Напоминание

«А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: история создания, художественное своеобразие романа»


Автор: Позняк Ирина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "КМТИ им. Г.П.Вишневской"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: презентация
Тема: «А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: история создания, художественное своеобразие романа»
Дата публикации: 12.09.2025
Раздел: среднее образование





Назад




.

.

А С Пушкин

1799 – 1837

«Капитанская дочка»

В этой повести ни грамма

.

интеллекта Недурно для своего

,

времени но в наше время люди куда

.

,

сложнее Не могу понять как можно

увлекаться столь примитивной

,

продукцией

сказками которые могли

-

забавлять кого то в детстве

Джеймс Джойс

Проблемный вопрос: Согласны ли Вы с мнением

ирландского писателя-модерниста?

I

.

История создания

1.

1830 – революция в Европе, падение Бурбонов, независимость

Бельгии, восстание в Польше, волна восстаний в военных

поселениях, холерные бунты.

2.

1832 -1833 – работа в архивах; находка приговора Николаю

Шванвичу: он «предпочёл гнусную жизнь честной смерти».

3. 1833, август-сентябрь - путешествие по Оренбуржью, Поволжью;

сбор материалов.

4. 1834 - «История Пугачёвского

бунта»

5. 1836 г., декабрь – публикация романа

«Капитанская дочка» (19 октября 1836 г.)

Проблемные вопросы:

- Пугачёв –

зверь или человек?

- Какова причина, по которой родовой

дворянин оказывается среди восставших?

II

.

Жанровые

особенности

1. Исторический роман.

а) историческое событие:

1773 -1775 - крестьянская война, под

предводительством Пугачёва.

б)Хронотоп событий:

1773, август – начало восстания.

1773, октябрь-март – осада Оренбурга

1775, 10. 01. - казнь Пугачёва на

Болотной площади в Москве.

в) исторические лица:

Пётр III – 1728 - 1762

граф Миних -1683 -1762 - 1767

Емельян Пугачёв -1740-1773 - 1775

Екатерина II - 1729 – 1762 – 1796

2. Мемуары :

записки очевидца –

Петра Андреевича Гринёва.

а)Отец – сын – внуки

б) хронотоп:

родовое поместье – Белогорская крепость –

дворец и острог, Петербург – площадь казни

Пугачёва, Москва – родовое поместье.

В) Герои :

Гринёв – Маша Миронова – Швабрин

Проблемный вопрос: Почему Пушкин

описывает процесс нравственного

становления Гринёва на фоне бурных

исторических событий?

3. Композиционные элементы русской

волшебной сказки

Зачин: отец направляет сыновей (путь

– стрела)

Завязка действия: своеволие сына

Развитие действия: исправление

проступка – испытания героя.

Кульминация: одоление Зла.

Развязка: победа Добра.

Проблемный вопрос: Кто выступает

для Петра Гринёва и Маши Мироновой

в образе Зла?

-

Композиционная особенность

пересечение двух

:

тематических линий пугачёвской и частной жизни

-

Гринёвых

Мироновых

1. Встреча с вожатым в буран ( Глава 2 «Вожатый»:

«Должно быть, или волк, или человек».)

2. Пугачёв в Белогорской крепости. Милости самозванца. (главы 7

«Приступ», 8 «Незваный гость», 9 «Разлука»)

3. Спасение Маши ( Глава11 «Мятежная слобода», 12 «Сирота»)

4. Прощание

«…он присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе

и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и

окровавленная была показана народу.»

Роль эпиграфов

,

,

Цель

указать на проблематику идею произведения

.

авторскую позицию

Культурный контекст

Княжнин:1,4,13

Херасков: 9, 10

Сумароков:11

Фонвизин (Недоросль): 3

,

Старинные люди

.

мой батюшка

Народный контекст

Пословицы:

Береги честь смолоду

:

Незваный гость хуже татарина

8

:

Мирская молва

морская волна

14

Старинная песня: 2

Солдатская песня: 3

Песня: 5, 6

Народная песня: 7

Свадебная песня: 12

Художественные особенности

1.Приём симметрии:

А) Пугачёв – Гринев и Екатерина II – Маша Миронова

Б) Гринёв – Зурин и Зурин – Гринёв

2. Прием параллелизма:

два героя, поставленные жизнью в ситуацию

сложного морального выбора, раскрывают сложную

гамму таившихся в них прежде человеческих и

нравственных качеств.

Домашнее задание

1.

Дайте определение слову «честь»

а) в народном понимании

б) в трактовке дворянина.

2. Сопоставьте образы Гринёва и Швабрина:

а) найдите общее (сословие, возраст, любовь к Маше Мироновой)

б) найдите различия; внесите цитаты в сравнительную таблицу

в) сделайте вывод о чести одного и бесчестии другого.

Глава

эпизод

Швабрин

Гринёв

:

Автор

Позняк Ирина Леонидовна



В раздел образования