Напоминание

Методика по формированию законопослушного поведения


Автор: Зубова Людмила Евгеньевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Оштинская средняя школа"
Населённый пункт: село Ошта, Вологодская область, Вытегорский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика по формированию законопослушного поведения
Дата публикации: 12.10.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Оштинская средняя общеобразовательная школа»

Методика

по формированию законопослушного поведения

обучающихся МБОУ «Оштинская средняя общеобразовательная школа»

I. Основные положения методики

1.1.Пояснительная записка.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным

принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Там же сказано, что поведение каждого гражданина РФ

должно быть правомерным, не надлежит нарушать права и свободы других лиц, интересы общества и государства.

Правомерное поведение — социально-положительное, т.е. соответствует общественным интересам и целям, предписаниям правовых

норм, является осознанным поведением, характеризующимся внутренним психическим отношением лица к возможным последствиям.

Система правового воспитания начинается с формирования правовой культуры и законопослушного поведения через комплекс мер

образовательного, информационного и организационного характера.

Настоящая методика подготовлена социальным педагогом школы Зубовой Л.Е.

1.

Документы, используемые при разработке методики:

1.

Международные:

o

Конвенция ООН о правах человека

o

Декларация ООН о правах ребёнка

o

Декларация ООН о правах инвалидов

o

Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц

2.

Российской Федерации:

o

Гражданский кодекс РФ

o

Уголовный кодекс РФ

o

Семейный кодекс РФ

o

Закон РФ об «Образовании»

o

Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»

o

Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей» от 21.12.1996г №159-ФЗ

o

Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-

ФЗ

3.

МБОУ « Оштинская средняя школа»

o

Устав

o

Локальные акты:

- Положение о совете профилактики,

- Положение о школьном ученическом самоуправлении

1.

Цель и задачи методики.

Цель - формирование у школьников с отклонениями в развитии элементов правовой культуры, воспитание законопослушного поведения и

гражданской ответственности, оптимизация познавательной деятельности, профилактика правонарушений и преступлений среди

несовершеннолетних.

Задачи:

1.

Познакомить учащихся с нормативно-правовыми документами, имеющимися в школе, РФ, мире, с целью осуществления морально-

этической и политико-правовой пропедевтики;

2.

Повышать правовую и этическую грамотности, создающие основу для законопослушного поведения и безболезненной интеграции в

современное общество, через знания своих гражданских обязанностей и умения пользоваться своими правами;

3.

Помочь учащимся соизмерять свои желания с интересами общества и законом;

4.

Способствовать расширению представлений по обсуждаемым вопросам, инициировать поисково - познавательную деятельность,

формировать речевую активность;

5.

Содействовать в раскрытии творческого и спортивного потенциалов у учащихся «группы риска» с целью воспитания

альтернативного поведения, ответственности и воспитанности.

1.

Условия успешной реализации методики:

1.

Нормативно – правовое обеспечение программы.

o

Освоение необходимой литературы, интернет ресурсов по заданной теме.

o

Подготовка и проведение педагогических советов, методических объединений, совещаний по проблеме для обсуждения в

учреждении.

2.

Управленческое взаимодействие.

Организация взаимодействия всех социальных институтов, школьных ресурсов по вопросам правого воспитания и формированию

законопослушного поведения.

Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям и педагогам.

1.

Анализ и обобщение результатов.

Коррекция методики.

Оформление и описание результатов.

II. Общая характеристика содержания работы.

Так как практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно

иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться, организация работы по реализации поставленной в программе

цели осуществляется через комплексный подход, который основывается на разнообразии форм, методов и видов профилактической работы:

практические занятия, экскурсии, наблюдения, беседы, лекции, встречи и т.д. Однако основной и более эффективный – наглядно-образный

подход. Это связано со спецификой восприятия и понимания данной категории детей.

Информационно-просветительская деятельность осуществляется через воспитательную работу. Воспитательная работа представляет собой

совокупность различных видов деятельности, направленных на развитие каждого школьника в следующих областях:

личностное развитие – развитие механизмов самостоятельного творчества как основного способа компенсации дефекта;

охрана здоровья и физическое развитие–формирование чувства ответственности за состояние своего здоровья, привитие санитарно-

гигиенических навыков;

основы социализации и общения–знакомство с общепринятыми нормами поведения в наиболее типичных ситуациях (школа, улица,

столовая, магазин, почта, транспорт);

основы безопасности жизнедеятельности–развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых

ситуациях.

В рамках данной деятельности предполагается осуществление цикла просветительских мероприятий: оформление и заполнение стенда на

правовую тематику; распространение информационно-методических материалов для учащихся, родителей и педагогов; проведение бесед,

лекций, тематических занятий, консультаций, привлечение не только школьных специалистов, но и сотрудничество с межведомственными

структурами.

В ходе учебной и внеучебной деятельности предполагается диагностическая работа: создание банка данных о детях «группы риска»;

мониторинг; проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных

особенностей учащихся, влияющих на формирование правового самосознания.

Основным видом деятельности является практическая направленность в работе: экскурсии, тематические классные часы и воспитательские

занятия, психотренинги, круглые столы, организация встреч с привлечением специалистов различного профиля связанных с вопросами

формирования законопослушного поведения.

Правовое образование в нашей школе построено на обучении детей «азбуке» общественных норм, поэтому уже с 1 класса начинаются

занятия по развитию нравственных критериев воспитанников, что способствует подготовке базы для дальнейшего правового воспитания и

образования в старших классах. «От простого к сложному»- так построена работа по обучению воспитанников законопослушному

поведению, многократное повторение – вот залог успешного усвоения, понимания и применения правовых знаний непосредственно в

жизненных ситуациях.

III.Содержание методики.

Мероприятия

Ответственные

Информационно-методические

1.

Изучение инновационных форм и методов, сбор и систематизация

информационных материалов, законодательных актов, соответствующей

литературы, видео, аудио материалов, организация пользования ими.

зам директора по ВР

социальный педагог

2.

Создание активно действующей системы правового воспитания с

включением учащихся, родителей, педагогов, общественности, различных

социально-правовых организаций.

зам.директора по ВР

социальный педагог

3.

Оформление и обновление информационных стендов

зам.директора по ВР

социальный педагог

4.

Выявление, сбор, обобщение оперативной информации, полученной из

отдельных источников о каждом ребёнке и его семье.

весь педагогический коллектив школы

5.

Создание банка данных на всех воспитанников.

Классные руководители, социальный

педагог

6.

Осуществление комплексного психолого-педагогического,

диагностического, социального исследования, анализ факторов,

обуславливающих поведенческое отклонение ребёнка.

администрация школы

Профилактические

1.

Проведение диагностических исследований (анкетирование, тестирование,

опросы) среди учащихся по вопросу законопослушного поведения.

социальный педагог

2.

Разработка плана индивидуальных и групповых мероприятий (занятий,

бесед, тренингов, консультаций, воспитательских занятий, классных часов,

родительских собраний) направленных на профилактику правонарушений и

формированию законопослушного поведения.

зам директора по ВР

социальный педагог

классные руководители

зав.библиотекой

3.

Привлечение учащихся «группы риска» к культурно-досуговой деятельности

(внеурочная деятельность, школьные мероприятия, секции).

зам директора по ВР

социальный педагог

4.

Разработка комплекса мероприятий, проводимых в рамках месячника

профилактики правонарушений и пагубных зависимостей (конкурсы

рисунков и газет, викторины, круглый стол, конкурс сочинений и прочее.)

зам директора по ВР

социальный педагог

зав.библиотекой

5.

Организация встреч, бесед, консультаций с представителями различных

ведомств, работа которых направлена на профилактику преступлений и

формированию законопослушного поведения (специалисты: КДН,

инспекторГДН, ГИБДД; представители Совета ветеранов и т.д.)

зам директора по ВР

социальный педагог

кл. руководители

6.

Оформление уголка в библиотеке с выставкой литературы по профилактике

зав.библиотекой

правонарушений и формированию законопослушного поведения.

7.

Проведение Советов профилактики.

администрация школы

социальный педагог

IV. План реализации методики.

Мероприяти

я

Срок

проведения

Ответственный

Формы работы

Ожидаемый

результат

Отчётность

1.

Проведение

Педагогическ

ого совета по

теме:

«Организация

работы

школы по

методике

формировани

я

законопослу

шного

поведения

воспитаннико

в».

Декабрь

зам.директора

по ВР

социальный

педагог

Педагогический

совет.

Разработка

основных форм и

методов работы

школьного

коллектива в данном

направлении

Протокол

педагогического

совета.

2.

Обучение и

самообучение

педагогическ

ого персонала

формам и

в течение

учебного года

руководители

МО

зам.директора

по ВР

семинары;

совещания;

МО.

Освоение новых

методик, технологий

и приёмов. Изучение

законодательных

актов.

Протоколы МО,

семинаров.

методам

своевременно

го выявления

первичных

признаков

асоциального

поведения

обучающихся

, организация

профилактиче

ской работы в

данном

направлении.

социальный

педагог

3.

Составление,

корректировк

а планов

совместной

профилактиче

ской работы.

август

зам.директора

по ВР

соц. педагог

встреча с

инспектором ГДН.

Привлечение

специалистов

правоохранительны

х систем для

профилактической

работы по

предупреждению

асоциального

поведения

План совместной

работы с ГДН

4.

Исследование

характеролог

ических и

личностных

особенностей

детей

«группы

риска».

в течение

учебного года

соц. педагог

классные

руководители

диагностика

интересов и

способностей

обучающихся,

занятость во

внеурочное время.

Выявление

личностных

особенностей

ребёнка, уровня его

интеллектуального и

эмоционального

развития, состояния

самооценки,

взаимоотношение с

ближайшим

Тесты, анкеты,

характеристики и

др.

окружением.

5.

Составление

списка детей

группы риска

и детей,

состоящих на

учёте в ГДН,

КДН.

октябрь,

май

социальный

педагог

совместная

деятельность с

представителями

полиции и

комиссии по делам

несовершеннолетн

их.

Организация

мониторинга состава

обучающихся.

Списки детей,

состоящих на учёте

в школе, ГДН, КДН

6.

Проведение

диагностичес

ких

исследований

среди

учащихся по

вопросу

законопослу

шного

поведения

два раза в год

(начало учебного

года и конец)

социальный

педагог

диагностика

знаний законов,

оценка гражданско

- патриотических и

нравственных

качеств личности.

Выявление уровня

знаний в вопросах

законопослушного

поведения среди

обучающихся.

Тесты, анкеты,

сочинения,

карты, и пр.

7.

Составление

индивидуальн

ых программ

реабилитации

, заполнение

соответствую

щих форм.

сентябрь-октябрь

(обновление

каждую

четверть)

социальный

педагог

кл.руководители

разработка

системы

мониторинга

уровня

социализации,

адаптации

обучающихся к

социальной среде.

Выявление и

изучение детей

«группы риска»,

составление

реабилитационной

программы на

каждого.

Индивидуальные

карты с планом

работы и отчетом на

обучающихся,

состоящих на учете

ГДН, КДН.

8.

Оформление

и обновление

информацион

но-правового

стенда

в течение

учебного года

зам. директора

ВР социальный

педагог школы

постоянно

меняющаяся

информация по

вопросам

правового

Просветительская

работа через разные

источники

восприятия.

Стенды

воспитания.

9.

Социально -

диспетчерска

я служба.

в течение

учебного года

социальный

педагог

классные

руководители

обеспечение

социальными

льготами

обучающихся

детей;

направление и

сопровождение

обучающихся для

получения

социально-

психологической

помощи иных

специалистов

Взаимодействие с

социально-

психологическими

службами района

(отдел опеки и

попечительства,

социальная защита,

КДН, ГДН и т.д.)

Внесение

необходимой

информации в

индивидуальную

карту воспитанника

10.

Классные

часы,

школьные и

классные

мероприятия,

внеурочная

деятельность.

в течение

учебного года по

планам

зам. директора

ВР

кл.руководители

соц.педагог

педагоги школы

коллективные и

индивидуальные

формы работы,

направленные на

формирование

элементов

правовой культуры

и

законопослушного

поведения.

Систематизация и

обобщение

стихийных

правовых знаний,

формирование

традиции уважения

к закону.

Конспекты занятий,

кл.часов,

программы

11.

Организация

встреч, бесед,

консультаций

со

специалистам

и КДН,

инспектором

по заявкам

кл.руководите-

лей в

соответствии с

темой кл.часа,

воспитательского

занятия, лекции,

зам. директора

ВР

соц. педагог

выход в

государственные

учреждения;

приглашение

специалистов и

представителей

общественности в

Уменьшение

преступлений и

правонарушений

среди

воспитанников.

Видео, фото

зарисовки.

ГДН, ГИБДД;

представител

ями сельской

администраци

и, Совета

ветеранов и

т.д.

школу.

12.

Проведение

индивидуальн

ой

профилактиче

ской работы с

несовершенн

олетними,

состоящими

на

внутришколь

ном учете,

учете ГДН, в

КДН.

систематически

Инспекторы

ГДН и КДН,

социальный

педагог

кл.руководители

индивидуальные и

групповые

профилактические

беседы.

Развитие

толерантности и

проявление её во

всех сферах

жизнидеятельности.

Отметка в

индивидуальных

картах.

13.

Организация

досуга

воспитаннико

в, в том числе

в летний

период.

в течение года

зам.директора

по ВР

социальный

педагог

внеурочная

деятельность;

внешкольная

занятость;

Летний

оздоровительный

лагерь при школе,

лагерь труда и

отдыха

Успешная

социализация

воспитанников.

Планы работы

отчётность, фото и

видео зарисовки.

14.

Месячник по

профилактике

ноябрь

зам.директора

по ВР

круглый стол;

Освоение

учащимися

Конспекты и

фотографии,

правонаруше

ний

социальный

педагог

зав.библиотекой

инспектор ГДН,

ГИБДД,

специалисты

КДН

викторины;

дискуссии;

классные часы;

встречи;

беседы;

организация

больших перемен

(тематические

переменки);

правовые игры;

беседы;

оформление

стенгазеты;

написание

сочинения на тему

«Я – законопослушный

гражданин своей страны»

и др.

общечеловеческих

норм

нравственности и

поведения,

осознание «пользы»

законопослушного

поведения.

сочинения и др.

15.

Анализ

состояния

профилактиче

ской и

воспитательн

ой работы

среди

обучающихся

.

Раз в квартал

зам.директора

по ВР

письменные

отчёты.

Организация

необходимых мер по

проведению

правовых

мероприятий для

профилактической

работы и воспитания

законопослушного

поведения

воспитанников.

Отчёты.

16.

Проведение

Советов

профилактик

и.

один раз в месяц

администрация

школы

заседание Совета

профилактики

Формирование

законопослушного

поведения.

Протоколы Совета

профилактики

V. Прогнозируемый результат.

Реализация данной программы призвана способствовать формированию у школьников элементов правовой культуры, воспитанию

законопослушного поведения и гражданской ответственности, оптимизации познавательной деятельности, профилактике правонарушений и

преступлений среди несовершеннолетних.

Основными результатами и критериями эффективности профилактической работы с несовершеннолетними данной категории являются:

стремление обучающихся соответствовать тем нормам и правилам, которые согласно российским законам являются показателями

законопослушного поведения: свободы и интересы одного человека, не должны нарушать права и свободы другого человека;

успешная социализация несовершеннолетнего: занятость учебой и участие в организованной досуговой деятельности;

отсутствие антиобщественных, преступных деяний;

обладание системой знаний в области прав и законов, умение пользоваться своими знаниями;

проявление толерантности во всех сферах общественной жизни.

VI. Координация и контроль реализации методики.

Методика является долгосрочной и рассчитана на длительный промежуток времени, исполнителем является социально- педагогическая

служба школы, контроль за работой данной службы выполняет администрация школы, она же осуществляет организационное,

информационное и научно-методическое обеспечение методики, а также координирует взаимодействие образовательного учреждения с

заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников.

Исполнители программы несут ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий. Исполнители обязаны 2 раза в год

(январь, июнь) представлять аналитические данные по выполнению указанных мероприятий администрации школы.

По результатам реализации исполнители заслушиваются на совещаниях при директоре, педагогических советах.



В раздел образования