Напоминание

Наглядные пособия как средство развития познавательной деятельности дошкольников


Автор: Попова Ксения Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 7 "Чебурашка"
Населённый пункт: г. Мирный
Наименование материала: статья
Тема: Наглядные пособия как средство развития познавательной деятельности дошкольников
Дата публикации: 13.03.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




К.А. Попова

воспитатель

МКДОУ №7, г. Мирный

Развитие познавательной активности у дошкольников с помощью

наглядных методов обучения

Правильная организация педагогического процесса - одно из условий

успешного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Выполнение задач по совершенствованию воспитания и обучения детей в

детском саду не может проходить успешно без оснащения дошкольных

учреждений

современными

учебными

пособиями

и

игрушками,

без

целенаправленного и систематического их использования в педагогическом

процессе.

Ребенку дошкольного возраста присущи конкретность, образность,

наглядность мышления, поэтому процесс его воспитания и обучения требует от

педагога умелого применения разнообразных пособий и игрушек, от этого во

многом зависит и успех реализации Программы детского сада.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное,

наглядно-образное

мышление.

Неслучайно

Я.А.

Каменский,

основатель

принципа наглядности обучения, назвал его «золотым правилом». К.Д.

Ушинский, раскрывая преимущества наглядного обучения, отмечал, что

ребенок «...мыслит формами, красками, звуками».

При подготовке к занятию воспитатели заботятся о том, чтобы не только

рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный

анализатор мощнее слухового. Нужно научиться рационально использовать

этот фактор.

Для

объяснения

нового

материала

воспитатели

используют

демонстрационные наглядные пособия, которые позволяют организовать

коллективную

деятельность

детей

и

дают

возможность

наблюдать

за

эффективностью восприятия учебного материала по реакции детей (взгляд,

мимика, желание подключиться к работе и др.) и своевременно корректировать

свои действия. "Каждая высшая психическая функция ребенка появляется на

сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как

внутренний способ мышления ребенка" Л.С. Выготский. Для стимулирования

второго

необходимы

индивидуальные

наглядные

пособия.

Желательно

использовать не только готовый раздаточный материал, но и самодельные

пособия, дидактические игрушки-самоделки. В процессе их изготовления дети

имеют возможность проследить путь развития знания и сформировать понятие

как итог этого пути.

Знакомя

детей

с

природой,

педагог

использует

разнообразный иллюстративно-наглядный материал, он помогает закреплять и

уточнять

представления

детей,

полученные

в

ходе

непосредственного

восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об

объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной

местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или

домашних животных других климатических зон можно только на картине).

Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о

длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие

растений

и

животных,

сезонные

явления

природы).

С

помощью

иллюстративно-наглядного

материала

удается

успешно

обобщать

и

систематизировать

знания

детей.

Особую

роль

здесь

следует

отвести

демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить

знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и

отношения.

Современные

компьютерные

технологии

предоставляют

огромные

возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил:

«Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и

картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-

познавательная.

Наглядность

материала

повышает

его

усвоение,

т.к.

задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический,

слуховой

и

эмоциональный.

Разумное

использование

в

воспитательно-

образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в

развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На

занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые

дают

возможность

оптимизировать

педагогический

процесс,

индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного

развития,

и

значительно

повысить

эффективность

педагогической

деятельности.

Разнообразие пособий и их многофункциональность создают условия для

усвоения учебного материала детьми с разными типами интеллекта.

Зрительное

и

тактильное

восприятие

обеспечивает

активизацию

мыслительной деятельности дошкольников и ее эффективность на этапе

первоначального предъявления информации за счет обеспечения цветовой

яркости и графической точности в отражении учебного материала; содействует

формированию

системной

умственной

деятельности

детей

благодаря

способности правого полушария к охвату информации. Положительные эмоции

являются спутниками успешного обучения.

Комплексное использование наглядных средств обучения обеспечивает

комплексное

интеллектуальное

развитие

детей,

благотворно

влияя

на

психическое и физическое здоровье детей. Не случайно Л.С. Выготский назвал

наглядные пособия "психологическим орудием педагога".

Учебное оборудование используется на различных этапах обучения: при

объяснении нового материала, при закреплении его детьми, во время

повторения изучаемого материала и при проверке воспитателем знаний детей.

Наглядный

материал,

применяемый

в

дошкольных

учреждениях,

подбирается с учетом возрастных особенностей детей, методов и приемов

воспитания и обучения, отвечает определенным научным, педагогическим,

эстетическим,

санитарно-гигиеническим,

техническим

и

экономическим

требованиям.

Так как порой одни и те же пособия и игрушки применяются нами для

решения разных задач воспитания и обучения, то опыт их использования

раскрывается не в одном, а в нескольких разделах. Например, сюжетные

картины используются в разделах «Ознакомление с окружающим и развитие

речи», «Ознакомление с природой», «Музыкальное воспитание» и т.д.

Известно, что только комплексное использование различных игрушек и

наглядных пособий обеспечивает всестороннее воспитание детей. Так, в

разделе «Развитие элементарных математических представлений» доказана

необходимость использования для решения одной и той же задачи детям

различного наглядного материала, для того чтобы вызвать у них интерес к

повторению и закреплению знаний. Например, при объяснении детям, что

количество предметов не зависит от их величины, воспитатели используют

различные группы предметов и т. п. Эта же мысль прослеживается и в других

разделах.

В своей работе я использую много разных наглядных игр и пособий,

которые сделала сама.

1.

Игра «Приметы осени»

Цель: познакомить детей с листопадом и другими признаками золотой осени.

Задачи: Познакомить детей с осенними изменениями в природе; Учить детей

разливать красный и желтый цвет; Развивать у детей наблюдательность, память

и мышление; Воспитать у детей хорошее отношение к природе. (Рисунок 1)

2.

Книжка- малышка «Как зимуют животные»

Цель: развитие

познавательно-исследовательской,

продуктивной

и

коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи: поддерживать

у

детей

инициативу,

пытливость,

активность

в

познавательной и других видах деятельности; обогащать детей знаниями о

жизни лесных животных зимой (Рисунок 2).

3.

Книжка- иалышка «Огонь друг, огонь враг»

Цель: Закрепление элементарных правил пожарной безопасности с

детьми, развитие у них чувства самосохранения.

Задачи: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности;

Формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной

безопасности; Продолжать знакомить со средствами пожаротушения; Учить

безопасному обращению с бытовыми приборами; Активизировать словарь

(Рисунок 2).

4.

Игра «Влево – вправо»

Цель

:

развитие внимания и моторики детей дошкольного возраста, обучение

правильно определять направления и называть их.

Задачи

:

закрепить понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз»; закрепить

направления и стороны в памяти с помощью демонстрационного материала;

расширить кругозор детей; активизировать словарь

5.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках,

поведении, умении правильно оценивать себя и других.

Задачи:

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;

Содействовать

накоплению

у

детей

опыта

доброжелательных

взаимоотношений

с

окружающими людьми и природой;

Воспитывать отрицательное отношение к

грубости, жадности; Воспитывать внимательное отношение и любовь к людям

и

окружающему

миру;

Развивать

умение

сотрудничать

.

Рисунок 1 Рисунок 2

Список литературы:

1.

Дошкольная педагогика. Конспект лекций. Пичугина Н.О., Айдашева Г.А.,

Ассаулова С.В.- М.:Издательство: Феникс, 2004.- 384с.

2.

Мухина В. С. «Психология дошкольника», М., Просвещение, 1975.

3.

Мухина В. С. «Шестилетний ребенок в школе», М., Просвещение, 1986.

4.

Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология», М., «Академа», 2001



В раздел образования