Напоминание

Дидактические игры как средство социализации детей раннего возраста


Автор: Нестерова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золушка"
Населённый пункт: город Холмск, Сахалинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактические игры как средство социализации детей раннего возраста
Дата публикации: 13.01.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золушка» г.Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

Дидактические игры

как средство социализации детей раннего возраста

Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна

высшая квалификационная категория

Холмск

2022

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их

своевременное умственное и речевое развитие.

Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной

заключается в том, что они обосновали теоретическое положение

советской/российской

педагогики

и

психологии

о

ведущей

роли

воспитания и обучения в развитии ребенка применительно к раннему

возрасту.

Множество

исследований

свидетельствует

о

непреходящей

ценности этого периода, важности качества раннего образования для

развития

личности,

становления

инициативности,

познавательной

активности, компетентности — основы успешности, готовности решать

жизненные задачи в современном быстро меняющемся мире. На

дошкольное образование возлагаются большие надежды, так как успех

«на выходе» во многом зависит от «правильного старта».

Человек формируется как личность и субъект деятельности в

процессе

социализации.

Под

социализацией

понимается

процесс

усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей,

принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и

заканчивается в глубокой старости человека.

Связь образования и социализации акцентируется в концепциях

устойчивого развития общества (Э.В. Гирусов, Г.В. Платонов, А.Д. Ур-

сул), непрерывного развития индивида (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев,

Д.И. Фельдштейн), непрерывного и многоуровневого образования (А.А.

Вербицкий, Б.С. Гершунский, Г.Г. Кравцов, Ю.Г. Татур).

Малоизученной областью в науке остается социализация детей

дошкольного и младшего школьного возраста.

Данные науки и практики свидетельствуют о том, что в результате

повторяющихся игр с четко выделенным содержанием при условии

планомерного педагогического руководства все дети могут овладеть

предусмотренными программой сведениями и умениями, несмотря на

колебания в темпах индивидуального развития (довольно значительные

в раннем детстве).

Актуальность проблемы обусловили выбор темы (на слайде)

Цели и задачи вы можете видеть на слайде.

Практическая значимость

работы заключается в разработке

картотеки дидактических игр, которые можно использовать в работе с

детьми раннего возраста.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями

как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация –

это процесс формирования и развития личности, происходящий под

воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то

же время независимо друг от друга. Различие между этими процессами

заключается в том, что воспитание, которое осуществляется в семье, в

детском саду, в школе, может прерываться, а вот социализация идет

непрерывно.

Игра – это особый вид предметной деятельности, в основе

которого лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих

отношений. Если ребенок двух лет и более не любит, не умеет играть,

это важный симптом, свидетельствующий о неблагополучии в развитии

малыша, о его болезненном состоянии или плохом контакте с

окружающим миром.

Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические

игры.

Дидактическая игра - это специфическая, полноценная и достаточно

содержательная для детей деятельность.

Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого

качества,

которые

не

могут

быть

сформированы

в

процессе

самостоятельной игры.

Работа проводилась с воспитанниками 1-й младшей группы

«Ладушки» МБДОУ «Золушка» с сентября 2012 по май 2013 год.

Так как к двум-трем годам у детей складывается условное

предметное действие, посредством которого ребенок развертывает

самостоятельную игру, игра является основным средством социализации

детей младшего возраста.

При

поступлении

в

детский сад

в адаптационный

период

неоценимое значение имеют совместные игры, игры-забавы: «Найди

игрушку», «Назови соседа», «Иди ко мне», «Пришел Петрушка»,

«Поезд», «Хоровод с куклой». Эти игры способствуют формированию

психических качеств. В первом полугодии особое внимание уделяем

формированию понимания речи взрослого. В этот период малыш

пополняет словарь названиями окружающих предметов и действий с

ними, овладевая смысловой стороной речи. Особую роль играет

чувственный опыт, получаемый при непосредственном контакте с

предметами быта, игрушками, в совместных действиях со взрослыми и

т.п. Цель игр «Принеси игрушку», «Найди и принеси», «Поручения»:

продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные

поручения.

В своей работе стараемся подбирать игры с учетом необходимой

последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому

ребенку к более сложным.

Дети любят игры с куклами. Мы знакомит малышей с куклой,

называет ее по имени, вместе с детьми рассматривает одежду, обувь,

приглашаем куклу в гости, показываем кукольный уголок, рассказываем

о себе. В процессе дети учатся общаться между собой, приобретают

навыки игры с куклой. Такие игры используются для закрепления,

уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи.

Изучив названия строительного материала, переходим к сооружению

небольших

построек,

включив

в

игру

дидактические

игрушки

«Построим для курочки башню» и т.д.

В группе оборудован сенсорный уголок. Родители изготовили

сенсорный коврик, с помощью которого дети учатся управляться с

разнообразными застежками. Сенсорное развитие – это удивительный

источник

обогащения

детского

словаря,

развития

интереса

к

разнообразию

мира,

совершенствованию

мышления

и

других

психических процессов. В дидактической игре «Чудесный мешочек»

для того чтобы научить детей различать величину, в одной игре

используем большие и маленькие шарики, в другой – большие и

маленькие матрешки или кубики и т.п.

Для

закрепления

и

уточнения

пространственной

ориентировки

используем игры:

«Найди игрушку»; «Нахождение предмета по

слову»; «Найди такую же». Игровое действие в данном случае – найти

игрушку или предмет. Малыши приучаются слышать слово и соотносить

его с конкретной игрушкой, предметом, действием.

Дидактические

игры

природоведческого

содержания

создают

благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о

природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких

животных, о различных растениях. Дети полнее осознают характерные

особенности времен года и изменения, которые происходят в природе.

При ознакомлении детей с окружающими предметами мы побуждаем их

к активному восприятию и организует практические действия с ними,

т.е. осуществляет зрительно-моторное обследование предметов и дает им

название, для этого используем игры:

«Кто как кричит?»,

«Чей

детеныш» и т.д.

Игры типа: «Кто что услышит?», «Кто внимательный?» и т.п.

помогают развить у детей слуховое внимание, остроту слуха, пополнить

активный словарь, развить фразовую речь, развивают, умение правильно

воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса,

которым ее произносят.

Серия игр, таких как: «Угадай, что делать?», «Солнце или

дождик?»

развивают

умение

переключать

слуховое

внимание,

координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием

бубна.

Опыт работы показывает, что малыши овладевают новыми умениями

и навыками, если этот процесс вызывает у них положительное

отношение, чувства радости, удовольствия.

В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет.

Показатели правильно организованной игры детей:

настроение,

разнообразное использование основных навыков,

положительных взаимоотношений,

частые обращения ребенка к взрослому по поводу игры,

достаточное

количество

речевых

реакций,

сопровождающих

самостоятельную деятельность ребенка.

Список использованной литературы

1.

Белкина

В.Н.,

Васильева

Н.Н.,

Елкина

Н.В.

и

др.

Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. -

Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.

2.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском

возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

3.

Болотная Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольное

педагогика: учебное пособие. - М., 1997.

4.

Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от

одного до трех лет. - М., 2005.

5.

Галигузова

Л,Н.,

Мещерякова

С.Ю.

Педагогика

детей

раннего возраста. - М.: Владос, 2007.

6.

Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М.

Лямина, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

7.

Дидактические

игры

и

упражнения

по

сенсорному

воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение,

2005. - 424 с.

8.

Дошкольная педагогика: в 2-х ч. / Под ред. В.И.Логиновой,

И.Г.Саморуковой. - М., 1986.

9.

Клименов Л.Н. Мониторинг нервно-психического развития

детей раннего возраста: Пособие для студентов, интернов и клин.

ординаторов / Л.Н. Клименов, В.В. Гордеев; Алт. гос. мед. ун-т. -

Барнаул, 2005 (РА «Параграф»). - 56 с.

10.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.:

Академия, 2006. - 434 с.

11.

Кроха. Программа воспитания, обучения и развития детей до

трех лет в условиях семьи. Г.Г.Григорьева, Д.В.Сергеев, Н.П.Кочетова и

др. - М., 2005.

12.

Макарова,

Н.В.

Организация

психолого-педагогической

помощи

детям

раннего

возраста

в

условиях

дошкольных

образовательных учреждений. - Ростов н/Д, 2004.

13.

Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для

воспитателя детского сада. - СПб.: Акцент, 1996. - 128 с.

14.

Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. -

СПб.: Речь, 2002. - 192 с.

15.

Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика,

2005. - 276 с.

16.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.

- М.: Тривола, 2006. - 203 с.

17.

Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от

рождения до трех лет: Пособие для воспитателей, родителей. - М.:

Мозаика-Синтез, 2003.

18.

Петровский А.В., Кларина Л.М., Смывина Л.А. и др.

Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.

19.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.

М.А.Васильевой. - М., 2007.

20.

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова

С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. -

М.: МГППУ, 2003. - 128 с.

21.

Усова А.П. Обучение в детском саду. - М., 1994.



В раздел образования