Напоминание

МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СИМПТОМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ


Автор: Хаустова Марина Витальевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Курганский государственный университет"
Населённый пункт: Курган
Наименование материала: статья
Тема: МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СИМПТОМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Дата публикации: 12.01.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И

СИМПТОМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

В наше современное время, к сожалению, значительно возросло и

продолжает расти число детей с нарушениями речевой деятельности, в

частности, с тяжелыми нарушениями. Если таким детям не оказать

своевременную помощь со стороны педагогов-логопедов, медиков и, конечно

же, родителей, у многих из них речевые проблемы отрицательно скажутся на

формировании характера и личности в целом.

Все речевые нарушения разделяются специалистами на две группы:

органические (внутриутробная патология, родовая травма, наследственная

предрасположенность или проблемы со здоровьем ребенка в первые годы

жизни) и функциональные (нарушения нормальной работы здорового

речевого аппарата).

Среди органических форм речевых нарушений довольно значительное

место занимает алалия: среди детей младшего дошкольного возраста она

встречается примерно у 1 % детей, у детей школьного возраста — примерно

у 0,2–0,6 %, при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у

мальчиков. Что же такое алалия и в чем она выражается?

Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи у

ребенка, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров

его головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года

жизни. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность

словарного

запаса,

аграмматизмы,

нарушение

слоговой

структуры,

звукопроизношения и фонематических процессов. Важно отметить, что

данное речевое нарушение не обусловлено дефектами интеллекта и слуха.

Алалия достаточно долго изучалась и за это время было предложено

множество её классификаций в зависимости от механизмов, проявлений и

степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время используется

классификация

алалии

известного

отечественного

логопеда

Валерия

Анатольевича

Ковшикова,

согласно

которой

выделяют:

экспрессивную (моторную) алалию, импрессивную (сенсорную) алалию и

смешанную алалию.

При

моторной

алалии

у

ребенка

преобладают

трудности собственной устной речи, при сенсорной - трудностей понимания

речи, при смешанной алалии ребенок испытывает сложности как с

пониманием, так и с произнесением слов.

Остановимся на моторной алалии.

Моторная алалия - очень

специфическое

речевое

нарушение,

затрагивающее

всю

речевую

функциональную систему, приводящее к грубому недоразвитию речи.

Моторная алалия отличается от других вариантов общего недоразвития речи,

но в ряде случаев, особенно когда ребёнок начал говорить, некоторые

молодые специалисты могут усомниться в возможности постановки именно

этого диагноза, заменяя его на “дизартрию”, что является в корне неверным.

Распознать моторную алалию можно, выявив специфическую симптоматику,

указывающую на повреждение (недоразвитие) корковых речевых зон.

Дети с моторной алалией характеризуются очень низкой речевой

активностью. Речь у них начинает развиваться очень поздно: ближе к 4-5

годам, и при этом динамика речевого развития крайне медленная. У таких

детей мимика и жесты выступают в качестве компенсаторной формы в

процессе коммуникации с окружающими их людьми. При поздно начатой

коррекционной работе или неправильно проведённом обучении высока

вероятность инвалидности в старшем возрасте. Поэтому очень важной

задачей является своевременная диагностика этого речевого расстройства.

Но по каким же признакам можно распознать моторную алалию? Ниже

представлено описание целого ряда симптомов, указывающих на возможное

наличие этого речевого нарушения. Стоит отметить, что не нужно забывать о

том, что эти симптомы следует оценивать в комплексе, а не по отдельности.

Только тогда будет воссоздана целостная картина нарушения, позволяющая

поставить верный диагноз.

Позднее начало развития речи. Отличительной чертой моторной

алалии является преимущественное использование ребенком в своем

лексиконе имен существительных в именительном падеже, произнесение

простых фраз с грамматическими ошибками и плохое запоминание новых

слов. Критическим периодом для такого ребенка считается достижение им

возраста трех лет, когда полное отсутствие речи с большой долей

вероятности может указывать на наличие именно алалии. До достижения

этого возрастного порога отсутствие речи можно интерпретировать как

задержку

речевого

развития.

Наличие у ребенка апраксии артикуляционного аппарата

(двигательного

расстройства,

подразумевающего

наличие

проблем

с

произношением звуков, слогов и слов из-за нарушения функций головного

мозга). Патологии органов артикуляции (параличи и парезы) при этом у

ребенка отсутствуют. Ребенок хочет произнести фразу, но движения его

артикуляционной

мускулатуры

не

скоординированы.

Артикуляционные апраксии могут быть двух видов: кинетическая и

кинестетическая.

Намного чаще у детей встречается кинетическая апраксия. Она

возникает при поражении или недоразвитии моторного центра речи. При

нарушении функционирования этого центра ребёнок может повторить

отдельные звуки, иногда слоги, но слить их в слово или произнести их в

правильной последовательности не может. Например: может произнести и

«П», и «А», но не может сказать слово «ПАПА». В норме моторный центр

речи отвечает за построение последовательностей слогов в слове и звуков в

слоге, обеспечивает плавность переключения от одной артикуляции к другой.

При данном виде апраксии страдают как раз переключения с одной

артикулемы

на

другую

и,

следовательно,

передача

серии

сигналов,

посылаемых из мозга на периферию – к органам артикуляции. При тяжелой

кинетической апраксии речь у ребенка полностью отсутствует, заменяется им

нечленораздельно произносимыми звуками. В менее тяжелых случаях

ребёнок в может произносить простые слова, состоящие их одного-двух

прямых слогов (“да”, “не”, “мама”, “папа”, “дядя”), но не может развернуть

более сложную слоговую структуру.

Кинестетическая апраксия (другой вид) возникает при поражении

постцентральной зоны коры головного мозга. При этой апраксии нарушено

нахождение нужной артикуляционной позы. Например: ребенок не может

понять, открыт у него рот или закрыт, в каком положении находятся язык и

губы, не может по просьбе поднять кончик языка наверх или опустить вниз

из-за

неспособности

определить

его

текущее

положение.

При

этом

непроизвольно те же самые движения он может выполнить. Механизм

кинестетической апраксии не связан с нарушениями мышечного тонуса, но

является расстройством более высокого уровня организации двигательного

акта. В итоге это приводит к неправильному произношению некоторых

звуков. Также ребенок старается избегать повторять слишком сложные в

плане артикуляции звуки, и поэтому часто пропускает или заменяет их на

другие. При тяжёлой кинестетической апраксии речь также отсутствует.

Фонематические нарушения (неспособность ребенка определять на

слух правильность звуков). Ребенок произносит звуки неправильно, оглушает

или озвончает их, заменяет твердые на мягкие, пропускает или же

переставляет их в словах. Сам ребенок не может заметить эти ошибки, так

как попросту «не слышит» разницы, хотя при этом у него проблем со слухом

не

наблюдается.

Нарушения лексики. При экспрессивной (моторной) алалии

пассивный словарь (те слова, которые ребенок понимает) гораздо шире

активного словаря (слова, им употребляемые). Часто в своей речи ребенок с

моторной

алалией

употребляет

слова

в

другом

значении,

не

соответствующем общепринятому. Такой ребенок нередко использует одно и

тоже слово для обозначения разных предметов. Этим фактом и объясняется

сниженный по сравнению с нормой объем активного словаря.

Зачастую в речи детей с моторной алалией можно наблюдать замены

существительных, так как дети их усваивают раньше, в то время как при

овладении предикативным словарем (логические высказывания) отмечаются

большие трудности.

Также не стоит забывать и о неречевой симптоматике моторной

алалии. У таких детей имеются и двигательные нарушения: плохо развита

моторика пальцев, нарушена координация движений, из-за чего могут

отмечаться частые падения. Ребенок с моторной алалией не может одеться

без помощи взрослых, в особенности, застегнуть пуговицы, зашнуровать

обувь.

Все вышеперечисленные симптомы в комплексе составляют

симптоматику моторной алалии. Сделать вывод о наличии у неговорящего

ребенка

моторной

алалии

можно

только

в

процессе

динамического

наблюдения, при исключении других форм психоречевого дизонтогенеза.

Важно помнить, что решение о постановке данного диагноза принимает

логопед на основании выявленных им нарушений, оценив речевой анамнез.

При этом логопедом обязательно учитывается мнение невролога и психиатра.

В случае учета всех аспектов коррекционной работы и раннего комплексного

воздействия прогноз для речевого и психического развития благоприятный:

дети догоняют сверстников, могут успешно обучаться в обычной школе. При

поздней диагностике синдрома и развитии вторичной умственной отсталости

полной компенсации достичь не удается.



В раздел образования