Напоминание

Современные методы и приемы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Мишарина Анна Валерьевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №25 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Сысерть Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Современные методы и приемы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в условиях реализации ФГОС ДО
Дата публикации: 11.11.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ В

УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Современная система дошкольного образования претерпевает значительные

изменения,

обусловленные

введением

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО).

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников регламентируется Федеральным

законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44 «Права,

обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных

представителей) несовершеннолетних обучающихся»), ФГОС ДО, где одним из

основных принципов является «сотрудничество Организации с семьей»,

а также

практические аспекты реализации Программы просвещения родителей (законных

представителей) детей дошкольного возраста и Профессиональным стандартом

«Педагог»,

предусматривающий

умение

эффективно

взаимодействовать

с

родителями

(трудовые

действия

5.1.,5.2.).

Таким

образом,

актуальность

эффективного взаимодействия ДОО с семьей определяется не только социальным

заказом государства, но и необходимостью создания единого образовательного

пространства для полноценного развития ребенка.

С научной точки зрения, проблема взаимодействия ДОО и семьи

освещалась в трудах таких ученых, как Л.С. Выготский (концепция социальной

ситуации развития), А.Н. Леонтьев (теория деятельности), а также в современных

исследованиях Т.Н. Дороновой, О.Л. Зверевой, которые подчеркивают идею

педагогики сотрудничества и диалога.

Актуальные проблемы и вызовы современности с которыми сталкивается

с педагог во взаимодействии с семьей:

Информационная перегруженность родителей, что требует от ДОУ навыков

фильтрации и адаптации контента.

Дефицит живого общения и низкая вовлеченность из-за высокой занятости

родителей.

Гетерогенность родительского сообщества (разный социальный статус,

образование, ценностные ориентации), что требует дифференцированного

подхода.

Необходимость

формирования

психолого-педагогической

компетентности родителей в условиях быстро меняющегося мира.

Эффективное взаимодействие должно выстраиваться на системной основе и

целевой направленности, с применением методов:

Информационно-аналитические методы:

Социологические опросы и анкетирование (онлайн и офлайн) для изучения

запросов, ожиданий и компетенций семьи.

«Обратная

связь» через

цифровые

сервисы

(электронные

формы,

интерактивные стенды).

При согласии педагога ведение электронных дневников развития ребенка,

доступных родителям.

Познавательные методы (повышение родительской компетентности):

Традиционные: родительские собрания, лектории, семинары-практикумы.

Современные: веб-конференции и мастер-классы с привлечением экспертов,

«Родительские клубы» по интересам на основе принципа peer-to-peer (равный –

равному), проектная деятельность («Семейная экологическая тропа», «История

нашей улицы»), где родители – соавторы.

Наглядно-информационные

методы:

инфографика для

представления

сложной информации в доступной форме, виртуальные туры по группе и ДОУ,

видеоблоги педагогов с краткими рекомендациями.

Досуговые методы (установление эмоционального контакта):

Совместные квесты и флешмобы (например, «Поход выходного дня»,

«Семейный театр»).

Традиционные праздники в современном формате с активной ролью

родителей не как зрителей, а как участников.

Создание семейных музеев или стендов «Моя семья».

На основе анализа практики предлагаю модель партнерства «ДОУ – Семья»,

включающая:

Диагностический

этап: Выявление

потребностей

и

ресурсов

семьи,

формирование

объективного

представления

о

запросах,

возможностях

и

особенностях каждой семьи.

Методы и инструменты этапа:

Социологическая диагностика: анкетирование «Социальный портрет семьи»

(состав, культурный уровень), опрос «Ваши ожидания от детского сада», карта

интересов и увлечений семьи

Педагогическая диагностика: карта наблюдений за детско-родительским

взаимодействием,

диагностика

родительской

компетентности

через

кейс-

ситуации, анализ продуктов детской деятельности в семье (рисунки, поделки)

Ресурсное картирование: банк данных «Родительские профессии и хобби»,

карта «Социально-культурные ресурсы семей», анкета «Чем могу помочь

детскому саду»

Результатом этапа послужит сформированный банк данных о семьях

воспитанников,

выявлены

зоны

актуального

и

потенциального

развития

партнерства, определены родители-носители уникальных компетенций.

Проектировочный

этап: Совместное

определение

целей

и

планов.

Основной целью этапа будет разработка программы совместных действий на

основе выявленных потребностей и ресурсов.

Технологии реализации:

Совместное

планирование:

родительские

ассамблеи

для

обсуждения

перспектив развития, рабочие группы по направлениям деятельности, проектные

сессии с использованием методов мозгового штурма

Индивидуализация подходов: разработка индивидуальных образовательных

маршрутов с участием родителей, создание семейных проектных заявок,

заключение договоров о сотрудничестве по конкретным направлениям

Организационное

проектирование:

формирование

плана

совместных

мероприятий на учебный год, создание системы родительских объединений

(клубы, советы, инициативные группы).

Результатом этапа будет принятие единой программы взаимодействия и

сформированного календаря совместных событий.

Деятельностный этап: Реализация намеченных мероприятий, на котором

необходимо

обеспечить

качественную

реализацию

запланированных

форм

партнерского взаимодействия.

Образовательное

партнерство:

семейные

лаборатории

и

исследовательские проекты, совместные образовательные сессии и родительские

дни профессиональных проб.

Воспитательное

сотрудничество:

семейные

клубы

по

интересам,

совместные социальные акции, традиционные праздники в новом формате.

Управленческое взаимодействие:

участие родителей в педагогических

советах, совместные мониторинговые группы, экспертные советы с участием

родителей.

Информационное сопровождение:

выпуск

совместных медиапродуктов,

ведение семейных блогов, создание банка лучших практик сотрудничества.

Результат этапа послужит реализация программы совместных мероприятий,

активизация

родительского

участия

и

создание

продукта

совместной

деятельности.

Рефлексивный

этап: Совместный

анализ

результатов

и

коррекция

деятельности, оценка эффективности партнерства и определение перспективы

развития.

Методы оценки:

Количественный

мониторинг:

статистика

участия

родителей

в

мероприятиях,

динамика

родительской

активности,

показатели

удовлетворенности качеством услуг.

Качественный анализ:

фокус-группы с участниками образовательных

отношений, глубинные интервью с родителями и педагогами, анализ кейсов

успешного партнерства.

Экспертная

оценка:

внешний

аудит

организации

взаимодействия,

профессиональная оценка продуктов совместной деятельности, сравнительный

анализ с лучшими практиками

Инструменты рефлексии: дневники наблюдений за взаимодействием, фото-

и видеофиксация процессов сотрудничества, портфолио совместных достижений,

карты эффективности партнерства

Результатом этапа будет являться сформированный аналитический отчет об

эффективности партнерства, выявлены проблемные зоны и точки роста, внесены

коррективы в программу взаимодействия, спроектированы новые направления

сотрудничества

Критериями эффективности модели являются: повышение посещаемости

мероприятий, рост инициатив от родителей, положительная динамика в развитии

детей, высокий уровень удовлетворенности качеством услуг ДОО по результатам

НОК.

Данная

модель

обеспечивает

цикличность

и

преемственность

взаимодействия,

позволяя

перейти

от

разовых

мероприятий

к

системе

стратегического партнерства, где каждая семья становится активным субъектом

образовательного процесса.

Взаимодействие ДОО с семьей в современных условиях – это не

формальное исполнение требований законодательства, а сложная, многогранная

деятельность, требующая от педагогов высокого профессионализма, гибкости и

творческого

подхода.

Использование

разнообразных

методов

и

приемов,

выстроенных в единую систему, позволяет трансформировать формальные

отношения в подлинное социальное партнерство, направленное на достижение

общей цели – воспитание и развитие успешной, гармоничной личности ребенка.

Список литературы:

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

2.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования».

3.

Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. –

М.: Просвещение, 2018.

4.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:

Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2019.



В раздел образования