Напоминание

«Первые шаги в мир профессий»


Авторы: Захарова Наталья Викторовна, Верхотурцева Мария Сергеевна
Должность: учитель-логопед, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР «Детский сад № 20 «Сказка»
Населённый пункт: Ханты-Мансийск
Наименование материала: проект
Тема: «Первые шаги в мир профессий»
Дата публикации: 12.04.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ХАНТЫ-МАНСИЙСК

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 20 «Сказка»

(МБДОУ ЦРР «Детский сад № 20 «Сказка»)

Проект по ранней

профориентации

«Первые шаги

в мир

профессий»

.

-

г Ханты Мансийск

1

Будущее

рождается

сегодня…

Подготовили:

старший воспитатель

МБДОУ ЦРР

«Детский сад № 20 «Сказка»

Верхотурцева Мария Сергеевна,

учитель - логопед

Захарова Наталья Викторовна

Содержание

Стр.

I

Пояснительная записка

3-4

1.1.

Обоснование актуальности

3

1.2.

Цель и задачи проекта

3

1.3.

Уникальность и новизна проекта

3

1.4.

Целевая аудитория

3

1.5.

Формы, методы, технологии, используемые при реализации проекта

3

1.6.

Результаты реализации проекта (качественные и количественные)

4

II

Содержание проекта

4-10

2.1.

Механизм реализации проекта

4

2.1.1.

Этапы реализации проекта

4

2.1.2.

План реализации проекта

5

2.2.

Выводы по итогам реализации проекта

9

2.3.

Описание ресурсных возможностей проекта

10

III

Список используемой литературы

10

IV

Ссылки на приложения

10

2

I. Пояснительная записка

1.1.

Обоснование актуальности

Мир профориентации в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся

система. Вхождение детей в общество нельзя представить без освоения ими базовых

представлений социального характера, в том числе и ознакомление с профессиями. В

дошкольном возрасте у детей формируются представления о различных профессиях, о

содержании труда, о социальной значимости труда. Поэтому проект по ранней профориентации

«Первые шаги в мир профессий» становится особенно значимым и не теряет свою

актуальность в современных условиях. Также актуальность выбранной темы обусловлена

необходимостью организации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в

соответствии с требованиями ФГОС ДО.

1.2.

Цель и задачи проекта

Цель:

создание условий, способствующих ранней профориентации обучающихся

дошкольного возраста, через организацию различных видов деятельности и взаимодействие в

проекте всех участников образовательных отношений

Задачи:

расширять знания детей об окружающем мире, расширять кругозор в мире

профессий; формировать некоторые практические навыки;

обогатить развивающую предметно - пространственную среду играми, материалами

и пособиями по ранней профориентации;

формировать

активную

позицию

родителей,

направленную

на

участие

в

мероприятиях проекта на основе взаимосотрудничества;

способствовать

совершенствованию

системы

социального

партнерства

с

учреждениями города, направленного на раннюю профориентацию обучающихся;

создать портфолио проекта.

1.3.

Уникальность и новизна проекта

Уникальность и новизна проекта заключаются в использовании образовательных

возможностей

педагогического

процесса

в

рамках

интеграции

содержания

всех

образовательных областей, видов культурных практик и форм педагогических событий для

решения задач ранней профориентации детей дошкольного возраста с использованием в работе

материалов платформы «Атлас новых профессий».

1.4.

Целевая аудитория: воспитанники, педагоги, родители (законные представители).

Тип проекта: практико-ориентированный

Продолжительность проекта: долгосрочный (2022-2024гг.). Проект реализуется в три

этапа. Сроки реализации и содержание каждого этапа представлены в содержательной части.

1.5 Формы, методы, технологии

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий осуществляется с

применением современных образовательных технологий:

технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.

Зуйкова);

педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А.В.

Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко);

технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова);

3

информационно-коммуникационные технологии.

Формы и методы деятельности по реализации проекта

Содержание

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная

деятельность

Формирова-

ние

первичных

представле-

ний о труде

взрослых

Экскурсии,

наблюдения,

экспериментальная

деятельность,

рассказы,

обучение,

чтение,

рассматривание

иллюстраций,

просмотр фото, видео

Дидактические игры,

обучение,

чтение,

практическая

деятельность, встречи

с людьми интересных

профессий,

создание альбомов

Дидактические игры,

сюжетно-ролевые

игры,

творческие

и

режиссерские игры

1.6.

Результаты реализации проекта (качественные и количественные)

I этап – организационный

изучена нормативно-правовая база по теме проекта;

разработан план мероприятий проекта;

в организационном этапе проекта приняло участие 76 педагогов учреждения (100%)

– созданы тематические папки по профессиям, содержание которых включает атрибуты и

материал для проведения работы по ранней профориентации;

обновлена развивающая предметно-пространственная среда.

II этап – основной

расширение знаний воспитанников о мире профессий, приобретение ими некоторых

практических навыков;

реализация мероприятий проекта в полном объеме;

к участию в проекте привлечены более 450 обучающихся старшего дошкольного

возраста;

активное участие родителей (законных представителей) в мероприятиях проекта;

совершенствование системы социального партнерства с учреждениями города,

направленного на раннюю профориентацию обучающихся;

развивающая

предметно-пространственная

среда

ДОУ

пополнена

играми,

материалами и пособиями по ранней профориентации.

III этап – заключительный

подведены итоги реализации проекта;

создано портфолио проекта;

обобщен опыт работы по ранней профориентации.

II. Содержательная часть

2.1. Механизм реализации проекта

2.1.1. Этапы реализации

I этап – подготовительный (январь – август 2022 г.) – создание рабочей группы, разработка

проекта, составление плана мероприятий;

II этап – основной (сентябрь 2022 – июнь 2023 г.) – реализация мероприятий проекта;

III этап – заключительный – (2023-2024 учебный год) - подведение итогов реализации

проекта, создание портфолио проекта.

4

2.1.2. План реализации проекта

п/п

Мероприятие в рамках проекта

Сроки

проведения

Ответственные

I этап - организационный (2022 год)

1.

Создание рабочей группы по разработке проекта

январь 2022

Руководители

творческой группы

2

Изучение нормативно-правовых актов, создание

банка нормативных документов

февраль-март

2022

Руководители,

творческая группа

3

Разработка проекта, составление плана

мероприятий

январь-август

2022

Руководители,

творческая группа

4

Разработка и изготовление мобильных игровых

зон по профессиям

в течение

учебного года

Руководители,

творческая группа

5

Пополнение и обновление в образовательном

пространстве ДОУ профориентированной

развивающей предметно-пространственной среды

в соответствии с ФГОС ДО

в течение

учебного года

Руководители,

творческая группа

6

Подготовка атрибутов для организации мобильных

игровых зон по профессиям

в течение

учебного года

Руководитель,

творческая группа,

педагоги ДОУ

II этап – основной (2022-2023 учебный год)

Организация работы с обучающимися

1.

Беседы о людях разных профессий

В течение

учебного года

Воспитатели всех

возрастных групп

2.

Проведение основной образовательной

деятельности в соответствии с циклограммой

тематических недель

«Хлеб – всему голова»

(хлебороб, комбайнер, тракторист, пекарь)

19-23.09.2022

Воспитатели всех

возрастных групп

«Азбука дорожной безопасности»

(инспектор ГИБДД)

26-30.09.2022

Воспитатели всех

возрастных групп

«Есть много профессий хороших и важных»

(проектная деятельность)

03-07.10.2022

Воспитатели всех

возрастных групп

«Домашние животные. Птицы»

(ветеринар)

10-14.10.2022

Воспитатели всех

возрастных групп

«Лес – наше богатство»

(лесник)

24-28.10.2022

Воспитатели всех

возрастных групп

«Неделя игры и игрушки»

(кукольник)

21-25.10.2022

Воспитатели всех

возрастных групп

«Край, в котором мы живем»

(профессии в нефтяной отрасли)

05-09.12.2022

Воспитатели всех

возрастных групп

«Народное творчество» (гончар)

19-23.12.2022

Воспитатели всех

возрастных групп

«Быть здоровым здорово! Продукты питания»

(профессии)

23-27.01.2023

Воспитатели всех

возрастных групп

5

«Строительство»

(строительные профессии)

30.01-

03.02.2023

Воспитатели всех

возрастных групп

«Неделя

науки,

знаний

и

открытий

для

дошколят» (лаборант)

06-10.02.2023

Воспитатели всех

возрастных групп

«День защитника Отечества»

(военные профессии)

20-24.02.2023

Воспитатели всех

возрастных групп

«Неделя искусства»

(художник, артист, музыкант и т.д.)

27.02-

03.03.2023

Воспитатели всех

возрастных групп

«8 Марта»

(профессии наших мам)

06-10.03.2023

Воспитатели всех

возрастных групп

«Мой дом. Посуда. Мебель»

(столяр)

21-25.03.2023

Воспитатели всех

возрастных групп

«Книжкина неделя»

(поэт, писатель, библиотекарь)

27-31.03.2023

Воспитатели всех

возрастных групп

«Я вырасту здоровым! Спорт»

(тренер)

03.07.04.2023

Воспитатели всех

возрастных групп

«Космос»

(космонавт и т.д.)

10-14.04.2023

Воспитатели всех

возрастных групп

«Весна. Перелетные птицы»

(орнитолог)

17-21.04.2023

Воспитатели всех

возрастных групп

«Мой дом – природа»

(эколог)

08-12.05.2023

Воспитатели всех

возрастных групп

«В

мире

детства.

Школа.

Школьные

принадлежности» (профессии)

22-26.05.2023

Воспитатели всех

возрастных групп

3

Подготовка познавательной информации для

размещения на стенде (сайте) учреждения в

соответствии с мероприятиями проекта

В течение года

Учитель-логопед,

учитель-

дефектолог

4

Встречи с интересными людьми –

представителями разных профессий.

В течение

учебного года

по

согласованию

Руководитель,

творческая группа,

педагоги ДОУ

5

«Атлас новых профессий»

- знакомство обучающихся с профессиями

будущего;

- познавательное тематическое мероприятие для

воспитанников подготовительных к школе групп

В течение

учебного года

(в соответствии

с циклограммой

тематических

недель)

Воспитатели

подготовительных

к школе групп,

специалисты

учреждения

6

Квест-игра «Калейдоскоп профессий»

Апрель 2023

Руководитель,

творческая группа,

педагоги ДОУ

7

Создание и проведение интерактивных игр из

серии «Азбука профессий»

В течение

учебного года

Воспитатель,

учитель-логопед

8

Реализация краткосрочного проекта

«Край, в котором я живу»

(профессии нефтяной отрасли, рыболовство,

оленеводство)

Декабрь 2022

Руководитель,

творческая группа,

педагоги ДОУ

9

Тематическое рисование

В течение

Воспитатели

6

(создание альбома детских работ)

учебного года

10

Чтение художественной литературы по теме

проекта

В течение

учебного года

Воспитатели всех

возрастных групп

11

Тематические экскурсии

в учреждения города Ханты-Мансийска

В течение года

по

согласованию

Старшие

воспитатели,

воспитатели групп

старшего

дошкольного

возраста

12

Виртуальные экскурсии

(в соответствии с циклограммой тематических

недель и плана взаимодействия с социальными

партнерами)

В течение года

Руководители,

творческая группа,

педагоги ДОУ

13

Оформление альбомов

«Профессии моих родителей»

В течение года

Воспитатели групп

14

Презентация «Профессии моих родителей»

Февраль, март

2023

Воспитатели

подготовительных

к школе групп

15

Выставки рисунков

«Я мечтаю стать…»

В течение года

Воспитатели

16

Размещение информации о реализации

мероприятий проекта на официальном сайте

учреждения, на странице ВКонтакте

В течение года

Руководители,

творческая группа,

педагоги ДОУ

17

Проведение педагогической диагностики развития

Сентябрь 2022,

Май 2023

Руководитель,

творческая группа,

педагоги ДОУ

Взаимодействие с педагогами

1

Представление проекта по ранней профориентации

«Первые шаги в мир профессий»

на установочном педагогическом совете

По плану

работы ДОУ

Учитель-логопед

2

Организация методического сопровождения

педагогов при проведении работы по ранней

профориентации обучающихся

В течение

учебного года

Заместитель

заведующего по

ВР, старшие

воспитатели ДОУ

3

Обновление и пополнение банка нормативных,

методических материалов, справочной литературы

по ранней профессиональной ориентации детей

дошкольного возраста

В течение

учебного года

Руководители

проекта

4

Создание и пополнение картотеки игр

«В мире профессий».

В течение

учебного года

Воспитатели и

специалисты

учреждения

5

Проведение цикла обучающих семинаров по

созданию интерактивных игр

Первое

полугодие

учебного года

Воспитатель

6

Подготовка презентаций из цикла:

«Богатый мир профессий»

В течение

учебного года

Воспитатели и

специалисты всех

возрастных групп

7

7

Накопление дидактического и наглядного

материала

В течение

учебного года

Воспитатели и

специалисты всех

возрастных групп

8

Смотр-конкурс «Лучшая современная сюжетно-

ролевая профориентационная игра»

В течение

учебного года

Воспитатели и

специалисты всех

возрастных групп

9

Педагогический совет

«Эффективные формы работы с детьми и

родителями дошкольного возраста по ранней

профориентации»

Март 2023

Заместитель

заведующего по

воспитательной

работе

10

Организация мобильных игровых зон по

профессиям

В течение

учебного года

Воспитатель

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

1

Создание Лэпбуков по ознакомлению с

профессиями.

В течение

учебного года

Воспитатели и

специалисты всех

возрастных групп

2

Создание и представление видеороликов,

презентаций «Профессии моих родителей»

В течение

учебного года

Воспитатели и

специалисты всех

возрастных групп

3

Оформление страничек альбомов

«Профессии моих родителей»

Февраль, март

2023

Воспитатели и

специалисты всех

возрастных групп

4

Участие в проектной деятельности

По плану

проекта

Воспитатели и

специалисты всех

возрастных групп

5

Информация о реализации мероприятий проекта

на официальном сайте учреждения,

на странице ВКонтакте

В течение года

Руководитель,

творческая группа,

педагоги ДОУ

III этап - Заключительный (2023-2024 учебный год)

1

Подведение итогов реализации проекта.

Создание портфолио проекта:

банк презентаций «Богатый мир профессий»;

конспекты мероприятий;

планы

и

материалы

по

реализации

краткосрочных проектов;

комплект

наглядного

материала

для

размещения в уголках для родителей;

банк интерактивных игр «Азбука профессий» (в

том числе на флешносителях);

картотека развивающих игр

Сентябрь-

октябрь 2023

Руководитель,

творческая группа,

педагоги ДОУ

2

Обобщение и распространение опыта работы по

ранней профориентации

2023 год

Руководитель,

творческая группа,

педагоги ДОУ

3

Использование материалов проекта в работе с

обучающимися по ранней профориентации

В течение

учебного года

Педагоги

учреждения

4

Участие в конкурсах профессионального

мастерства, в том числе профориентационной

2023, 2024 год

Руководитель,

творческая группа,

8

направленности на различных уровнях

педагоги ДОУ

При составлении плана мероприятий проекта учитывался комплексно-тематический

принцип планирования.

В рамках реализации проекта «Первые шаги в мир профессий» большое внимание

отводится организации развивающей предметно-пространственной среды, погружающей

воспитанников в мир профессий, где у них есть возможность «прожить» производственные

сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и

межличностных профессиональных отношений.

В соответствии с проведением мероприятий в рамках реализации проекта «Первые

шаги в мир профессий» на стенде в холле учреждения обновляется познавательная

информация для детей и родителей, а также представлены развивающие игры для

воспитанников.

2.2. Выводы по итогам реализации проекта

Идеи ранней профориентации включены в содержание основной образовательной

программы ДОУ, в содержание образовательных областей: «познавательное развитие»,

«социально-коммуникативное

развитие»,

«речевое

развитие»,

«художественно-

эстетическое развитие».

На сегодняшний день в учреждении созданы условия для ознакомления детей с

профессиями взрослых.

С целью проведения эффективной работы по ранней профориентации обучающихся

дошкольного возраста, при составлении основной образовательной программы ДОУ и

рабочих программ групп нами учитывалось содержание образовательного материала о

профессиональной деятельности взрослых, определены наиболее привлекательные формы

организации, эффективные методы для демонстрации сущности трудовых действий и

общественной значимости результатов труда взрослых. Ознакомление с трудовой

деятельностью осуществляется последовательно, систематично, с опорой на образное

мировосприятие и положительные эмоции.

Реализация

мероприятий

проекта

способствует

решению

задач

ФГОС

ДО:

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе

духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе правил и

норм поведения в интересах человека, семьи, общества (уважение к труду взрослых,

понимание ценности труда, интерес к различным профессиям взрослых); достижение

целевых ориентиров: ребенок обладает установкой положительного отношения к разным

видам труда.

2.3. Описание ресурсных возможностей проекта

Данный проект может быть реализован на базе любого дошкольного учреждения

при условии внесения изменений и дополнений с учетом регионального компонента.

Представленный в проекте цикл мероприятий способствует успешному овладению детьми

знаниями о профессиях и некоторыми практическими умениями. Реализация мероприятий

проекта не предполагает использование специальных технических средств и программного

обеспечения.

Проект «Первые шаги в мир профессий» является отличным помощником при

планировании работы по ранней профориентации. Мероприятия, запланированные в

9

рамках проекта, могут стать поводом для познавательных досугов и совместных

мероприятий взрослых и детей.

При организации работы в рамках реализации проекта предполагается тесное

взаимодействие воспитателей и специалистов учреждения, которые осуществляют свою

деятельность в рамках одной и той же календарной темы, а также во взаимодействии с

социальными партнерами учреждения, поэтому темы проекта находят отображение в

различных видах деятельности.

III. Список используемой литературы

1. Антонова, М. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного

и познавательного развития детей дошкольного возраста / М. В. Антонова, И. В. Гришняева

// Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93–96.

2. Вершинин, С. И. Основы профориентологии: учебное пособие / С. И. Вершинин, М.

С. Савина и др. – Москва : Просвещение, 2009.– 176 с.

3. Карелина, Е. В. Технологии эффективного сотрудничества детей и взрослых в

образовательном процессе ДОУ: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных

образовательных учреждений / Е. В. Карелина, Е. В. Кондрашкина, С. Н. Обухова. –

Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – 92 с.

4. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий / В. П. Кондрашов. –

Балашов: Николаев, 2012. – 125 с.

5.

Кузнецова

Г.Н.

Организация

ранней

профориентации

в

дошкольном

образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ / Учебное

электронное издание. – Челябинск: ЧИППКРО, 2021. – 80с.

6. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с

федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных

организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О.

Р. Радионова и др. – Москва, 2014. – 96 с.

7. Сайгушева, Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л. И.

Сайгушева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

8. Шингаркина, Д. А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного

возраста в процессе ознакомления с миром взрослых: автореферат диссертации на

соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Д. А. Шаркина. – Челябинск,

2009. – 24 с

10

11



В раздел образования