Напоминание

"Звукоподражательные слова в якутском языке на примере рассказов Далана"


Автор: Аржакова Ольга Романовна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ-Кытанахская СОШ им. В.С.Яковлева-Далана
Населённый пункт: с.Килянки Чурапчинский улус Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Звукоподражательные слова в якутском языке на примере рассказов Далана"
Дата публикации: 12.12.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Звукоподражательные слова в якутском языке

Аржакова Ольга Романовна, учитель родного языка

МБОУ_Кытанахская СОШ Чурапчинского района Республики Саха (Якутия)

Речь построена на звуках, состоит из них, но «жизнь» звуков человеческой речью не

ограничена. Их издают гром, ветер, листва, птицы, домашние животные, автомобили. Подобные

звуки в лингвистике называют природными, или неязыковыми. Люди умеют и любят копировать

многие природные звуки. Подражая пению птиц, охотники приманивают их к себе; актеры за

сценой могут «щелкать» соловьем, «ухать» филином для придания спектаклю правдоподобия. Но

гораздо чаще человек использует звуки природы для живописания своего рассказа. При этом он

неязыковые звучания заменяет на их языковые аналоги, так называемые звукоподражательные

слова. Звукоподражания - неизменяемые слова, которые своим звуковым составом воспроизводят

издаваемые человеком, животными, предметами звуки, а также разнообразные явления природы,

сопровождаемые звуками.

Почему же звукоподражательные слова в якутском и русском языках произносятся по-

разному, ведь предметы, животные, явления везде одинаковые? Я выдвинул гипотезу: каждый

язык по-своему осваивает звуки внешнего мира, в соответствии с особенностями его

фонетической системы, что обуславливает различия в звукоподражательных словах якутского и

русского языков.

Объектом

исследования

являются

звукоподражательные

слова

якутского

в

художественной

литературе.

Предметом исследования являются лексико-семантические и грамматические характеристики

звукоподражаний.

Большой энциклопедический словарь дает следующее определение:

Звукоподражание (ономатопея) - условное воспроизведение звуков природы (например,

криков птиц и других животных, восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.),

создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в

русском

языке

''мяу-мяу'',

''ха-ха'',

''тик-так'').

Отсюда

вытекает,

что

ономатопея

(греч. ὀνοματοποιΐα, в лат. транскрипции onomatopoeia — словотворчество, от onoma, род. падеж

onomatos — имя и poieo — делаю, творю) — слово, являющееся звукоподражанием, возникшим на

основе фонетического подражания неречевым звукам. Чаще всего ономатопоэтической является

лексика, прямо связанная с существами или предметами — источниками звука.

По своему звуковому оформлению они являются воспроизведением рефлективных восклицаний

людей, имитации криков животных и птиц, различных звуков, шумов явлений природы и т. д. По

внешнему виду некоторые звукоподражательные слова сближаются с междометиями, однако

отличаются от них тем, что не выражают ни чувств, ни волеизъявления.

В истории науки велось и ведется много споров о том, насколько первобытный язык обязан своим

происхождением принципу звукоподражания.

"По всей вероятности, звукоподражание играло известную роль в процессе формирования

языка. Но эта роль была очень ограниченной, и не она определила общую линию формирования

языка. Сфера действия звукоподражания была ограничена теми предметами и явлениями, которые

могли производить звуки. Звукоподражание, по-видимому, не было и не могло быть совершенно

точным. Необходимо было только то, что его могли узнавать в реальном контексте жизни те, к

кому оно было обращено" (Спиркин А.Л: 1957,30).

В

любом

современном

языке

существует

достаточно

большое

количество

слов

звукоподражательного характера. Однако сам принцип звукоподражания проявился, очевидно,

значительно позже, чем использование звуков, которые были унаследованы первобытными

людьми от их животного предка.

"Звуковой раздражитель по принципу ассоциации связывался в мозгу человека со

зрительным образом этого предмета. Подражание этому звуку порождалось способностью

сообщить другим членам коллектива об этом предмете. Образовывалась и закреплялась условная

связь между образом и мыслью о предмете, издававшем звук, со слуховым образом звука и с

кинетическими ощущениями речедвигательного аппарата" (Спиркин А.Л : 1957,32) Вероятно,

таким образом появилось звукоподражание.

Звучание, которое передавало один из признаков предмета, становилось основой наименования

всего предмета.

Подражательные звуки наиболее понятно и ощутимо выражают представление данного

предмета или действия. Так как в детской речи встречается немало слов, содержащих те или иные

звукоподражательные элементы, то можно сделать вывод о том, что признак звукоподражания

сыграл определенную роль и в происхождении языка.

Мир звуков, встречаемых нами в природе, очень богат и многообразен. Фонетическая же

структура любого языка значительно беднее. Язык старается передать звуки разными способами.

Все это приводит к тому, что звукоподражательные слова в отличие от интеллектуальных слов

имеют особую фонетику, которая не свойственна обычным словам языка. Природные звуки

весьма разнообразны: некоторые очень сложные, другие простые. Звукоподражательные слова

вследствие этого передают звуки природы неодинаково. Одни звуки передаются довольно точно,

другие — лишь приблизительно.

Звукоподражательными словами называются корневые и производные слова, выражающие

представления

о

различных

звуках.

Некоторые

из

них

действительно

являются

звукоподражаниями, напр. ханна эрэ чыычаах саҥата чиип диэн ааста "где-то пролетела птичка

с криком «чиип» (букв. 'чиип сказав миновала'). Но в большинстве случаев они не могут быть

названы звукоподражаниями в полном смысле слова. Сравни, например: лис — глухой стук

увесистого

предмета, лас

громкое

щёлканье,

треск, лос

громкий

стук

твёрдого

предмета, лүс — глухой звук падения тяжёлого предмета, лыс — лёгкий треск лопнувшего

стекла, лэс — шлёпающий звук лёгкого удара об упругий предмет.

Усложнение звука дополнительными призвуками выражается специальными морфологическими

наращениями или удвоением основы, напр. лис-лис — повторение звука, лис-лас — повторение

звука

с

вариацией, лиһир

то

же,

что лис,

но

усложненный

дополнительным

звуком, лиһигис — глухой дробный стук тяжелого предмета.

Образные слова

Образные слова — неизменяемые основы (корни), выражающие образные представления о

движении, признаках предметов, чувственные восприятия человека, например, сып — выражает

представление об очень быстром и легком движении; мал — представление о мягкой, пластичной

структуре вещества и о широкой форме предмета; дыр — представление о нервной дрожи.

Образные слова самостоятельно в предложении не выступают. Они вводятся в речь с помощью

глагола гын= 'делать' или послелога курдук 'подобный', 'похожий', напр. сып гын= 'быстро

шмыгнуть, исчезнуть', сып курдук 'лёгкий, стройный, способный к быстрому движению'. Первое

сочетание выступает в языке как аналитически построенная глагольная основа, второе

употребляется как определение при имени или при глаголе и потому приравнивается к

прилагательному или наречию.

Многие образные слова совпадают со звукоподражательными. Сравни приведенные выше

примеры и звукоподражательное слово сып 'свист от быстрого взмаха тонким прутиком'.

Образных словкорней немного, но от каждого из них образовалось болыпое количество

производных образных глаголов: сравни, например, мөл - представление о капельно-круглой или

округлой форме, мөлбөй= 'становиться, быть, казаться округлым, мягким и крупным, плавно

идти', мөлөй=

'иметь

выпуклый

широкий

лоб,

иметь

выпуклое

гладкое

удлинённое

лицо', мөлчөй= 'иметь чрезмерно выпуклый и широкий лоб при относительно коротком

лице', мөлөөрүй= 'медленно поворачивать удлинённое выпуклое лицо', мөлбөҥнөө= 'тихо и важно

прохаживаться', мөлбөрүй= 'постепенно сгущаться, течь крупными каплями (о густой жидкости,

слезах)', мөлбөһүй= 'слегка течь'.

Звукоподражательные и образные глаголы имеют свои системы видов. Все эти многочисленные

формы чрезвычайно широко распространены в современном литературном якутском языке.

Метод анкети

́

рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в

качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный

список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для

составления статистических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном

анкетировании)

представлений

о

состоянии общества, общественного

мнения,

состояния

политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или

событий.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень

массовости исследования. Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо

выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Виды анкетирования:

По числу респондентов

Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;

Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;

Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования,

состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении

в соответствии с правилами выборочной процедуры;

Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на

практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

Сплошное — опрос всех представителей выборки;

Выборочное — опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;

Заочное — анкетёр отсутствует

В своем исследовании мы провели сплошное заочное анкетирование среди учащихся МБОУ

«Кытанахская СОШ имени В.С.Яковлева-Далана». Участвовало: 62%.



В раздел образования