Автор: Макарова Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СШ № 67
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: конспект урока
Тема: Решение систем уравнений с двумя переменными методом подстановки, 2 урок.
Дата публикации: 13.04.2024
Раздел: среднее образование
КОНСПЕКТ УРОКА
Образовательное учреждение:
Предмет: алгебра
Класс: 8 класс
Продолжительность урока: (40 минут)
Учитель:
Тема урока: Системы линейных уравнений
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Технология (если используется конкретная): нет.
Оборудование: листы самооценки, индивидуальные карточки.
Мультимедийное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, интерак-
тивная доска.
Цель урока: систематизировать и закрепить знания и умения по теме «Системы линейных
уравнений».
Коррекционная составляющая урока: развитие быстрой переключаемости и устойчивости
внимания; развитие мелкой моторики; совершенствование коммуникативных умений (умение
отвечать на вопросы, работать в паре, аргументировать мнение, комментировать свои дей-
ствия); развитие монологической речи; воспитывать интерес к предмету через использование
разнообразных заданий.
Планируемые результаты:
Предметные:
•
научиться обосновывать суждения, проводить классификацию;
•
овладеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о линейном уравнении с
двумя переменными и о его свойствах, о системах линейных уравнений;
•
потренироваться решать системы линейных уравнений способом подстановки;
•
уметь точно и грамотно выражать свои мысли.
Метапредметные:
•
научиться самостоятельно планировать свою деятельность на уроке;
•
научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассужде-
ния, умозаключения и выводы;
•
овладеть способностью организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель-
ность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участ-
ников, взаимодействовать и находить общие способы работы;
•
научиться работать в парах: находить общее решение, слушать партнера; формулиро-
вать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные:
•
научиться ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, пони-
мать смысл поставленной задачи;
•
добиться креативности мышления, активности при решении различных заданий на про-
тяжении всего урока;
•
сформировать коммуникативные навыки, необходимые при ответе на вопрос, при ком-
ментировании своих действий;
•
научиться контролировать процесс и результат учебной деятельности;
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Один из великих фило-
софов сказал: «Где есть желание – найдется
путь!» Надеюсь, что вы сегодня на уроке с же-
ланием будете решать задания, определяя свой
рациональный путь.
-Проверьте, как вы подготовились к уроку.
Все предметы, которые должны лежать на пар-
те к началу урока вы приготовили?
- Передайте листочки с выполненной домаш-
ней работой с последней парты вперед для
проверке.
Обучающиеся приветствуют учителя.
Восьмиклассники отвечают на вопрос (тетрадь,
чертежные принадлежности, учебник).
Обучающиеся сдают карточки с домашней рабо-
той.
2. Определение темы и целей урока
- Какую тему мы с вами изучаем?
- Что мы умеем делать с системами линейных
уравнений с двумя переменными?
- Какой способ решения систем линейных
уравнений с двумя переменными вы знаете?
- Мы с вами продолжим изучать системы ли-
нейных уравнений и должны будем закрепить
способ решения подстановкой. Как вы думае-
те, чем мы должны будем, в связи с этим, за-
няться на сегодняшнем уроке?
- Итак, какая цель нашего урока?
- Тогда давайте сформулируем тему урока.
- Системы линейных уравнений с двумя перемен-
ными.
- Мы умеем выяснять является ли пара чисел ре-
шением системы уравнений.
- Способ решения систем двух линейных уравне-
ний с двумя переменными подстановкой.
- Мы должны будем потренироваться их решать.
Повторить способ подстановки для решения си-
стем линейных уравнений с двумя переменными;
потренироваться их решать.
Решение систем уравнений с двумя переменны-
ми.
- Запишите в тетрадях число и тему сегодняш-
него урока: «Решение систем методом подста-
новки».
Ученики записывают в тетрадях число и тему
урока.
3. Систематизация знаний, умений и навыков.
- Давайте вспомним что является решением
системы уравнений с двумя переменными.
Предлагаю решить 1 задание в котором необ-
ходимо выяснить является ли пара чисел ре-
шением системы.
На практике вам известен способ решения си-
стем
линейных
уравнений
с
двумя
переменными
подстановкой.
Что
это
за
способ?
Предлагаю решить 2 задание в котором необ-
ходимо выразить переменную.
Сначала х;
теперь у.
А в этом решите сами, какую удобнее?
Давайте выполним следующее задание, чтобы
вспомнить и закрепить как решать система ли-
нейных уравнений с двумя переменными ме-
тодом подстановки.
Пара чисел, при подстановке которых получаем
два верных равенства.
Решают 1 задание у доски.
{
x
+
y
=
3
x
−
y
=−
1
{
2 ,5 х
−
2 ,5
=
0
0,25 у
−
0 ,5
=
0
Является ли (1;2) решением этих систем?
Еще 2 по вариантам с проверкой результата.
1 вариант:
{
2 x
−
y
=−
5
x
+
y
=
3
{
1
3
х
+
5 у
=
2
2 х
+
3 у
=
10
(-2;1) (-1;4)
2 вариант:
{
2 x
+
5 y
=
1
3 x
=
4
{
3
2
х
+
0 ,5 у
=
2,5
х
−
у
=−
1
(-2;1)
(1;-4)
Это когда необходимо в одном уравнении выра-
зить одну из переменных и заменить этим выра-
жением во втором уравнении ее.
Выполняют у доски.
х+у=7;
3х-у=1;
х+2у=4; 4х+3у=5.
А теперь самостоятельно три выражение с про-
веркой результата.
1 вариант:
х-у=6; 6х+у=1; х-5у=3; 3х+4у=8.
2 вариант:
х-у=7; 5х+у=2; х+4у=2; 4х-3у=5.
- Чтобы решить систему линейных уравнений с
Напомните как решать с помощью подстанов-
ки.
(Задание выводится на интерактивную доску).
-А сейчас с вами давайте немного отдохнем и
проведем физкультминутку.
Физкультминутка «Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. - Поморгать глазами.
Посмотрите все в окно, и в другую сторону.
Ах, как солнце высоко. - Посмотреть вверх,
а теперь вниз.
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, посмотреть глаза-
ми по дуге и обратно.
Вправо, влево повернем, ворочать глазами
вправо-влево.
А потом скатимся вниз, посмотреть вниз.
Жмурься сильно, но держись. Зажмурить
глаза, открыть и поморгать.
- Давайте проведем исследовательскую рабо-
ту. Вам нужно будет проанализировать поша-
гово решение системы линейных уравнений с
двумя переменными способом подстановки. И,
в случае обнаружения ошибок, исправить их и
записать верное решение. Данное задание вы
будете выполнять в паре со своим соседом по
парте.
Проанализируйте решение системы линей-
ных
уравнений
с
двумя
переменными
способом подстановки и исправьте ошибки:
двумя переменными способом подстановки, нуж-
но:
1) выразить из какого-нибудь уравнения системы
одну переменную через другую;
2) подставить в другое уравнение системы вместо
этой переменной полученное выражение;
3) решить полученное уравнение с одной пере-
менной;
4) найти соответствующее значение второй пере-
менной.
Выполняют решение у доски.
{
x
+
2 y
=
11
4 x
−
5 у
=−
8
{
х
+
у
=
7
ху
=
12
{
y
−
х
=−
1
x
+
у
=
13
Ученики делают анализ решения:
Решить
способом
подстановки систему
линейных уравнений
Решить
способом
подстановки систему
линейных уравнений
с двумя переменны-
ми:
{
4 х
−
3 у
=
5 ;
х
+
2 у
=
4.
Решение:
{
4 х
−
3 у
=
5 ;
х
+
2 у
=
4.
Выразим со второго
уравнения х через у:
х = 4 + 2у.
Подставим во второе
уравнение вместо х
выражение 4 + 2у:
4 (4 + 2у) – 3у = 5.
16 – 8у – 3у = 5;
- 11у = 11
у = -1.
Подставив в равен-
ство х = 4 + 2у.
вместо у число -1,
найдем
соответству-
ющее значение х:
х = 4 + 2 ∙ (-1) = 4 – 2
= 2.
Ответ: (2; -1).
Анализ:
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
- А сейчас давайте все вместе разберем реше-
ние задания.
Задание высвечивается на доске.
Учитель вызывает одного из учеников к доске
для разбора ошибок.
Предлагаю решить эту систему правильно.
- После того, как решили систему, что можно
сделать чтобы убедиться. Что мы выполнили
правильно?
с двумя переменны-
ми:
{
4 х
−
3 у
=
5 ;
х
+
2 у
=
4.
Решение:
{
4 х
−
3 у
=
5 ;
х
+
2 у
=
4.
Выразим со второго
уравнения х через у:
х = 4 + 2у.
Подставим во второе
уравнение вместо х
выражение 4 + 2у:
4 (4 + 2у) – 3у = 5.
16 – 8у – 3у = 5;
- 11у = 11
у = -1.
Подставив в равен-
ство х = 4 + 2у.
вместо у число -1,
найдем соответству-
ющее значение х:
х = 4 + 2 ∙ (-1) = 4 – 2
= 2.
Ответ: (2; -1).
Анализ:
Не верно выразили х.
х = 4 – 2у.
Не верно записаны
знаки перед 2у, 11 и
1.
4 (4 – 2у) – 3у = 5.
16 – 8у – 3у = 5;
- 11у = -11
у = 1.
х = 4 – 2 ∙ 1 = 4 – 2 =
2.
В ответе знак перед
числом
1
должен
быть
положительным.
Ответ: (2; 1).
Ученик показывает на доске ошибки в задании.
Ученик решает систему:
{
4 х
−
3 у
=
5 ;
х
+
2 у
=
4.
Ответ: (2; 1).
Сделать проверку. Подставив найденное решение
в уравнения.
Выполняют на листочках.
- И в конце урока я предлагаю провести не-
большую проверочную работу. Вам нужно бу-
дет самостоятельно решить систему линейных
уравнений с двумя переменными способом
подстановки.
После выполнения проверочной работы пере-
дайте листочки с последних парт на первые.
1 вариант:
{
2 x
+
y
=
1
3 x
+
2 у
=−
5
{
х
+
у
=
1
ху
=
12
2 вариант:
{
3 x
+
y
=−
5
x
−
3 у
=
5
{
х
+
у
=−
5
ху
=
15
4. Подведение итогов урока: рефлексия, оценка деятельности обучающихся.
- Урок подходит к концу, поэтому сейчас под-
ведем итоги урока. Какую цель мы перед со-
бой ставили в начале занятия?
- Достигли ли мы этой цели?
-На протяжении урока вы активно работали -
решали системы, анализировали, делали выво-
ды, находили ошибки. А сейчас пришло время
сделать самооценку своей деятельности на
уроке. Для этого подымите руку кто остался
собой довольным и убежден, что теперь лю-
бую систему сможет решить способом подста-
новки. А теперь подымите руку те кто уяснил
как пользоваться этим способом, но до конца
уверен что сможет решить. А теперь те для ко-
го остались вопросы в этом способе решения.
- На протяжении урока я фиксировала ваши
правильные ответы. И сейчас выставлю оцен-
ки.
Учитель,
делая
комментарии,
выставляет
оценки учащимся за урок.
- Повторить способы решения систем линейных
уравнений с двумя переменными; потренировать-
ся их решать.
- Да.
Учащиеся подымают руки для определения само-
оценки.
Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Выполнить письменно задания:
№834де, 539бг, 540бг.