Авторы: Никулина Ольга Владимировна, Никифорова Светлана Евгеньевна
Должность: социальный педагог, педагог-психолог
Учебное заведение: ГАПОУ ВО "Ковровский промышленно-гуманитарный колледж"
Населённый пункт: г. Ковров Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система профориентационной работы с потенциальными абитуриентами учреждений СПО (с учетом специфики подготовки специалистов металлообрабатывающей отрасли)
Дата публикации: 12.09.2025
Раздел: среднее профессиональное
Никифорова Светлана Евгеньевна
педагог-психолог,
Никулина Ольга Владимировна
социальный педагог
Ковровского промышленно-гуманитарного колледжа
СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ АБИТУРИЕНТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО
(с учетом специфики подготовки
специалистов металлообрабатывающей отрасли)
Современные учреждения среднего профессионального образования
являются в настоящее время не только местом для получения профессии, но,
вместе с тем, местом, где создаются условия для развития личности
обучающегося, обладающего актуальными знаниями и умениями, способного
реализовывать свой потенциал в условиях современного общества.
В настоящее время Ковровский промышленно-гуманитарный колледж
занимается
подготовкой
квалифицированных
кадров
для
крупнейших
предприятий оборонно-промышленного комплекса региона. На специалистов
металлообрабатывающей отрасли – наладчиков, операторов станков с ПУ,
мастеров слесарных работ, сварщиков и т.п. сформирован значительный
отраслевой заказ Владимирской области.
Предприятия ОПК города Коврова особенно в современных реалиях,
заинтересованы в высокомотивированных, квалифицированных кадрах.
Примерно 80% выпускников после окончания нашего колледжа идут
работать именно туда.
Среди основных целевых ориентиров профессионально-трудового
воспитания КПГК, исходя из рабочей программы воспитания на текущий
учебный год, можно выделить:
- понимание профессиональных идеалов и ценностей, уважение труда,
результатов;
1
- участие в социально значимой трудовой и профессиональной деятельности,
понимание
специфики
профессионально-трудовой
деятельности,
регулирование трудовых отношений, готовность учиться и трудиться в
современном высокотехнологичном мире;
- ориентация на осознанное освоение выбранной сферы профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, общества;
-
планирование
и
реализация
собственного
профессионального
и
личностного
развития,
предпринимательской
деятельности
в
профессиональной сфере, использование знаний по финансовой грамотности,
взаимодействие
и
работа
в
коллективе,
умение
пользоваться
профессиональной документацией;
- обладание сформированными представлениями о значении и ценности
выбранной профессии, проявление уважения к своей профессии и своему
профессиональному сообществу и др.
Главным целевым ориентиром нашей работы в настоящее время,
особенно
учитывая
заметно
сократившиеся
сроки
обучения
по
востребованным специальностям, мы видим соответствие выпускников
КПГК максимальным требованиям работодателей. Чтобы в кратчайшие
сроки была возможность подготовить грамотных квалифицированных
специалистов необходимо, чтобы уже при поступлении абитуриенты
подходили к выбору профессии осознанно, были замотивированы на
обучение.
Исходя из этого возникла необходимость в просветительской и
диагностической работе как с первокурсниками, так и со старшеклассниками
школ города для выявления подростков, потенциальных абитуриентов, с
высоким уровнем технических способностей, мотивации к обучению в
учреждениях СПО технической направленности.
Профориентационная
работа
проводится
во
взаимодействии
со
школьными педагогами-психологами в течение всего учебного года.
Так, в рамках профориентационного проекта «Билет в будущее» в
октябре
на
базе
колледжа
проводятся
профессиональные
пробы
по
фрезерным, токарным работам на станках с ПУ, сварочным технологиям. Для
формирования интереса к профессии проходит психологическая диагностика
профессиональных предпочтений, оценка трудовой мотивации, выявление
технических способностей старшеклассников вместе с проведением мастер-
классов
на
компьютерных
симуляторах,
что
позволяет
школьникам
прикоснуться к миру профессий, анализировать, сравнивать, делать выбор.
2
Профориентационная диагностика старшеклассников проводится также
в марте в рамках чемпионата «Профессионалы», где учащиеся школ могут
проверить свои профессиональные склонности и способности, мотивы
выбора профессии в процессе психологического тестирования, а также
понаблюдать
за
работой
участников
чемпионата
на
станках
с
ПУ,
познакомиться с историей колледжа и узнать о профессиях.
Полученные результаты озвучиваются на общешкольных родительских
собраниях
с
целью
информирования
родителей
об
особенностях
профессионального
самоопределения
подростков,
где
предоставляется
информация о специальностях колледжа и проведенной диагностике.
Результаты
обсуждаются
с
заинтересовавшимися
родителями
на
индивидуальных консультациях, где предлагаются возможные варианты
выбора специальностей для подростка в КПГК.
Это позволяет старшеклассникам и их родителям осознанно подходить
к выбору профессии. Многие из ребят, проходивших тестирование,
целенаправленно поступают в наш колледж.
В начале учебного года все первокурсники проходят психологическое
тестирование, что позволяет в том числе, отследить динамику изменений в
профессиональных предпочтениях тех подростков, кто проходил его ранее.
Стандартизация профориентационных методик проводится с помощью
программного комплекса психологических тестов «Эффектон», которая
обеспечивает комплексную автоматизацию работы психолога от диагностики
до коррекционных методик, даёт возможность статистической обработки
данных.
Данный
комплекс
обеспечивает
единообразную
процедуру
тестирования
с
помощью
стандартного
стимульного
материала
и
отведённого времени, который позволяет получать достоверные результаты;
стандартной
интерпретации
полученных
результатов
на
основе
сопоставления норм выполнения теста с показателями, полученными в
результате обработки тестирования.
В «Эффектон» включены пакеты тестов для углубленной диагностики
свойств внимания, памяти, интеллекта, а также комплексы методик для
профессиональной
ориентации
и
изучения
профессиональной
направленности личности, которые мы активно используем в работе.
Кроме этого пакеты тестов для изучения эмоционально-личностной
сферы
и
межличностных
отношений
применяются
при
первичной
диагностике первокурсников и по запросам преподавателей.
3
Сложившаяся система работы с применением комплекса «Эффектон»
позволяет осуществлять качественную диагностику и выявление наиболее
мотивированных
подростков,
что
в
дальнейшем
повышает
заинтересованность учащихся в выборе профессиональных предпочтений,
помогает их самоопределению, успешной адаптации к новым условиям
обучения в колледже и эффективному процессу освоения профессии.
4