Автор: Разуева Делия Фидаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ" Детский сад" АМО СО
Населённый пункт: Свердловская область, г. Асбест
Наименование материала: проект
Тема: "Этот загадочный и удивительный космос"
Дата публикации: 13.04.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №
40» АМО СО
«Этот загадочный и
удивительный
космос»
Воспитатель: Разуева Д.Ф.
Дети и родители группы
Асбест 2025год
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный (01.04.2025-
12.04.2025 г.).
Участники проекта: воспитатель и дети
средней группы «Солнышко», родители.
Введение
Актуальность: несколько десятков лет назад
мало кто из вчерашних мальчишек не хотел
стать
космонавтом.
Эта
мечта
совсем
не
актуальна для современных детей. Между тем,
космические пираты, звёздные войны и другие
инопланетные существа – герои их любимых
фильмов. С древних времён взоры людей были
устремлены в небо.
Коротко рассказать о
космосе
нельзя.
Увлекаясь
каким
–
либо
фактом,
каждого
захватывают,
словно
на
космическом корабле, приключения на далёкие
и неизведанные планеты солнечной системы.
Именно
поэтому
при
формировании
представлений о космосе был выбран метод
проектов. Система работы по теме «Космос»
предполагает личностно – ориентированный
подход
к
развитию
ребёнка.
Деятельность
направлена
на
развитие
умственных,
познавательных,
коммуникативных
способностей, которые осуществляются через
различные виды деятельности. Содержание даёт
детям
способность
выразить
свои
эмоциональные
переживания
и
освоенные
знания о космосе.
Цель: формирование
представлений
о
космическом пространстве и о роли человека в
изучении и освоении космоса.
Задачи:
- Дать первичные знания и представления о
Вселенной, Солнечной системе и её планетах.
Дать детям знания об освоении человеком
космического
пространства,
значении
космических исследований для жизни людей на
земле. Познакомить с первым лётчиком
-
космонавтом Ю.А.Гагариным.
Воспитывать
эмоционально
-эстетические
чувства,
формировать умение откликаться на проявление
прекрасного
в
предметах
и
явлениях
космического пространства, и использовать это
в
собственной
изобразительной
и
конструктивной
деятельности.
Воспитывать
уважение к людям, работающим в космосе,
дисциплинированность,
любознательность.
Прививать любовь и чувство гордости к своей
стране. Воспитывать у детей умение слушать
взрослых. Активизировать словарь: планета,
космос,
созвездие,
ракета,
скафандр,
луна,
вселенная, космонавт.
Этапы реализации проекта:
1 этап подготовительный:
1. Выявление первоначальных знаний детей
о космосе.
2. Информирование родителей о предстоящей
деятельности.
3. Подбор и изучение литературы о космосе,
побор презентаций, фотографий, плакатов.
4.
Анализ
предметно-развивающей
среды
группы.
5. Формулирование цели и задач проекта.
6. Создание в группе условий для реализации
проекта.
2 этап основной:
1. Проведение недели космоса в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3.
Организация
сюжетно
-
ролевых,
дидактических
и
подвижных
игр,
индивидуальной и групповой работы.
3 этап итоговый:
1. Создание поделок.
2. Оформление группы и раздевалки ко дню
космонавтики.
Ожидаемые результаты:
1. Дети будут заинтересованы темой о космосе,
будет
проявляться
их
познавательная
активность.
2.Дети
будут
самостоятельно
проявлять
инициативу:
рассматривать
иллюстрации,
участвовать
в
беседах,
задавать
вопросы;
конструировать из строительного материала,
конструктора, ракеты по своему представлению,
проявлять творчество и детальность в работе.
3. С удовольствием будут рисовать, лепить,
играть.
4. Родители будут проявлять активное участие в
создании
поделок
на
выставку
ко
Дню
космонавтики.
Итоговое
мероприятие: Выставка
работ
совместной
деятельности
родителей
и
детей «Этот
загадочный
и
удивительный
космос».
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
1. Работа с родителями:
- привлечение родителей к созданию предметно
- пространственной среды в группе по теме;
- информирование родителей о начале работы
над проектом;
-
размещение
справочной
информации
по
тематике бесед и занятий с детьми.
2.
Подготовить
презентации
о
космосе,
солнечной системе, космонавтах.
3.
Подобрать
фото
-
коллекцию
на
тему «Космос».
3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе,
ракете, звёздах.
4. Подготовить раскраски в соответствии с
возрастом.
5. Оформление в группе уголка «Космос».
Основной этап:
Работа с детьми.
1. Рассматривание материала по теме «Космос»;
2. Беседа «Наша голубая планета Земля»;
3. Просмотр презентаций: «Кто летал в космос»,
«Солнечная система», «Кометы»;
4. Чтение стихотворений, загадывание загадок
на тему «Космос»;
5. Рассказы, беседы «Кто такие космонавты»,
«Знаете каким он парнем был»; «Белка и
Стрелка в космосе»; «Какой праздник и почему
отмечает наша страна 12 апреля?»;
6. Выкладывание из счётных палочек (путём
наложения)
ракеты,
звёздочки,
самолёта,
солнышко
(или
выкладывание
из
геометрических
фигур);
конструирование
ракеты из геометрических фигур.
7. Подвижные игры: «Солнышко и
дождик», «Солнечные зайчики»;
8. Пальчиковая
гимнастика «Тучки», «Солнышко светит»;
9. Сюжетно–ролевая игра «Полёт в космос»;
10. Дыхательная гимнастика «Ветерок»;
11. Физкультминутка «Ракета»;
12. Просмотр мультфильмов «Белка и
Стрелка», «Лунтик», «Ми-ми-мишки»
Работа с родителями:
- консультация «Знакомим детей с космосом»;
-
беседа
«Какие
формы
работы
можно
использовать при знакомстве детей с космосом,
праздником «День
космонавтики»,
первым
космонавтом».
Совместная
работа
родителей
и
детей
«Загадочный и удивительный космос».
Заключительный этап:
1.
Совместно
с
детьми
и
родителями
организовать выставку.
Результаты проекта
На практике убедились, что метод проектов
актуален
и
очень
эффективен.
Он
даёт
возможность
ребёнку
экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать
творческие способности и коммуникативные
навыки,
творить
и
исследовать
вместе
с
взрослыми,
что
позволяет
ему
успешно
адаптироваться к ситуации и окружающему
миру.
Приложение1
Подвижные игры
1.
«Ждут нас быстрые ракеты».
По залу раскладываются обручи-ракеты
на один меньше, чем играющих.
Дети берутся за руки и идут по кругу со
словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и
занимают места в «ракетах» (если
детей много, то можно усаживаться в
одну ракету по два-три человека) и
принимают разные космические позы.
Те, кому не досталось места в ракете,
выбывают. Игра продолжается до тех
пор, пока не останется один участник –
победитель.
Игра повторяется 2 – 3 раза.
2.
«Солнышко и дождик»
Цель: Развивать умение детей бегать
врассыпную, не наталкиваясь друг на
друга, быстро реагировать на сигнал.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках.
Когда воспитатель говорит солнышко –
все гуляют, играют, дождик – быстро
убегают на места.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капли не жалей,
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
3.
«Солнечные зайчики»
Цель: учить выполнять
разнообразные движения, развивать
зрительные ощущения, формировать
представления о свете и темноте.
Материал: зеркальце.
Ход игры: Выбрав момент, когда
солнце заглядывает в окошко,
поймайте с помощью зеркальца
лучик и обратите внимание малышей
на то, как солнечный зайчик прыгает
по стене, потолку, стулья.
Предложите дотронуться до
светового пятна – поймать
солнечного зайчика.
Солнечные зайчики,
Скачут по стене,
Солнечные зайчики,
Скачут в тишине.
Яркий лучик солнышка
Зайчиков пустил.
Девочек и мальчиков
Лучик разбудил.
4. «Планеты, стройся!»
Напротив каждой команды лежит
большой мяч – это Солнце. Вокруг солнца
раскладываются, удаляясь друг от друга,
кружки для игры в серсо. Дети стоят за
линией старта, у каждого в руках мяч. По
сигналу воспитателя дети по очереди
бегут к «орбитам планет» и кладут мяч –
планету на «орбиту». Затем возвращаются
к линии старта, передают эстафету
следующему. После завершения игры
капитаны команд называют
последовательность планет.
5. Игра малой подвижности
«Земля, Огонь, Вода, Воздух»
Цель: развивать двигательную активность
детей, внимание.
По команде «Земля» нужно присесть,
«Воздух» - подуть, «Вода» - делать
движения, как будто плывут, «Огонь"» -
руки вверх и повороты вокруг себя. Кто
ошибается - выбывает из игры.
Приложение 2
Дидактические игры
1.
«Найди лишнее»
На карточке изображено 5 картинок.
4 картинки из одной группы, пятая
лишняя.
Нужно найти лишнюю картинку и
объяснить свой выбор.
2.
«Куда летят ракеты»
Сосчитай, сколько ракет летит направо,
сколько налево, вверх и вниз.
(картинки с изображением ракет, летящих
в разные стороны)
3.
«Найди недостающую
ракету»
На картинке изображено 9 ракет.
Соединить по 2 одинаковые ракеты,
девятая будет лишняя. Нужно найти
лишнюю картинку и объяснить свой
выбор.
Сюжетно-ролевые игры
«Космонавты»
Игра проводится под сопровождение
музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и
речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки
над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по
кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в
стороны.
- На заправку полетели: присели - руки
вперёд,
- Заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по
желанию детей.
«Полет в космос»
Цель: дать знания детям о работе космонавтов,
о полетах в космос; воспитывать
любознательность, желание быть похожими
на космонавтов; активизация словаря.
Формирование умения выполнять с помощью
взрослого несколько игровых действий,
объединенных сюжетной канвой.
Игровой материал: строительный материал,
игрушки, атрибуты для игры, иллюстрации.
Ход игры: для развития интереса к игре с
детьми рассматриваем
иллюстрации «Космонавты», в энциклопедиях,
книгах, беседуем с ними о космических
профессиях, о качествах, которыми должен
обладать космонавт. Обсуждаем с детьми
характеристики людей – космонавтов.
Командир корабля - спокойный и уверенный,
сообщает на Землю о результатах наблюдений
в космосе; диспетчер принимает информацию
с космоса и передает на корабль. «Полет
в космос «может включать следующие
моменты: тренировка космонавтов, осмотр
врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа
в космосе, сообщения с борта корабля,
управление полетом с Земли, приземление,
встреча на Земле, медицинский осмотр,
отдых космонавтов после полета, сдача
рапорта о прохождении и
завершении космического полета.
Затем предложить детям построить ракету из
строительного материала.
При сооружении постройки ракеты он выделяет
ее части нос, люки, отсеки,
иллюминаторы, пульт управления и т. д.
Сначала воспитатель берет на себя
роль космонавта, затем предложить
детям (командир корабля, космонавт).
Поощрять желания детей самостоятельно
подбирать игрушки и атрибуты для
обыгрывания, использовать предметы –
заместители.
Приложение 3
Стихи о космосе
ЛЕТИТ КОРАБЛЬ
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!
Комета
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
- Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
- Это лёд!
А хвост её - пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
Земля
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Путешествие по Луне
Джанни Родари
-У лунного моря
Особый секрет, -
На море оно не похоже.
Воды в этом море
Ни капельки нет,
И рыбы не водятся тоже.
В волны его
Невозможно нырнуть,
Нельзя в нём плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать
Ещё не умеет совсем!
Прекрасно нёбо звёздное
Прекрасно нёбо звёздное,
Прекрасен мир планет.
Но вам скажу серьёзно я:
Земли прекрасней нет!
Пусть Млечный Путь и стелется,
Алмазами пыля,
Но верит, ждёт, надеется
Любимая Земля,
Пусть дальняя галактика
И манит, и зовёт,
Но в праздник космонавтики
Вокруг весна цветёт,
И сердце так уверенно
Стучит тебе в ответ:
Доказано, проверено—
Земли прекрасней нет!
Приложение 4
Загадки о космосе
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
(Комета)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)
Рассыпалось ночью зерно,
А утром нет ничего.
(Звезды)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
(Космонавт)
Чудо-птица-алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета)
Приложение5
Аппликация с элементами
рисования «Космическое путешествие"
Задачи.
1. Вызвать интерес к созданию коллективной
композиции «Космическое путешествие».
2. Учить детей составлять изображение ракеты
из готовых форм (квадрата, треугольника,
кружков разных размеров).
3. Закрепить навык наклеивания готовых форм.
4. Упражнять в рисовании губкой и ладошками.
5. Создать условия для самостоятельного
выбора материалов и средств художественной
выразительности.
6. Развивать чувство формы и композиции.
7. Воспитывать любознательность, уверенность.
Предварительная работа:
Беседа о космосе (открытки, фотографии,
дидактические пособия). Подвижные
игры «Солнышко и дождик». Выкладывание
ракеты из разных предметов (карандашей,
счетных палочек, шнурков). Пальчиковая
гимнастика «Космонавт» .
В тёмном небе звёзды светят,(Пальцы
сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете.
(Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
(Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря.
(Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
(Ладони над головой «крышей»).
Материалы, инструменты, оборудование.
Лист бумаги голубого (серого,
фиолетового) цвета, бумажные формы –
квадраты, треугольники, кружочки, клей, губка,
гуашь, салфетки матерчатые, вода в миске для
споласкивания рук. Материал для
рассматривания.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям
стихотворение «Ракета»:
Пилот в космической ракете
на Землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.
Воспитатель составляет на фланелеграфе или
магнитной доске изображение ракеты из
геометрических форм (корпус – квадраты, нос-
треугольник и т. д.). Обращает внимание детей
на детали, подготовленные для работы. Дети
составляют аппликации.
Динамическая пауза «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
(Встают на носки, поднимают)
Улетаем на ракете.
(Вверх и тянутся как можно выше)
На носки поднимитесь,
А потом руки вниз.
(Плавно опускают руки вниз).
Раз, два, три! Потянись.
(Тянутся вверх).
Вот летит ракета ввысь!(Бегут на месте легким
бегом).
Затем по желанию дорисовывают кометы,
солнце – ладошками, планеты и другие
летающие предметы в космосе – губкой.
После занятия.
Оформление выставки
«Космическое путешествие». Чтение
стихотворения:
Г. Сапгир
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
— Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!