Автор: Нестерова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золушка"
Населённый пункт: город Холмск, Сахалинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактические игры как средство социализации детей раннего возраста
Дата публикации: 13.01.2024
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золушка» г.Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
Дидактические игры
как средство социализации детей раннего возраста
Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна
высшая квалификационная категория
Холмск
2022
Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их
своевременное умственное и речевое развитие.
Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной
заключается в том, что они обосновали теоретическое положение
советской/российской
педагогики
и
психологии
о
ведущей
роли
воспитания и обучения в развитии ребенка применительно к раннему
возрасту.
Множество
исследований
свидетельствует
о
непреходящей
ценности этого периода, важности качества раннего образования для
развития
личности,
становления
инициативности,
познавательной
активности, компетентности — основы успешности, готовности решать
жизненные задачи в современном быстро меняющемся мире. На
дошкольное образование возлагаются большие надежды, так как успех
«на выходе» во многом зависит от «правильного старта».
Человек формируется как личность и субъект деятельности в
процессе
социализации.
Под
социализацией
понимается
процесс
усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей,
принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и
заканчивается в глубокой старости человека.
Связь образования и социализации акцентируется в концепциях
устойчивого развития общества (Э.В. Гирусов, Г.В. Платонов, А.Д. Ур-
сул), непрерывного развития индивида (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев,
Д.И. Фельдштейн), непрерывного и многоуровневого образования (А.А.
Вербицкий, Б.С. Гершунский, Г.Г. Кравцов, Ю.Г. Татур).
Малоизученной областью в науке остается социализация детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
Данные науки и практики свидетельствуют о том, что в результате
повторяющихся игр с четко выделенным содержанием при условии
планомерного педагогического руководства все дети могут овладеть
предусмотренными программой сведениями и умениями, несмотря на
колебания в темпах индивидуального развития (довольно значительные
в раннем детстве).
Актуальность проблемы обусловили выбор темы (на слайде)
Цели и задачи вы можете видеть на слайде.
Практическая значимость
работы заключается в разработке
картотеки дидактических игр, которые можно использовать в работе с
детьми раннего возраста.
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями
как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация –
это процесс формирования и развития личности, происходящий под
воздействием воспитательной и обучающей деятельности.
Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то
же время независимо друг от друга. Различие между этими процессами
заключается в том, что воспитание, которое осуществляется в семье, в
детском саду, в школе, может прерываться, а вот социализация идет
непрерывно.
Игра – это особый вид предметной деятельности, в основе
которого лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих
отношений. Если ребенок двух лет и более не любит, не умеет играть,
это важный симптом, свидетельствующий о неблагополучии в развитии
малыша, о его болезненном состоянии или плохом контакте с
окружающим миром.
Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические
игры.
Дидактическая игра - это специфическая, полноценная и достаточно
содержательная для детей деятельность.
Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого
качества,
которые
не
могут
быть
сформированы
в
процессе
самостоятельной игры.
Работа проводилась с воспитанниками 1-й младшей группы
«Ладушки» МБДОУ «Золушка» с сентября 2012 по май 2013 год.
Так как к двум-трем годам у детей складывается условное
предметное действие, посредством которого ребенок развертывает
самостоятельную игру, игра является основным средством социализации
детей младшего возраста.
При
поступлении
в
детский сад
в адаптационный
период
неоценимое значение имеют совместные игры, игры-забавы: «Найди
игрушку», «Назови соседа», «Иди ко мне», «Пришел Петрушка»,
«Поезд», «Хоровод с куклой». Эти игры способствуют формированию
психических качеств. В первом полугодии особое внимание уделяем
формированию понимания речи взрослого. В этот период малыш
пополняет словарь названиями окружающих предметов и действий с
ними, овладевая смысловой стороной речи. Особую роль играет
чувственный опыт, получаемый при непосредственном контакте с
предметами быта, игрушками, в совместных действиях со взрослыми и
т.п. Цель игр «Принеси игрушку», «Найди и принеси», «Поручения»:
продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные
поручения.
В своей работе стараемся подбирать игры с учетом необходимой
последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому
ребенку к более сложным.
Дети любят игры с куклами. Мы знакомит малышей с куклой,
называет ее по имени, вместе с детьми рассматривает одежду, обувь,
приглашаем куклу в гости, показываем кукольный уголок, рассказываем
о себе. В процессе дети учатся общаться между собой, приобретают
навыки игры с куклой. Такие игры используются для закрепления,
уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи.
Изучив названия строительного материала, переходим к сооружению
небольших
построек,
включив
в
игру
дидактические
игрушки
«Построим для курочки башню» и т.д.
В группе оборудован сенсорный уголок. Родители изготовили
сенсорный коврик, с помощью которого дети учатся управляться с
разнообразными застежками. Сенсорное развитие – это удивительный
источник
обогащения
детского
словаря,
развития
интереса
к
разнообразию
мира,
совершенствованию
мышления
и
других
психических процессов. В дидактической игре «Чудесный мешочек»
для того чтобы научить детей различать величину, в одной игре
используем большие и маленькие шарики, в другой – большие и
маленькие матрешки или кубики и т.п.
Для
закрепления
и
уточнения
пространственной
ориентировки
используем игры:
«Найди игрушку»; «Нахождение предмета по
слову»; «Найди такую же». Игровое действие в данном случае – найти
игрушку или предмет. Малыши приучаются слышать слово и соотносить
его с конкретной игрушкой, предметом, действием.
Дидактические
игры
природоведческого
содержания
создают
благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о
природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких
животных, о различных растениях. Дети полнее осознают характерные
особенности времен года и изменения, которые происходят в природе.
При ознакомлении детей с окружающими предметами мы побуждаем их
к активному восприятию и организует практические действия с ними,
т.е. осуществляет зрительно-моторное обследование предметов и дает им
название, для этого используем игры:
«Кто как кричит?»,
«Чей
детеныш» и т.д.
Игры типа: «Кто что услышит?», «Кто внимательный?» и т.п.
помогают развить у детей слуховое внимание, остроту слуха, пополнить
активный словарь, развить фразовую речь, развивают, умение правильно
воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса,
которым ее произносят.
Серия игр, таких как: «Угадай, что делать?», «Солнце или
дождик?»
развивают
умение
переключать
слуховое
внимание,
координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием
бубна.
Опыт работы показывает, что малыши овладевают новыми умениями
и навыками, если этот процесс вызывает у них положительное
отношение, чувства радости, удовольствия.
В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет.
Показатели правильно организованной игры детей:
настроение,
разнообразное использование основных навыков,
положительных взаимоотношений,
частые обращения ребенка к взрослому по поводу игры,
достаточное
количество
речевых
реакций,
сопровождающих
самостоятельную деятельность ребенка.
Список использованной литературы
1.
Белкина
В.Н.,
Васильева
Н.Н.,
Елкина
Н.В.
и
др.
Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. -
Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.
2.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
3.
Болотная Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольное
педагогика: учебное пособие. - М., 1997.
4.
Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от
одного до трех лет. - М., 2005.
5.
Галигузова
Л,Н.,
Мещерякова
С.Ю.
Педагогика
детей
раннего возраста. - М.: Владос, 2007.
6.
Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М.
Лямина, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
7.
Дидактические
игры
и
упражнения
по
сенсорному
воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение,
2005. - 424 с.
8.
Дошкольная педагогика: в 2-х ч. / Под ред. В.И.Логиновой,
И.Г.Саморуковой. - М., 1986.
9.
Клименов Л.Н. Мониторинг нервно-психического развития
детей раннего возраста: Пособие для студентов, интернов и клин.
ординаторов / Л.Н. Клименов, В.В. Гордеев; Алт. гос. мед. ун-т. -
Барнаул, 2005 (РА «Параграф»). - 56 с.
10.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.:
Академия, 2006. - 434 с.
11.
Кроха. Программа воспитания, обучения и развития детей до
трех лет в условиях семьи. Г.Г.Григорьева, Д.В.Сергеев, Н.П.Кочетова и
др. - М., 2005.
12.
Макарова,
Н.В.
Организация
психолого-педагогической
помощи
детям
раннего
возраста
в
условиях
дошкольных
образовательных учреждений. - Ростов н/Д, 2004.
13.
Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для
воспитателя детского сада. - СПб.: Акцент, 1996. - 128 с.
14.
Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. -
СПб.: Речь, 2002. - 192 с.
15.
Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика,
2005. - 276 с.
16.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.
- М.: Тривола, 2006. - 203 с.
17.
Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от
рождения до трех лет: Пособие для воспитателей, родителей. - М.:
Мозаика-Синтез, 2003.
18.
Петровский А.В., Кларина Л.М., Смывина Л.А. и др.
Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.
19.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.
М.А.Васильевой. - М., 2007.
20.
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова
С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. -
М.: МГППУ, 2003. - 128 с.
21.
Усова А.П. Обучение в детском саду. - М., 1994.