Напоминание

Особенности развитие гибкости борцов греко-римского стиля младшего школьного возраста


Авторы: Руге Артур Владимирович, Владимир Андреевич Федосов
Должность: тренер-преподаватель по греко-римской борьбе
Учебное заведение: МБУ ДО СШ "Восток"
Населённый пункт: г. Арсеньев Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности развитие гибкости борцов греко-римского стиля младшего школьного возраста
Дата публикации: 11.11.2024
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА « ВОСТОК »

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТРЕНЕРА – ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО

ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ РУГЕ АРТУРА ВЛАДИМИРОВИЧА

«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО

СТИЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1. Значимость гибкости в борьбе греко – римского стиля..................................5

2. Развитие гибкости в борьбе греко – римского стиля……….…..……...….

…..7

3. Игра как средство развития гибкости.........…………………………………...8

4. Характеристика экспериментальной методики развития гибкости борцов

греко – римского стиля младшего школьного возраста….…….………………

12

5. Заключение.........................................................................................................19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................20

ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................21

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Воспитание здорового и физически развитого подрастающего поколения

во

все

времена

являлось

важнейшей

педагогической

задачей.

На

современном этапе, когда в связи с появлением у детей разнообразных

гаджетов, их физическая активность значительно снижается, эта задача

становится особенно актуальной.

Движение является основой полноценного психического и физического

развития детей, во время которого формируются личностные качества,

физическая красота.

Гибкость – это одно из основных физических качеств, которое

характеризуется

степенью

подвижности

звеньев

опорно-двигательного

аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.

Вопросы развития гибкости занимают ведущее место во всех видах спорта.

Необходимость развития гибкости не раз подчеркивалась в различных

исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов. Фактические

данные, подтверждающие значимость гибкости для общего состояния

здоровья,

поддержания

жизненного

тонуса

и

полноценного

функционирования всего организма.

Недостаточная гибкость является причиной снижения результативности

тренировок, направленных на воспитание других качеств. Недостаточная

подвижность в суставах не позволяет использовать эластические свойства

мышц для повышения эффективности силовой работы, ограничивает

возможности

тренировочных

методов,

направленных

на

повышение

мощности рабочих движений, улучшение координации. В борьбе гибкость

является фундаментальным физическим качеством, от воспитания которого

зависит результативность, как тренировок, так и соревнований.

Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность

движений,

увеличивает

путь

эффективного

приложения

усилий

при

выполнении физических упражнений. Упражнения на гибкость являются

одним из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки и

гармоничного физического развития.

Объект исследования: физическое воспитание борцов греко-римского

стиля младшего школьного возраста.

Предмет исследования:

методика развития гибкости борцов греко-

римского стиля младшего школьного возраста.

Цель

исследования:

выявить

эффективность

методики

развития

гибкости борцов греко-римского стиля младшего школьного возраста.

В соответствии с целью и предметом исследования сформулированы

следующие задачи:

1. Анализ научной и учебно-методической литературы;

2. Разработать комплекс упражнений для развития гибкости

борцов

греко-римского стиля младшего школьного возраста;

3. Выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для

развития гибкости борцов греко-римского стиля младшего школьного

возраста.

Гипотеза

исследования:

предполагается,

что

использование

разработанной

методики

будет

способствовать

более

эффективному

развитию гибкости борцов греко-римского стиля младшего школьного

возраста.

1.

Значимость гибкости в борьбе греко-римского стиля

Гибкость – это одно из основных физических качеств, которая

характеризуется

степенью

подвижности

звеньев

опорно-двигательного

аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.

Вопросы развития гибкости занимают ведущее место во всех видах спорта.

Это физическое качество необходимо развивать систематически и с раннего

детства. Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в

мышцах, суставах и вегетативных системах. В некоторых движениях

гибкость

играет

основополагающую

роль.

Недостаточная

гибкость

спортсмена приводит к травмам, к некачественной технике.

Различают два вида гибкости: активную и пассивную. Активная гибкость

проявляется в собственных движениях за счет направленного сокращения

мышц, а пассивная гибкость – в изменении положений частей тела под

действием внешних сил. Оба вида гибкости в борьбе проявляются в полной

мере.

Гибкость определяет уровень спортивного мастерства в борьбе. При

недостаточном уровне гибкости замедляется процесс освоения двигательных

навыков, ограничивается возможность проявления силы, скоростных и

координационных

способностей,

ухудшается

внутримышечная

и

межмышечная координация, снижается экономичность работы, возрастает

вероятность повреждения тканей.

Недостаточная гибкость является причиной снижения результативности

тренировок, направленных на воспитание других качеств. Недостаточная

подвижность в суставах не позволяет использовать эластические свойства

мышц для повышения эффективности силовой работы, ограничивает

возможности

тренировочных

методов,

направленных

на

повышение

мощности рабочих движений, улучшение координации. В борьбе гибкость

является фундаментальным физическим качеством, от воспитания которого

зависит результативность, как тренировок, так и соревнований.

Классическая борьба является тандемом гибкости и силы. В силу

специфики борьбы особое место в тренировках уделяется проработке

«моста», положения атлета при котором ковра касаются только руки и пятки,

а спина изогнута дугой. Для развития гибкости используется разучивание

определённого набора акробатических упражнений: кувырки, колесо, фляк,

рондат, стойка и хождение на руках, подъём со спины прогибом… Без

крепких и эластичных суставов, кровеносных сосудов и лимфосистемы борец

не имеет шансов на победу, поэтому тщательным образом отрабатывается

техника падения и самостраховки.

В греко-римской борьбе запрещены технические действия ногами

(зацепы, подножки, подсечки) и против ног. Человеку приходилось всегда

отстаивать облюбованный участок земли, реки, озера, убитого зверя и т.п.,

поэтому борьба в утилитарном смысле всегда было одним из средств

выживания, самосохранения. В более поздние времена борьба стала играть

важнейшую прикладную роль в физической подготовке воинов.

В настоящее время греко-римская борьба – один из популярнейших видов

спорта, имеющий большое воспитательное, оздоровительное, прикладное

значение. Занятия греко-римской борьбой в полной мере обеспечивают

укрепление здоровья, высокую физическую подготовку, формирование

жизненно важных двигательных умений и навыков. Борьба предполагает

воспитание гармонически развитых людей, готовых к трудовой, оборонной,

спортивной и другим общественно полезным видам деятельности.

2. Развитие гибкости в борьбе греко-римского стиля

В детском и юношеском возрасте проявляется большая гибкость во всех

суставах и большая подвижность сочленений. Поэтому одной из главных

спортивно-педагогических задач преподавателя является систематическая

работа по развитию гибкости у занимающихся в первые годы занятий.

Хорошая гибкость способствует правильному выполнению технических

действий, а систематические упражнения в выполнении приемов техники-

специфическому совершенствованию гибкости. Для воспитания гибкости

используются следующие специальные упражнения и методические приемы:

1.

Упражнения

без

предметов

с

постепенно

увеличивающейся

амплитудой.

2. Упражнения на растягивание; повторные пружинящие движения

(наклоны вперед, в сторону, прогибы и различные приседания).

3. Упражнения, имитирующие приемы борьбы, по возможности с

большей амплитудой.

4. Упражнения с использованием активной и пассивной гибкости (с

помощью снарядов, с помощью партнера и т. п.).

Специальные упражнения на развитие гибкости обязательно включаются

в

подготовительную

часть

любой

тренировки

по

борьбе.

Занятия борьбой способствуют воспитанию гибкости только в том случае,

если содержание их соответствует этой задаче.

Из общеразвивающих упражнений наиболее эффективными следует

считать упражнения из акробатики, спортивных игр (баскетбол, футбол,

хоккей, регби), воднолыжного спорта.

Все упражнения на развитие гибкости нужно выполнять в и быстро

меняющихся условиях. Поэтому из специальных упражнений, направленных

на воспитание ловкости, наилучшими следует считать простейшие виды

борьбы, применяемые в игровой и соревновательной форме. После того, как

борцы в первые годы занятий пройдут необходимую подготовку по

воспитанию гибкости, незаменимым средством совершенствования этого

качества

становятся

учебно-тренировочные,

тренировочные

и

соревновательные схватки.

Ловкость борца успешно совершенствуется в тех случаях, когда тренер не

ограничивается

достигнутыми

результатами

спортсменов

в

освоении

техники, а стремится найти варианты, наиболее соответствующие их

индивидуальным особенностям.

3. Игра как средство развития гибкости

Гибкость это способность выполнять движения с большой амплитудой.

Для формирования этой очень важной для борца качества подбирают или

создают такие игры, которые целенаправленно воздействуют на отдельные

мышечные группы, связки, суставы.

Лучшим средством развития всех способностей борца, необходимых для

того, чтобы одерживать победы над противником и над собой, своими

недостатками, является игра. В игре человек обязательно, хочет он того или

нет, раскрывается как личность со всеми присущими ему положительными и

отрицательными качествами. Игра развивает физические и психические

качества человека, его интеллект, волю и адаптивность, т. е. способность

ориентироваться в различных ситуациях. Игра закаливает и формирует

характер, учит переносить и преодолевать трудности, воспитывает чувство

самоотверженности, которое позволяет человеку, возвысившись над собой,

обрести и укрепить дух терпимости и уважения к другому человек).

В то же время в процессе игры гораздо интереснее изучать элементы

техники и тактики борьбы, прочнее усваиваются многие сложные приемы,

развиваются творческие способности.

В

планах

учебно-тренировочной

работы

каждый

тренер

заранее

предполагает

такой

круг

подвижных

игр

и

игровых

упражнений,

способствующих

успешному

выполнению

основных

задач

каждой

тренировки. Для проведения большинства игр необходим определенный

спортивный инвентарь (чучела, набивные, баскетбольные и волейбольные

мячи, скакалки, гимнастические скамейки и т.д.).

Наличие правил исключает произвольное толкование обязанностей и

действий игроков, упорядочивает их взаимодействие, устраняет случаи

излишнего возбуждения, отрицательных поступков, благоприятно влияет на

проявление позитивных эмоций.

Одним из основных условий проведения подвижных игр в учебно-

тренировочном

занятии

является

то,

что

между

ними

и

другими

упражнениями, введенными к занятиям, должна обеспечиваться тесная

организационно-методическая преемственность и взаимосвязь. Не следует на

том же занятии обучать элементам техники или тактики и проводить новую

подвижную игру, не связанную с материалом, который изучается. Помните,

что подвижные игры с большими физическими нагрузками перед изучением

упражнений, требующих значительной концентрации внимания и точности

движений, могут осложнить их усвоение.

Объясняя новую игру, учитывают, что юные единоборцы уже имеют

определенный опыт участия в различных играх и некоторую спортивную

подготовку.

Итак,

на

занятии

меньше

рассказывают

об

основных

требованиях к борцам, а больше – о значении, техники и тактики данной

игры. При этом объяснение желательно сопровождать показом типовых

технических приемов, входящих в игры, демонстрировать отдельные

тактические комбинации. Знакомить учащихся с новой сложной подвижной

игрой лучше в упрощенном варианте, впоследствии постепенно усложняя ее.

Во время игры всегда идет ожесточенная борьба, которая определяет

победителей

и

побежденных,

что

иногда

сопровождается

упреками,

недоразумением и даже отчуждением игроков. Поэтому тренер должен

позаботиться прежде всего об умелой организации игры, а также уметь

сдерживать

негативные

эмоции

спортсменов,

сохранять

дружеские

отношения между ними. Это поможет создать сплоченный коллектив,

воспитать настоящих коллективистов, привить уважение к спортивным

традициям.

Если во время игры некоторые воспитанники выполняют движения

неуклюже, неумело, то предоставьте им своевременную помощь, замечания

делайте в тактичной форме, запрещайте другим смеяться над ними.

Спокойный тон, выдержка при разборе конфликтной ситуации, уважение

достоинства своих учеников и тактично вынесенное решение повысят ваш

авторитет, укрепят доверие и уважение к вам.

Каждая подвижная игра имеет свою цель, содержание и правила.

Включая любую из них в план занятия (подготовительной, основной или

заключительной части), творчески подходите к ее подбору, подготовке и

проведению игр.

При этом соблюдайте следующие правила:

1. В игре вносят определенные изменения в зависимости от контингента

учащихся, наличие инвентаря и других обстоятельств; предусматривают свои

варианты, которые наиболее соответствуют основным задачам занятия.

2. Воспитанников учат прежде простым играм, а сложные проводят

сначала по упрощенным правилам, постепенно усложняя их.

3. Спортсменов делят на примерно равные по силам команды (весовым

категориям, возрасту, физической подготовленностью).

4. Игра должна быть эмоциональная, динамичная. Однообразные

движения и статичные положения вызывают быструю усталость, тормозят

усвоение новых двигательных качеств.

5. Чтобы предотвратить переутомление юных борцов, четко определяют

дозировку игры (ее время или количество повторений). Если игроки устали,

игру прекращают досрочно.

6. Воспитанников приучают соблюдать правила игры, точно выполнять

действия и движения. Иначе это может привести к неправильному усвоению

элементов техники и тактики.

7. Если во время игры участники допускают много ошибок и нарушений,

ее прекращают, делают необходимые указания.

8. На одном занятии не следует применять много игр, а также проводить

одну игру долгое время. Почувствовав, что интерес к игре потерян, ее

прекращают или заменяют другой.

9. Если во время занятий применяют большие нагрузки, то в конце или в

середине его предлагают спокойные игры, которые уменьшают нервное

возбуждение и активизируют внимание учащихся.

10. Если упражнение можно выполнить в обе стороны, то при повторении

игры задачу выполняют и в другую сторону.

11. Наиболее подготовленных и способных учеников привлекают к

руководству

отдельными

играми.

Это

приучает

юных

борцов

к

самостоятельности.

12. Строят участников для проведения игры в колонны, впереди ставят

меньших ростом, что позволит всем наблюдать за ходом игры.

13. Подводя итоги, каждой игры и определяя победителей, обязательно

учитывают правильность выполнения упражнения или отдельных элементов,

особенно тех, которые непосредственно способствуют усвоению техники и

тактики спортивной борьбы. Это поможет более качественно овладеть

двигательными навыками.

Над совершенствованием гибкости следует работать ежедневно. Нельзя

проводить игры на гибкость в случае сильной усталости.

4. Характеристика экспериментальной методики развития гибкости

борцов греко – римского стиля младшего школьного возраста

С целью проверки гипотезы мной была организована экспериментальная

работа, которая включала в себя три этапа:

1.

Констатирующий.

Целью

данного

этапа

явилось

определение

актуального

уровня

развития

гибкости

борцов

греко-римского

стиля

младшего школьного возраста.

2. Формирующий. На данном этапе осуществлялась реализация системы

игровых упражнений с целью развития гибкости борцов греко-римского

стиля младшего школьного возраста.

3.

Контрольный.

Цель

данного

этапа

заключалась

в

оценке

эффективности проведённой работы по развитию гибкости

борцов греко-

римского стиля младшего школьного возраста.

Тестирование в рамках констатирующего этапа было проведено с целью

оценки уровня развития гибкости у борцов греко-римского стиля младшего

школьного возраста.

Тестирование

включало

измерение

показателей

гибкости

с

использованием следующих тестов:

Тест 1. «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье»

(Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов).

Наклон вниз с прямыми ногами на гимнастической скамье проводился по

следующим параметрам: испытуемый вставал на гимнастическую скамью со

шкалой результатов. Ноги должны стоять вместе. Наклон вниз до предела, не

сгибая ног в коленях, пальцами коснуться до измерительной ленты и

задержаться в этом положении на 5 секунд. Результат записывается с третьей

попытки (приложение 1).

Тест 2. «Мост гимнастический» (Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов).

Испытуемый в положении лежа лицом вверх. Ноги согнуты в коленях.

Стопы как можно ближе подтянуты к ягодицам. Руки опираются на уровне

плеч по обеим сторонам головы. Подняться из этого положения в положения

«Мостик». Руки и ноги как можно теснее сближаются. Измеряется

расстояние между ладонями и пятками. Одна попытка (приложение 2).

Тест 3. «Продольный шпагат» (Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов).

Испытуемый садится на шпагат. Ноги должны быть прямыми. Замер

расстояния от пола до таза (приложение 3).

На формирующем этапе с борцами греко-римского стиля младшего

школьного возраста на каждой тренировке проводились игры на развитие

гибкости.

Эстафета «раков»

Игроков делят на 3-4 равные команды и выстраивают за линией старта в

колонны по одному у края ковра. Направляющие становятся в положение

упора сидя сзади лицом вперед.

По сигналу, подняв с ковра таз и переставляя руки и ноги, они

продвигаются к противоположному краю ковра, там разворачиваются и,

двигаясь назад, финишируют. Как только первый игрок пересечет линию

старта, упражнение начинает второй.

Побеждает команда, игроки которой быстрее преодолеют этапы эстафеты

и сделают меньше ошибок. Повторить 2-3 раза.

Правило. Если спортсмен коснулся ковра тазом, команде начисляется

штрафное очко.

«Положи и подними мяч»

Воспитанников делят на 2 или несколько равных команд и строят в

колонны по одному за краем ковра. У каждого направляющего в руках

набивной мяч.

По сигналу тренера первые игроки бегут по прямой на противоположную

сторону ковра до того места, где сталкиваются край ковра со стенкой, кладут

мячи на ковер у стенки, возвращаются к ней спиной и, переставляя по ней

руки, становятся на борцовский мост. После этого берут в руки мяч и,

отталкиваясь им от стены, встают с моста, быстро возвращаются к своей

команде и передают мяч следующему игроку, который выполняет то же

задание. Второй передает мяч третьему и т. д., пока все участники пройдут

этапы эстафеты.

Побеждает команда, первый игрок которой быстрее других поднимет мяч

над головой. Повторить 2-3 раза.

Правила.

1. Если мяч потерян, его поднимают и продолжают игру.

2. Вставать с моста разрешается, только опираясь о стену мячом.

Вариант. Та же игра, но спортсмен опускается на мост, держа мяч в

руках и опираясь им о стену.

«Качалка» («Промокашка»)

Участников делят на 3-4 команды по 4-5 игроков в каждой, и строят за

пределами ковра в колонны по одному с интервалами 2-3 м. На расстоянии 4-

5 м от линии старта обозначают линию поворота. Направляющие становятся

на колени, согнув руки и держа ладони вперед у груди.

По сигналу тренера первый игрок, прогибаясь, делает перекат вперед на

грудь, упираясь руками в ковер, и, толкаясь руками и подставляя голову,

переворачивается на борцовский мост с упором руками в ковер за головой.

Затем толчком рук он возвращается в исходное положение. И так до линии

поворота. После этого вскакивает на ноги и быстро финиширует, передавая

эстафету следующему игроку хлопком по ладони. Игра продолжается, пока

все игроки выполнят задание.

Побеждает команда, последний игрок которой финиширует первым.

Правила:

1. За каждый преждевременный старт команде начисляется штрафное

очко.

2. Если участник, не дойдя до места поворота, повернул назад, его

штрафуют так же.

Вариант. Та же игра, но спортсмен возвращается назад, переворачиваясь

боком в положении «лягушка».

«Мост и «треугольник»

Игроки двух команд выстраивают в колонны по одному за краем ковра.

Интервал между ними - 3-4 м. Перед командами посреди ковра и за 1 м до

его края чертят два круга диаметром 1 м.

По сигналу направляющие быстро бегут к первому кругу, принимают

положение борцовского моста. В этот момент вперед бросаются игроки,

стоявшие в колонне вторыми, пролезают под мостом, бегут в дальний круг и

становятся в нем в положение «треугольника» (упор головой и ступнями в

ковер). Первый участник любым способом поднимается с моста, бежит в

дальний круг и пролезает между головой и ногами партнера. После этого оба

игрока, взявшись за руки, бегут к своей команде. Как только они пересекут

линию старта, вперед поочередно выбегают другие два игрока, а те, кто

прибежал, становятся в конец колонны. И так, пока все пары выполнят

задание, потом игру повторяют во второй раз, причем игроки меняются

ролями.

Побеждает команда, которая первой закончила эстафету. Повторить 2-3

раза.

Вариант. Та же игра, но с моста встают переворотом назад толчком

обоих ног, а из «треугольника» - переворотом вперед на мост и переворотом

назад толчком обоих ног.

«Черепаха»

Участников делят на 3-4 равные команды и выстраивают у края ковра в

колонны по одному лицом к центру. Интервалы между командами - 2-3 м.

Перед

колоннами

на

расстоянии

5-6

м

чертят

линию

поворота.

Направляющие становятся в положение борцовского моста головой к линии.

По сигналу игроки, перебирая руками и ногами и ставя голову лбом на

ковер, двигаются до линии поворота, возвращают кругом и финишируют.

Как только голова первого участника пересечет линию старта, стартует

второй и так далее.

Побеждает

команда,

которая

быстрее

преодолеет

этап

эстафеты.

Повторить 2 – 3 раза.

Правило. Передвигаться можно только на борцовском мосту, не

поднимаясь на гимнастический.

Варианты:

1. Та же игра, но участники передвигаются ногами вперед.

2. Та же игра, но передвигаются боком (правым или левым).

3. Та же игра, но участники передвигаются на гимнастическом мосту/

«Быстро вокруг головы!»

Участников делят на 2 (или больше) равные команды и выстраивают в

шеренги по краю ковра (в команде 5-6 игроков). Через центр чертят среднюю

линию.

По сигналу правофланговые подбегают к середине ковра напротив своих

команд, выполняют толчком обоих ног переворот вперед на борцовский мост

и забегают в правый бок (на 360 °) в положение моста. Затем любым

способом поднимаются, бегом возвращаются к своим командам, хлопком по

ладони передают эстафету следующему участнику и становятся в конце

колонны.

Игра продолжается, пока все игроки выполнят задание.

Победительницей становится команда, участники которой быстрее

других и без нарушений закончат игру. Повторить 2 - 4 раза, каждый раз

выполняя забегания в другую сторону.

Правила.

1. Забегая, нельзя ложиться на спину.

2. Участники стартуют только после финиша предыдущего игрока. Если

спортсмен нарушил это правило, он повторяет задание.

Варианты:

1. Та же игра, но забегание на 360 ° выполняют в обе стороны.

2. Та же игра, но забегание выполняют как в варианте 1, а встают с моста

переворотом назад толчком обоих ног.

3. Та же игра, но выполняют перевороты с «треугольника» на мост и

наоборот. Количество определяет руководитель.

Эстафета с переворотами

Участников делят на 3-4 команды по 4-5 игроков в каждой и выстраивают

в шеренги на площади ковра, размыкая их на вытянутые руки. Дистанция

между шеренгами - 2 м.

По первому сигналу руководителя все игроки становятся в высокий

партер.

По второму сигналу правофланговый каждой команды вскакивает,

подбегает ко второму участнику и, приседая сбоку, захватывает туловище

партнера обеими руками хватом снизу, ложится грудью ему на спину и,

толкаясь обеими ногами, делает переворот вперед до упора ногами в ковер и

толчком ног переворот назад в исходное положение. Затем он перепрыгивает

через него и тоже выполняет со следующим партнером и т. д. Как только

первый игрок перепрыгнет через другого, то передвигается в сторону на его

место, и так каждый из следующих борцов. Спортсмен, который начал

упражнение, перепрыгнув через последнего, становится в партер на его

место, и в ту же минуту вскакивает второй игрок и делает то же.

Побеждает команда, игроки которой быстрее окажутся на своих местах

(как в начале игры). Повторить игру 2 - 3 раза.

Правила:

1. Если во время переворотов нижний игрок упадет, верхний повторяет

упражнение еще раз и, независимо от правильности выполнения, продолжает

игру.

2. За преждевременный старт игрока команда получает штрафное очко.

Указание к игре. Игру можно проводить с хорошо подготовленными

учениками.

Вариант. Та же игра, но участники стоят на борцовском мосту.

5. Заключение

Изучив и проанализировав научную и учебно-методическую литературу,

можно сказать, что гибкость – это одно из основных физических качеств,

которая

характеризуется

степенью

подвижности

звеньев

опорно-

двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой

амплитудой. Вопросы развития гибкости занимают ведущее место во всех

видах спорта.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для

развития

физических

способностей

(скоростные

и

координационные

способности, способность длительно выполнять циклические действия в

режимах умеренной и большой интенсивности).

С целью проверки гипотезы мной была организована экспериментальная

работа, которая заключалась в проведении на каждой тренировке игр на

развитие гибкости с борцами греко-римского стиля младшего школьного

возраста.

При проведении тестирования на констатирующем этапе были получены

следующие данные:

в тестировании принимало участие 10 человек – 100%. При выявлении

подвижности плечевого сустава (Тест № 1 «Наклон вперед из положения

стоя на гимнастической скамье») получено следующее:

- В (высокий уровень) – 0 человек – 0%;

- С (средний уровень) – 5 человека – 50%;

- Н (низкий уровень) – 5 человек – 50%.

При выявлении подвижности позвоночного столба (Тест № 2 «Мост

гимнастический») получены следующие результаты:

- В (высокий уровень) – 2 человека – 20%;

- С (средний уровень) – 5 человек – 50%;

- Н (низкий уровень) – 3 человека – 30%.

При выявлении подвижности в тазобедренном суставе (Тест № 3

«Продольный шпагат») получены следующие результаты:

- В (высокий уровень) – 1 человек – 10%;

- С (средний уровень) – 6 человек – 60%;

- Н (низкий уровень) – 3 человека – 30%.

По истечении трех месяцев на контрольном этапе был исследован

уровень

развития

гибкости

борцов

греко-римского

стиля

младшего

школьного возраста.

Для определения уровня развития гибкости мы

использовали те же тесты, что и на констатирующем этапе.

Тест № 1 «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье»)

получено следующее:

- В (высокий уровень) – 6 человек – 60%;

- С (средний уровень) – 4 человека – 40%;

- Н (низкий уровень) – 1 человек – 10%.

Тест № 2 «Мост гимнастический» получены следующие результаты:

- В (высокий уровень) – 7 человек – 70%;

- С (средний уровень) – 3 человека – 30%;

- Н (низкий уровень) – 0 человека – 0%.

Тест № 3 «Продольный шпагат» получены следующие результаты:

- В (высокий уровень) – 2 человек – 20%;

- С (средний уровень) – 6 человек – 60%;

- Н (низкий уровень) – 2 человека – 20%.

Из полученных данных мы делаем вывод, что регулярные и методически

правильно

организованные

игры

в

ходе

тренировок

способствуют

эффективному развитию гибкости борцов греко-римского стиля младшего

школьного возраста. Наша гипотеза подтвердилась полностью.

Список использованной литературы

1. Антонова С. Секреты гибкости / С. Антонова. – Москва: Терра, 2017. –

313 c.

2. Ашмарин Б. А. Теория и методики физического воспитания / Б. А.

Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина; под ред. Б. А. Ашмарина –

Москва: Просвещение, 1990. – 287 с.

3. Бумарскова Н. Н. Комплексы упражнений для развития гибкости / Н.

Н. Бумарскова. – Москва: НИУ МГСУ, 2015. – 465 c.

4. Галеева М. Р. Методические рекомендации по развитию гибкости

спортсмена / М. Р. Галеева – Киев, 1999. – 256 с.

5. Дербаба Л. В. Гибкость – необходимое качество / Л. В. Дербаба, Е. Н.

Жариков, В. Н. Петров // Спортивные игры. – Москва, 1974. – №11. – С. 65-

76.

6. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и

методики воспитания / В. М. Зациорский – Москва: Спорт, 2020. – 200 с.

7. Кузнецов А. С. Методика подготовки борцов греко-римского стиля на

основе учета индивидуально-своеобразных свойств психики // Ученые

записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2013. № 1. С. 72-79.

8. Лях В. И. Гибкость и методика ее развития / В.И. Лях // Физкультура в

школе. – 1999. – №1. – С. 25.

9. Лях В. И. Двигательные способности школьников: Основы теории и

методики развития физических качеств / В. И. Лях. – Москва: Терра-спорт,

2020. – 192 с.

10.

Осьмак К. Растяжка, шпагат и гибкость в любом возрасте / К.

Осьмак – Москва: Издательские решения, 2019. – 639 c.

11.

Шакина Е. А. Определение гибкости / Е. А. Шакина //

Физическая культура в школе. – 1994. – №7. – С. 15-23.

12.

Шахмурадов Ю.А. Методика обучения спортивной борьбе/

Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М.: 1998.

Приложение 1

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

Тест № 1. Наклон вниз с прямыми ногами на гимнастической скамье

проводился

по

следующим

параметрам:

испытуемый

вставал

на

гимнастическую скамью со шкалой результатов. Ноги должны стоять вместе.

Наклон вниз до предела, не сгибая ног в коленях, пальцами коснуться до

измерительной ленты и задержаться в этом положении на 5 секунд. Результат

записывается с третьей попытки.

Рис. 1. Тест № 1. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической

скамье

Приложение 2

Мост гимнастический.

Тест № 2. Испытуемый в положении лежа лицом вверх. Ноги согнуты в

коленях. Стопы как можно ближе подтянуты к ягодицам. Руки опираются на

уровне плеч по обеим сторонам головы. Подняться из этого положения в

положения «Мостик». Руки и ноги как можно теснее сближаются.

Измеряется расстояние между ладонями и пятками. Одна попытка.

Рис. 2. Тест № 2. Мостик гимнастический

Приложение 3

Продольный шпагат

Тест № 3. Измеряется с помощью теста «Шпагат». Испытуемый садится

на шпагат. Ноги должны быть прямыми. Замер расстояния от пола до таза.

Рис. 3. Тест № 3. Продольный шпагат



В раздел образования