Автор: Петрова Мария Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 20 "Ласточка"
Населённый пункт: Долгопрудный
Наименование материала: Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Тема: Перелетные птицы
Дата публикации: 12.06.2023
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение городского округа Долгопрудный
Детский сад №20 «Ласточка»
Конспект по развитию речи
в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
по теме: «Перелетные птицы»
Учитель-логопед
Петрова М.Н.
Г.о. Долгопрудный
2023
Цель:
Совершенствование лексико-грамматического строя речи детей
подготовительной к школе группы с ОНР
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
закрепить знания детей о перелётных птицах;
активизировать словарь детей по лексической теме «Перелетные
птицы»;
учить образовывать сложные прилагательные;
закрепить умение классифицировать птиц по общему признаку;
развивать навыки словоизменения и словообразования.
Коррекционно-развивающие:
развивать слуховое внимание, память, тонкую и общую моторику,
ориентацию в пространстве;
учить координировать речь с движениями;
развивать у детей умение составлять предложения и отвечать на
вопросы полным предложением.
Коррекционно-воспитательные:
стимулировать интерес к логопедическим занятиям;
воспитывать навыки наблюдательности;
формировать доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа:
беседы о перелетных птицах;
рассматривание картинок с изображением птиц;
прослушивание аудиозаписи пения птиц;
чтение художественной литературы: Л.Толстой «Галка и кувшин», Г.Х.
Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль»
Оборудование: презентация power point, аудиозаписи «Голоса сорок в лесу»,
«Голоса птиц в весеннем лесу», конверт с письмом
Образовательные технологии:
Игровые технологии: «Какой? Какая?», «Назови детеныша», «Чей? Чья?
Чьё?», «Улетает – не улетает».
Здоровье сберегающие технологии:
Пальчиковая гимнастика «Живая
цепочка», физминутка «Перелётные птицы», малоподвижная игра «Улетает –
не улетает».
Ход занятия
I.
Организационный момент.
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на
друга и улыбнемся.
Звучит запись «Голоса сорок в лесу».
Учитель-логопед: Ребята, послушайте, вы что-нибудь слышите? Что
это за звуки?
Действительно, это трещат сороки! Они принесли нам с вами письмо!
Давайте его скорее прочитаем!
«Помогите! Помогите! В лесу беда! Злой Волшебник заколдовал
перелетных птиц! В лесу стало тихо, все живые существа спрятались. Он не
хочет, чтобы вернулись домой птицы, потому что они мешают ему своим
пением. Спасите наш лес!»
На слайде представлены 5 картинок с птицами в клетках (скворец,
журавль, грач, ласточка, цапля)
Учитель-логопед:
Злой Волшебник приготовил для нас задания,
которые мы должны с вами выполнить, чтобы спасти птиц. Мы поможем
нашим лесным друзьям?
II. Основная часть.
1.
Знакомство с темой занятия.
Учитель-логопед:
Ребята, посмотрите внимательно, какие птицы
заперты в клетках? Как мы можем их назвать? (перелетные птицы)
А кто же такие эти «перелетные птицы» и почему их так называют?
Почему они улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода,
замерзают реки и озера, зимой нет насекомых)
2.
Игра «Какой? Какая?»
Учитель-логопед:
Ребята,
посмотрите
внимательно
на
скворца.
Давайте выполним первое задание и спасём его! А для этого ответьте на
вопросы:
Какой у скворца хвост? (Короткий)
Значит, скворец какой? (Короткохвостый)
Дальше дети сами продолжают выполнять задание
Ласточка
-
у
нее
длинный
хвост.
Значит,
какая
ласточка?
(Длиннохвостая)
Грач - у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый)
У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый)
Аист - у него красный клюв. Значит, аист (Красноклювый)
Цапля-у неё длинные ноги. Значит, цапля (Длинноногая)
У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (Белокрылый)
У соловья звонкий голос. Значит соловей… (Звонкоголосый)
Молодцы, ребята, вы справились с заданием! Теперь наш скворец
свободен.
3.
Пальчиковая гимнастика Живая цепочка».
Набухла речка, набухла почках,
Соединяют большие пальцы с
мизинчиками и безымянными
пальцами
Живая в небе плывёт цепочка.
Соединяют большие пальцы со
средними
В рассветной сини курлычет стая,
Соединяют большие пальцы с
указательный
Весну и лето соединяя
Соединяют ладошки
Учитель-логопед: Посмотрите на эту птичку. Как она называется?
(журавль). Приготовьте пальчики, посчитаем до 5 и выпустим ее из клетки!
Один длинноногий журавль, два длинноногих журавля, …, пять
длинноногих журавлей
4.
Упражнение «Назови детеныша»
Учитель-логопед:
Ребята, следующая птица, которую мы будем
спасать, называется… (грач)
А для того, чтобы его спасти, нам необходимо назвать его детенышей!
Птенца грача называют грачонок, а если птенец не один- грачата
Скворец-скворчонок, скворчата;
Кукушка-кукушонок, кукушата;
Аист- аистёнок, аистята;
Стриж-стрижонок, стрижата;
Журавль-журавлёнок, журавлята;
Утка-утёнок, утята.
Учитель-логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием!
5.
Игра ««Чей? Чья? Чьё?»
Учитель-логопед: Ребята, следующая птица, нуждающаяся в нашей
помощи – ласточка! А для ее спасения нам необходимо быть очень
внимательными. Посмотрите скорее на картинки. Стаи летят высоко, не всех
птиц видно полностью.
Чей хвост вы видите? (хвост ласточки – ласточкин хвост)
Чье крыло вы видите? (крыло журавля – журавлиное крыло)
Чью голову вы видите? (голова лебедя — лебединая голова)
Чьи лапки вы видите? (лапки утки – утиные лапки)
Учитель-логопед: Поздравляю, теперь и ласточка на свободе! Ну, а мы с
вами, немного отдохнем!
6.
Физминутка
«Перелетные
птицы».
Координация
речи
с
движениями. Выполнение движений в соответствии с текстом.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Поднимают руки и покачивают ими
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Опускают руки, встряхивают кисти
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Разводят руки в стороны, машут
руками
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Складывают руки за спиной,
приседают
7.
Малоподвижная игра «Улетает - не улетает».
Учитель-логопед:
Ребята, нам осталось спасти последнюю птицу!
Кого мы будем освобождать? (Длинноногую цаплю)
Я буду называть птицу, если она улетает в теплые края, то вы машите
руками будто крыльями, а если не улетает, остаётся зимовать, опускаете
руки. Будьте внимательны!
Лебедь, цапля, снегирь, ласточка, голубь, ворона, жаворонок
Учитель-логопед: Вы большие молодцы, ребята! Вы справились с
заданием и помогли птицам освободиться!
Звучит аудиозапись с голосами птиц
Послушайте как хорошо звучат их голоса!
III. Итог.
Учитель-логопед: Ребята каким птицам мы сегодня помогали? Какое
задание вам понравилось больше? А какое задание показалось самым
трудным?
Вы
настоящие
спасатели,
не
испугались
проделок
злого
Волшебника!