Напоминание

Правописание падежных окончаний имён существительных 2-го склонения


Автор: Шишкина Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 4 ЕМР РТ
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: Конспект урока русского языка
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 2-го склонения
Дата публикации: 12.04.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 2-го

склонения

Цель: научить писать безударные окончания имён существительных 2-го

склонения

Задачи:

- Организовать деятельность обучающихся по систематизации знаний в

правописании

безударных

падежных

окончаний

имён

существительных

2-го

склонения;

- способствовать самостоятельному применению знаний в разнообразных

ситуациях урока;

- сформировать алгоритм деятельности при проверке безударного окончания

существительного;

-

развивать

основные

мыслительные

операции:

память,

рефлексию,

умозаключение, анализ.

Дидактическая задача урока: Формирование УУД в условиях решения

практических задач

Планируемые результаты:

Личностные:

Осознавать роль языка в жизни людей;

Понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;

Уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью

Метапредметные:

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Составлять план решения учебной проблемы;

Познавательные:

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Строить рассуждения;

Устанавливать причинно-следственные связи: оформлять свои мысли в письменной

речи

Коммуникативные:

Научатся быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

Получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное

Предметные:

Научатся использовать приём проверки безударных личных окончаний имён

существительных 1,2-го склонения;

Получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения

ошибки в окончаниях имён существительных

Тип

урока: Урок

формирования

первоначальных

предметных

навыков,

овладения предметными навыками

Оборудование: Климанова, Бабушкина «Русский язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк.

в 2 ч.», таблица «Падежные окончания имён существительных» в справочнике,

раздаточный материал.

1

Ход урока

1.

Организационный

момент.

Мотивация

учащихся

к

учебной

деятельности.

На экране вы видите слова, вам нужно выбрать те слова, которые вам кажутся

наиболее подходящими для нашего урока:

Аккуратность

Внимательность

Скука

Точность

Лень

Дружба

Спешка

Терпение

-Возьмём внимательность, терпение, аккуратность, точность, дружбу.

2. Актуализация знаний.

Записывается дата, классная работа.

Чистописание: Аа Бб Зз

Откроем Блокноты правильного питания стр.4. Прочитаем высказывания о

здоровье. С каким высказыванием вы согласны? Почему?

Запишем высказывание, в котором одно и то же слово имеет разную форму.

Здоровье-это не все, но все – ничто без здоровья. Какой частью речи являются

слова: здоровье, здоровья? Что мы знаем о имени существительном? Проверим при

помощи карточки «Продолжи фразу».

Продолжи фразу.

1.

Имя существительное - это …………., которая обозначает……. и отвечает

на………….

2.

Имена существительные бывают ………., ……….., ………… рода.

3.

Изменяются по …………….. и ……………. .

4.

Начальной формой имени существительного является ……. падеж

единственного числа.

5.

Имена

существительные

бывают

склонения,

склонения,

склонения.

А как определить склонение имени существительного?

Выделим окончания в словах

здоровье, здоровья.

Для крепкого здоровья своих любимых учеников я принесла интересные

коробочки, прочитаем их названия: Сироп для ума, спрей от боли в горле, эликсир

роста.

Какое лекарство здесь лишнее? (спрей (2 скл) от боли (3 скл) в горле (2 скл).

Какого склонения остальные слова в названии лекарств? (все 2 склонения)

Сейчас я вам предлагаю просклонять по падежам слова ум, горло. 2 ученика

выполняют работу за доской).

И.п. ум

Р.п. ума

Д.п. уму

В.п. ум

Т.п. умом

И.п. горло

Р.п. горла

Д.п. горлу

В.п. горло

Т.п. горлом

2

П.п. о уме

П.п. о горле

3. Создание проблемной ситуации и постановка целей учебного занятия.

-А я вот считаю, что в слове горлом пишется окончание ам.

-Оказывается у нас возникла проблема?

-Какая же проблема возникла на уроке? (правописание падежных окончаний

имён существительных 2-го склонения). Как будем решать? Поставьте задачи на урок.

4. Первичное усвоение новых знаний.

-Я предлагаю вам побыть исследователями. Посмотрите на текст упражнения 45

на стр. 28.

-В каком падеже все имена существительного 2-го склонения имеют одинаковые

окончания? В предложном.

В каких падежных окончаниях можно допустить ошибку? Прочитаем что об

этом думают Аня и Ваня.

Авторы учебника предлагают нам в помощники таблицу, рассмотрим ее. Какая

таблица нам еще поможет? Открываем таблицу справочника, сравниваем. Делаем

вывод, какое окончание нужно было поставить в Творительном падеже.

Есть ли еще способы определения безударных падежных окончаний?

Какие слова можно использовать для проверки безударных окончаний имён

существительных 1-го склонения? Рука, луна, земля.

Правило - стр.25 в учебнике проверить. Что же за слова-помощники у

существительных 2 склонения?

Составим алгоритм рассуждения правописания падежных окончаний имён

существительных 2-го склонения. Отличается ли он чем-то от алгоритма 1 склонения?

-Составим кластер на основе правила в учебнике на стр. 30:

2 скл

м.р. ср.р.

конь плечо

5.Физкультминутка в стихотворной форме.

6.

Первичное закрепление.

Работа с открыткой из Санкт-Петербурга.

Найдем имена существительные 2 склонения: кофе (несклоняемое), метро

(несклоняемое), кот, якорь, мяч, шарф,

голубь,

сердце.

В каких словах

окончание безударное? голубь, сердце.

Попробуем применить изученные нами способы.

Спросить у детей, какой способ они выберут. Просклонять эти слова опираясь на

таблицу или использовать слова-помощники.

Сейчас мы с вами посмотрим небольшой мультфильм, который подготовили

дети одного из детских садов г.Новосибирска, но в этом мультфильме есть

ошибки. Какие, вы скажете мне сами.

Дети находят ошибку в названии мультфильма. Если не справились, то помочь:

обратимся

вновь к нашему блокноту, посмотрим на обложку.

Запишем словосочетание: о правильном питании.

1. Подбираем начальную форму (питание)

3

2. Определить склонение и род (2 скл. и с.р.)

3. Не помогут слова-помощники, нужна таблица окончаний. Там мы увидели

окончание И.

-Какую задачу мы сегодня ставили на уроке? (научиться правильно писать

падежные окончания имен существительных 2-го склонения)

-Что выработали на уроке? (Алгоритм)

7.

Подведение итогов урока.

Дополнительно. Предлагаю посмотреть, как вы умеете работать в парах и как

запомнили материал нашего урока. Сегодня волшебница-зима прислала задания в

конвертах. В этих конвертах пословицы, вам нужно вставить правильное окончание в

словах и затем объяснить значение пословицы.

Не спеши язык…., торопись дел….. .

Без труд… не вытащишь и рыбк… из пруд… .

Маленькое дел… лучше большого бездель… .

Что написано пер… , не вырубишь топор… .

За слов… в карман не полезешь.

Ласковым слов… и камень растопишь.

Каждый записывает свою пословицу в тетрадь.

8. Информация о домашнем задании.

упр. 46.

9.Рефлексия.

Фразеологизмы на выбор.

4



В раздел образования