Автор: Анна Дмитриевна Босина
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ Школа № 1
Населённый пункт: г Саров, Нижегородская обл.
Наименование материала: презентация по обобщению опыта
Тема: Роль учителя-дефектолога в формировании регулятивных учебных умений младших школьников с ЗПР
Дата публикации: 12.01.2025
Раздел: начальное образование
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В
ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ
УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Босина Анна Дмитриевна, МБОУ Школа № 1
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
2
Для младших школьников с ОВЗ проблема формирования саморегуляции и контроля в
деятельности
является
актуальной,
поскольку
у
них
имеются
различные
трудности
в
формировании
целенаправленности
и
организованности
поведения
и
деятельности.
А
сформированные
умения
следовать
словесной
инструкции,
подчинять
свое
поведение
установленным правилам, составляют основу учебного поведения младшего школьника.
Без
сформированных
регулятивных
умений
в
ходе
учебной
деятельности
невозможно
освоение
адаптированной
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования. Поэтому формирование и развитие регулятивных УУД младшего школьника с ОВЗ
средствами
коррекционно-развивающей
работы
учителя-дефектолога
представляется
актуальным.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
3
Ориентировочно-
целевой блок
Цель программы: повышение уровня сформированности регулятивных УУД, включая произвольную регуляцию
деятельности и поведения, гармонизация эмоционально-волевой сферы с использованием возможностей учебной, игровой
деятельности и социального взаимодействия.
Планировочно-
исполнительный
блок
Контрольно-
оценочный блок
Цель: формирование умения понимать и удерживать заданную цель, следовать ей в ходе
выполнения деятельности.
Цель: формирование умения осуществлять действие по образцу или заданному правилу,
достигая результата; контролировать деятельность по ходу и результату выполнения.
Цель: формирование умения адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, оценивать
достижения с помощью самоанализа деятельности.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
4
•
от простого к сложному,
•
систематичности,
•
доступности
и
повторяемости
материала,
•
учет
объема
и
степени
разнообразия материала,
•
деятельностный принцип,
•
наглядный принцип.
•
1
часть
–
вводная:
организационный
момент
(настроить
ребенка на совместную работу, установить рабочий контакт с
ним),
ритуал
приветствия,
игрА
(упражнение)
на
развитие
навыков общения.
•
2 часть – основная: игры, задания, упражнения, направленные
на
формирование
целенаправленного
поведения,
произвольности,
саморегуляции
деятельности.
Также
сюда
входят физминутки, двигательные упражнения, релаксационные
паузы, психогимнастика и задания каждого из 3-х блоков.
•
3 часть – заключительная: рефлексия, подведение итогов,
оценивание,
ритуал
прощания
(закрепление
положительных
эмоций от работы на занятии).
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО
ПРОГРАММЕ
БЛОК 1 - ОРИЕНТИРОВОЧНО-ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
5
Некоторые приёмы
ориентировочно-
целевого блока
использование
занимательного
дидактического материала
индивидуализация и
дифференциация заданий с
учетом особенностей
ребенка с ОВЗ
раскрытие практической
значимости усвоения конкретного
умения
положительная оценка действий обучающихся
использование на начальном этапе
работы разнообразных видов помощи
(направляющей, стимулирующей,
наводящей, организующей)
создание в группе атмосферы взаимопомощи,
внесение элементов соревновательности и
новизны
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БЛОКА 1
6
•
специальные вопросы для ориентировки в задании (вопросы-побуждения,
развернутые вопросы, сопровождаемые жестом, вопросы-альтернативы и
вопросы, содержащие в себе ответ)
•
повтор цели задания за сильным учеником («Повтори за …»)
•
сравнение с образцом («Сделай так же»)
•
сверка с написанным (предъявленным) образцом (Посмотри на образец»)
•
проверка по словесной инструкции («У моего образца есть …, а у тебя есть
это?»)
ТИПЫ ЗАДАНИЙ БЛОКА 1
7
•
поиск предметов в наложенных контурных изображениях;
•
рисование по точкам (по числам, по буквам);
•
раскрашивание изображений (соответствие цвета букве, цифре, фигуре, примеру);
•
корректурные пробы (буквенные, знаковые, фигурные, цифровые и т. д.);
•
прослеживание перепутанных линий (различные виды прослеживания – карандашом или
пальцем, с помощью только зрительной фиксации);
•
приведение изображений к единому (сделай рисунки одинаковыми);
•
различные модификации таблиц Шульте;
•
выполнение
2-3-сложных
инструкций
словесного
или
письменного
характера
(игра
«Поручения»);
•
срисовывание узоров с образца (срисовывание узоров на бланке с точками, на бланке в
клеточку, срисовывание с цветных, чёрно-белых образцов и т.д.).
БЛОК 2 - ПЛАНИРОВОЧНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
8
Некоторые приёмы
планировочно-
исполнительного
блока
выполнение задания по алгоритму, по
наводящим вопросам, по образцу
алгоритмизация
деятельности (предметно-
операционные карты,
графические карты,
памятки)
упражнения для планирования:
расположение карточек в
правильном порядке, рассказ о
последовательности по
разложенному порядку (карточкам,
схеме)
различные виды комментирования
различные виды помощи (прямое указание
на ошибку, опора на памятку, алгоритм,
план разбора)
проблемные ситуации, постановка ситуационных
задач, метод выбора, проблемные вопросы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БЛОКА 2
9
•
обучение выполнению каждой операции отдельно
•
чередование показа с объяснением
•
составление плана в процессе коллективной беседы
•
повторение готового плана одним из учащихся
ТИПЫ ЗАДАНИЙ БЛОКА 2
10
•
поиск выхода из лабиринтов (простые, сложные, круговые, из перепутанных линий и т. д.);
•
поиск отличий (с предметными и сюжетными изображениями, простые, сложные, цветные и чёрно-
белые);
•
работа
с
деформированными
текстами
(допуск
преднамеренных
ошибок
по
смыслу
и
орфографических, и исправление);
•
исправление деформированных планов (восстановление перепутанной последовательности);
•
поиск преднамеренных ошибок (задания с ловушками);
•
нейропсихологические игры и упражнения (нейропрописи, рисование двумя руками, рисование в
разном темпе,
•
проверка выполненного другим задания (игра «Рассеянный плиточник»);
•
поиск
слов/изображений
среди
других
знаков/символов
(различные
модификации
пробы
Мюнстерберга);
•
различные виды шифровок/кодировок.
БЛОК 3 - КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
11
Некоторые приёмы
контрольно-
оценочного блока
фиксация и эмоциональная оценка
малейших учебных достижений
различные виды
взаимоконтроля: в парах, в
малых группах,
дифференцированный
взаимоконтроль
проверка с помощью сигнальных карточек
завершение неоконченных предложений
коллективная оценка
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БЛОКА 3
12
•
специальные
побудительные
вопросы
(для
осмысления
процесса,
способов
и
результатов
выполнения
учебных
заданий,
практических
действий)
•
акцент на понимании помех и затруднений в достижении цели
•
рефлексивные вопросы (Что я делал? С какой целью? Какой результат я
получил? Что помогало мне в этом? Что мешало мне в этом?)
ТИПЫ ЗАДАНИЙ БЛОКА 3
13
•
различные формы фиксации успехов (дерево успеха, дневник успеха, ступеньки успеха,
таблицы побед, лесенки достижений);
•
выполнение двух дел/заданий одновременно;
•
следование
составленным
визуальным
планам/алгоритмам
и
отметки
выполненного
момента в плане/алгоритме (режим дня в картинках, наглядное расписание уроков/плана
занятия, циферблат с сигнальными значками);
•
подсчет разбросанных/разрозненных элементов/фигур/знаков;
•
рефлексия настроения (цветовые опоры, пиктограммы, смайлики);
•
работа с наглядными ситуациями по осознанию и преодолению трудностей;
•
рефлексия деятельности (лесенки к заданиям, шкалы оценивания, ступеньки выполнения,
корзинка умений, жетоны для поощрения).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОГРАММЫ
14
Методика «Графический
узор»
(автор Н. В. Бабкина)
Методика
«Узор»
(автор Л. И. Цеханская)
Методика
«Проставь значки»
(авторы Пьерон-Рузер)
Методика
«Схема наблюдения для
оценки волевых качеств»
(автор - А. И. Высоцкий)
Цель: выявление сформированности умения обучающихся принимать задание, удерживать
учебную задачу в рамках заданных правил, осуществлять контроль выполнения задания.
Цель: выявление сформированности умения принимать, сохранять цель и следовать ей при
выполнении учебной задачи, умения самостоятельно контролировать учебную деятельность,
способности
к
волевому
усилию
и
к
преодолению
препятствий,
умения
предвосхищать
результат с учетом его временных характеристик.
Цель:
оценка
путем
наблюдения
сформированности
волевых
качеств
(настойчивости,
самостоятельности,
выдержки,
организованности,
дисциплинированности),
проявляемых
в
ходе учебной деятельности.
Цель: выявление сформированности умения обучающихся сознательно подчиняться заданным
правилам,
удерживать
в
ходе
деятельности
словесную
инструкцию
и
действовать
в
соответствии с ней.
15
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ –
ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ УМЕНИЙ
ПО ПРОГРАММЕ
ВЫВОД
16
В результате проведения целенаправленной коррекционно-развивающей
работы, направленной на формирование регулятивных УУД, возможно
улучшение
показателей
регулятивных
умений
(принимать
и
удерживать
учебную
задачу,
подчинять
свои
действия
правилу,
контролировать
выполнение
задания,
следовать
цели,
проявлять
волевые усилия) у младших школьников с ОВЗ.