Автор: Шишкина Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 4 ЕМР РТ
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: Конспект урока русского языка
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 2-го склонения
Дата публикации: 12.04.2025
Раздел: начальное образование
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 2-го
склонения
Цель: научить писать безударные окончания имён существительных 2-го
склонения
Задачи:
- Организовать деятельность обучающихся по систематизации знаний в
правописании
безударных
падежных
окончаний
имён
существительных
2-го
склонения;
- способствовать самостоятельному применению знаний в разнообразных
ситуациях урока;
- сформировать алгоритм деятельности при проверке безударного окончания
существительного;
-
развивать
основные
мыслительные
операции:
память,
рефлексию,
умозаключение, анализ.
Дидактическая задача урока: Формирование УУД в условиях решения
практических задач
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознавать роль языка в жизни людей;
Понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;
Уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью
Метапредметные:
Регулятивные:
Самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Составлять план решения учебной проблемы;
Познавательные:
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Строить рассуждения;
Устанавливать причинно-следственные связи: оформлять свои мысли в письменной
речи
Коммуникативные:
Научатся быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
Получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное
Предметные:
Научатся использовать приём проверки безударных личных окончаний имён
существительных 1,2-го склонения;
Получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения
ошибки в окончаниях имён существительных
Тип
урока: Урок
формирования
первоначальных
предметных
навыков,
овладения предметными навыками
Оборудование: Климанова, Бабушкина «Русский язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк.
в 2 ч.», таблица «Падежные окончания имён существительных» в справочнике,
раздаточный материал.
1
Ход урока
1.
Организационный
момент.
Мотивация
учащихся
к
учебной
деятельности.
На экране вы видите слова, вам нужно выбрать те слова, которые вам кажутся
наиболее подходящими для нашего урока:
Аккуратность
Внимательность
Скука
Точность
Лень
Дружба
Спешка
Терпение
-Возьмём внимательность, терпение, аккуратность, точность, дружбу.
2. Актуализация знаний.
Записывается дата, классная работа.
Чистописание: Аа Бб Зз
Откроем Блокноты правильного питания стр.4. Прочитаем высказывания о
здоровье. С каким высказыванием вы согласны? Почему?
Запишем высказывание, в котором одно и то же слово имеет разную форму.
Здоровье-это не все, но все – ничто без здоровья. Какой частью речи являются
слова: здоровье, здоровья? Что мы знаем о имени существительном? Проверим при
помощи карточки «Продолжи фразу».
Продолжи фразу.
1.
Имя существительное - это …………., которая обозначает……. и отвечает
на………….
2.
Имена существительные бывают ………., ……….., ………… рода.
3.
Изменяются по …………….. и ……………. .
4.
Начальной формой имени существительного является ……. падеж
единственного числа.
5.
Имена
существительные
бывают
…
склонения,
…
склонения,
…
склонения.
А как определить склонение имени существительного?
Выделим окончания в словах
здоровье, здоровья.
Для крепкого здоровья своих любимых учеников я принесла интересные
коробочки, прочитаем их названия: Сироп для ума, спрей от боли в горле, эликсир
роста.
Какое лекарство здесь лишнее? (спрей (2 скл) от боли (3 скл) в горле (2 скл).
Какого склонения остальные слова в названии лекарств? (все 2 склонения)
Сейчас я вам предлагаю просклонять по падежам слова ум, горло. 2 ученика
выполняют работу за доской).
И.п. ум
Р.п. ума
Д.п. уму
В.п. ум
Т.п. умом
И.п. горло
Р.п. горла
Д.п. горлу
В.п. горло
Т.п. горлом
2
П.п. о уме
П.п. о горле
3. Создание проблемной ситуации и постановка целей учебного занятия.
-А я вот считаю, что в слове горлом пишется окончание ам.
-Оказывается у нас возникла проблема?
-Какая же проблема возникла на уроке? (правописание падежных окончаний
имён существительных 2-го склонения). Как будем решать? Поставьте задачи на урок.
4. Первичное усвоение новых знаний.
-Я предлагаю вам побыть исследователями. Посмотрите на текст упражнения 45
на стр. 28.
-В каком падеже все имена существительного 2-го склонения имеют одинаковые
окончания? В предложном.
В каких падежных окончаниях можно допустить ошибку? Прочитаем что об
этом думают Аня и Ваня.
Авторы учебника предлагают нам в помощники таблицу, рассмотрим ее. Какая
таблица нам еще поможет? Открываем таблицу справочника, сравниваем. Делаем
вывод, какое окончание нужно было поставить в Творительном падеже.
Есть ли еще способы определения безударных падежных окончаний?
Какие слова можно использовать для проверки безударных окончаний имён
существительных 1-го склонения? Рука, луна, земля.
Правило - стр.25 в учебнике проверить. Что же за слова-помощники у
существительных 2 склонения?
Составим алгоритм рассуждения правописания падежных окончаний имён
существительных 2-го склонения. Отличается ли он чем-то от алгоритма 1 склонения?
-Составим кластер на основе правила в учебнике на стр. 30:
2 скл
м.р. ср.р.
конь плечо
5.Физкультминутка в стихотворной форме.
6.
Первичное закрепление.
Работа с открыткой из Санкт-Петербурга.
Найдем имена существительные 2 склонения: кофе (несклоняемое), метро
(несклоняемое), кот, якорь, мяч, шарф,
голубь,
сердце.
В каких словах
окончание безударное? голубь, сердце.
Попробуем применить изученные нами способы.
Спросить у детей, какой способ они выберут. Просклонять эти слова опираясь на
таблицу или использовать слова-помощники.
Сейчас мы с вами посмотрим небольшой мультфильм, который подготовили
дети одного из детских садов г.Новосибирска, но в этом мультфильме есть
ошибки. Какие, вы скажете мне сами.
Дети находят ошибку в названии мультфильма. Если не справились, то помочь:
обратимся
вновь к нашему блокноту, посмотрим на обложку.
Запишем словосочетание: о правильном питании.
1. Подбираем начальную форму (питание)
3
2. Определить склонение и род (2 скл. и с.р.)
3. Не помогут слова-помощники, нужна таблица окончаний. Там мы увидели
окончание И.
-Какую задачу мы сегодня ставили на уроке? (научиться правильно писать
падежные окончания имен существительных 2-го склонения)
-Что выработали на уроке? (Алгоритм)
7.
Подведение итогов урока.
Дополнительно. Предлагаю посмотреть, как вы умеете работать в парах и как
запомнили материал нашего урока. Сегодня волшебница-зима прислала задания в
конвертах. В этих конвертах пословицы, вам нужно вставить правильное окончание в
словах и затем объяснить значение пословицы.
Не спеши язык…., торопись дел….. .
Без труд… не вытащишь и рыбк… из пруд… .
Маленькое дел… лучше большого бездель… .
Что написано пер… , не вырубишь топор… .
За слов… в карман не полезешь.
Ласковым слов… и камень растопишь.
Каждый записывает свою пословицу в тетрадь.
8. Информация о домашнем задании.
упр. 46.
9.Рефлексия.
Фразеологизмы на выбор.
4