Напоминание

Игровые методы в профилактических форм дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями


Авторы: Каштан Татьяна Викторовна, Людмила Валентиновна Пронякина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 55
Населённый пункт: Московская область,город Одинцово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровые методы в профилактических форм дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями
Дата публикации: 12.01.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка на тему:

“Игровые методы в профилактике фонематических форм

дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями”.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В

организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и

обучения, помогает всестороннему развитию личности ребенка. В игре

совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка,

углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание,

мышление и речь, происходит его социализация. Любая игра способствует

воспитанию ни одного, а нескольких качеств, требует участия различных

органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные

переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает

нравственные чувства, организаторские способности, волю,

дисциплинированность, настойчивость, инициативу. Для детей дошкольного

возраста, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая

деятельность сохраняет свое значение и роль, как необходимое условие

всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки

звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов,

нарушение лексико-грамматического строя речи, а также изменения темпа

речи, ограниченность словаря, ее плавности — все это, в разной степени

выраженное у детей с речевыми нарушениями, влияет на их игровую

деятельность, порождает у них и особенности поведения. Так у детей с

дизартрией, нередко вызывает затруднения совместная игровая деятельность

со сверстниками из-за неправильного звукопроизношения, сложностей в

выражении своих мыслей, боязни показаться смешным несмотря на то, что

правила и содержание игр им доступны. Нарушение общей, мелкой и

речевой моторики вызывают быстрое утомление у детей с дизартрией, а

нестойкость памяти, внимания затрудняет их включение в коллективные

игры. В играх данным детям сложно сразу переключиться с одного вида

деятельности на другой. Неуравновешенность, двигательное беспокойство,

суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение их в

коллективную игру.

Игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только

при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и

обязательного повседневного руководства ею. В дошкольной педагогике

выделяют следующие виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-

ролевые (творческие) и театрализованные, некоторые авторы выделяют еще

один вид игры — традиционные или народные игры. Большую роль ученые

отводят дидактической игре, так как она может использоваться, как игровой

метод обучения. Дидактическая игра, как метод обучения детей, содержит

два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый

является и учителем, и участником игры одновременно, т. е. он учит и

играет, а дети, играя, учатся. В своих исследованиях Васильева С. А.,

Соколова Н. В. обращают внимание на то, что игра, которая используется для

обучения, должна содержать прежде всего дидактическую, обучающую

задачу. Дети в процессе игры решают эту задачу в занимательной форме,

используя определенные игровые действия для ее достижения. Игровые

действия, составляя основу дидактической игры, являются как бы рисунком

сюжета игры.

Педагог в ходе игры управляет поведением детей, а также воспитательно-

образовательным процессом, благодаря правилам игры, которые также

являются обязательным ее компонентом. Организация дидактических игр

педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к

проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к

проведению дидактической игры входят: – отбор игры в соответствии с

задачами воспитания и обучения: – установление соответствия отобранной

игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной

возрастной группы; – определение наиболее удобного времени проведения

дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в

свободное от занятий и других режимных процессов время);

-выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим.

Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;-

определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы,

индивидуально);-подготовка необходимого дидактического материала для

выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный

материал);-подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и

осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; –

подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о

предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения

игровой задачи. С самого начала обучения в школе ребенку сразу

навязывается подход к любой деятельности методами и средствами

взрослого человека. Переход от игры к учебной деятельности часто

получается слишком резким. В качестве переходной формой деятельности

может выступать дидактическая игра. Для детей с речевыми нарушениями, в

особенности для детей с дизартрией, у которых наблюдается помимо

речевых нарушений, недоразвитие некоторых психических функций, в том

числе внимания, памяти, мышления, переключение с игровой деятельности

на учебную может даваться особенно тяжело. Дидактическая игра позволяет

сформировать некоторую психологическую готовность к обучению в школе

и овладению письмом и чтением. Дидактическая игра может использоваться

в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного

возраста с дизартрией. Речь помогает организовывать игровую деятельность,

а игра, соответственно, позволяет развивать речевые процессы, в том числе

фонематический слух и фонематическое восприятие. Таким образом игра

может помочь в работе по профилактике фонематических форм дисграфии у

детей с дизартрией. Задача заключается в том, чтобы вызвать интерес к игре,

подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно формировать

фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез, то есть те

фонематические процессы, которые необходимы для овладения письменной

речью. Васильева С. А. в своих исследованиях утверждает, что главное место

в игре надо отводить работе со звуком, буквой и предложением. Необходимо

в достаточной мере уделять внимание звуковому восприятию слова,

формируя фонематические процесс. Ведь наличие даже слабовыраженных

дефектов в фонематическом развитии создает для успешного усвоения

ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются

недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом

составе слова.

Игра позволяет также ускорить процесс коррекции имеющихся нарушений

у детей с дизартрией, так как овладение фонематическими процессами, в

особенности звуковым анализом и синтезом протекает у данных детей

медленно и требует длительности занятий и многократности повторения

материала. Таким образом, игра является основной деятельностью ребенка в

дошкольном возрасте. Игра служит средством воспитания и обучения,

помогает всестороннему развитию личности ребенка. В игре

совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка,

углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание,

мышление и речь. При правильном использовании игры, как ведущего вида

деятельности детей дошкольного возраста, она может помочь в развитии

речи у детей с дизартрией, а также скорректировать нарушения в

фонематическом развитии, и позволить более эффективно организовать

работу по профилактике фонематических форм дисграфии.

Литература:

Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. —

М.: «Школа — Пресс», 2016 — с. 78 Катаева А. А., Стребелева Е. А.

Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых

дошкольников. — М.: «БУК-МАСТЕР», 1993 — с. 191 Левина Р. Е. Основы

теории и практики логопедии. — М.: «Просвещение», 1967 — с. 173

Селиверстов В. И. и др. Речевые игры с детьми. — М.: «Владос», 1994 — с.

344 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям –– Киев: Радянська школа, 1973

— с. 320.



В раздел образования