают , как его приготовить. Составляют

предложения и записывают рецепты приготовления.

Проверка с проговариванием по слогам . Самостоятельное

исправление ошибок . Подведение итогов допущенных

ошибок. Составление рецептов второго и третьего блюда, с

устным проговариванием. Грамотная запись рецептов в

тетрадь.

Такой прием письма с комментированием использую, как

средство развития самоконтроля. Основная цель этого приёма

заключается в предупреждении ошибок при письме, в

проверке теоретических знаний учащихся, их речевых

умений. Считаю, важно приучить школьников всегда при

письме мысленно проговаривать, а трудные случаи мысленно

объяснять.

15

Результатом работы считаю - повышение качества знаний,

стремление к творческому решению поставленных задач, рост

учебной мотивации, создание благоприятного психологического

климата в классе и крепкого дружного коллектива.

С развитием творческих способностей развивается и

личность ребёнка. .Большинство учащихся ясно и логично

выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и

отстаивают свои убеждения, грамотно пишут.

Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и

систематической работы по формированию орфографической

зоркости учащихся, может дать положительные результаты: при

систематической тренировке умения видеть

орфограмму .автоматизируется и становится частью

орфографического навыка.



В раздел образования