Автор: Назарова Ирина Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "СОШ №12 с УИИЯ"
Населённый пункт: г. Электросталь
Наименование материала: статья
Тема: Двигательные упражнения в работе психолога с детьми дошкольного возраста
Дата публикации: 11.09.2025
Раздел: дошкольное образование
Двигательные упражнения в работе психолога с детьми дошкольного
возраста.
Движение
–
залог
развития
ребенка.
Оно
является
основным
инструментом познания себя и окружающего пространства. В современном
мире дети все чаще проводят свободное время в гаджетах, что негативно
сказывается на двигательной сфере, которая имеет важное место в
физическом, когнитивном и эмоциональном развитии.
Двигательная активность крайне важна для укрепления организма: за
счет развития сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, мышц,
костей и суставов. Также движение помогает формировать правильную
осанку,
профилактировать
плоскостопия,
улучшать
координацию
и
равновесие ребенка.
Помимо
улучшения
физических
показателей
развития
движение
помогает развивать мозг и когнитивные функции. Движение непосредственно
связано с развитие мозга ребенка, так как усиление кровоснабжения в
мозговых структурах положительно влияет на работу отдельных зон и общую
активность мозга. При активных физических упражнениях, связанных с
использованием
обеих
рук
и/или
обеих
ног,
происходит
развитие
межполушарного взаимодействия, которое критически важно для развития
речи, логики и мышления. У детей, чья двигательная активность находится
на достаточном уровне, учеными с помощью нейровизуализации часто
отмечается связь мысли о движении с активацией зон мозга, задействованных
при реально совершенном движении. Этот факт помогает нам сделать
заключение, что «движение учит наш мозг».
Движение оказывает влияние на социально-эмоциональное развитие
ребенка. Через движение ребенок узнает на что способно его тело, учится
управлять им, что валяет на самооценку и уверенность в себе. Также
двигательная активность помогает снимать эмоциональное напряжение,
развивает навыки общения при коллективных играх.
Двигательная активность включена в режим для в дошкольных
учреждениях в виде зарядки, специальных занятия по физическому
развитию, подвижных игр в деятельности воспитателей. Но так как движения
не может быть мало, то упражнения, связанных с движением должны активно
включаться и в структуру занятий других педагогов.
Некоторые из упражнений, направленных на развитие двигательных
навыков приведены в таблице.
Направле
ние развития
Цель упражнений
Упражнения
Эмоционально-
волевая сфера
Снятие
напряжения, выражение
эмоций,
развитие
эмпатии
и
сотрудничества,
подкрепление
положительной
самооценки,
развитие
торможения
импульсивных
движений.
1.
«Зверобика»:
изображать
разных
животных
по
настроению:
грустного
медведя, радостного зайчика,
сердитого волка.
2. «Лабиринт доверия»: Один
ребенок с завязанными глазами,
другой
—
«проводник»,
который молча ведет его по
комнате, обходя препятствия.
Меняются ролями.
3. «Скульптор и глина»: Один
ребенок — «скульптор», другой
—
«глина».
«Скульптор»
придает «глине» разные позы,
выражающие эмоции (радость,
страх, усталость), далее поза
«стирается»,
и
ребенок,
изображающий
«глину»,
повторяет
позу,
«скульптор»
исправляет
ошибки,
подсказывает.
4.
«Море волнуется раз..».
Дети
изображают
волны
в
море,
по
команде
«Замри!»
замирают в позе на заданную
тему (тема может быть любою).
5. «Зеркало». Дети разбиваются
на пары, один – показывает
движения,
другой
–
его
зеркало, повторяет движения.
Далее дети меняются местами.
6. «Сороконожка». Дети встают
в
цепочку,
кладут
руки
на
плечи
впередистоящему.
По
команде
«сороконожка»
начинают
двигаться:
сначала
только на левых ногах, только
на правых ногах, прыгая и др.
Задача детей не «разорвать»
сороконожку.
7. «Волшебный ковер». Дети
встают небольшой группой на
ковер, их задача перевернуть
его
на
другую
сторону,
не
наступая на пол.
8. «Пол - это лава». Детям
дается
задание
перенести
какой-либо
предмет
через
комнату, не наступая на пол.
Дети сами выкладывают себе
«дорогу»
из
подручных
средств.
Когнитивная
сфера
(мышление,
внимание,
память)
Тренировка
памяти,
внимания,
логики,
пространственного
мышления.
1.
«Повторяй-ка»:
Взрослый
показывает последовательность
из
3-4
движений
(хлопок,
прыжок,
поворот),
ребенок
повторяет.
2. «Живые буквы и цифры»:
Телом изобразить букву (О, Л,
М) или цифру.
3.
«Найди
свой
цвет»:
По
команде
ребенку
нужно
добежать
и
дотронуться
до
предмета
названного
цвета.
Усложнение:
«дотронься
до
круглого красного предмета».
4. «Зеркало». Дети разбиваются
на пары, один – показывает
движения,
другой
–
его
зеркало, повторяет движения в
точности,
внимательно
повторяя все движения. Далее
дети меняются местами.
5.
«Пол-нос-потолок».
Ведущий называет слова «пол»,
«нос»,
«потолок»,
одновременно
показывая
на
них
рукой,
иногда
нарочно
путая.
Дети
должны
показывать то, что они слышат,
а не то, что видят.
6. «Найди клад». Ребенок по
простой
план-схеме
комнаты
ищет «клад», который отмечен
крестиком.
7. «Найди лишнее». Ведущий
называет
серию
слов
и
выполняет на каждое слово
движение.
Дети
определяют
какое
слово
лишнее,
и
повторяют
движения
за
исключением
движения
к
лишнему слову.
8. «Импульс». Дети встают в
круг
взявшись
за
руки
и
передают
«импульс»
легким
сжатием
руки
(или
последовательностью
движений) по кругу.
Речевая сфера
Развитие
мелкой
моторики,
речевого
дыхания,
чувства
ритма.
1.
«Пальчиковые
игры»:
«Сорока-ворона», «Ладушки»,
игры с пальчиковыми куклами.
2. «Дыхательная гимнастика»:
«Сдуй
снежинку»
(сдувать
ватку с ладони), «Задуй свечу»,
«Ветерок» (дуть на вертушку
или кораблик в тазу с водой).
3. «Логоритмика»: выполнять
движения
под
ритмичный
стишок,
например:
«Мы
ногами топ-топ-топ, мы руками
хлоп-хлоп-хлоп,
мы
глазами
миг-миг-миг, мы плечами чик-
чик-чик».
4. «Говорящие прыжки». Дети
прыгают по коврикам до конца
полосы, при каждом прыжке
называя
слово
на
заданную
тему.
Помимо двигательных игр и развития тонко дифференцированных
движений, необходимо развивать общие движения, согласно онтогенезу
развития ребенка: ползание, бег, прыжки на двух ногах на месте, бросание и
ловля мяча, прыжки на одной ноге.
Таким образом становится понятно, что развитие движения – важная
задача в дошкольном возрасте, способствующая не только физическому
развитию, но и развитию головного мозга ребенка.