Автор: Болгова Ирина Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДО "Реальная школа"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Народная глиняная игрушка. Коллекционирование"
Дата публикации: 12.05.2025
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Реальная школа»
(МБУДО ЦДО «Реальная школа»)
Статья
«
Народная глиняная игрушка.
Коллекционирование»
Автор:
Болгова Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Воронеж 2025
Бесконечно богат и разнообразен внутренний мир человека, и спектр его
профессиональных и непрофессиональных интересов беспределен. И одним
из участков этого спектра является коллекционирование.
1 июля 1986 года в 18 часов в актовом зале музыкально-театральной
библиотеки на ул. Куцыгина-6, собралось более 70-ти воронежских
коллекционеров, и состоялось организационное собрание ‒ почти сразу
официально названное конференцией, на которой и было учреждено
Воронежское городское общество коллекционеров (ВГОК), был принят его
Устав и намечены ближайшие задачи по его просветительской и выставочной
деятельности. С 1 декабря 1986 г. ВГОК обрёл постоянное место для встреч
во Дворце Машиностроителей в форме клуба коллекционеров «КЛИО».
29 мая 1988 года коллекционеры ВГОК-КЛИО приняли участие в
праздновании самого первого «Дня города» в Воронеже, организовав вместе
с другими клубными объединениями Дворца выставку в здании Цирка.
Выставка
вызвала
значительный
интерес.
Многие
горожане
потом
неоднократно
приходили
на
встречи
коллекционеров
в
ДК
Машиностроителей, а некоторые стали членами клуба. На этой выставке и
была впервые представлена моя коллекция народной глиняной игрушки.
Выставка на День Города 29 мая 1988 года. Воронеж. Цирк.
У витрины Ирины Болговой.
2
Впоследствии
фрагменты
коллекции,
сопровождаемые
рассказами
об
игрушках и об их истории, выставлялись в Краеведческом Музее, в доме
Архитектора, в Музее -Диораме и во многих других местах.
А также на протяжении десяти лет 240 игрушек экспонировались в Музее
Керамики в Рамони.
В научно-исследовательских трудах по народному искусству давно уже
было отмечено, что как только в дохристианские славянские мифы перестали
верить (результат крещения Руси) – они стали народными сказками для
детей;
славянские
языческие
вышитые
иконы,
изображавшие
дохристианских богов, богинь и разных прочих существ, населявших
дохристианский религиозный мир наших предков – стали называться
«русской народной вышивкой»; а ритуальная языческая скульптура –
«народными глиняными игрушками», магическим свистом в которые
3
изгоняли злых духов (свист в ритуальную «глиняную игрушку-свистульку» в
те старые времена выполнял роль святой воды), вызывали дождь в засуху.
Ещё сто-двести лет назад глиняные изображения языческих персонажей
разного уровня стояли вместе с иконами в красном углу крестьянских изб, и
христианские иконы украшались полотенцами, на концах которых были
вышиты иконы языческие. Это теперь все уже хорошо знают. Знают, что
если у фигурки животного есть что-то такое, чего у реального животного нет,
или есть да не так, то это уже не просто, например, козёл, у которого целых
две «бороды» и как-то по особому заплетены рога, так что это уже и не рога
в их обычном понимании, то это не просто игрушка для детей, а ритуальное
изображение «духа нивы».
Наши предки знали о его присутствии на
засеянном поле, и когда косили урожай, то чтобы не поранить острой косой
ноги духу своей нивы, всегда оставляли клочок поля нескошенным, а с
наступлением холодов, когда дух нивы уходил в своё зимнее жилище, этот
клочок поля скашивали и сжигали; и крестьянская нива тем самым
очищалась от злых духов (вероятно, что этим актом сжигания уничтожались
все вредители, собиравшиеся в уцелевший клочок нивы со всего поля).
Наносимые рельефные или какой-нибудь краской космические и солярные
знаки – говорили о том же: это не просто «коник», «козлик», «барынька» или
«птичка», а некое мифологическое существо в этом образе воплощённое, и
используемое для всяческих ритуальных действий.
Народное искусство насыщено традициями, хранит в себе долгие и
крепкие устои. Вне традиций оно невозможно. За многие поколения
глиняные игрушки приобрели свою стойкую образную цельность и
стилистическую
законченность.
Обновляющаяся
с
каждым
новым
поколением творческая энергия мастеров распространялась главным образом
на варьирование основных
типов. При их неподвижности в результате
вековых исканий и изменений мы наблюдаем в народном
искусстве
чрезвычайное обилие вариантов. Эта множественность вариантов и таит в
себе активную художественно-созидательную силу народного творчества.
Единая природа типа выражена в тысячах однородных обликов.
Погружаясь в мир народного искусства и оказываясь тем самым «как бы в
недрах фундамента художественной культуры» и сравнивая между собой
памятники разных районов, учёные увидели доказательства очень близкого
родства самых разных народов земного шара на самых древнейших ступенях
своего развития, и им наконец стало понятно, что над человеком, где бы он
не жил, властвуют одни и те же мировые космические законы, законы живой
природы,
а
отсюда
и
одинаковы
у
людей
законы
логического
и
художественного осмысления жизни, одинаковы самые начала быта и
культуры. И был сделан вывод, что в народном искусстве, если оно
сохраняет верность своим традициям, не может быть плохих вещей в
принципе!.. Ибо «всё неудачное, эстетически ненужное и некрасивое давно
уже было им отброшено в результате многовекового отсеивания»… А могут
быть
просто
или
более
простые,
или
более
сложные
формы
его
4
существования, но никак не несовершенные на своём функционально-
эстетическом уровне.
Филимоновская игрушка. Древнерусский художественный промысел,
сформировавшийся около тысячи лет назад в деревне Филимоново Тульской
области. В вытянутых по вертикали фигурах животных много загадочного.
Их форма дошла до нас через многие столетия. И кони, и барыни, которые
держат на руках или младенца (образы рожаниц), или птицу (образы богини
весны и плодородия, Матери-Земли), как будто бы сошли к нам с языческих
вышивок на полотенцах. Ученые ещё в позапрошлом веке выяснили, что
троянцы были славянами. А мы, взглянув на глиняные игрушки из Трои,
даже можем предположить, откуда эти загадочные троянцы были родом (или
куда они потом переселились).
Игрушки из раскопок Трои Филимоновские игрушки
Дымковская игрушка. Один из самых знаменитых русских народных
глиняных художественных промыслов, возникший в слободе Дымково близ
Вятки, которому уже более четырёхсот лет.
В XV-XVI веках, когда
появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян
во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были
предельно просты по форме, потому что определяющим считался их
сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы
игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту. Но к началу
XX века дымковский промысел был практически утрачен.
В советское время дымковский промысел был восстановлен. Более того,
была
решена
задача
сделать
игрушку
более
нарядной
и
конкурентноспособной на международной арене. И сейчас дымковская
игрушка,
украшенная
яркой
и
торжествующей
солярной
языческой
росписью, является своего рода визитной карточкой не только Кировской
области, но и всего русского глиняного художественного промысла в целом.
5
Каргопольская игрушка. Русский художественный промысел деревень
Каргопольского уезда Архангельской губернии. Массивные, архаично-
монументальные, словно вырубленные из камня, и украшенные древними
символами образы каргопольской игрушки, дошедшие до наших дней через
столетия, хранят много сакральных смыслов. Например, Полкан (Полуконь,
человек-конь, кентавр), могучий и мудрый пестователь детей богов и их
потомков (людей). Сохранена также и Великая Матерь-Земля с птицами
(берегиня), и многое другое. Игрушки же, отражающие крестьянский быт,
игровые и сувенирные, появившиеся, как и везде, в 18-ом – 19-ом веках,
решены мастерами в той же архаичной манере, напоминающей всем нам о
своих древних корнях.
Калининская игрушка. Хотя, как все глиняные игрушки она имеет корни
в глуби веков, была возрождена мастерами города Калинина (ныне и в
прошлом – Тверь) около сорока лет назад уже чисто как декоративно-
сувенирная, и может производить впечатление более упрощённой к большей
демократичности
дымковской
игрушки.
Она
по-своему
нарядна
и
празднична,
декоративна
и
красива.
Изобретательно
декорируется
рельефами, лепными деталями и богатой многоцветной росписью. И
совершенно не сковывает полёт творческой фантазии учащихся.
Романовская игрушка. Романово – село Лебедянского района Липецкой
области, ранее – Тамбовской губернии, а ещё ранее – Тамбовского уезда
Воронежской губернии. Так что эти игрушки по своим корням –
воронежские.
И все старые типы романовских игрушек исследователь глиняной
игрушки черноземного региона Н.Валукинский, в своей статье «Глиняные
игрушки» (см. «Сборник Воронежского Историко-Культурного Музея.
Выпуск 1.» Издание Воронежского Госмузея. Воронеж, 1925г.), называет
игрушками Воронежской губернии.
Все типы игрушек с иллюстрации (см. ниже), помещённой в статье
Н.Валукинского, дополненные целой галереей вариантов птиц и животных,
сохраняются
в
Романовской
игрушке
по
сей
день.
Отличительной
особенностью романовских игрушек является наличие многих фигурок
животных и птиц с четырьмя отверстиями для более богатого свиста.
Водоплавающие утки-лебеди одеты как будто в праздничную женскую
народную одежду, а вылепленные животные имеют много сакральных
отличий
от
реальных
представителей
животного
мира.
Хотя
сейчас
тиражируются и более упрощённые их типы, в которых главное – богатый
свист.
6
Воронежская игрушка. Находится в динамичном процессе своего
изучения
и
восстановления.
На
территории
Воронежской
области
существовало много центров гончарного производства, и не похожих друг на
друга «игрушечных центров» должно существовать как минимум полтора-
два десятка. Воронежские игрушки с иллюстраций Н. Валукинского – это
один центр. Совершенно отличные от них и широко известные карачунские
игрушки, типы которых донёс до наших дней и изготовлял по просьбе
коллекционеров в 1970-х – 1980-х годах мастер-гончар В.И.Лямзин (1927-
1998) из села Карачун Рамонского района – второй центр. Полностью
отличные от упомянутых выше глиняные игрушки гончара из села Оськино
Хохольского района С.Ф.Щеблыкина (1919-1996) – третий центр.
Но наиболее архаичные типы воронежской игрушки из коллекции Г.Д.
Костаки, находившиеся в дореволюционное время в собрании воронежских
игрушек и воронежской гончарной утвари Императорского Дашковского
Этнографического Музея, были впервые опубликованы в цвете в альбоме
И.Я.Богуславской «Русская глиняная игрушка» (Л., «Искусство», 1975г.).
Совершенно отличающиеся по своему типажу от игрушек всех других
русских народных игрушечных промыслов.
7
С этих картинок воронежских игрушек и началось в 1980-е годы
возрождение Воронежской глиняной игрушки как таковой. К середине 1980-
х годов работы по воссозданию серий Воронежской глиняной игрушки были
завершены (да и коллекция русской глиняной игрушки стала значительной) –
последовал ряд выставок, телепередач, серию Воронежских глиняных
игрушек в моём исполнении приобрёл наш Краеведческий музей, работы
дарились иностранным делегациям, и возрождённую Воронежскую
глиняную игрушку уже можно было увидеть на художественных выставках в
нашем городе Воронеже.
8
И по прошествии уже многих лет Воронежская глиняная игрушка ‒ всем
интересующимся людям довольно хорошо известна.
_____________________________________
9