Напоминание

Двигательные упражнения в работе психолога с детьми дошкольного возраста


Автор: Назарова Ирина Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "СОШ №12 с УИИЯ"
Населённый пункт: г. Электросталь
Наименование материала: статья
Тема: Двигательные упражнения в работе психолога с детьми дошкольного возраста
Дата публикации: 11.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Двигательные упражнения в работе психолога с детьми дошкольного

возраста.

Движение

залог

развития

ребенка.

Оно

является

основным

инструментом познания себя и окружающего пространства. В современном

мире дети все чаще проводят свободное время в гаджетах, что негативно

сказывается на двигательной сфере, которая имеет важное место в

физическом, когнитивном и эмоциональном развитии.

Двигательная активность крайне важна для укрепления организма: за

счет развития сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, мышц,

костей и суставов. Также движение помогает формировать правильную

осанку,

профилактировать

плоскостопия,

улучшать

координацию

и

равновесие ребенка.

Помимо

улучшения

физических

показателей

развития

движение

помогает развивать мозг и когнитивные функции. Движение непосредственно

связано с развитие мозга ребенка, так как усиление кровоснабжения в

мозговых структурах положительно влияет на работу отдельных зон и общую

активность мозга. При активных физических упражнениях, связанных с

использованием

обеих

рук

и/или

обеих

ног,

происходит

развитие

межполушарного взаимодействия, которое критически важно для развития

речи, логики и мышления. У детей, чья двигательная активность находится

на достаточном уровне, учеными с помощью нейровизуализации часто

отмечается связь мысли о движении с активацией зон мозга, задействованных

при реально совершенном движении. Этот факт помогает нам сделать

заключение, что «движение учит наш мозг».

Движение оказывает влияние на социально-эмоциональное развитие

ребенка. Через движение ребенок узнает на что способно его тело, учится

управлять им, что валяет на самооценку и уверенность в себе. Также

двигательная активность помогает снимать эмоциональное напряжение,

развивает навыки общения при коллективных играх.

Двигательная активность включена в режим для в дошкольных

учреждениях в виде зарядки, специальных занятия по физическому

развитию, подвижных игр в деятельности воспитателей. Но так как движения

не может быть мало, то упражнения, связанных с движением должны активно

включаться и в структуру занятий других педагогов.

Некоторые из упражнений, направленных на развитие двигательных

навыков приведены в таблице.

Направле

ние развития

Цель упражнений

Упражнения

Эмоционально-

волевая сфера

Снятие

напряжения, выражение

эмоций,

развитие

эмпатии

и

сотрудничества,

подкрепление

положительной

самооценки,

развитие

торможения

импульсивных

движений.

1.

«Зверобика»:

изображать

разных

животных

по

настроению:

грустного

медведя, радостного зайчика,

сердитого волка.

2. «Лабиринт доверия»: Один

ребенок с завязанными глазами,

другой

«проводник»,

который молча ведет его по

комнате, обходя препятствия.

Меняются ролями.

3. «Скульптор и глина»: Один

ребенок — «скульптор», другой

«глина».

«Скульптор»

придает «глине» разные позы,

выражающие эмоции (радость,

страх, усталость), далее поза

«стирается»,

и

ребенок,

изображающий

«глину»,

повторяет

позу,

«скульптор»

исправляет

ошибки,

подсказывает.

4.

«Море волнуется раз..».

Дети

изображают

волны

в

море,

по

команде

«Замри!»

замирают в позе на заданную

тему (тема может быть любою).

5. «Зеркало». Дети разбиваются

на пары, один – показывает

движения,

другой

его

зеркало, повторяет движения.

Далее дети меняются местами.

6. «Сороконожка». Дети встают

в

цепочку,

кладут

руки

на

плечи

впередистоящему.

По

команде

«сороконожка»

начинают

двигаться:

сначала

только на левых ногах, только

на правых ногах, прыгая и др.

Задача детей не «разорвать»

сороконожку.

7. «Волшебный ковер». Дети

встают небольшой группой на

ковер, их задача перевернуть

его

на

другую

сторону,

не

наступая на пол.

8. «Пол - это лава». Детям

дается

задание

перенести

какой-либо

предмет

через

комнату, не наступая на пол.

Дети сами выкладывают себе

«дорогу»

из

подручных

средств.

Когнитивная

сфера

(мышление,

внимание,

память)

Тренировка

памяти,

внимания,

логики,

пространственного

мышления.

1.

«Повторяй-ка»:

Взрослый

показывает последовательность

из

3-4

движений

(хлопок,

прыжок,

поворот),

ребенок

повторяет.

2. «Живые буквы и цифры»:

Телом изобразить букву (О, Л,

М) или цифру.

3.

«Найди

свой

цвет»:

По

команде

ребенку

нужно

добежать

и

дотронуться

до

предмета

названного

цвета.

Усложнение:

«дотронься

до

круглого красного предмета».

4. «Зеркало». Дети разбиваются

на пары, один – показывает

движения,

другой

его

зеркало, повторяет движения в

точности,

внимательно

повторяя все движения. Далее

дети меняются местами.

5.

«Пол-нос-потолок».

Ведущий называет слова «пол»,

«нос»,

«потолок»,

одновременно

показывая

на

них

рукой,

иногда

нарочно

путая.

Дети

должны

показывать то, что они слышат,

а не то, что видят.

6. «Найди клад». Ребенок по

простой

план-схеме

комнаты

ищет «клад», который отмечен

крестиком.

7. «Найди лишнее». Ведущий

называет

серию

слов

и

выполняет на каждое слово

движение.

Дети

определяют

какое

слово

лишнее,

и

повторяют

движения

за

исключением

движения

к

лишнему слову.

8. «Импульс». Дети встают в

круг

взявшись

за

руки

и

передают

«импульс»

легким

сжатием

руки

(или

последовательностью

движений) по кругу.

Речевая сфера

Развитие

мелкой

моторики,

речевого

дыхания,

чувства

ритма.

1.

«Пальчиковые

игры»:

«Сорока-ворона», «Ладушки»,

игры с пальчиковыми куклами.

2. «Дыхательная гимнастика»:

«Сдуй

снежинку»

(сдувать

ватку с ладони), «Задуй свечу»,

«Ветерок» (дуть на вертушку

или кораблик в тазу с водой).

3. «Логоритмика»: выполнять

движения

под

ритмичный

стишок,

например:

«Мы

ногами топ-топ-топ, мы руками

хлоп-хлоп-хлоп,

мы

глазами

миг-миг-миг, мы плечами чик-

чик-чик».

4. «Говорящие прыжки». Дети

прыгают по коврикам до конца

полосы, при каждом прыжке

называя

слово

на

заданную

тему.

Помимо двигательных игр и развития тонко дифференцированных

движений, необходимо развивать общие движения, согласно онтогенезу

развития ребенка: ползание, бег, прыжки на двух ногах на месте, бросание и

ловля мяча, прыжки на одной ноге.

Таким образом становится понятно, что развитие движения – важная

задача в дошкольном возрасте, способствующая не только физическому

развитию, но и развитию головного мозга ребенка.



В раздел образования