Автор: Юрченко Ирина Алексеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ РО Орловский казачий кадетский корпус
Населённый пункт: пю Орловский Ростовская область
Наименование материала: Инновационные технологии в практике работы учителей биологии
Тема: Инновационные технологии ФГОС в практике работы учителей биологии
Дата публикации: 11.12.2025
Раздел: среднее образование
Инновационные технологии ФГОС в практике работы учителей биологии
В настоящее время образование идет процесс перехода к стандартам нового поколения, при этом
определяется роль информатизации и подтверждается факт вхождения человечества в эпоху
глобализации информационных процессов. Только за последнее десятилетие повсеместно стали
использоваться новые информационные технологии: Интернет, мобильная связь, цифровые
технологии. При этом разрабатываемый образовательный стандарт должен стать ответом на вызов
современного глобального непрерывно меняющегося мира. Все новинки технологического
прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать
любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного
развития их личности. Именно на уроках под руководством педагога школьники могут научиться
использовать компьютерные технологии в образовательных целях, овладеть способами получения
информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести
навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни. Однако
использование в настоящее время компьютерных технологий в процессе обучения, в том числе
биологии, скорее исключение, чем правило. Кроме того, надо признать, что за последние годы
наблюдается снижение интереса учащихся к естествознанию вообще и к биологии в частности, что
представляет собой одну из проблем школьного образования. Причины негативных изменений,
появившихся в обучении биологии за последние годы, связаны с нарастанием сложности
программного материала и сокращением учебного времени на его усвоение, а также недостаточным
обеспечением учебного процесса специальным оборудованием. Цель педагогической деятельности
ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных
образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место. Для
достижения поставленной цели в области преподавания биологии определены следующие задачи:-
рассмотреть основные принципы и методические приемы построения компьютеризированных
методик обучения биологии;
- адаптировать применение информационных компьютерных технологий к условиям лечебно-
образовательного процесса;
- создать условия для формирования ключевых компетенций обучающихся с акцентом на
информационные;
- содействовать созданию здоровьесберегающей среды обучения.
Использование в процессе обучения компьютерных технологий: способствует эффективному
усвоению учебного материала; помогает сделать процесс обучения более разнообразным и
увлекательным, личностно-развивающим; позволяет принципиально расширить возможности
учителя в выборе и реализации средств и методов обучения; предоставляет большие возможности
ученику для реализации творческих способностей.
Преимуществами использования компьютерных технологий на уроках биологии являются:
- возможность использования на различных этапах урока;
- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;
- детализирование изучаемых объектов и их частей;
- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.
Уроки с использованием электронных изданий вызывают большой эмоциональный подъем и
повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.
Так, на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:
- создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом;
- максимально целесообразно располагать материал;
- обеспечивать основной материал дополнительной информацией;
- подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.
На этапе проведения уроков компьютер позволяет: экономить время; красочно оформлять
материал; повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;
оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;
индивидуализировать обучение; концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока; в
любой момент возвращаться к уже знакомому материалу; самостоятельно использовать учебный
материал обучающимися. На этапе методической проработки процесса обучения у учителя
появляются дополнительные возможности: аккумулировать совместные усилия учителей;
развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы; систематически накапливать
материал; повышать мотивацию преподавания и обучения. Кроме того, компьютерная техника
применяется и как средство контроля усвоения знаний учащимися, значительно расширяет доступ
к источникам информации, дает возможность получения обратной связи. Большая часть
электронных учебников содержит упражнения – тренажеры, задачи с решениями, тестовые задания.
Отдельные программные продукты содержат электронный журнал, который позволяет фиксировать
уровень знаний учащегося по каждой теме курса (учитывается не только отметка и число попыток
решения, но и затраченное время на выполнение заданий). Система оценки результатов дает
возможность определить рейтинг учащегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и
скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. Кроме того,
использование контролирующих программ способствует формированию адекватной самооценки у
учащихся. Несмотря на ряд преимуществ готовых программных продуктов, информация на
некоторых из них излагается очень сухо, встречаются ошибки принципиального характера,
некоторые задания чрезвычайно трудны для школьника. Поэтому возникает потребность в создании
собственных информационных продуктов. Компьютерные презентации – эффективный метод
представления и изучения любого материала. При создании презентации используются данные
электронных учебников, информация сети Интернет, размещаются на слайдах необходимые
рисунки, схемы опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. В
целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов
темы на последнем слайде помещаются контрольные задания. Если учащиеся не могут ответить, на
какой-либо вопрос, то есть возможность вернуть слайд, содержащий сведения для правильного
ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала, вызвавшего затруднения. Наличие
большого набора информационных объектов в презентации дает учителю возможность представить
изучаемый объект или процесс во всем многообразии его проявлений и свойств, а также более
четко и точно определить его место и значение в системе научных знаний об окружающем нас
мире. Целевое включение новых информационных технологий в учебный процесс способствует
постоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания,
позволяет педагогу решать проблемы, связанные с разработкой и использованием учебных
программных продуктов качественно нового уровня.Смыслом и позитивным результатом модели
обучения с использованием информационного ресурса является то следующие аспекты:
- в центре технологии обучения – ученик;
- в основе учебной деятельности – сотрудничество;
- позиция ребенка в учебном процессе – активная;
- перспективная цель – формирование мотивации и развитие способности ученика к
самообразованию. Осваивая современные информационные технологии, учителям биологии
следует определить приоритетные задачи:
- организовывать дальнейшую работу по повышению квалификации и методической поддержки
учителей в области использования информационных и коммуникационных технологий;
- развивать школьную медиатеку;
- координировать работу педагогов всех образовательных ступеней и предметных областей для
эффективного использования компьютерной базы школы;
-налаживать информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями;
- организовывать работу по формированию информационной культуры с семьями воспитанников
школы.
Сегодня уже стало очевидным, что без использования информационных технологий в школе
нам не обойтись. Главное при использовании электронных учебников – соблюдение санитарно-
гигиенических норм при работе на компьютере, и не увлекаться чрезмерным использованием
компьютера на уроке во вред здоровью ребенка. Здоровьесберегающим технологиям отводится
важное место в преподавании любого предмета, а тем более, биологии. Но еще больше внимания
должно уделяться формированию здорового образа жизни школьников. Владение
информационными технологиями – одна из компетенций учителя биологии. Совершенствуются и
технические информационные средства. В своей педагогической работе нужно постоянно
использовать информационные средства, для повышения качества обучения, развития
познавательного интереса к предмету. Использование компьютера на уроке биологии развивает у
детей учебно-интеллектуальные умения: анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать;
учебно-организационные: работать по алгоритму, оценивать результаты своей работы; учебно-
информационные: работать с источником информации. Использование информационных
технологий меняет положение учителя на уроке. Учитель выступает как организатор
самостоятельной познавательной деятельности школьников и как консультант. Использование на
уроках биологии информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать
различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо быстро адаптироваться, что
способствует развитию и проявлению ключевых компетенций. Использование Интернет ресурсов
повышает уровень проведения занятий, мотивацию учащихся к обучению, улучшает качество
знаний. Сейчас имеется большое количество сайтов, посвященных биологии, экологии и методике
преподавания. Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его
эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса
обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает
качество обучения, облегчает работу на уроке.