Автор: Малько Елена Александровна
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: ГБОУ СПО ЛНР "Алчевский металлургический колледж"
Населённый пункт: г. о. Алчевск, г. Алчевск, Луганская Народная Республика
Наименование материала: методическая разработка воспитательного мероприятия
Тема: "Химия вокруг нас"
Дата публикации: 13.01.2025
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
«Химия»
на тему
«ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»
для студентов
основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования по профессии
22.01.11 Оператор металлургического производства
(срок обучения 1 год 10 месяцев)
Алчевск 2024
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Химия
вокруг
нас»
предназначена
для
проведения
внеклассного
мероприятия
тематической
направленности
(химия)
в
учреждении
среднего
профессионального образования.
Организация-разработчик:
ГБОУ
СПО
ЛНР
«Алчевский
металлургический колледж»
Разработчик: преподаватель химии Малько Е.А.
Рассмотрена, утверждена и рекомендована к применению в учебном
процессе на заседании цикловой комиссии дисциплин общеобразовательного
цикла ГБОУ СПО ЛНР «Алчевский металлургический колледж».
Протокол № ______ от «______» ________________ 2024 г.
Председатель ЦК _______________ О. С. Кайдановская
Пояснительная записка
Тематическое направление:
Внеклассное мероприятие по химии под темой «Химия вокруг нас»
представляет собой увлекательную викторину, в которой участники смогут не
только продемонстрировать свои знания, но и узнать множество интересных
фактов о химических процессах, происходящих в нашей повседневной жизни.
Мероприятие - не только способ проверить знания, но и платформа для
обмена идеями и вдохновения в изучении химии как науки, окружающей нас на
каждом шагу.
Актуальность:
Современный мир невозможно представить без химии: она пронизывает
все сферы нашей жизни — от продуктов питания и косметики до технологий и
медицины. В свете актуальных экологических проблем важным становится
понимание химических процессов, которые влияют на здоровье человека и
экологию. Проведение данного мероприятия позволит учащимся не только
углубить знания по химии, но и сформировать осознанное отношение к
использованию химических веществ в повседневной жизни. Это поможет
развить критическое мышление, устойчивость к псевдонаучным мифам и
повысить уровень экологической грамотности. Участие в этом мероприятии
способствует развитию интереса к изучению науки и пониманию важности
химии как неотъемлемой части нашего мира.
Целевая аудитория: студенты I курса колледжа (15-17 лет)
Цели:
Повысить интерес студентов к химии
Расширить знания студентов, развить их кругозор
Развить логические и аналитические способы мышления.
Задачи:
Образовательная:
обобщить и систематизировать знания студентов о химии.
-
установление
взаимосвязи
между
естественнонаучными
и
химическими понятиями;
- объяснить влияние химических открытий на развитие общества;
- умение работать с информационными источниками, имея правильную
установку на поиск достоверной информации, соответствующей заданной теме.
Развивающая:
- развивать умения выстраивать цепь логических суждений; умения
обобщать и делать выводы.
- развивать творческое мышление студентов, активизировать процесс
познавательной деятельности, направленный на изучение природы и общества;
- формирование целостной картины представлений об окружающем
мире и месте науки в жизни общества;
- помочь в преодолении инертности и шаблонности мышления,
расширить кругозор;
- развивать способности к публичному представлению полученных
данных, ораторского искусства, чёткости и правильности речи.
Воспитательная:
-воспитывать
коммуникативные
способности,
ответственность
за
выполненную работу, самокритичность, умение выступать перед аудиторией.
- умение работать в малых группах, координировать деятельность
участников малой группы и взаимодействовать с ними для достижения
поставленной цели;
Участники: две команды – из студентов І курса группы № 106 (по 6 – 7
человек)
Жюри: 3 человека из преподавательского состава колледжа
Вступление
Дорогие студенты, уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы погрузиться в
удивительный мир химии, которую мы встречаем каждый день в нашем
окружении. Химия — это не просто наука о веществе; это ключ к пониманию
процессов, которые определяют наш быт, здоровье и окружающую среду. Она
пронизывает все аспекты нашей жизни и, возможно, даже незаметно влияет на
наши привычки и выбор.
Вы когда-нибудь задумывались, как простая чашка чая способна
поднять ваше настроение? Или как химические реакции в наших организмах
обеспечивают жизнедеятельность? В рамках нашего мероприятия «Химия
вокруг нас» мы постараемся ответить на эти и многие другие вопросы,
исследуя повседневные химические явления и их значение.
Мы подготовили для вас увлекательные вопросы, интересные и
интерактивные задания, которые помогут раскрыть тайны химического мира.
Надеюсь, что наше время в этом увлекательном путешествии станет не только
познавательным, но и вдохновляющим. Давайте вместе откроем для себя
волшебство химии, которая окружает нас каждый день.
Представление команд и жюри. На экране – эпиграф.
– Эпиграфом сегодняшней встречи будут слова М.В. Ломоносова: «…
Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни
посмотри, куда ни оглянемся – везде обращаются перед очами нашими
успехи её прилежания…»
1. Кто первый?
Правила 1 гейма: задается вопрос, кто первый из любой команды
поднимает руку, тот и отвечает. В случае неправильного ответа это право
переходит другой команде. Правильный ответ – 1 балл.
1.
Самое легкое вещество
(водород)
2.
Болотный газ
(метан)
3.
Ионы какого металла обеззараживают
(серебро)
4.
Помещение
для
химического
эксперимента
(лаборатория
)
5.
Жидкий металл при обычных условиях
(ртуть)
6.
Основной компонент воздуха
(азот)
7.
Самый твердый неметалл
(алмаз)
8.
Воздушная оболочка Земли
(атмосфера)
9
Витамин для лечения цинги
(витамин С)
10
Стимулирующее вещество, содержащееся
в чае и кофе
(кофеин)
11
Разрушение
металлов
под
действием
окружающей среды
(коррозия)
12
Чем гасят соду
уксусом
13
Простейший
стеклянный
химический
сосуд
пробирка
14
В каком году родился Д.И. Менделеев?
(В 1834 г.)
15
Карбонат кальция в школе
(мел)
16
При Петре I вручалась медаль за пьянство.
Её надевали на шею и снимали, когда
человек
бросал
пить.
Из
чего
она
делалась?
(чугуна)
17
Серебристо-белый легкий металл, главный
материал для авиационной техники
(алюминий)
18
Какой элемент состоит из двух животных?
(мышьяк)
19
Мягкий металл красного цвета
(медь)
20
Оксид водорода
(вода)
21
Газ поддерживающий дыхание
(кислород)
22
Вода в твердом состоянии
(лед)
23
Газ, образующийся во время грозы
(озон)
24
Самый
распространенный
элемент
во
Вселенной
(водород)
25
Изобретатель динамита
(Нобель)
26
Элемент, укрепляющий зубную эмаль
(кальций)
27
Кислота, содержащаяся в желудочном соке
(соляная)
28
«Черное золото»
(нефть)
29
Газ с запахом тухлых яиц
(сероводород)
30
Родина фарфора
(Китай)
31
От какого дождя гибнут растения
(кислотного)
32
Сколько было лет Д.И. Менделееву, когда
он открыл периодический закон?
(35 лет.)
33
Галоген,
который
использовали,
как
боевое отравляющее вещество
(хлор)
34
Этот оксид без цвета и запаха образуется
при дыхании и сгорании топлива.
(углекислый
газ СО
2
)
35
Какой
элемент
«вращается»
вокруг
Солнца?
(Уран)
36
Вещество, поддерживающее горение и
дыхание
(кислород)
37
Процесс
с
участием
кислорода,
сопровождающийся с выделением света и
тепла.
(горение)
2. Дешифратор
В этой головоломке зашифрована цитата. Разгадать ее вам поможет
периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Каждая цифра
обозначает первую букву элемента, который находится под этим номером.
Задание выполняется на скорость и правильность. Оценивается конкурс до 5
баллов.
56
2
76
3
105
77
28
19
13
76
105
60
50
49
79
51
13
33
Ы
17
61
76
104
7
79
77
65
63
71
Ь
60
Ы
24
66
76
51
69
77
26
63
102
49
53
81
76
23
86
63
101
63
102
10
50
53
108
77
12
49
77
Ответ: Блондинка – одно из самых поразительных достижений
современной химии.
3. Формула всего
На экране появляются картинки со знаком сложения между ними.
Команда должна понять идеи двух картинок и дать ассоциативный
результат их сложения. Команды играют по очереди. Правильный ответ – 1
балл.
1. Fe + C = сталь
2. Гроза + O
2
= O
3
3. Ca +C + O
2
= мел
4. Ягоды + сахар + тепло = варенье
Жюри подводит итог за три конкурса и объявляет результат
Химия окружает нас повсюду. В современном мире без продуктов
химического синтеза жизнь практически стала невозможной. Также химия
«запустила свои руки» во все изучаемые учебные предметы. Несмотря на
сложность предмета, каждый из вас, даже не имевший отношения к этой науке
уже обладает рядом знаний по химии. Давайте их сегодня и проверим.
Правильный ответ – 1 балл.
4. Химия в истории
1. Издревле женщины (а в некоторых цивилизациях даже мужчины)
пользовались косметикой. На Руси – это чаще всего были соки ягод, отвары
трав. К примеру, русские девушки подкрашивали волосы отваром кожицы лука,
румянили щеки свеклой. А что использовали они для чернения бровей и
беления кожи лица?
Ответ: сажа/уголь и мел/известь
2. В истории человечества рассматривается несколько периодов,
связанных с металлами. Самый ранний из них период (4—3 тыс. до н. э.) носит
научное название энеолит. Преобладают каменные орудия труда, но уже начали
появляться металлические. О каком металле и, соответственно, веке идет речь?
Ответ: медь, медный век
3. Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие
специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина
первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись
химики. Они установили: русская броня содержит большой процент этого
металла, что делает ее сверхпрочной. Недостаток его в стали привел к тому, что
к 1944г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую
броню повышенной толщины, и “тигры”, и “пантеры”, и “фердинанды”, одетые
в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок”. О каком
металле идет речь?
Ответ: никель
4. Человек использовал химические процессы, в результате которых
образуются новые вещества, еще в доисторическую эпоху. Можно сказать, что
человек выделился из животного мира тогда, когда провел первую химическую
реакцию. Что это была за реакция?
Ответ: горение
5. Химия в биологии
1. Это «заболевание» связано с металлом, относящимся к группе
благородных металлов. Считается, что им болели люди, населявшие в большей
степени североамериканский материк. Этим заболеванием болели люди на всех
континентах, даже в Евразии - в Сибири. Но самая массовая вспышка этого
заболевания произошла в Бразилии в период с 1690 по 1923 год.
Ответ: золотая лихорадка
2. В своё время шахтёры, которые, спускаясь под землю, брали с собой
клетку с канарейкой. Если пения давно не было слышно, значит, следовало
подниматься наверх как можно быстрее. Объясните их поведение
Ответ: метан
3. В IV веке до нашей эры войска Александра Македонского вторглись в
Индию. На берегах реки Инд в войсках разразилась эпидемия желудочно-
кишечных заболеваний, которая, как ни странно, не затронула ни одного
военачальника.
Лечебные
свойства
какого
химического
элемента
были
открыты?
Ответ: серебро
4. В крови человека находится железо, которое входит в состав
гемоглобина и, окисляясь на воздухе, дает алую окраску крови. У ракообразных
и моллюсков кровь при насыщении кислородом становится голубого цвета.
Какой металл находится в крови ракообразных?
Ответ: медь
6. Химия в литературе
1. Имена великих поэтов: Анна Ахматова, Иван Бунин, Борис
Пастернак, Николай Заболоцкий, Сергей Есенин, Владимир Маяковский и др., -
абсолютно непохожих друг на друга объединяет химия металлов. Какой металл
является общим для всех перечисленных великих личностей?
Ответ: серебро
2. Век девятнадцатый …,
Воистину жестокий век,
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек.
О каком металле идет речь?
Ответ: железо
3. Антуан Де Сент – Экзюпери в сборнике очерков «Планета людей»
писал об этом веществе: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не
опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто
необходима для жизни, ты и есть жизнь.»
Ответ: вода
4. "И дале мы пошли - и страх обнял меня..."
Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яицо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
О каком соединении серы идет речь?
Ответ: сереводород
Жюри подводит итог за три конкурса и объявляет результат
7. Угадай-ка!
Вопросы этого раунда приносят командам от 1 до 5 баллов в
зависимости от количества использованных подсказок. Ответ после первой
подсказки оценивается в 5 баллов, после второй – в 4 балла и т. д.
1.
В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2 г – в
крови.
2.
По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду,
кремнию и алюминию.
3.
Первоначально источником соответствующего этому элементу простого
вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его
почти в чистом виде.
4.
Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за
несколько тысячелетий до н. э.
5.
В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории.
Ответ: железо
1.
Упадок и распад Римской империи ( по мнению некоторых ученых) были
обусловлены отравлением этим веществом.
2.
Раньше его добавляли в плохое вино для улучшения вкуса.
3.
В Древнем Риме его широко использовали для изготовления кухонной
утвари, водопроводных труб, монет, гирь.
4.
В настоящее время он применяется для предохранения от коррозии
телеграфных
и
электрических
подземных
проводов,
изготовления
аккумуляторов. Его соли используют в производстве красок.
5.
Оловянный припой представляет собой сплав олова с этим металлом.
Ответ: свинец
1.
Это очень ковкий металл.
2.
Это один из первых металлов, известных человеку.
3.
С незапамятных времен притягивала человеческий взор редкая красота
этого металла.
4.
Самые агрессивные кислоты не способны растворить его.
5.
Его называют царем металлов.
Ответ: золото
1.
В 1890 г. оно явилось причиной гибели экипажа океанского парусника
«Мальборо». Корабль не получил никаких повреждений, но, потеряв
управление, блуждал в океане.
2.
Оно вызывает массовые самоубийства китов.
3.
Оно входит в состав вулканических газов.
4.
Оно образуется при неполном сгорании углерода.
5.
при
отравлении
им
наступает
кислородное
голодание
тканей,
в
особенности клеток центральной нервной системы.
Ответ: угарный газ
8. Классика жанра
На слайде отражены в картинках известные пословицы, поговорки
имеющие то или иное отношение к химии. Угадайте, что же зашифровано в
этих картинках.
1. Молчание – золото.
2. Меньше народа, больше кислорода.
3. Толочь воду в ступе.
4. Нет дыма без огня.
Жюри подводит итог за два конкурса и объявляет результат.
9. Гонка за лидером
Этот
гейм
дает
возможность
догнать
лидера.
Играть
начинает
проигрывающая команда. Задается вопрос, кто первый из любой команды
поднимает руку, тот и отвечает. В случае неправильного ответа это право
переходит другой команде. Правильный ответ – 1 балл.
1. Их занятия включали в себя мистику, веру в чудеса. Они стремились
превратить металл в золото. Кем были эти люди?
Ответ: алхимиками
2. В
человеческом
организме
разные
химические
элементы
накапливаются в разных частях: олово – в языке, калий и медь – в сердце, цинк
– в зубах. Где накапливается мышьяк?
Ответ: в волосах
3. В этой стеклянной посуде смешивают малые количества вещества и
проводят химические реакции. Назовите эту посуду.
Ответ: пробирка
4. Это средство было изобретено как дорогое упаковочное, например,
для ценных подарков, цветов, ювелирных изделий. В наши дни, сохранив свои
функции, это стало чуть ли не главным мусором планеты. Назовите это
упаковочное средство.
Ответ: целлофан
5. Назовите вещество, которое при определённой концентрации может и
спасти человека в случае сердечного приступа, и мгновенно уничтожить
множество людей и сооружения при взрыве.
Ответ: нитроглицерин
6. Во
время
ритуальных
обрядов
жрецы
в
Древнем
Египте,
поклоняющиеся богу Амон Ра, вдыхали в себя пары летучей соли – белого
кристаллического вещества, которое позднее в Европе стали использовать для
того, чтобы вывести человека из состояния обморока. Назовите это вещество.
Ответ: нашатырный спирт
7. Назовите вещество, получающееся при смешивании какао и ванилина.
Ответ: шоколад
8. Эта смесь состоит из 200 вредных веществ, среди которых угарный
газ, сажа, муравьиная кислота, метанол, бензол, фенол, мышьяк, аммиак,
сероводород, цианистый водород, ацетилен, формальдегид, радиоактивные
элементы и другие вещества. Назовите эту смесь.
Ответ: табачный дым
9. Два неорганических вещества являются самыми распространёнными
на нашей планете. Назовите эти два вещества.
Ответ: вода и песок
10. Это вещество в середине XX века было "веществом неисчерпаемых
возможностей": оно служило единицей ценности и играло роль денег.
Назовите его.
Ответ: поваренная соль
11. Назовите газ, который применяли в качестве химического оружия во
время I Мировой войны.
Ответ: хлор
13. Для удаления пятна от растительного масла лучше использовать
Ответ: бензин
14. Из какого вещества можно приготовить нежную косметику и
динамит
Ответ: глицерин
15. Какую часть автомобиля можно сделать из ацетилена
Ответ: шина
Жюри подводит итог за последний конкурс и объявляет результат
всей игры
Заключительное слово преподавателя:
Сегодня мы с вами убедились, что прекрасная наука химия – это не
только формулы и уравнения, не просто работа с колбами и пробирками, это
настоящее искусство, где каждая формула может рассказать свою историю.
В химии есть место также и творчеству, поэзии, искусству. Это не
исключает серьезности науки, а лишь подчеркивает её многогранность.
Каждый новый эксперимент для нас открывает новые горизонты,
погружая в мир удивительных реакций и ярких цветов.
Поэтому открывайте для себя химию заново и не забывайте - именно в
этой дисциплине кроется чудо, объединяющее знания и художественное
вдохновение.