Напоминание

"Система профориентационной работы с потенциальными абитуриентами учреждений СПО (с учетом специфики подготовки специалистов металлообрабатывающей отрасли)


Авторы: Никулина Ольга Владимировна, Никифорова Светлана Евгеньевна
Должность: социальный педагог, педагог-психолог
Учебное заведение: ГАПОУ ВО "Ковровский промышленно-гуманитарный колледж"
Населённый пункт: г. Ковров Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система профориентационной работы с потенциальными абитуриентами учреждений СПО (с учетом специфики подготовки специалистов металлообрабатывающей отрасли)
Дата публикации: 12.09.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Никифорова Светлана Евгеньевна

педагог-психолог,

Никулина Ольга Владимировна

социальный педагог

Ковровского промышленно-гуманитарного колледжа

СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ АБИТУРИЕНТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО

(с учетом специфики подготовки

специалистов металлообрабатывающей отрасли)

Современные учреждения среднего профессионального образования

являются в настоящее время не только местом для получения профессии, но,

вместе с тем, местом, где создаются условия для развития личности

обучающегося, обладающего актуальными знаниями и умениями, способного

реализовывать свой потенциал в условиях современного общества.

В настоящее время Ковровский промышленно-гуманитарный колледж

занимается

подготовкой

квалифицированных

кадров

для

крупнейших

предприятий оборонно-промышленного комплекса региона. На специалистов

металлообрабатывающей отрасли – наладчиков, операторов станков с ПУ,

мастеров слесарных работ, сварщиков и т.п. сформирован значительный

отраслевой заказ Владимирской области.

Предприятия ОПК города Коврова особенно в современных реалиях,

заинтересованы в высокомотивированных, квалифицированных кадрах.

Примерно 80% выпускников после окончания нашего колледжа идут

работать именно туда.

Среди основных целевых ориентиров профессионально-трудового

воспитания КПГК, исходя из рабочей программы воспитания на текущий

учебный год, можно выделить:

- понимание профессиональных идеалов и ценностей, уважение труда,

результатов;

1

- участие в социально значимой трудовой и профессиональной деятельности,

понимание

специфики

профессионально-трудовой

деятельности,

регулирование трудовых отношений, готовность учиться и трудиться в

современном высокотехнологичном мире;

- ориентация на осознанное освоение выбранной сферы профессиональной

деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов,

потребностей своей семьи, общества;

-

планирование

и

реализация

собственного

профессионального

и

личностного

развития,

предпринимательской

деятельности

в

профессиональной сфере, использование знаний по финансовой грамотности,

взаимодействие

и

работа

в

коллективе,

умение

пользоваться

профессиональной документацией;

- обладание сформированными представлениями о значении и ценности

выбранной профессии, проявление уважения к своей профессии и своему

профессиональному сообществу и др.

Главным целевым ориентиром нашей работы в настоящее время,

особенно

учитывая

заметно

сократившиеся

сроки

обучения

по

востребованным специальностям, мы видим соответствие выпускников

КПГК максимальным требованиям работодателей. Чтобы в кратчайшие

сроки была возможность подготовить грамотных квалифицированных

специалистов необходимо, чтобы уже при поступлении абитуриенты

подходили к выбору профессии осознанно, были замотивированы на

обучение.

Исходя из этого возникла необходимость в просветительской и

диагностической работе как с первокурсниками, так и со старшеклассниками

школ города для выявления подростков, потенциальных абитуриентов, с

высоким уровнем технических способностей, мотивации к обучению в

учреждениях СПО технической направленности.

Профориентационная

работа

проводится

во

взаимодействии

со

школьными педагогами-психологами в течение всего учебного года.

Так, в рамках профориентационного проекта «Билет в будущее» в

октябре

на

базе

колледжа

проводятся

профессиональные

пробы

по

фрезерным, токарным работам на станках с ПУ, сварочным технологиям. Для

формирования интереса к профессии проходит психологическая диагностика

профессиональных предпочтений, оценка трудовой мотивации, выявление

технических способностей старшеклассников вместе с проведением мастер-

классов

на

компьютерных

симуляторах,

что

позволяет

школьникам

прикоснуться к миру профессий, анализировать, сравнивать, делать выбор.

2

Профориентационная диагностика старшеклассников проводится также

в марте в рамках чемпионата «Профессионалы», где учащиеся школ могут

проверить свои профессиональные склонности и способности, мотивы

выбора профессии в процессе психологического тестирования, а также

понаблюдать

за

работой

участников

чемпионата

на

станках

с

ПУ,

познакомиться с историей колледжа и узнать о профессиях.

Полученные результаты озвучиваются на общешкольных родительских

собраниях

с

целью

информирования

родителей

об

особенностях

профессионального

самоопределения

подростков,

где

предоставляется

информация о специальностях колледжа и проведенной диагностике.

Результаты

обсуждаются

с

заинтересовавшимися

родителями

на

индивидуальных консультациях, где предлагаются возможные варианты

выбора специальностей для подростка в КПГК.

Это позволяет старшеклассникам и их родителям осознанно подходить

к выбору профессии. Многие из ребят, проходивших тестирование,

целенаправленно поступают в наш колледж.

В начале учебного года все первокурсники проходят психологическое

тестирование, что позволяет в том числе, отследить динамику изменений в

профессиональных предпочтениях тех подростков, кто проходил его ранее.

Стандартизация профориентационных методик проводится с помощью

программного комплекса психологических тестов «Эффектон», которая

обеспечивает комплексную автоматизацию работы психолога от диагностики

до коррекционных методик, даёт возможность статистической обработки

данных.

Данный

комплекс

обеспечивает

единообразную

процедуру

тестирования

с

помощью

стандартного

стимульного

материала

и

отведённого времени, который позволяет получать достоверные результаты;

стандартной

интерпретации

полученных

результатов

на

основе

сопоставления норм выполнения теста с показателями, полученными в

результате обработки тестирования.

В «Эффектон» включены пакеты тестов для углубленной диагностики

свойств внимания, памяти, интеллекта, а также комплексы методик для

профессиональной

ориентации

и

изучения

профессиональной

направленности личности, которые мы активно используем в работе.

Кроме этого пакеты тестов для изучения эмоционально-личностной

сферы

и

межличностных

отношений

применяются

при

первичной

диагностике первокурсников и по запросам преподавателей.

3

Сложившаяся система работы с применением комплекса «Эффектон»

позволяет осуществлять качественную диагностику и выявление наиболее

мотивированных

подростков,

что

в

дальнейшем

повышает

заинтересованность учащихся в выборе профессиональных предпочтений,

помогает их самоопределению, успешной адаптации к новым условиям

обучения в колледже и эффективному процессу освоения профессии.

4



В раздел образования