Авторы: Захарова Наталья Викторовна, Верхотурцева Мария Сергеевна
Должность: учитель-логопед, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР «Детский сад № 20 «Сказка»
Населённый пункт: Ханты-Мансийск
Наименование материала: проект
Тема: «Первые шаги в мир профессий»
Дата публикации: 12.04.2025
Раздел: дошкольное образование
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ХАНТЫ-МАНСИЙСК
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 20 «Сказка»
(МБДОУ ЦРР «Детский сад № 20 «Сказка»)
Проект по ранней
профориентации
«Первые шаги
в мир
профессий»
.
-
г Ханты Мансийск
1
Будущее
рождается
сегодня…
Подготовили:
старший воспитатель
МБДОУ ЦРР
«Детский сад № 20 «Сказка»
Верхотурцева Мария Сергеевна,
учитель - логопед
Захарова Наталья Викторовна
№
Содержание
Стр.
I
Пояснительная записка
3-4
1.1.
Обоснование актуальности
3
1.2.
Цель и задачи проекта
3
1.3.
Уникальность и новизна проекта
3
1.4.
Целевая аудитория
3
1.5.
Формы, методы, технологии, используемые при реализации проекта
3
1.6.
Результаты реализации проекта (качественные и количественные)
4
II
Содержание проекта
4-10
2.1.
Механизм реализации проекта
4
2.1.1.
Этапы реализации проекта
4
2.1.2.
План реализации проекта
5
2.2.
Выводы по итогам реализации проекта
9
2.3.
Описание ресурсных возможностей проекта
10
III
Список используемой литературы
10
IV
Ссылки на приложения
10
2
I. Пояснительная записка
1.1.
Обоснование актуальности
Мир профориентации в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся
система. Вхождение детей в общество нельзя представить без освоения ими базовых
представлений социального характера, в том числе и ознакомление с профессиями. В
дошкольном возрасте у детей формируются представления о различных профессиях, о
содержании труда, о социальной значимости труда. Поэтому проект по ранней профориентации
«Первые шаги в мир профессий» становится особенно значимым и не теряет свою
актуальность в современных условиях. Также актуальность выбранной темы обусловлена
необходимостью организации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в
соответствии с требованиями ФГОС ДО.
1.2.
Цель и задачи проекта
Цель:
создание условий, способствующих ранней профориентации обучающихся
дошкольного возраста, через организацию различных видов деятельности и взаимодействие в
проекте всех участников образовательных отношений
Задачи:
расширять знания детей об окружающем мире, расширять кругозор в мире
профессий; формировать некоторые практические навыки;
обогатить развивающую предметно - пространственную среду играми, материалами
и пособиями по ранней профориентации;
формировать
активную
позицию
родителей,
направленную
на
участие
в
мероприятиях проекта на основе взаимосотрудничества;
способствовать
совершенствованию
системы
социального
партнерства
с
учреждениями города, направленного на раннюю профориентацию обучающихся;
создать портфолио проекта.
1.3.
Уникальность и новизна проекта
Уникальность и новизна проекта заключаются в использовании образовательных
возможностей
педагогического
процесса
в
рамках
интеграции
содержания
всех
образовательных областей, видов культурных практик и форм педагогических событий для
решения задач ранней профориентации детей дошкольного возраста с использованием в работе
материалов платформы «Атлас новых профессий».
1.4.
Целевая аудитория: воспитанники, педагоги, родители (законные представители).
Тип проекта: практико-ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный (2022-2024гг.). Проект реализуется в три
этапа. Сроки реализации и содержание каждого этапа представлены в содержательной части.
1.5 Формы, методы, технологии
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий осуществляется с
применением современных образовательных технологий:
технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.
Зуйкова);
педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А.В.
Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко);
технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова);
3
информационно-коммуникационные технологии.
Формы и методы деятельности по реализации проекта
Содержание
Совместная деятельность
Режимные моменты
Самостоятельная
деятельность
Формирова-
ние
первичных
представле-
ний о труде
взрослых
Экскурсии,
наблюдения,
экспериментальная
деятельность,
рассказы,
обучение,
чтение,
рассматривание
иллюстраций,
просмотр фото, видео
Дидактические игры,
обучение,
чтение,
практическая
деятельность, встречи
с людьми интересных
профессий,
создание альбомов
Дидактические игры,
сюжетно-ролевые
игры,
творческие
и
режиссерские игры
1.6.
Результаты реализации проекта (качественные и количественные)
I этап – организационный
изучена нормативно-правовая база по теме проекта;
разработан план мероприятий проекта;
в организационном этапе проекта приняло участие 76 педагогов учреждения (100%)
– созданы тематические папки по профессиям, содержание которых включает атрибуты и
материал для проведения работы по ранней профориентации;
обновлена развивающая предметно-пространственная среда.
II этап – основной
расширение знаний воспитанников о мире профессий, приобретение ими некоторых
практических навыков;
реализация мероприятий проекта в полном объеме;
к участию в проекте привлечены более 450 обучающихся старшего дошкольного
возраста;
активное участие родителей (законных представителей) в мероприятиях проекта;
совершенствование системы социального партнерства с учреждениями города,
направленного на раннюю профориентацию обучающихся;
развивающая
предметно-пространственная
среда
ДОУ
пополнена
играми,
материалами и пособиями по ранней профориентации.
III этап – заключительный
подведены итоги реализации проекта;
создано портфолио проекта;
обобщен опыт работы по ранней профориентации.
II. Содержательная часть
2.1. Механизм реализации проекта
2.1.1. Этапы реализации
I этап – подготовительный (январь – август 2022 г.) – создание рабочей группы, разработка
проекта, составление плана мероприятий;
II этап – основной (сентябрь 2022 – июнь 2023 г.) – реализация мероприятий проекта;
III этап – заключительный – (2023-2024 учебный год) - подведение итогов реализации
проекта, создание портфолио проекта.
4
2.1.2. План реализации проекта
№
п/п
Мероприятие в рамках проекта
Сроки
проведения
Ответственные
I этап - организационный (2022 год)
1.
Создание рабочей группы по разработке проекта
январь 2022
Руководители
творческой группы
2
Изучение нормативно-правовых актов, создание
банка нормативных документов
февраль-март
2022
Руководители,
творческая группа
3
Разработка проекта, составление плана
мероприятий
январь-август
2022
Руководители,
творческая группа
4
Разработка и изготовление мобильных игровых
зон по профессиям
в течение
учебного года
Руководители,
творческая группа
5
Пополнение и обновление в образовательном
пространстве ДОУ профориентированной
развивающей предметно-пространственной среды
в соответствии с ФГОС ДО
в течение
учебного года
Руководители,
творческая группа
6
Подготовка атрибутов для организации мобильных
игровых зон по профессиям
в течение
учебного года
Руководитель,
творческая группа,
педагоги ДОУ
II этап – основной (2022-2023 учебный год)
Организация работы с обучающимися
1.
Беседы о людях разных профессий
В течение
учебного года
Воспитатели всех
возрастных групп
2.
Проведение основной образовательной
деятельности в соответствии с циклограммой
тематических недель
«Хлеб – всему голова»
(хлебороб, комбайнер, тракторист, пекарь)
19-23.09.2022
Воспитатели всех
возрастных групп
«Азбука дорожной безопасности»
(инспектор ГИБДД)
26-30.09.2022
Воспитатели всех
возрастных групп
«Есть много профессий хороших и важных»
(проектная деятельность)
03-07.10.2022
Воспитатели всех
возрастных групп
«Домашние животные. Птицы»
(ветеринар)
10-14.10.2022
Воспитатели всех
возрастных групп
«Лес – наше богатство»
(лесник)
24-28.10.2022
Воспитатели всех
возрастных групп
«Неделя игры и игрушки»
(кукольник)
21-25.10.2022
Воспитатели всех
возрастных групп
«Край, в котором мы живем»
(профессии в нефтяной отрасли)
05-09.12.2022
Воспитатели всех
возрастных групп
«Народное творчество» (гончар)
19-23.12.2022
Воспитатели всех
возрастных групп
«Быть здоровым здорово! Продукты питания»
(профессии)
23-27.01.2023
Воспитатели всех
возрастных групп
5
«Строительство»
(строительные профессии)
30.01-
03.02.2023
Воспитатели всех
возрастных групп
«Неделя
науки,
знаний
и
открытий
для
дошколят» (лаборант)
06-10.02.2023
Воспитатели всех
возрастных групп
«День защитника Отечества»
(военные профессии)
20-24.02.2023
Воспитатели всех
возрастных групп
«Неделя искусства»
(художник, артист, музыкант и т.д.)
27.02-
03.03.2023
Воспитатели всех
возрастных групп
«8 Марта»
(профессии наших мам)
06-10.03.2023
Воспитатели всех
возрастных групп
«Мой дом. Посуда. Мебель»
(столяр)
21-25.03.2023
Воспитатели всех
возрастных групп
«Книжкина неделя»
(поэт, писатель, библиотекарь)
27-31.03.2023
Воспитатели всех
возрастных групп
«Я вырасту здоровым! Спорт»
(тренер)
03.07.04.2023
Воспитатели всех
возрастных групп
«Космос»
(космонавт и т.д.)
10-14.04.2023
Воспитатели всех
возрастных групп
«Весна. Перелетные птицы»
(орнитолог)
17-21.04.2023
Воспитатели всех
возрастных групп
«Мой дом – природа»
(эколог)
08-12.05.2023
Воспитатели всех
возрастных групп
«В
мире
детства.
Школа.
Школьные
принадлежности» (профессии)
22-26.05.2023
Воспитатели всех
возрастных групп
3
Подготовка познавательной информации для
размещения на стенде (сайте) учреждения в
соответствии с мероприятиями проекта
В течение года
Учитель-логопед,
учитель-
дефектолог
4
Встречи с интересными людьми –
представителями разных профессий.
В течение
учебного года
по
согласованию
Руководитель,
творческая группа,
педагоги ДОУ
5
«Атлас новых профессий»
- знакомство обучающихся с профессиями
будущего;
- познавательное тематическое мероприятие для
воспитанников подготовительных к школе групп
В течение
учебного года
(в соответствии
с циклограммой
тематических
недель)
Воспитатели
подготовительных
к школе групп,
специалисты
учреждения
6
Квест-игра «Калейдоскоп профессий»
Апрель 2023
Руководитель,
творческая группа,
педагоги ДОУ
7
Создание и проведение интерактивных игр из
серии «Азбука профессий»
В течение
учебного года
Воспитатель,
учитель-логопед
8
Реализация краткосрочного проекта
«Край, в котором я живу»
(профессии нефтяной отрасли, рыболовство,
оленеводство)
Декабрь 2022
Руководитель,
творческая группа,
педагоги ДОУ
9
Тематическое рисование
В течение
Воспитатели
6
(создание альбома детских работ)
учебного года
10
Чтение художественной литературы по теме
проекта
В течение
учебного года
Воспитатели всех
возрастных групп
11
Тематические экскурсии
в учреждения города Ханты-Мансийска
В течение года
по
согласованию
Старшие
воспитатели,
воспитатели групп
старшего
дошкольного
возраста
12
Виртуальные экскурсии
(в соответствии с циклограммой тематических
недель и плана взаимодействия с социальными
партнерами)
В течение года
Руководители,
творческая группа,
педагоги ДОУ
13
Оформление альбомов
«Профессии моих родителей»
В течение года
Воспитатели групп
14
Презентация «Профессии моих родителей»
Февраль, март
2023
Воспитатели
подготовительных
к школе групп
15
Выставки рисунков
«Я мечтаю стать…»
В течение года
Воспитатели
16
Размещение информации о реализации
мероприятий проекта на официальном сайте
учреждения, на странице ВКонтакте
В течение года
Руководители,
творческая группа,
педагоги ДОУ
17
Проведение педагогической диагностики развития
Сентябрь 2022,
Май 2023
Руководитель,
творческая группа,
педагоги ДОУ
Взаимодействие с педагогами
1
Представление проекта по ранней профориентации
«Первые шаги в мир профессий»
на установочном педагогическом совете
По плану
работы ДОУ
Учитель-логопед
2
Организация методического сопровождения
педагогов при проведении работы по ранней
профориентации обучающихся
В течение
учебного года
Заместитель
заведующего по
ВР, старшие
воспитатели ДОУ
3
Обновление и пополнение банка нормативных,
методических материалов, справочной литературы
по ранней профессиональной ориентации детей
дошкольного возраста
В течение
учебного года
Руководители
проекта
4
Создание и пополнение картотеки игр
«В мире профессий».
В течение
учебного года
Воспитатели и
специалисты
учреждения
5
Проведение цикла обучающих семинаров по
созданию интерактивных игр
Первое
полугодие
учебного года
Воспитатель
6
Подготовка презентаций из цикла:
«Богатый мир профессий»
В течение
учебного года
Воспитатели и
специалисты всех
возрастных групп
7
7
Накопление дидактического и наглядного
материала
В течение
учебного года
Воспитатели и
специалисты всех
возрастных групп
8
Смотр-конкурс «Лучшая современная сюжетно-
ролевая профориентационная игра»
В течение
учебного года
Воспитатели и
специалисты всех
возрастных групп
9
Педагогический совет
«Эффективные формы работы с детьми и
родителями дошкольного возраста по ранней
профориентации»
Март 2023
Заместитель
заведующего по
воспитательной
работе
10
Организация мобильных игровых зон по
профессиям
В течение
учебного года
Воспитатель
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
1
Создание Лэпбуков по ознакомлению с
профессиями.
В течение
учебного года
Воспитатели и
специалисты всех
возрастных групп
2
Создание и представление видеороликов,
презентаций «Профессии моих родителей»
В течение
учебного года
Воспитатели и
специалисты всех
возрастных групп
3
Оформление страничек альбомов
«Профессии моих родителей»
Февраль, март
2023
Воспитатели и
специалисты всех
возрастных групп
4
Участие в проектной деятельности
По плану
проекта
Воспитатели и
специалисты всех
возрастных групп
5
Информация о реализации мероприятий проекта
на официальном сайте учреждения,
на странице ВКонтакте
В течение года
Руководитель,
творческая группа,
педагоги ДОУ
III этап - Заключительный (2023-2024 учебный год)
1
Подведение итогов реализации проекта.
Создание портфолио проекта:
банк презентаций «Богатый мир профессий»;
конспекты мероприятий;
планы
и
материалы
по
реализации
краткосрочных проектов;
комплект
наглядного
материала
для
размещения в уголках для родителей;
банк интерактивных игр «Азбука профессий» (в
том числе на флешносителях);
картотека развивающих игр
Сентябрь-
октябрь 2023
Руководитель,
творческая группа,
педагоги ДОУ
2
Обобщение и распространение опыта работы по
ранней профориентации
2023 год
Руководитель,
творческая группа,
педагоги ДОУ
3
Использование материалов проекта в работе с
обучающимися по ранней профориентации
В течение
учебного года
Педагоги
учреждения
4
Участие в конкурсах профессионального
мастерства, в том числе профориентационной
2023, 2024 год
Руководитель,
творческая группа,
8
направленности на различных уровнях
педагоги ДОУ
При составлении плана мероприятий проекта учитывался комплексно-тематический
принцип планирования.
В рамках реализации проекта «Первые шаги в мир профессий» большое внимание
отводится организации развивающей предметно-пространственной среды, погружающей
воспитанников в мир профессий, где у них есть возможность «прожить» производственные
сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и
межличностных профессиональных отношений.
В соответствии с проведением мероприятий в рамках реализации проекта «Первые
шаги в мир профессий» на стенде в холле учреждения обновляется познавательная
информация для детей и родителей, а также представлены развивающие игры для
воспитанников.
2.2. Выводы по итогам реализации проекта
Идеи ранней профориентации включены в содержание основной образовательной
программы ДОУ, в содержание образовательных областей: «познавательное развитие»,
«социально-коммуникативное
развитие»,
«речевое
развитие»,
«художественно-
эстетическое развитие».
На сегодняшний день в учреждении созданы условия для ознакомления детей с
профессиями взрослых.
С целью проведения эффективной работы по ранней профориентации обучающихся
дошкольного возраста, при составлении основной образовательной программы ДОУ и
рабочих программ групп нами учитывалось содержание образовательного материала о
профессиональной деятельности взрослых, определены наиболее привлекательные формы
организации, эффективные методы для демонстрации сущности трудовых действий и
общественной значимости результатов труда взрослых. Ознакомление с трудовой
деятельностью осуществляется последовательно, систематично, с опорой на образное
мировосприятие и положительные эмоции.
Реализация
мероприятий
проекта
способствует
решению
задач
ФГОС
ДО:
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества (уважение к труду взрослых,
понимание ценности труда, интерес к различным профессиям взрослых); достижение
целевых ориентиров: ребенок обладает установкой положительного отношения к разным
видам труда.
2.3. Описание ресурсных возможностей проекта
Данный проект может быть реализован на базе любого дошкольного учреждения
при условии внесения изменений и дополнений с учетом регионального компонента.
Представленный в проекте цикл мероприятий способствует успешному овладению детьми
знаниями о профессиях и некоторыми практическими умениями. Реализация мероприятий
проекта не предполагает использование специальных технических средств и программного
обеспечения.
Проект «Первые шаги в мир профессий» является отличным помощником при
планировании работы по ранней профориентации. Мероприятия, запланированные в
9
рамках проекта, могут стать поводом для познавательных досугов и совместных
мероприятий взрослых и детей.
При организации работы в рамках реализации проекта предполагается тесное
взаимодействие воспитателей и специалистов учреждения, которые осуществляют свою
деятельность в рамках одной и той же календарной темы, а также во взаимодействии с
социальными партнерами учреждения, поэтому темы проекта находят отображение в
различных видах деятельности.
III. Список используемой литературы
1. Антонова, М. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного
и познавательного развития детей дошкольного возраста / М. В. Антонова, И. В. Гришняева
// Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93–96.
2. Вершинин, С. И. Основы профориентологии: учебное пособие / С. И. Вершинин, М.
С. Савина и др. – Москва : Просвещение, 2009.– 176 с.
3. Карелина, Е. В. Технологии эффективного сотрудничества детей и взрослых в
образовательном процессе ДОУ: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений / Е. В. Карелина, Е. В. Кондрашкина, С. Н. Обухова. –
Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – 92 с.
4. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий / В. П. Кондрашов. –
Балашов: Николаев, 2012. – 125 с.
5.
Кузнецова
Г.Н.
Организация
ранней
профориентации
в
дошкольном
образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ / Учебное
электронное издание. – Челябинск: ЧИППКРО, 2021. – 80с.
6. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных
организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О.
Р. Радионова и др. – Москва, 2014. – 96 с.
7. Сайгушева, Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л. И.
Сайгушева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
8. Шингаркина, Д. А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного
возраста в процессе ознакомления с миром взрослых: автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Д. А. Шаркина. – Челябинск,
2009. – 24 с
10
11