Автор: Скрипникова Наталья Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Абакана "Средней общеобразовательной школы №11"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Характеристика самостоятельности как качества личности
Дата публикации: 12.09.2025
Раздел: начальное образование
Характеристика самостоятельности как качества личности
Самостоятельность – важнейшая черта личности человека, которая
закладывается в него с раннего детства. Выработка самостоятельности
является
одним
из
самых
ключевых
направлений
в
педагогической
деятельности не только работников образовательных учреждений, но и
родителей. Самостоятельность как качество воли человека развивается
постепенно, ему нужно уделять пристальное внимание и по необходимости
корректировать. Однако, как это часто бывает в научном сообществе, среди
исследователей нет единого понимания того, каким именно подходом лучше
объяснить сущность этого качества. Л.В. Жарова писала о самостоятельности
так: «Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость,
способность и стремление человека совершать действия или поступки без
помощи других»
1
.
Итак, быть самостоятельным значит быть независимым, иметь
возможность вырабатывать собственную точку зрения, которая повлияет на
дальнейшие мировоззрения и действия. Быть самостоятельным, значит быть
решительным и инициативным. Кроме этого, у инициативного человека
хорошо развито мышление, он рассудителен и обладает силой воли, без
которой невозможно принять самостоятельное решение тогда, когда этому
противятся окружающие и обстоятельства. Самостоятельный человек не
подвержен влиянию разнообразных факторов, способен критически смотреть
на вещи, взвешивать «за» и «против», а также нести личную ответственность
2
.
С. Теплюк, рассуждая о самостоятельности учеников начальных
классов, отметила: «Начало пути формирования самостоятельных действий и
умений ребёнка происходит в конце первого года жизни и начале второго,
так как усложняются игровые действия, процесс общения с окружающими
людьми»
3
.
Как и все остальные аспекты личностного развития детей в этом
возрасте, самостоятельность не может развиться без взаимодействия с
взрослыми. Причем как с родителями, так и с педагогами, но роль первых в
данном
вопросе
практически
бесценна.
Родители,
которые
именно
занимаются
родителем
своего
ребенка,
приносят
большую
долю
необходимых в будущей жизни навыков. И развитие самостоятельности
должно занимать одно из первых мест в очереди личностных аспектов, так
как недостаток самостоятельности в конечном итоге может привести к тому,
что у него начнутся серьезные проблемы с адаптацией к учебному
заведению, так как постепенно помощь взрослого становится все меньше, а
от ребенка все больше требуется принятие самостоятельных решений.
Родители,
несмотря
на
их
желание
оградить
ребенка
от
всего
и
неуверенность в правильности его действий, тем не менее, должны развивать
1
Жарова, Л.В. Учить самостоятельности. Народное образование,–Москва : Просвещение, 2023. №6. –С. 23-
35.
2
Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: занятия с детьми 3-7 лет. –Москва: Мозаика-Синтез,
2020.–С.53.
3
Теплюк, С.Н. Истоки самостоятельности. Дошкольноевоспитание. –2022.–№32.–С.67-70.
в нем это качество, так как оно является залогом хорошего будущего
4
.
Обязательно
стоит
отметить,
что
самостоятельность
и
вседозволенность это не одно и то же. Человек, который не соблюдает
правила окружающего его социума, является нарушителем, а человек,
который следит за своими действиями и совершает обдуманные поступки не
является несамостоятельным. Важно научить ребенка понимать эту тонкую
грань. Исследователь В.Д. Иванов писал: «Самостоятельность человека не
может быть абсолютной, так как личность взаимосвязана отношениями в
обществе и подчиняется его законам, быть независимым от общества нельзя,
ведь все взаимосвязаны друг с другом, взаимоотношения и деятельностные
процессы. Поэтому, имеется в виду достаточный уровень самостоятельности
для успешной социализации личности»
5
.
Для того чтобы понимать, при каких обстоятельствах происходит
разделение на самостоятельность и нарушение правил общества, В.Д. Иванов
отметил наиболее важные составные части любого самостоятельного
поведения:
1.
Адекватная и взвешенная самооценка.
2.
Умение принимать критику и положительно на нее реагировать.
3.
Быть дисциплинированным не только внешне в поведении, но и
внутренне, в своих нравственных убеждениях.
Рассуждая о важности самостоятельности в жизни человека, Т.В.
Маркова отмечала, что без нее невозможно выстраивать отношения с
окружающими людьми, постольку, поскольку они напрямую зависят от
способности людей принимать решения о взаимоуважении и взаимопомощи.
Самостоятельный
человек
может
сам
организовать
свою
трудовую
деятельность, досуг, вести свои финансы. Без наличия этого аспекта человек
теряет возможность критически обдумывать ту или иную сложившуюся
ситуацию
6
.
М. Монтессори по этому поводу писала: «Природа дала людям
возможность развиваться для формирования всех необходимых умений,
реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка –
от приобретаемой умелости в движениях, научения переворачиваться,
сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных
реакций и умений – это шаг ребенка к независимости»
7
. Таким образом,
Монтессори подчеркнула, что все воспитание ребенка в конечном итоге
сводится к одному и самому важному аспекту – создание самостоятельной
личности, способной позаботиться о себе и своих близких в будущем. Такого
же мнения придерживалась Е.О. Смирнова, так как под самостоятельностью
подразумевала умение что-либо делать без необходимости получения
помощи извне. По мнению Смирновой, самостоятельность – это, прежде
всего движение вперед, к развитию, через постановку собственных целей и
4
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. –Москва: Юрайт, 2022.–С.125.
5
Иванов, В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни
школьников с вопросами, письмами, монологами и документами. –Москва: Просвещение, 2021. –С.34.
6
Маркова,Т.А.Воспитаниедошкольникавсемье.–Москва:2020.–С.46.
7
Монтессори,М.Полныйкурсвоспитания.–Москва:АСТ,2023.–С.315.
их достижения с помощью своих сил, умений и совершенствования навыков
во всех сферах жизни
8
.
Представитель РАО И.С. Кон, изучая особенности самостоятельности
личности,
указывал
на
то,
что
она
является
синонимом
термина
«независимость». Самостоятельный человек, по мнению академика, не
нуждается в подсказках других индивидов, а сам принимает жизненно
важные решения. При этомчеловек несет ответственность за свои решения и
не боится этого, а также убежден в правильности своего выбора, что
подтверждается
его
желанием
и
возможностями
при
необходимости
отстаивать свою правоту
9
.
Исследователи
психологии
дошкольников
Т.
Гуськова
и
К.П.
Кузовкова указывали на то, что самостоятельность в раннем возрасте может
разделяться
на
уровни
выраженности.
Определяется
этот
уровень
эмпирическим способом, с помощью проведения тестирования на основании
ряда методик. В частности, определяется способность сделать что либо,
сделать это с помощью собственного анализа и идеи, сделать это без
посторонней
помощи
10
.
Вышеперечисленное
говорит
о
том,
что
самостоятельность
–
важнейший
индикатор
развития
личности,
указывающий на то, что развитие человека идет в правильном направлении.
Ребенок обязан стать самостоятельным, это заложено природой ввиду
того, что человек рано или поздно как минимум станет взрослым, и
вынужден будет самостоятельно обеспечивать свое существование. К этому
моменту, человек должен быть максимально готовым к тому, что дальнейшая
жизнь находится полностью в его руках. Однако стоит отметить, что быть
самостоятельным вовсе не значит проявлять надменность и самоуверенность,
отказываясь в разных жизненных ситуациях от помощи родных и близких
11
.
Самостоятельный
человек
получает
возможность
действовать
нестандартно в той или иной ситуации, что делает его как личность
уникальным
и
не
похожим
на
других
12
.
Самостоятельная
личность
складывается из элементов воспитания дома, и исследования окружающего
мира во время образовательной деятельности. Благодаря этому свойству,
личность фактически имеет ресурсы на то, чтобы быть активной в различных
ситуациях
13
.
Е.В. Оспенникова по этому поводу писала: «Самостоятельность –
интегральное качество личности, которое отражает единство когнитивных и
волевых структур психики и проявляется в сознательной саморегуляции
явлений психической активности как деятельного отношения субъекта к
8
Смирнова,Е.О.Детскаяпсихология.–Москва:Дрофа,2008.–С.108.
9
Кон, И.С. Психология самостоятельность. Педагогика здоровья. –2022.–№7. –С.96-100.
10
Морозова,М.С.Психологическоесостояниешкольниковпри
переходеизначальнойшколывсреднеезвено.В.Д.Абросимова,И.В.Королева. Постулат.Биробиджан, 2020. –№
6 (20).–С. 20.
11
Ожегов,С.И.Толковыйсловарьрусскогоязыка.–Москва:Оникс,2021. –С.414.
12
Педагогический энциклопедический словарь, гл. ред. Б.М. Бим-Бад. –Москва: Большая Рос.энцикл., 2019. –
С.241.
13
Ожегов,С.И.Толковыйсловарьрусскогоязыка.–Москва:Оникс,2021. –С.41.
окружающему миру»
14
. Похожее мнение высказывал Г.К. Селевко, отмечая,
что аспект самостоятельности подразумевает не только умение реагировать
на окружающий мир и взаимодействовать с социумом, но и способность
анализировать самого себя, свои силы и возможности.Такой человек в
конечном итоге получает гармоничное развитие себя и своей жизни, он
способен всегда поддерживать условия, при которых продолжается его
жизнедеятельность, а также складывается образ жизни в целом
15
. Множество
западных исследователей, таких как Ф. Шеллинг, Э. Кей, Г. Спенсер, И.
Фихте
ставили
во
главу
угла
воспитания
детей
процесс
обучения
способностям всего добиваться своим трудом и умом
16
. А К.Д. Ушинский
выдвинул концепцию, что в основе обучения в школе перед педагогом лежит
задача не научить ребенка чему-либо, а научить его учиться. Другими
словами, дать ему азы, с помощью которых ребенок станет самостоятельной
личностью, которая способна обучаться без помощи наставника и без
давления ввиду осознанности необходимости получения знаний
17
.
Важность нового для ребенка периода, когда он знакомится со
школой и начинает входить в новый ритм жизни невозможно приуменьшить.
Так как от того, насколько успешным окажется его готовность к школе, как
он будет проходить адаптацию, насколько будет активно стараться быть
самостоятельным и как преодолеет вставшие на его пути сложности, будет
зависеть его последующая социализация и обучение. Без спокойного и
комфортного пребывания в учебном заведении, ребенку будет трудно
воспринимать и запоминать огромный объем информации по разным
предметам. Это может сказаться на его волнении, психике и общем
состоянии здоровья
18
.
Частью готовности ребенка к школе является процесс адаптации. Он
очень разносторонний, имеет в себе множество важных аспектов, в том числе
и выработку в ребенке таких навыков самостоятельности, как выполнение
заданий, поиск информации, умение выбирать себе окружение из друзей и
поддерживание социальных контактов с людьми в целом. Под адаптацией
понимается то, как ребенок воспринимает новое для себя окружение людей и
как он готов справиться с новой для него нагрузкой и новым образом жизни,
включающим в себя множество обязанностей и ответственность за свои
действия
19
.
Недавно введенный в школы РФ стандарт ФГОС внес значительные
изменения в адаптационный процесс. Критерии, указывающие на то, что
ребенок готов к школе и адаптировался к новым условиям, увеличились.
14
Оспенникова,Е.В.Развитиесамостоятельностишкольниковвучении
в
условиях
обновления
информационной культуры общества: в 2 ч. –Пермь, 2023.–С.253.
15
Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии. –Москва: НИИ шк. техн., 2021. –С.14-26.
16
Фребель,Ф.Будемжитьдлясвоихдетей;сост.,предисловиеЛ.М. Волобуева.–Москва, 2020. –С.111.
17
Ушинский,К.Д.Избранныепедагогическиесочинения.В2т.Т.1. Теоретические проблемы педагогики; отв.
ред. А. И. Пискунова. –Москва: Педагогика, 2021. –С.209.
18
Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико- методологический аспект. – Новосибирск: Наука.
Сиб. издательская фирма РАН, 2019. -С.113.
19
Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико- методологический аспект. – Новосибирск: Наука.
Сиб. издательская фирма РАН, 2019. -С.119.
Прежде
всего,
создан
системный
подход,
ориентированный
на
разностороннее
развитие
психо-физиологических
и
когнитивных
особенностей
ребенка.
Особое
внимание
уделяется
индивидуальности
каждого ребенка, его личным потребностям и особенностям психологии и
физиологии. Основой должно быть воспитание в каждом личности, а не
выравнивание по принципу «всех под одну гребенку».
Кроме этого, адаптационный период обязательно должен учитывать
важнейшие аспекты, указывающие на состояние готовности ребенка к школе
в целом
20
:
1.
Физическая
подготовка
и
мероприятия,
направленные
на
физическую адаптацию (соблюдение дневного режима, правильный сон,
своевременное распознание при необходимости заболеваний, правильное
сбалансированное питание, подвижность).
2.
Психологическая готовность и адаптация (выявление степени
развития ключевых личностных и когнитивных особенностей, настрой и
мотивация на получение новых знаний, умение проводить анализ своих
действий и достижений).
3.
Выработка
в
ребенке
личностных
особенностей,
которые
становятся базисом его развития и взросления (в него в том числе входит
самостоятельность, которая позволяет постепенно становиться обособленной
от родителей взрослой личностью).
Существует
множество
различий,
с
которыми
приходится
сталкиваться ребенку при переходе на новую ступень развития. До школы,
он ходил в детский сад. Там был мягкий режим, обучение в основном
проходило в виде игры. В школе же, психика ребенка проверяется на
прочность, так как он попадает в серьезный и строгий распорядок дня, где
важная дисциплина и собранность. Игровой процесс перестал быть основным
действием для обучения и развития личностных и психологических
особенностей. Появляется множество новых людей и ребенок должен быть
психологически готов к такому количеству знакомств. Он должен уметь быть
готовым к поддерживанию дружелюбных взаимоотношений со всеми,
включая педагогов
21
.
То, насколько в ребенке развиты психо-физиологические способности
к познанию, оказывает самое важное влияние на то, как будет проходить его
обучение в школе. По мнению А. В. Лобановой: «Важным условием для
формирования интеллектуальной сферы готовности ребенка к школе и
самостоятельности, являются систематические занятия со взрослыми, без
помощи которых ребенку будет трудно ориентироваться в пространстве,
времени, в социальном окружении. Даже при достаточно хорошем уровне
знаний ребенка об окружающем мире, у него может не сформироваться
целостное представление о картине мира, поэтому педагогу необходимо
20
Там же.-С.125.
21
Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико- методологический аспект. – Новосибирск: Наука.
Сиб. издательская фирма РАН, 2019.-С.145.
помочь обобщить и систематизировать имеющиеся знания
22
».
Исследователи В. А. Чернобровкин и O. А. Айгенцигер выделили ряд
важных педагогических условий, благодаря которым будет повышен уровень
психологической
готовности
ребенка
к
школе
и
его
навыков
самостоятельного обучения в ней
23
:
1.
Комплексный подход к психологической готовности ребенка к
школе, основанный на тесной работе педагогов и родителей в важнейших
вопросах адаптации к школьной деятельности.
2.
Своевременная и разносторонняя проверка основных личностных
и интеллектуальных качеств детей. Данные исследования позволят выявить
возможные трудности и вовремя их купировать с помощью подбора
специальной программы и коррекционного процесса.
3.
Принцип осуществления процесса обучения, в который входят не
только
целостные
утвержденные
образовательные
программы,
но
и
особенности психо-физиологического и интеллектуального развития каждого
ребенка в индивидуальном порядке.
Очень важным критерием готовности к школе, является умение
ребенка правильно разговаривать. С.В. Hовикова по этому поводу заявила
следующее: «Прежде, чем дошкольник пойдет в школу, ему необходимо
научиться правильно и четко произносить звуки, грамотно употреблять
слова, строить предложения, уметь составлять рассказы по картинкам,
пересказывать прочитанный взрослыми текст. Любое отклонение в речи
может отрицательно сказаться на обучении в школе
24
».
Исследователи В. В. Петялина и T. Г. Киселева отметили особую роль
родителей и семьи в целом для становления ребенка, его психологической
подготовки к школе и выработки в нем самостоятельности. Была создана
концепция, направленная на выявление неправильного отношения к детям,
что может привести к негативным последствиям социализации ребенка.
Итак, семьи можно поделить на 3 разные группы:
1.
Авторитарные. Семьи, в которых взаимоотношение с детьми
выстраиваются по принципу «взрослый имеет безусловный авторитет». Да,
детям иногда нужно показывать жесткую волю и серьезность. Но если это
сделать целой системой воспитания, это может испортить детскую психику и
в школу ребенок пойдет замкнутым, неуверенным в себе, не наученным
какой-либо
самостоятельности
и
полностью
зависящим
от
мнения
окружающих. Стоит ли упоминать, что для такого ребенка школьная
адаптация будет проходить тяжело. А психологическая готовность к школе
находится под большим вопросом. Что касается самостоятельности, то в
22
Лобанова, А. В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в
школе / А. В. Лобанова // Гуманитарные научные исследования. – 2020. – № 3 (67). -C.308.
23
Чернобровкин,
В.
А.
Педагогические
условия
формирования
интеллектуальнойготовностидетейкшколе/В.А.Чернобровкин, О. А. Айгенцигер // Экология, здоровье и
безопасность
в
современном
образовательном
пространстве:
материалы
Всероссийской
научно-
практической конференции с международным участием. – Магнитогорск, 2022. – C. 83.
24
Новикова, C. В. Психологическая подготовка – ведущий фактор готовности детей к школе / C. В.
Новикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6. -C.127.
таких семьях ее проявления у детей становятся редкими и, как правило, это
негативные действия в виде протеста сложившимся правилам, когда ребенок
проявляет самостоятельность искаженно, делая это скорее назло своим
родителям. Самостоятельность в авторитарных семьях подавляется как
таковая, в итоге ребенок растет фактически ограниченный в своих действиях.
Он не способен принимать решения, делать собственный выбор чего-либо.
Такое поведение переносится и на взаимоотношения со сверстниками –
ребенок становится ведомым, может попасть в неприятную или даже
опасную
ситуацию
с
компанией
тех,
кто
может
использовать
его
несамостоятельность.
2.
Либерально-попустительские.
Прямая
противоположность
предыдущему варианту. Методика воспитания, при которой ребенок выходит
с совершенно бесконтрольным поведением, без каких либо навыков
уважения
и
понимания
к
людям.
Такие
дети
росли
в
принципах
вседозволенности, их психика не готова к школе по той причине, что им
будет крайне тяжело осознать тот факт, что теперь им нужно держать себя в
рамках дисциплины и необходимости делать то, что им не всегда хочется.
Самостоятельность в поведении при данном типе воспитания становится
искаженной, выливается в нездоровое влечение к разнузданности, действиям
с непродуманными наперед последствиями, которые могут принести вред не
только
ребенку,
но
и
окружающим.
Ребенок,
который
рос
во
вседозволенности, не отдает себе отчет в том, что делает, но и повлиять на
такое
его
мнение
непросто
ввиду
того,
что
его
самостоятельность
превратилось в самоуверенность и неуважение к тем, кто пытается держать
его в рамках. В конечном итоге, и сами родители, избравшие такой тип
воспитания, сталкиваются с негативными последствиями.
3.
Демократические. Своего рода золотая середина. Семьи, в
которых занимаются с ребенком, не подавляя его волю и личностные
особенности, дающие возможность развивать свои качества. Дети, где
преобладает демократический тип воспитания, в большинстве случаев,
лучше психологически готовы к обучению в школе, так как чувствуют
поддержку родителей, сумели развить свои коммуникационные способности,
знакомы с правилами поведения и нравственностью. Что же касается
самостоятельности, то в таких семьях она выражается в максимально
сбалансированный аспект воспитания. Родители воспитывают этот навык
умеренно, с одной стороны проявляя внимания и поддерживая рамки
дозволенного, и с другой стороны, передавая опыт и знания, предоставляя
возможность ребенку проявлять их на практике (самостоятельно выполнять
те или иные домашние обязанности, домашнюю работу, ответственно
относиться к собственным вещам и деньгам, отвечать за свои негативные
поступки и т.д.).
Перечисленные типы семей являются эталонными примерами
воспитания детей. Но в любом случае, необходимость ведения работы с
родителями, направленной на повышение их знаний в вопросах воспитания
детей и их подготовки к школьному образованию, является очень важной
25
.
Особенно это касается факторов, на которые большая часть родителей просто
закрывает глаза (например, то, что ребенок по какой-то причине не хочет
идти в школу). Поэтому, должно быть сотрудничество педагогов и
родителей
26
.
Таким образом, мы определили, что самостоятельность – важнейший
аспект
личностно-психологического
развития
человека,
который
закладывается в нем с детства. С ее помощью, человек учится получать
знания и навыки собственными силами, принимать решения, выбирать
вектор развития, анализировать свои возможности и отвечать за свой выбор.
25
Пeтялина, В. В. Влияние семьи на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / В. В.
Пeтялина, T. Г. Киселева // Чтения Ушинского: материалы V международной конференции. – Ярославль,
2020. – C.160.
26
Козьмина, Я. Я. Согласованность представлений родителей и педагогов дошкольного образования / Я. Я.
Козьмина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2023. – № 9 (7). – C.37.