Автор: Маланюк Анастасия Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "БРМТИТ"
Населённый пункт: г. Северобайкальск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ по УД Обществознание
Дата публикации: 12.09.2025
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский многопрофильный техникум
инновационных технологий»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
ГАПОУ РБ «БРМТИТ»
Банщикова Л. М.
«
»
2024г.
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
по учебной дисциплине
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
(наименование)
в рамках реализации программы подготовки специалистов среднего звена на
базовом уровне по специальности СПО
10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных
систем
Преподаватель
Маланюк Анастасия Владимировна
(фамилия, имя, отчество)
2024
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Планируемые личностные результаты по дисциплине.
1.1.1. Планируемые личностные результаты по дисциплине в соответствии с ФГОС СОО:
ЛРф.1 Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
ЛРф.2 Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
ЛРф.3 Готовность к служению Отечеству, его защите;
ЛРф.4 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
ЛРф.5
Сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
ЛРф.6 Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать
для
их
достижения,
способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
ЛРф.7 Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
ЛРф.8 Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
ЛРф.9 Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
ЛРф.10 Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
ЛРф.11 Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
ЛРф.12 Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
ЛРф.13 Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ЛРф.14
Сформированность
экологического
мышления,
понимания
влияния
социально-
экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
ЛРф.15 Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
1.2. Планируемые метапредметные результаты по дисциплине.
1.2.1. Планируемые метапредметные результаты по дисциплине в соответствии с ФГОС СОО:
МПР.1 Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
МПР.2 Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
МПР.3
Владение
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
МПР.4
Готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
МПР.5 Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
МПР.6 Умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
МПР.7 Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
МПР.8 Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
МПР.9 Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
1.3. Планируемые предметные результаты.
Планируемые предметные результаты на базовом уровне:
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности
в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
выражать
и
аргументировать
собственное
отношение
к
роли
образования
и
самообразования в жизни человека.
1.4. Планируемые личностные результаты реализации программы воспитания.
Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
Личностные результаты
реализации программы воспитания
ЛР 1
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
ЛР 2
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически
активный
и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении,
в
том
числе
на
условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций
ЛР 3
Соблюдающий
нормы
правопорядка,
следующий
идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей
субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным
поведением.
Демонстрирующий
неприятие
и
предупреждающий
социально опасное поведение окружающих
ЛР 4
Проявляющий
и
демонстрирующий
уважение
к
людям
труда,
осознающий
ценность
собственного
труда.
Стремящийся
к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа»
ЛР 5
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа России
ЛР 6
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
ЛР 7
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
ЛР 8
Проявляющий
и
демонстрирующий
уважение
к
представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства
ЛР 9
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
образа
жизни,
спорта;
предупреждающий
либо
преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр
и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно
сложных или стремительно меняющихся ситуациях
ЛР 10
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой
ЛР 11
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры
ЛР 12
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими
детьми и их финансового содержания
2.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
лабораторные занятия (не предусмотрено)
практические занятия
10
контрольные работы
курсовая работа (проект) (не предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
При
организации
учебного
процесса
используются
следующие
виды
самостоятельной работы обучающихся:
работа с правовыми документами;
работа с Интернет-ресурсами;
чтение текста правовых документов;
составление плана текста, выписка из текста;
составление плана ответа;
ответы на контрольные вопросы.
3.
Комплект контрольно-измерительных средств.
Раздел 1. Человек в обществе.
Тема 1.1. Общество и общественные отношения. Развитие общества.
Практическое занятие. Многообразие путей и форм общественного развития.
Форма – письменный контроль.
Ход выполнения практического занятия:
1.
Внимательно изучите теоретический материал.
2.
Выполните практические задания
Изучая жизнь общества, находящегося в постоянном развитии, необходимо определить, в
каком направлении оно движется. Для определения позитивной динамики в развитии общества
используется термин прогресс. Под прогрессом понимается направление развития, для которого
характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной
организации к более высоким и сложным.
Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Главным признаком
общественного прогресса являются качественные изменения: предпосылки нового созревают в
недрах старого, существующие рамки становятся узкими, происходит скачок в развитии
общества. Он может носить как эволюционный (долгий и постепенный), так и революционный
(быстрый и скачкообразный) характер.
Человечество непрерывно совершенствуется, это универсальный закон общества, но
отсюда не следует, что в его развитии не бывает регресса, что все страны и регионы нашей
планеты
развиваются
равномерно.
Социальный
прогресс
имеет
не
прямолинейный,
а
разнонаправленный характер. В разных странах и регионах он осуществляется по-разному,
иногда ценой жизни человека. Великая китайская стена, например, свидетельствует о громадных
успехах китайской цивилизации, но при её строительстве погибли сотни людей.
В мировой истории есть множество примеров, когда в обществе наблюдался возврат на
более примитивные ступени развития. Такое направление развития общества называется
регрессом.
Регресс — это обратное движение общества от высшего к низшему, деградация, возврат к уже
отжившим структурам и отношениям. Регресс противостоит прогрессу.
Также в истории человечества можно выделить периоды, когда нет ни явного улучшения,
ни движения вспять. Такое состояние называется стагнация или застой. Оно означает, что
общество не способно воспринимать новое, передовое и стремится сохранить старые отжившие
структуры.
И прогресс, и регресс, и стагнация не существуют по отдельности в человеческой истории.
Они сменяют друг друга и дополняют картину общественного развития.
Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.
В современном мире значение приобретает ещё одно направление общественного развития
— инновация. Под инновацией понимается процесс создания, распространения и использования
новшеств для удовлетворения человеческих потребностей.
Общественный прогресс носит противоречивый характер, прогресс в одной из областей
общественной жизни, например, в науке и технике, не всегда способствует прогрессу в других
областях. Например, открытие рентгеновских лучей, широко используемое в медицине, стало
основой для создания оружия. Прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечёт за собой
улучшение в других странах и регионах. Колонизация европейцами
Азии и Африки
способствовала росту богатства и уровня жизни народов Европы, но тормозила развитие
хозяйства в колониях; освоение Америки и появление США привело к уничтожению
практически всего индейского населения и их культуры.
На общественное развитие оказывают влияние как объективные факторы, не зависящие от
воли и желания людей (природные явления, катаклизмы), так и субъективные, обусловленные
деятельностью людей, их интересами, стремлениями, возможностями. Именно они придают
сложность и противоречивость общественному прогрессу.
Существует
ряд
таких
показателей
(критериев),
изменение
которых
может
свидетельствовать как об общественном прогрессе, так и наоборот о социальным регрессе.
Рассмотрим эти критерии.
Духовно-нравственное состояние людей, выражающееся в их взаимоотношениях в
конкретном обществе и за его пределами
Состояние производительных сил общества, его экономические возможности
Развитие человеческого разума
Уровень развития науки и техники, динамика и качество научных достижений
Состояние системы образования, уровень образованности людей
Особенности государственного устройства, а также политической и правовой систем
Состояние
общественной
безопасности,
защищённость
населения
от
внутренней
преступности и внешнего нападения, стихийных бедствий, техногенных катастроф
Физическое и психическое здоровье людей
Динамика народонаселения, то есть его рост или сокращение
Качество и уровень потребления продовольствия
Кроме того, в качестве гуманистических критериев ещё используют такие показатели прогресса,
как средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, отношение к
природе и др.
Задание 1. Ответьте на вопрос: «В чем заключается противоречивый характер прогресса?»
Задание 2. Заполните таблицу, пользуясь примерами.
Критерии прогресса
Аргументы «за»
Аргументы «против»
Развитие человеческого разума
Совершенствование
нравственности людей
В ходе войн XX века погибло
более 100 млн человек
Прогресс науки и техники
В течение ХХ века появились
самолёты, затем космические
корабли,
а
в
ХXI веке
суборбитальные
летательные
аппараты
Развитие
производительных
сил, включая самого человека
Использование робототехники
приводит к росту безработицы
Задание 3.
Некоторые ученые, изучающие современное социальное развитие, обратили
внимание на явления, которые они назвали “варваризацией” общества. К ним они отнесли
снижение уровня культуры, в частности языка, ослабление моральных регуляторов, правовой
нигилизм, рост преступности, наркомании и другие подобные процессы. Как бы вы оценили эти
явления? Каково их влияние на общество? Определяют ли эти тенденции характер развития
общества в обозримой перспективе? Свой ответ аргументируйте.
Раздел 1. Человек в обществе.
Тема 3.4. Биосоциальная природа человека и его деятельность.
Практическое занятие. Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения.
Форма – письменный контроль.
Выполните практические задания:
1. Самой ранней формой мировоззрения, отражавшей отношение человека к миру и к
происходящим в нем событиям, является:
а) наука;
б) мифология;
в) религиозная вера;
г) культура.
2.Что лежит в основе формирования научного мировоззрения?
а) направления мировой мысли, опирающиеся на достижения науки;
б) учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры;
в) личная практическая деятельность;
г) легенды и мифы.
3. Верны ли следующие суждения, характеризующие мировоззрение?
А. Мировоззрение представляет собой обязательно рационализированное познание мира.
Б. Мировоззрение представляет собой совокупность всех представлений человека о мире,
обществе и человеке.
1) верно только А.
2) верно только Б.
3) верны оба суждения.
4) оба суждения неверны.
4. Научное мировоззрение не предполагает
а) стремления к объективности;
б) обоснованности убеждений;
в) освоения опыта человечества;
г) свободной безответственности.
5. Основная проблема любого мировоззрения – это:
а) вопрос об отношении человека к человеку;
б) вопрос об отношении человека к миру;
в) вопрос об отношении человека к культуре.
г) природа сама по себе, «очищенная» от человека.
6. Продолжи предложение:
А) Мировоззрение, основанное на вере в бога и в сверхъестественные силы — это....
Б) Элемент мировоззрения, безоговорочное, бездоказательное принятие каких-то истин и догм
— это….
В) Составная часть структуры мировоззрения, означающие устойчивые, укоренившиеся взгляды
и установки….
Г) Целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе
ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества — это….
Д) Мировоззрение, которое ставит во главу угла человека, его права и свободы -….
7. Дополни схему:
Типы мировоззрения.
Мифологическое Научное
… …. Обыденное
Гуманистическое мировоззрение …… мировоззрение.
8.Найдите
в
приведенном
ниже
списке
признаки,
характеризующие
обыденное
мировоззрение
1. Вера в Бога;
2.Включает в себя научную картину мира;
3. Основывается на личной практической деятельности;
4. Основой являются священные книги;
5. Формируется стихийно, на личном житейском опыте;
6. Основывается на достижениях науки.
9) Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий
представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано,
1)знания;
2) убеждения;
3) мировоззрение;
4) ценности и идеалы;
5) вера;
6) опыт.
10) Установи соответствие между типами мировоззрения и их признаками. К каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
Типы мировоззрения Признаки
А) Мифологическое 1. Вера в сверхъестественные силы.
Б) Научное 2. Фантастическое мировоззрение.
В) Религиозное 3. Формируется в быту, на личном опыте
Г) Обыденное 4. Основано на научной картине мира.
А
Б
В
Г
Раздел 2. Духовная культура.
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества.
Практические занятия. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в
профессиональной деятельности.
Форма – письменный контроль.
Вопросы для самоконтроля:
1.
Что понимают под термином культура в современном мире и в чём его отличие от
первоначального значения?
2.
Дайте характеристику понятия «духовный мир человека».
3.
Какая культура наиболее быстро развивается в современном обществе и почему?
4.
Зачем человеку нужен идеал?
5.
Роль государства в сфере культурного взаимодействия?
Раздел 3. Экономическая жизнь общества.
Тема 3.1. Экономика- основа жизнедеятельности общества.
Практическое занятие. Особенности разделения труда и специализации в сфере.
Форма – письменный контроль.
Задание 1. Сравните различные определения экономики, данные одним и тем же автором -
П. Самуэльсоном в его книге «Экономикс».
1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми;
2) использование людьми редких или ограниченных ресурсов и распределение их между
членами общества в целях потребления;
3)
повседневная
деловая
жизненная
деятельность
людей,
извлечение
ими
средств
к
существованию и использование этих средств;
4) налаживание и осуществление потребления и производства;
Какое определение считаете наиболее полным? Почему автор дает их так много?
Задание № 2. Распределите по 4-м видам экономической деятельности (производство,
распределение, обмен, потребление):
Изготовление мебели. Медицинские услуги. Изготовление витрин. Индивидуальный пошив
одежды.
Сбор налогов. Выплата пособий на детей. Получение пенсии.
Передача права
пользования земельным участком. Исполнение бюджета. Товарообмен между предприятиями.
Розничная торговля. Покупка продовольственных товаров. Продажа квартир.
Посещение
бассейна. Приобретение медикаментов. Обед в ресторане. Использование в быту отопления.
Задание № 3. Определите, к какому типу экономической системы (традиционной,
командной или рыночной) относятся следующие фрагменты экономической деятельности:
А) Чтобы привлечь квалифицированных рабочих, предприниматель установил на своей фирме
более высокую минимальную зарплату, чем в фирмах конкурентов;
Б) Чтобы держать цены под контролем, правительство установило потолок цен для огромного
числа товаров повышенного спроса;
В) В деревне рабочий день летом длится с восхода до заката. Как встарь, каждое утро на рассвете
хозяева выгоняют коров пастись;
Г) При выборе профессии молодые люди часто идут по стопам своих родителей.
Задание № 4. Укажите, правильны ли следующие утверждения? (Да, нет)
А) рыночной экономике свойственно большое неравенство распределении богатства;
Б) в рыночной экономике цены на большинство товаров устанавливает правительство;
В) в командной экономике отсутствует дефицит товаров и услуг;
Г) в рыночной экономике выживают только те фирмы, которые производят нужную потребителю
продукцию.
Задание № 5. Выскажите своё мнение. Какому типу экономической системы (командной
или рыночной) вы отдаёте предпочтение и почему?
Раздел 3. Экономическая жизнь общества.
Тема 3.2. Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты.
Практическое занятие. Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное
предложение. Закон предложения. Эластичность предложения.
Форма – письменный контроль.
1. Найдите в списке неценовые факторы спроса и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) цены на товары-заменители;
2) число продавцов на рынке;
3) уровень доходов потребителей;
4) налоги на производителя;
5) мода.
2. Какое из представленных понятий обобщает все остальные?
Частная собственность, свобода выбора и конкуренция, рыночная экономика, максимальная
полезность и максимальная выгода, личный интерес.
3. Найдите в приведённом ниже списке факторы, влияющие на снижение предложения
картофеля. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) плохой урожай картофеля;
2) распространение колорадского жука, уничтожающего посевы картофеля;
3) снижение цен на сельскохозяйственную технику;
4) ввоз импортного картофеля;
5)повышение цен на удобрения для картофеля.
4. В государстве Z господствует рыночная система хозяйствования. Какие факты об этом
свидетельствуют?
1) цены на товары и услуги, а также объемы производства определяются на основе спроса;
2) господствует государственная собственность;
3) в структуре экономики преобладает машинное производство;
4) конкуренция между производителями и потребителями;
5) в государстве Z стабильные цены;
6) главная задача государства — устранение неравенства в обществе.
5. Напишите эссе на одну из тем:
1) «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества
людей» (Дэвид Сарнофф);
2) «Спрос рождает предложение» (Джон Кейнс);
3) «Представители одного и того же вида торговли или ремесла редко собираются вместе даже
для развлечений и веселья без того, чтобы их разговор не кончался заговором против публики
или каким-либо соглашением о повышении цен» (Адам Смит).
Раздел 4. Социальная сфера.
Тема 4.4. Социальные нормы и Социальный контроль. Социальный конфликт и способы его
разрешения.
Практическое занятие. Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии
поведения в конфликтной ситуации.
Форма – письменный контроль.
Задания для практического занятия:
1.
Определить структуру и виды конфликта в предложенных ситуациях 1-8
2.
Предложить способы решения конфликта в предложенных ситуациях 1-15
3.
Обосновать свой выбор решения конфликта для ситуаций 1--5 (не менее 3 предложений по каждой
ситуации)
Ситуационные задачи:
1. Студент допоздна сидел за компьютером и на занятия пришел не выспавшимся. Он сидит
вялый, не реагирует на обращение к нему преподавателя, который делает ему замечание.
Преподаватель выгнал ученика с урока и вызвал родителей.
2. Студенты 1 курса обратились к куратору с просьбой провести в субботу вечер группы. Однако
группа получила отказ. Куратор аргументировала свое решение тем, что в прошлый раз студенты
не соблюдали установленный порядок (в помещении присутствовали посторонние, не убрали за
собой мусор и не расставили обратно вынесенную из кабинета мебель, едва не сорвав первый
урок в этом кабинете в понедельник).
3.
Преподаватель выставляет оценки за работу на занятии. Один из студентов в течение
последних трех занятий подряд получает отлично. И вдруг преподаватель слышит реплику
одного из студентов: «Иванову как всегда пять?!»
4. Рабочие объявили забастовку, требуя повышение зарплаты в 100 раз. Владельцы предприятия
уволили инициаторов забастовки.
5. Правительство повысило цены на самые необходимые продукты, народ вышел на улицы, забастовки и
митинги парализовали работу транспорта, предприятий.
6. Чеченский конфликт. В 1994 году российское правительство ввело войска на территорию
Чечни, с целью разоружения бандформирований.
7. В 1773 году Емельян Пугачев объявил себя «спасшимся» царем Петром III, объявляет войну
Екатерине II, началась крестьянская война.
8. В феврале - октябре 1917 года, восставший народ привел к власти большевиков, выражавших и
защищавших интересы рабочих и крестьян. Эксплуататорские классы –дворянство и буржуазия
были уничтожены.
Раздел 5. Политическая сфера.
Тема 5.1. Политика и власть. Политическая система.
Практическое занятие. Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты
государственной власти в Российской Федерации.
Форма – письменный контроль.
1.
Закончите фразы, выбирая слова из данного ниже перечня.
1) Субъектами власти являются ___________________________
2) К объектам власти относятся ___________________________
3) Источники власти – это ________________________________
4) К функциям власти относятся ___________________________
5) В качестве ресурсов власть использует ___________________
Авторитет, престиж, человек, народ, господство, социальная группа, принуждение, харизма,
государство, насилие, партии, законы, контроль, класс, управление, сила, организация, мировое
сообщество, убеждение, координация, страх, мифы, мобилизация, богатства.
2.
Заполните таблицу.
Демократия: за и против
Положительные черты
Отрицательные черты
Задание 3. Прочитайте текст и выполните задания.
Государство есть политическая организация общества, обладающая аппаратом власти.
Государство служит обществу, решает задачи, стоящие перед обществом в целом, а также
задачи, отражающие интересы отдельных социальных групп, территориальных общностей
населения страны. Решение этих задач организации и жизни общества и есть выражение
социального назначения государства. Изменения в жизни страны, общества, например,
индустриализация, урбанизация, рост численности населения, выдвигают новые задачи перед
государством в области социальной политики, в разработке мер устройства жизни общества в
новых условиях.
К числу важнейших задач, в разрешении которых находит выражение социальное
назначение государства, принадлежит обеспечение целостности общества, справедливого
сотрудничества различных социальных групп, своевременное преодоление острых противоречий
в жизнедеятельности общества и составляющих его общностей и групп.
Социальное назначение и активная роль государства выражаются в обеспечении прочного
общественного порядка, научно обоснованного пользования природой, в охране окружающей
среды жизни и деятельности человека. И самое главное в характеристике социального
назначения государства – это обеспечение достойной жизни человека, благосостояния народа.
Идеи социального назначения государства получили конкретизацию и развитие в концепции
(теории) «социального государства». Положения о социальном государстве закреплены в ряде
конституций демократических государств.
Демократическое социальное государство призвано обеспечить всем гражданам
конституционные права и свободы. Обеспечивать не только материальное благосостояние, но и
культурные права и свободы. Социальное государство – это страна с развитой культурой. В
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом 16
декабря 1966 г., говорится, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и
нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых
каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так
же как и гражданскими и политическими правами.
В современных условиях в России актуальными задачами в социальной политике
государства являются обеспечение права на труд и меры по преодолению безработицы, охране
труда, улучшению его организации и оплаты. Необходимо умножать и совершенствовать меры
по укреплению и государственной поддержке семьи, материнства и детства. Социальная
политика нуждается в стимулировании помощи пожилым гражданам, инвалидам, укреплении
здравоохранения, других социальных институтов и служб. Большие задачи социальной политики
государства
стоят
в
области
регулирования
демографических
процессов
общества,
стимулирования рождаемости, возвышения роли женщины в жизни общества и государства.
В.Д. Попков)
3.1.
Что такое государство? Каким видится ответ на этот вопрос автору текста? Какое
определение государства можете дать Вы, опираясь на знание курса?
3.2.
В тексте сказано, что «государство служит обществу, решает задачи, стоящие перед
обществом в целом, а также задачи, отражающие интересы отдельных социальных групп,
территориальных общностей страны». Опираясь на текст, приведите примеры одной задачи,
стоящей перед обществом в целом, и одной задачи, отражающей интересы отдельных
социальных групп или территориальных общностей.
3.3. Используя информацию текста и знания курса, сформулируйте любые три характеристики
социального государства.
Раздел 5. Политическая сфера.
Тема 5.2. Политическая культура общества и личности. Политический процесс и его участники.
Практическое занятие. Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества.
Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника.
Форма – письменный контроль.
Задание 1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Типы политических процессов
Типы
Характеристики
..........
политические
процессы
Политические процессы, связанные с
принятием ключевых политических
решений
и
характеризующиеся
разнообразием
способов
политического участия граждан
Периферийные
политические процессы
Политические
процессы,
не
оказывающие принципиального
влияния на доминирующие формы и
способы осуществления власти
Задание 2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех
остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Обращение в органы власти, политическое участие, голосование на парламентских выборах,
участие в референдуме, членство в партии.
Задание 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают
формы политического участия граждан.
1) выборы 2) регистрация юридического лица 3) уплата налогов 4) обращение в органы
государственной власти 5) референдум 6) членство в политической партии
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите их.
Задание 4. Выберите верные суждения о политической культуре и ее видах и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) Политическая культура выполняет ценностно-ориентировочную и интегративную функции;
2) По проявлению интереса к политике и политической активности выделяют такие виды
политической культуры, как патриархальная, подданническая и культура участия;
3) Политическая культура личности формируется в процессе политической социализации;
4) Политическая культура включает знания и представления о политике, политические
ценностные ориентации и модели политического поведения;
5) Политическая культура существует только в условиях демократического общества.
Задание 5. Установите соответствие между типами политической культуры и их признаками.
Признаки
Типы политической культуры
А) отсутствие интереса личности к
политической жизни
Б)
приверженность
личности
сложившимся
политическим
институтам
1)
подданническая
политическая культура
2)
демократическая
(гражданская)
политическая
культура
В) высокая политическая активность
личности
Г) большой объем знаний граждан о
политической жизни в обществе
Д)
ответственное
и
компетентное
отношение граждан к выборам
А
Б
В
Г
Д
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
Тема 6.4. Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений.
Экологическое законодательство.
Практическое занятие. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Форма – письменный контроль.
1. По юридической силе нормы права делятся на…
1. охранительные и регулирующие;
2. временные и постоянные;
3. подзаконные акты и законы;
4. общие и специальные.
2. Укажите отрасль права, к которой относятся правовые нормы, закрепляющие основы
общественного и государственного строя.
1. конституционное право;
2. гражданское право;
3. финансовое право;
4. административное право;
3. К каким объектам правоотношений относится научная статья?
1. к продуктам духовного творчества;
2. к нематериальным благам;
3. к ценным бумагам и документам;
4. к материальным благам.
4. Человек, который сам совершил преступление или использовал недееспособных людей,
— это… преступления.
1. подстрекатель;
2. исполнитель;
3. пособник;
4. организатор.
5. Согласно конституционному законодательству РФ высшим исполнительным органом
власти в РФ является…
1. Правительство РФ;
2. Президент РФ;
3. Счетная палата РФ;
4. Федеральное Собрание.
Задача 1. В администрацию сельскохозяйственного АО обратились с просьбой о приеме на
работу Егоров (возраст 17 лет) в качестве слесаря ремонтной мастерской и Рогов на вакантную
должность бухгалтера. От поступающих на работу были затребованы документы: паспорт,
трудовая книжка, справка о состоянии здоровья, характеристика с прежнего места работы, а от
Рогова и диплом об окончании вуза. При этом администрация поставила вопрос об установлении
для них испытания.
1)
Правомерно ли требование администрации о предоставлении указанными работниками
всех перечисленных документов?
2)
В каких случаях справка о состоянии здоровья предоставляется поступающим на работу
независимо от характера предстоящей работы?
3)
При наличии каких условий установление испытания при приеме на работу является
правомерным?
Задача 2. Администрацией птицефабрики 6 января достигнута договоренность с Куприяновой и
принятие ее на работу в качестве бухгалтера на период болезни Ивановой и с этого же дня она
приступила к работе. Приказ и ее зачисление на работу был издан 20 января. 21 мая Куприянова
была уволена по причине окончания срока временного трудового договора. Считая увольнение
неправильным, Куприянова обратилась в суд с требованием о ее восстановлении на работе и
компенсации вынужденного прогула. Мотивировалось это тем, что к моменту увольнения она
должна была считаться не временным, а постоянным работником.
1) На каких условиях работник принимается на работу по временному трудовому договору?
2) Является ли фактическое допущение работника к работе заключением трудового договора,
если последний не был надлежащим образом оформлен?
3)
Если Куприянова будет восстановлена судом на работе, то как должна поступить
администрация в сложившийся ситуации, когда два работника претендуют на одну и туже
должность?
Задача 3. При заключении трудового договора с Ильющенко о работе в должности менеджера,
директор предложил включить в трудовой договор следующие условия: об установлении
испытательного срока; о размере заработной платы; о прекращении трудового договора в случае,
если Ильющенко откажется выехать в командировку; об обязательстве Ильющенко использовать
ежегодный отпуск только в зимнее время, выполнять обязанности заведующего отделом в
период отсутствия последнего, не работать по совместительству у другого работодателя. По
согласованию с Ильющенко ТД был заключен.
1)
Правомерны ли условия трудового договора?
Задача 4.
Машиниста локомотива станции «Москва -Ярославская» Петрова за проезд на
запрещающий сигнал светофора, что привело к аварийной ситуации, лишили права управления
локомотивом и перевели в кочегары сроком на 6 месяцев, а также лишили его месячной премии.
1)
Правомерно ли наложенное на Петрова дисциплинарное взыскание?
2)
Повлечет ли за собой истечение 6-ти месячного срока восстановление Петрова на
прежней работе?
Задача 5. За два с половиной часа до окончания рабочего дня электромонтеры Галкин и Винокур
бросили работу и пошли в винный магазин. Там они купили бутылку коньяку, две бутылки пива
и распили их. После этого Галкин пошел домой, а Винокур вернулся на объект, чтобы закончить,
как он объявил, начатую работу. Здесь и обнаружил его управляющий трестом.
Через три дня после дачи письменных объяснений Галкин и Винокур были уволены по п.6
б ст. 81 ТК РФ.
1)
Законно ли увольнение Галкина и Винокура по п.6 б ст.81 ТК РФ?
2)
Применимы ли здесь другие основания для увольнения как меры дисциплинарного
взыскания?
Задача 6. Бухгалтер Соловьева допустила грубые ошибки в квартальном отчете, в связи с чем
бухгалтерии пришлось весь отчет переделывать заново. В результате он был сдан с опозданием,
и работники бухгалтерии не получили премии. Получив письменное объяснение Соловьевой, из
которого было видно, что ошибки ею были допущены из-за невнимательности по причине
личных неприятностей, главный бухгалтер объявил ей выговор. Соловьева, работавшая до этого
три года без всяких взысканий и имевшая несколько поощрений, обратилась с заявлением в КТС,
считая, что на первый раз ей могли объявить лишь замечание.
1)
Может ли КТС изменить меру взыскания?
Задача 7. Слесарь ОАО «Красная заря» Грачев обратился в комиссию по трудовым спорам с
заявлением о рассмотрении его спора с администрацией ОАО. Однако КТС отказала Грачеву в
рассмотрении спора на том основании, что он не является членом профсоюза.
1)
Правомерны ли действия КТС?
2) Какой порядок рассмотрения споров в КТС?
Задача 8. Токарь-карусельщик Степанков обратился к начальнику цеха ремонтно-механического
завода с просьбой повысить ему заработную плату, так как она не повышалась последние три
года, в то время как на предприятии регулярно увеличивались оклады отдельных категорий
работников заводоуправления. Начальник цеха довел просьбу рабочего до сведения директора
завода, но тот отказался удовлетворить ее. Тогда работник обратился в суд.
1)
Примет ли суд к рассмотрению заявление Степанкова об отказе в повышении ему
заработной платы?
2)
В каких случаях работник может обратиться с заявлением непосредственно в суд?
Критерии оценки для тестового контроля:
Чтобы получить оценку «отлично», обучающийся должен ответить правильно на 96-100 % вопросов;
чтобы получить «хорошо» - 81-95 %; чтобы получить «удовлетворительно» - 51 % - 80 %; при ответе
до 50 % - «неудовлетворительно».
Критерии оценки для письменного контроля:
Чтобы получить оценку «отлично», обучающийся должен ответить правильно на все вопросы и
задания; чтобы получить «хорошо» - обучающийся ответил на все вопросы и выполнил задания,
допустив не значительные ошибки; чтобы получить «удовлетворительно» - обучающийся выполнил
2 задания из предложенных, «неудовлетворительно»- не справился с предложенным заданием.