Напоминание

Тире между подлежащим и сказуемым


Автор: Заика Галина Фёдоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГКОУ Школа № 4 города Амурска Хабаровского края
Населённый пункт: город Амурск
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым
Дата публикации: 11.10.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка к сценарию урока

Тире между подлежащим и сказуемым

Автор

(ФИО,

должность);

Заика Галина Фёдоровна , учитель русского языка и литературы

ОУ:

КГКОУ Школа № 4 города Амурска Хабаровского края

Предмет:

Русский язык

Класс (возраст):5 класс

Тема:

Тире между подлежащим и сказуемым

Тип урока:

урок открытия новых знаний

Цель:

обучающиеся получат возможность углубить знания о постановке тире в простом предложении.

Задачи:

организовать работу учащихся по выработке умения применять орфографические и пунктуационные навыки;

организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений;

организовать деятельность учащихся по самостоятельному поиску новых знаний;

создание условий для формирования бережного отношения к собственному здоровью

создать условия для развития речи, мышления, орфографической и пунктуационной зоркости, обогащения словарного

запаса;

создать условия для формирования навыков самоанализа, умения сделать выбор.

Формат:

WPS Office

Данная работа содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе с подробным описанием всех его этапов.

Интересными моментами в уроке являются лингвистическая задача,постановка перед учениками проблемы и физминутка.

Кроме этого, работа обучающихся на этапе открытия новых знаний проводится поисковым методом.

Подробная технологическая карта имеет практическую значимость: её может использовать в работе не только опытный , но и

начинающий педагог.

Тема урока:

Тире между подлежащим и сказуемым

Цель урока: обучающиеся получат возможность углубить знания о постановке тире в простом предложении.

Задачи:

организовать работу учащихся по выработке умения применять орфографические и пунктуационные навыки;

организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений;

организовать деятельность учащихся по самостоятельному поиску новых знаний;

создание условий для формирования бережного отношения к собственному здоровью

создать условия для развития речи, мышления, орфографической и пунктуационной зоркости, обогащения словарного запаса;

создать условия для формирования навыков самоанализа, умения сделать выбор.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

подготовить обучающихся к работе на уроке;

проверить подготовленность рабочего места учащихся к уроку,

организовать внимание класса к работе на уроке,

включить в учебный ритм,

создать положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Метод: беседа

Форма работы: фронтальная

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на

предстоящую деятельность.

Сегодня мы продолжим работу с большим и интересным разделом русского языкознания –

синтаксисом и его основной единицей-предложением

Результат: полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2

Актуализация опорных

знаний.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

Уметь давать ответ на поставленный контрольный вопрос по теоретическому материалу; применять

полученные ранее знания на практике.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

определить уровень знаний обучающихся о грамматической основе предложения, способах ее

выражения и знаках препинания в предложении;

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Метод: практический

Открыли тетради, записали число, классная работа.

Тему пока не записываем

Слово учителя. На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды

сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос:

1. Главные члены предложения – это...

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это...

3. Подлежащее – это...

4. Подлежащее чаще всего выражается...

5. Сказуемое – это главный член предложения, который...

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется...

7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются...

8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых...

9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...

10. Составное именное сказуемое – это...

Тест 1.

Задание: определите тип сказуемого в предложениях.

Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода казалась тёплой.а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Ключ к тесту: Типы сказуемых: количество правильных ответов соответствует вашей оценке

Тест 1. В В А А Б (Взаимопроверка) Поставили оценки и сдали листочки.

Результат: сформированность умения постановки тире между подлежащим и сказуемым.

3

Лингвистическая задача

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

Обучающиеся решают лингвистическую задачу, опираясь на имеющиеся знания о простом

предложении, орфографические знания.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

определить уровень знаний обучающихся.

Задание: запишите предложение (1чел.работает у доски и объясняет выборочно орфограммы)

Затем сверка с доской. (Класс записывает, затем сверяем)

На утренн... з...ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно )розовые и красноватые

т...на и приобретают теплый оттенок.

Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

Укажите вид сказуемого. (Составное глагольное сказуемое)

Устно сделаем синтаксический разбор.

4

Постановка проблемы

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы,

стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации;

Мотивация изучения темы опирается на личный опыт обучающихся.

Форма работы: работа в парах.

Метод: проблемно-поисковый

-Ребята, а что такое оттенок?( Работа со словарём накануне домашнее задание)

Оттенок– разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и

на доске)

- Подчеркните грамматическую основу.

- Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

- Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

- Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.

Венера – самая яркая звезда ночного неба. Её глаза как яркие звёзды.

Родине служить – Родину любить Старость не радость

Язык – это история народа Зима словно сказка.

- Сравните эти предложения.

- Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы

объяснить?

- Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)

Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы.

5

Формулировка темы урока и

определение цели урока

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

сформулировать тему и цель урока;

сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, отстаивая свою точку зрения и принимая

позицию других.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

формулирование темы и цели урока обучающимися.

Принятая цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их

выполнения.

Форма работы: фронтальная беседа

Метод: словесный ( беседа)

- Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между

подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь (слайд)

- Какая цель у нас будет на сегодняшнем уроке? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда

нет)(слайд)

- Молодцы!

Результат: цел

ь

и тема сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

6

Работа над открытием

нового знания.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться определять случаи непостановки тире между подлежащим и сказуемым

Цель и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать совместную работу обучающихся по построению алгоритма непостановки тире между

подлежащим и сказуемым

Методы: поисковый

Форма работы: работа в парах

1. Ребята, где мы можем узнать новое о постановке тире между подлежащим и сказуемым?

2.Найдите сами, в каком параграфе идёт об этом речь?

3. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф (15, стр. 80)

4.Найдите ту информацию, которую мы не изучали?

5. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.

(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет

читать)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)

Тире ставится:

1. Существительное + существительное

Лес — друг человека.

2. Числительное + числительное.Дважды два — четыре.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу — любить родину.

4. Существительное + н. ф. глаг.

Наша задача — хорошо учиться.

5. Н. ф. глаг. + существительное

Ходить босиком — удовольствие.

6. Это, вот, значит

Чтение — вот лучшее учение.

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не

Старость не радость.

2. При сказуемом есть как, будто Пруд как зеркало. Зимний лес будто сказка.

3. Подлеж. = местоим.

Он врач.

- Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, при каких

условиях в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика

оно не стоит.

Результат:

определять степень выражения грамматической основы предложения и случай

постановки и непостановки тире между подлежащим и сказуемым,

учить осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

7

Физкультминутка

на доске 4-5 листиков или бабочек. Найдите глазками бабочки или листики или посчитайте их

8

Применение новых знаний

на практике

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей .

Цель и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

развивать умение логически строить цепь собственных суждений;

формировать умение взаимодействовать по ходу выполнения задания;

развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы.

Форма работы: фронтальная

Метод: практический

В ходе выполнения заданий установить связи между отдельными операциями, выполнять действия

по алгоритму, уметь выстраивать логическую цепь рассуждении, задавать вопросы, помогающие

участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу.

УПР153 1ч.( 2предл. устно или письм.) с объяснен.постановки тире или отсутст.

2. Самостоятельная работа (работа в парах по вариантам: 1 в. - выписывают предложения с

тире с 1 по 5 предложения; 2 в. - выписывают предложения без тире с 6 по10 предложения)

(слайд)

1

. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять двадцать пять.

У каждого на партах ( работают отдельно, а затем вместе)

КЛЮЧ К ОТВЕТАМ: Правильные ответы: ставим тире – 2, 3, 7, 8, 10 (Отмечают всё на

листочках) листочках

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души - зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать - цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга - самая красивая река.

8. Великое дело - новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять - двадцать пять.

Результат: построить предметное действие в соответствии с алгоритмом.

8

Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

оценить значимость учебных действий для самого себя..

Цель и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

формировать осознанность и критичность учебных действий;

осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с

точки зрения их соответствия замыслу и условиям

Форма работы: индивидуальная

Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою

деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.

Какую цель мы ставили перед собой?

Достигли мы этой цели?

Что мы делали для этого на уроке?

Назовите ключевые слова урока?

9

Задание на дом.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

понимание содержания домашнего задания и путей их реализации.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

сообщить учащимся о домашнем задании,

проверить уровень овладения изучаемого материала.

Метод: словесный .

Форма работы: индивидуальная.

Информация о домашнем задании, проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и

способов её выполнения, соответствие содержания домашней работы уровню обученности

учащихся. Домашнее задание представлено с учетом возможностей обучающихся.

Параграф 15, упр. 153 (3часть) ИЛИ 8 – 10 пословиц на тему «Жизнь» или другие на ваш выбор, где

необходимо поставить тире (Напечатать )

Результат: применять на практическом уровне обучающимися полученных знаний.



В раздел образования