Автор: Мишарина Анна Валерьевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №25 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Сысерть Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Современные методы и приемы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в условиях реализации ФГОС ДО
Дата публикации: 11.11.2025
Раздел: дошкольное образование
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Современная система дошкольного образования претерпевает значительные
изменения,
обусловленные
введением
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО).
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников регламентируется Федеральным
законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44 «Права,
обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся»), ФГОС ДО, где одним из
основных принципов является «сотрудничество Организации с семьей»,
а также
практические аспекты реализации Программы просвещения родителей (законных
представителей) детей дошкольного возраста и Профессиональным стандартом
«Педагог»,
предусматривающий
умение
эффективно
взаимодействовать
с
родителями
(трудовые
действия
5.1.,5.2.).
Таким
образом,
актуальность
эффективного взаимодействия ДОО с семьей определяется не только социальным
заказом государства, но и необходимостью создания единого образовательного
пространства для полноценного развития ребенка.
С научной точки зрения, проблема взаимодействия ДОО и семьи
освещалась в трудах таких ученых, как Л.С. Выготский (концепция социальной
ситуации развития), А.Н. Леонтьев (теория деятельности), а также в современных
исследованиях Т.Н. Дороновой, О.Л. Зверевой, которые подчеркивают идею
педагогики сотрудничества и диалога.
Актуальные проблемы и вызовы современности с которыми сталкивается
с педагог во взаимодействии с семьей:
Информационная перегруженность родителей, что требует от ДОУ навыков
фильтрации и адаптации контента.
Дефицит живого общения и низкая вовлеченность из-за высокой занятости
родителей.
Гетерогенность родительского сообщества (разный социальный статус,
образование, ценностные ориентации), что требует дифференцированного
подхода.
Необходимость
формирования
психолого-педагогической
компетентности родителей в условиях быстро меняющегося мира.
Эффективное взаимодействие должно выстраиваться на системной основе и
целевой направленности, с применением методов:
Информационно-аналитические методы:
Социологические опросы и анкетирование (онлайн и офлайн) для изучения
запросов, ожиданий и компетенций семьи.
«Обратная
связь» через
цифровые
сервисы
(электронные
формы,
интерактивные стенды).
При согласии педагога ведение электронных дневников развития ребенка,
доступных родителям.
Познавательные методы (повышение родительской компетентности):
Традиционные: родительские собрания, лектории, семинары-практикумы.
Современные: веб-конференции и мастер-классы с привлечением экспертов,
«Родительские клубы» по интересам на основе принципа peer-to-peer (равный –
равному), проектная деятельность («Семейная экологическая тропа», «История
нашей улицы»), где родители – соавторы.
Наглядно-информационные
методы:
инфографика для
представления
сложной информации в доступной форме, виртуальные туры по группе и ДОУ,
видеоблоги педагогов с краткими рекомендациями.
Досуговые методы (установление эмоционального контакта):
Совместные квесты и флешмобы (например, «Поход выходного дня»,
«Семейный театр»).
Традиционные праздники в современном формате с активной ролью
родителей не как зрителей, а как участников.
Создание семейных музеев или стендов «Моя семья».
На основе анализа практики предлагаю модель партнерства «ДОУ – Семья»,
включающая:
Диагностический
этап: Выявление
потребностей
и
ресурсов
семьи,
формирование
объективного
представления
о
запросах,
возможностях
и
особенностях каждой семьи.
Методы и инструменты этапа:
Социологическая диагностика: анкетирование «Социальный портрет семьи»
(состав, культурный уровень), опрос «Ваши ожидания от детского сада», карта
интересов и увлечений семьи
Педагогическая диагностика: карта наблюдений за детско-родительским
взаимодействием,
диагностика
родительской
компетентности
через
кейс-
ситуации, анализ продуктов детской деятельности в семье (рисунки, поделки)
Ресурсное картирование: банк данных «Родительские профессии и хобби»,
карта «Социально-культурные ресурсы семей», анкета «Чем могу помочь
детскому саду»
Результатом этапа послужит сформированный банк данных о семьях
воспитанников,
выявлены
зоны
актуального
и
потенциального
развития
партнерства, определены родители-носители уникальных компетенций.
Проектировочный
этап: Совместное
определение
целей
и
планов.
Основной целью этапа будет разработка программы совместных действий на
основе выявленных потребностей и ресурсов.
Технологии реализации:
Совместное
планирование:
родительские
ассамблеи
для
обсуждения
перспектив развития, рабочие группы по направлениям деятельности, проектные
сессии с использованием методов мозгового штурма
Индивидуализация подходов: разработка индивидуальных образовательных
маршрутов с участием родителей, создание семейных проектных заявок,
заключение договоров о сотрудничестве по конкретным направлениям
Организационное
проектирование:
формирование
плана
совместных
мероприятий на учебный год, создание системы родительских объединений
(клубы, советы, инициативные группы).
Результатом этапа будет принятие единой программы взаимодействия и
сформированного календаря совместных событий.
Деятельностный этап: Реализация намеченных мероприятий, на котором
необходимо
обеспечить
качественную
реализацию
запланированных
форм
партнерского взаимодействия.
Образовательное
партнерство:
семейные
лаборатории
и
исследовательские проекты, совместные образовательные сессии и родительские
дни профессиональных проб.
Воспитательное
сотрудничество:
семейные
клубы
по
интересам,
совместные социальные акции, традиционные праздники в новом формате.
Управленческое взаимодействие:
участие родителей в педагогических
советах, совместные мониторинговые группы, экспертные советы с участием
родителей.
Информационное сопровождение:
выпуск
совместных медиапродуктов,
ведение семейных блогов, создание банка лучших практик сотрудничества.
Результат этапа послужит реализация программы совместных мероприятий,
активизация
родительского
участия
и
создание
продукта
совместной
деятельности.
Рефлексивный
этап: Совместный
анализ
результатов
и
коррекция
деятельности, оценка эффективности партнерства и определение перспективы
развития.
Методы оценки:
Количественный
мониторинг:
статистика
участия
родителей
в
мероприятиях,
динамика
родительской
активности,
показатели
удовлетворенности качеством услуг.
Качественный анализ:
фокус-группы с участниками образовательных
отношений, глубинные интервью с родителями и педагогами, анализ кейсов
успешного партнерства.
Экспертная
оценка:
внешний
аудит
организации
взаимодействия,
профессиональная оценка продуктов совместной деятельности, сравнительный
анализ с лучшими практиками
Инструменты рефлексии: дневники наблюдений за взаимодействием, фото-
и видеофиксация процессов сотрудничества, портфолио совместных достижений,
карты эффективности партнерства
Результатом этапа будет являться сформированный аналитический отчет об
эффективности партнерства, выявлены проблемные зоны и точки роста, внесены
коррективы в программу взаимодействия, спроектированы новые направления
сотрудничества
Критериями эффективности модели являются: повышение посещаемости
мероприятий, рост инициатив от родителей, положительная динамика в развитии
детей, высокий уровень удовлетворенности качеством услуг ДОО по результатам
НОК.
Данная
модель
обеспечивает
цикличность
и
преемственность
взаимодействия,
позволяя
перейти
от
разовых
мероприятий
к
системе
стратегического партнерства, где каждая семья становится активным субъектом
образовательного процесса.
Взаимодействие ДОО с семьей в современных условиях – это не
формальное исполнение требований законодательства, а сложная, многогранная
деятельность, требующая от педагогов высокого профессионализма, гибкости и
творческого
подхода.
Использование
разнообразных
методов
и
приемов,
выстроенных в единую систему, позволяет трансформировать формальные
отношения в подлинное социальное партнерство, направленное на достижение
общей цели – воспитание и развитие успешной, гармоничной личности ребенка.
Список литературы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования».
3.
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. –
М.: Просвещение, 2018.
4.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:
Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2019.