Напоминание

Инновационные технологии ФГОС в практике работы учителей биологии


Автор: Юрченко Ирина Алексеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ РО Орловский казачий кадетский корпус
Населённый пункт: пю Орловский Ростовская область
Наименование материала: Инновационные технологии в практике работы учителей биологии
Тема: Инновационные технологии ФГОС в практике работы учителей биологии
Дата публикации: 11.12.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Инновационные технологии ФГОС в практике работы учителей биологии

В настоящее время образование идет процесс перехода к стандартам нового поколения, при этом

определяется роль информатизации и подтверждается факт вхождения человечества в эпоху

глобализации информационных процессов. Только за последнее десятилетие повсеместно стали

использоваться новые информационные технологии: Интернет, мобильная связь, цифровые

технологии. При этом разрабатываемый образовательный стандарт должен стать ответом на вызов

современного глобального непрерывно меняющегося мира. Все новинки технологического

прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать

любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного

развития их личности. Именно на уроках под руководством педагога школьники могут научиться

использовать компьютерные технологии в образовательных целях, овладеть способами получения

информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести

навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни. Однако

использование в настоящее время компьютерных технологий в процессе обучения, в том числе

биологии, скорее исключение, чем правило. Кроме того, надо признать, что за последние годы

наблюдается снижение интереса учащихся к естествознанию вообще и к биологии в частности, что

представляет собой одну из проблем школьного образования. Причины негативных изменений,

появившихся в обучении биологии за последние годы, связаны с нарастанием сложности

программного материала и сокращением учебного времени на его усвоение, а также недостаточным

обеспечением учебного процесса специальным оборудованием. Цель педагогической деятельности

ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных

образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место. Для

достижения поставленной цели в области преподавания биологии определены следующие задачи:-

рассмотреть основные принципы и методические приемы построения компьютеризированных

методик обучения биологии;

- адаптировать применение информационных компьютерных технологий к условиям лечебно-

образовательного процесса;

- создать условия для формирования ключевых компетенций обучающихся с акцентом на

информационные;

- содействовать созданию здоровьесберегающей среды обучения.

Использование в процессе обучения компьютерных технологий: способствует эффективному

усвоению учебного материала; помогает сделать процесс обучения более разнообразным и

увлекательным, личностно-развивающим; позволяет принципиально расширить возможности

учителя в выборе и реализации средств и методов обучения; предоставляет большие возможности

ученику для реализации творческих способностей.

Преимуществами использования компьютерных технологий на уроках биологии являются:

- возможность использования на различных этапах урока;

- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

- детализирование изучаемых объектов и их частей;

- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

Уроки с использованием электронных изданий вызывают большой эмоциональный подъем и

повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.

Так, на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:

- создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом;

- максимально целесообразно располагать материал;

- обеспечивать основной материал дополнительной информацией;

- подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.

На этапе проведения уроков компьютер позволяет: экономить время; красочно оформлять

материал; повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;

оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;

индивидуализировать обучение; концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока; в

любой момент возвращаться к уже знакомому материалу; самостоятельно использовать учебный

материал обучающимися. На этапе методической проработки процесса обучения у учителя

появляются дополнительные возможности: аккумулировать совместные усилия учителей;

развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы; систематически накапливать

материал; повышать мотивацию преподавания и обучения. Кроме того, компьютерная техника

применяется и как средство контроля усвоения знаний учащимися, значительно расширяет доступ

к источникам информации, дает возможность получения обратной связи. Большая часть

электронных учебников содержит упражнения – тренажеры, задачи с решениями, тестовые задания.

Отдельные программные продукты содержат электронный журнал, который позволяет фиксировать

уровень знаний учащегося по каждой теме курса (учитывается не только отметка и число попыток

решения, но и затраченное время на выполнение заданий). Система оценки результатов дает

возможность определить рейтинг учащегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и

скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. Кроме того,

использование контролирующих программ способствует формированию адекватной самооценки у

учащихся. Несмотря на ряд преимуществ готовых программных продуктов, информация на

некоторых из них излагается очень сухо, встречаются ошибки принципиального характера,

некоторые задания чрезвычайно трудны для школьника. Поэтому возникает потребность в создании

собственных информационных продуктов. Компьютерные презентации – эффективный метод

представления и изучения любого материала. При создании презентации используются данные

электронных учебников, информация сети Интернет, размещаются на слайдах необходимые

рисунки, схемы опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. В

целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов

темы на последнем слайде помещаются контрольные задания. Если учащиеся не могут ответить, на

какой-либо вопрос, то есть возможность вернуть слайд, содержащий сведения для правильного

ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала, вызвавшего затруднения. Наличие

большого набора информационных объектов в презентации дает учителю возможность представить

изучаемый объект или процесс во всем многообразии его проявлений и свойств, а также более

четко и точно определить его место и значение в системе научных знаний об окружающем нас

мире. Целевое включение новых информационных технологий в учебный процесс способствует

постоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания,

позволяет педагогу решать проблемы, связанные с разработкой и использованием учебных

программных продуктов качественно нового уровня.Смыслом и позитивным результатом модели

обучения с использованием информационного ресурса является то следующие аспекты:

- в центре технологии обучения – ученик;

- в основе учебной деятельности – сотрудничество;

- позиция ребенка в учебном процессе – активная;

- перспективная цель – формирование мотивации и развитие способности ученика к

самообразованию. Осваивая современные информационные технологии, учителям биологии

следует определить приоритетные задачи:

- организовывать дальнейшую работу по повышению квалификации и методической поддержки

учителей в области использования информационных и коммуникационных технологий;

- развивать школьную медиатеку;

- координировать работу педагогов всех образовательных ступеней и предметных областей для

эффективного использования компьютерной базы школы;

-налаживать информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями;

- организовывать работу по формированию информационной культуры с семьями воспитанников

школы.

Сегодня уже стало очевидным, что без использования информационных технологий в школе

нам не обойтись. Главное при использовании электронных учебников – соблюдение санитарно-

гигиенических норм при работе на компьютере, и не увлекаться чрезмерным использованием

компьютера на уроке во вред здоровью ребенка. Здоровьесберегающим технологиям отводится

важное место в преподавании любого предмета, а тем более, биологии. Но еще больше внимания

должно уделяться формированию здорового образа жизни школьников. Владение

информационными технологиями – одна из компетенций учителя биологии. Совершенствуются и

технические информационные средства. В своей педагогической работе нужно постоянно

использовать информационные средства, для повышения качества обучения, развития

познавательного интереса к предмету. Использование компьютера на уроке биологии развивает у

детей учебно-интеллектуальные умения: анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать;

учебно-организационные: работать по алгоритму, оценивать результаты своей работы; учебно-

информационные: работать с источником информации. Использование информационных

технологий меняет положение учителя на уроке. Учитель выступает как организатор

самостоятельной познавательной деятельности школьников и как консультант. Использование на

уроках биологии информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать

различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо быстро адаптироваться, что

способствует развитию и проявлению ключевых компетенций. Использование Интернет ресурсов

повышает уровень проведения занятий, мотивацию учащихся к обучению, улучшает качество

знаний. Сейчас имеется большое количество сайтов, посвященных биологии, экологии и методике

преподавания. Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его

эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса

обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает

качество обучения, облегчает работу на уроке.



В раздел образования