Напоминание

"Экспериментальная деятельность детей второй младшей группы"


Автор: Авдоева Фарида Ростамовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №28 " Колосок" г.Ессентуки
Населённый пункт: Ставропольский край, г.Ессентуки
Наименование материала: Статья
Тема: "Экспериментальная деятельность детей второй младшей группы"
Дата публикации: 12.06.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ВО ВТОРОЙ

МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОУ: МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Введение

Экспериментирование как метод познавательного развития детей

младшего дошкольного возраста занимает особое место в системе

дошкольного

образования.

Во

второй

младшей

группе

(3-4

года)

закладываются основы исследовательской активности, формируются

первичные навыки познания окружающего мира через практическое

взаимодействие с предметами.

Данная статья раскрывает теоретические основы и практические

аспекты организации экспериментальной деятельности с детьми 3-4

лет,

учитывая

возрастные

психофизиологические

особенности

и

требования ФГОС ДО. Материал содержит конкретные методические

рекомендации,

основанные

на

современных

педагогических

исследованиях в области дошкольной дидактики.

1. Теоретические основы экспериментальной деятельности в

младшем дошкольном возрасте

1.1. Психолого-педагогические характеристики детей 3-4 лет

Ключевые

особенности

развития,

значимые

для

организации

экспериментирования:

Наглядно-действенное мышление как ведущий способ познания

Высокая эмоциональная вовлечённость в процесс деятельности

Ограниченная

продолжительность

активного

внимания

(7-10

минут)

Потребность в тактильном и сенсорном опыте

Формирование первичных причинно-следственных связей

Эти

особенности

обуславливают

специфику

организации

экспериментальной деятельности во второй младшей группе.

1.2. Понятие и виды детского экспериментирования

В дошкольной педагогике экспериментирование определяется как

практическая

познавательная

деятельность,

направленная

на

создание условий для преобразования объектов с целью их познания.

Для второй младшей группы характерны:

Опыты-наблюдения (без изменения объектов)

Опыты-преобразования (простейшие изменения свойств)

Игровые эксперименты (включение в сюжетную канву)

1.3. Значение экспериментальной деятельности для развития

Систематическая

организация

экспериментирования

способствует:

Развитию сенсорных эталонов

Формированию познавательной активности

Обогащению словарного запаса

Развитию мелкой моторики

Становлению навыков наблюдения

2. Методика организации экспериментальной деятельности

2.1. Принципы построения занятий

Принцип безопасности: использование нетоксичных материалов,

крупных предметов

Принцип наглядности: яркие, контрастные материалы

Принцип доступности: соответствие возрасту и возможностям

Принцип

эмоциональной

насыщенности:

включение

игровых

персонажей

2.2. Этапы проведения эксперимента

Мотивационный этап (2-3 мин):

Создание проблемной ситуации

Введение игрового персонажа

Основной этап (7-10 мин):

Демонстрация действий педагогом

Самостоятельные пробы детей

Фиксация наблюдений

Рефлексивный этап (3-5 мин):

Обсуждение результатов

Выводы в доступной форме

2.3. Методы и приёмы

Показ с комментарием: педагог демонстрирует и проговаривает

действия

Частично-поисковый

метод:

дети

самостоятельно

пробуют

варианты

Вопросно-ответная форма: простые вопросы "Что произошло?",

"Почему?"

Сравнение: "Какое было? Какое стало?"

3. Примеры экспериментальной деятельности

3.1. Опыты с водой

Тема: "Волшебные превращения воды"

Цель:

выявить

свойства

воды

(прозрачность,

текучесть,

отсутствие формы)

Материалы: прозрачные ёмкости, гуашь, формочки

Ход:

Наблюдение за переливанием воды

Окрашивание воды

Замораживание в формочках

Вывод: вода меняет цвет и форму

3.2. Опыты с воздухом

Тема: "Поймай невидимку"

Цель: обнаружить наличие воздуха

Материалы: полиэтиленовые пакеты, трубочки, мыльные пузыри

Ход:

"Ловля" воздуха в пакет

Наблюдение за пузырями

Вывод: воздух есть везде, его можно "поймать"

3.3. Опыты с песком

Тема: "Сухой и мокрый"

Цель: выявить разницу свойств

Материалы: песок, вода, формочки

Ход:

Сравнение сыпучести

Лепка из влажного песка

Вывод: от воды песок меняет свойства

4. Организация предметно-развивающей среды

4.1. Требования к центру экспериментирования

Доступность: нижние открытые полки

Безопасность: небьющаяся посуда, крупные предметы

Наглядность: понятные символы, схемы-подсказки

Сменяемость: регулярное обновление материалов

4.2. Рекомендуемое оборудование

Природные материалы (шишки, камешки, ракушки)

Сыпучие продукты (крупы, соль, сахар)

Пищевые красители

Увеличительные стёкла

Магниты

Резиновые груши для переливания

5. Роль воспитателя в организации деятельности

5.1. Функции педагога

Организаторская:

Подготовка материалов

Обеспечение безопасности

Дозирование времени

Направляющая:

Формулировка простых вопросов

Помощь в формулировании выводов

Предупреждение фрустрации

Фиксирующая:

Ведение дневника наблюдений

Фотофиксация процессов

Отметка достижений детей

5.2. Типичные ошибки педагогов

Чрезмерная директивность

Преобладание словесных объяснений над практикой

Недооценка этапа рефлексии

Игнорирование индивидуальных особенностей детей

6. Взаимодействие с семьями воспитанников

6.1. Формы работы

Мастер-классы для родителей:

"Домашняя лаборатория"

"Безопасные опыты на кухне"

Консультации:

"Как отвечать на детские "почему?"

"Развитие наблюдательности"

Совместные проекты:

"Наши домашние открытия"

"Дневник наблюдений за природой"

6.2. Рекомендации для родителей

Использовать повседневные ситуации для наблюдений

Поощрять детские вопросы

Организовывать простые опыты с бытовыми предметами

Фиксировать результаты наблюдений в рисунках

Заключение

Экспериментальная

деятельность

во

второй

младшей

группе

представляет собой важнейшее средство познавательного развития,

когда

закладываются

основы

исследовательского

поведения.

Правильно

организованное

экспериментирование

способствует

формированию

целостной

картины

мира,

развивает

критическое

мышление и наблюдательность.

Представленные в статье методические рекомендации позволяют

педагогам ДОУ эффективно организовать этот вид деятельности с

учётом

возрастных

особенностей

детей

3-4

лет.

Систематическая

работа

в

данном

направлении

создаёт

прочную

основу

для

дальнейшего познавательного развития дошкольников.



В раздел образования