Автор: Попова Ксения Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 7 "Чебурашка"
Населённый пункт: г. Мирный
Наименование материала: статья
Тема: Наглядные пособия как средство развития познавательной деятельности дошкольников
Дата публикации: 13.03.2025
Раздел: дошкольное образование
К.А. Попова
воспитатель
МКДОУ №7, г. Мирный
Развитие познавательной активности у дошкольников с помощью
наглядных методов обучения
Правильная организация педагогического процесса - одно из условий
успешного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Выполнение задач по совершенствованию воспитания и обучения детей в
детском саду не может проходить успешно без оснащения дошкольных
учреждений
современными
учебными
пособиями
и
игрушками,
без
целенаправленного и систематического их использования в педагогическом
процессе.
Ребенку дошкольного возраста присущи конкретность, образность,
наглядность мышления, поэтому процесс его воспитания и обучения требует от
педагога умелого применения разнообразных пособий и игрушек, от этого во
многом зависит и успех реализации Программы детского сада.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное,
наглядно-образное
мышление.
Неслучайно
Я.А.
Каменский,
основатель
принципа наглядности обучения, назвал его «золотым правилом». К.Д.
Ушинский, раскрывая преимущества наглядного обучения, отмечал, что
ребенок «...мыслит формами, красками, звуками».
При подготовке к занятию воспитатели заботятся о том, чтобы не только
рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный
анализатор мощнее слухового. Нужно научиться рационально использовать
этот фактор.
Для
объяснения
нового
материала
воспитатели
используют
демонстрационные наглядные пособия, которые позволяют организовать
коллективную
деятельность
детей
и
дают
возможность
наблюдать
за
эффективностью восприятия учебного материала по реакции детей (взгляд,
мимика, желание подключиться к работе и др.) и своевременно корректировать
свои действия. "Каждая высшая психическая функция ребенка появляется на
сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как
внутренний способ мышления ребенка" Л.С. Выготский. Для стимулирования
второго
необходимы
индивидуальные
наглядные
пособия.
Желательно
использовать не только готовый раздаточный материал, но и самодельные
пособия, дидактические игрушки-самоделки. В процессе их изготовления дети
имеют возможность проследить путь развития знания и сформировать понятие
как итог этого пути.
Знакомя
детей
с
природой,
педагог
использует
разнообразный иллюстративно-наглядный материал, он помогает закреплять и
уточнять
представления
детей,
полученные
в
ходе
непосредственного
восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об
объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной
местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или
домашних животных других климатических зон можно только на картине).
Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о
длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие
растений
и
животных,
сезонные
явления
природы).
С
помощью
иллюстративно-наглядного
материала
удается
успешно
обобщать
и
систематизировать
знания
детей.
Особую
роль
здесь
следует
отвести
демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить
знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и
отношения.
Современные
компьютерные
технологии
предоставляют
огромные
возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил:
«Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и
картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-
познавательная.
Наглядность
материала
повышает
его
усвоение,
т.к.
задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический,
слуховой
и
эмоциональный.
Разумное
использование
в
воспитательно-
образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в
развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На
занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые
дают
возможность
оптимизировать
педагогический
процесс,
индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного
развития,
и
значительно
повысить
эффективность
педагогической
деятельности.
Разнообразие пособий и их многофункциональность создают условия для
усвоения учебного материала детьми с разными типами интеллекта.
Зрительное
и
тактильное
восприятие
обеспечивает
активизацию
мыслительной деятельности дошкольников и ее эффективность на этапе
первоначального предъявления информации за счет обеспечения цветовой
яркости и графической точности в отражении учебного материала; содействует
формированию
системной
умственной
деятельности
детей
благодаря
способности правого полушария к охвату информации. Положительные эмоции
являются спутниками успешного обучения.
Комплексное использование наглядных средств обучения обеспечивает
комплексное
интеллектуальное
развитие
детей,
благотворно
влияя
на
психическое и физическое здоровье детей. Не случайно Л.С. Выготский назвал
наглядные пособия "психологическим орудием педагога".
Учебное оборудование используется на различных этапах обучения: при
объяснении нового материала, при закреплении его детьми, во время
повторения изучаемого материала и при проверке воспитателем знаний детей.
Наглядный
материал,
применяемый
в
дошкольных
учреждениях,
подбирается с учетом возрастных особенностей детей, методов и приемов
воспитания и обучения, отвечает определенным научным, педагогическим,
эстетическим,
санитарно-гигиеническим,
техническим
и
экономическим
требованиям.
Так как порой одни и те же пособия и игрушки применяются нами для
решения разных задач воспитания и обучения, то опыт их использования
раскрывается не в одном, а в нескольких разделах. Например, сюжетные
картины используются в разделах «Ознакомление с окружающим и развитие
речи», «Ознакомление с природой», «Музыкальное воспитание» и т.д.
Известно, что только комплексное использование различных игрушек и
наглядных пособий обеспечивает всестороннее воспитание детей. Так, в
разделе «Развитие элементарных математических представлений» доказана
необходимость использования для решения одной и той же задачи детям
различного наглядного материала, для того чтобы вызвать у них интерес к
повторению и закреплению знаний. Например, при объяснении детям, что
количество предметов не зависит от их величины, воспитатели используют
различные группы предметов и т. п. Эта же мысль прослеживается и в других
разделах.
В своей работе я использую много разных наглядных игр и пособий,
которые сделала сама.
1.
Игра «Приметы осени»
Цель: познакомить детей с листопадом и другими признаками золотой осени.
Задачи: Познакомить детей с осенними изменениями в природе; Учить детей
разливать красный и желтый цвет; Развивать у детей наблюдательность, память
и мышление; Воспитать у детей хорошее отношение к природе. (Рисунок 1)
2.
Книжка- малышка «Как зимуют животные»
Цель: развитие
познавательно-исследовательской,
продуктивной
и
коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи: поддерживать
у
детей
инициативу,
пытливость,
активность
в
познавательной и других видах деятельности; обогащать детей знаниями о
жизни лесных животных зимой (Рисунок 2).
3.
Книжка- иалышка «Огонь друг, огонь враг»
Цель: Закрепление элементарных правил пожарной безопасности с
детьми, развитие у них чувства самосохранения.
Задачи: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности;
Формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной
безопасности; Продолжать знакомить со средствами пожаротушения; Учить
безопасному обращению с бытовыми приборами; Активизировать словарь
(Рисунок 2).
4.
Игра «Влево – вправо»
Цель
:
развитие внимания и моторики детей дошкольного возраста, обучение
правильно определять направления и называть их.
Задачи
:
закрепить понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз»; закрепить
направления и стороны в памяти с помощью демонстрационного материала;
расширить кругозор детей; активизировать словарь
5.
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках,
поведении, умении правильно оценивать себя и других.
Задачи:
Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;
Содействовать
накоплению
у
детей
опыта
доброжелательных
взаимоотношений
с
окружающими людьми и природой;
Воспитывать отрицательное отношение к
грубости, жадности; Воспитывать внимательное отношение и любовь к людям
и
окружающему
миру;
Развивать
умение
сотрудничать
.
Рисунок 1 Рисунок 2
Список литературы:
1.
Дошкольная педагогика. Конспект лекций. Пичугина Н.О., Айдашева Г.А.,
Ассаулова С.В.- М.:Издательство: Феникс, 2004.- 384с.
2.
Мухина В. С. «Психология дошкольника», М., Просвещение, 1975.
3.
Мухина В. С. «Шестилетний ребенок в школе», М., Просвещение, 1986.
4.
Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология», М., «Академа», 2001