Автор: Илларионова Венера Илларионовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "Якутская городская национальная гимназия им. А.Г. и Н.К. Чиряевых"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика
Дата публикации: 13.04.2025
Раздел: полное образование
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВЕСТ ПО МАТЕРИАЛАМ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.
Илларионова Венера Илларионовна -
учительница русского языка и литературы
МОБУ «Якутская городская национальная гимназия»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом и Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 г.
одной из задач школьного образования провозглашены «знание истории
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества» [1, с. 13; 2]. К личностным результатам Стандарт
относит «воспитание российской гражданской идентичности, в том числе за
счет
расширения
поисковой
музейно-краеведческой
деятельности
школьника» [1, с. 7-8].
В ракурсе заявленных задач важнейшая роль отводится музею, который
не только способствует сохранению культурного и природного наследия, но
и играет большую роль в духовно-нравственном развитии подрастающего
поколения. Занятия в музее учат школьников видеть историко-культурный
контекст
вещей,
способствуют
умению
реконструировать
образы
соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием,
формируют уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать
систему
гуманистических
ценностей.
Музейная
педагогика
призвана
осуществлять нетрадиционный подход к образованию и способствовать
самореализации каждого ребенка.
Урок в музее - это не экскурсия, а именно урок с организацией
самостоятельной
творческой
деятельности
учащихся
в
музейном
пространстве. Музейные уроки предполагается строить на основе музейного
собрания, использовать преимущества среды для более наглядного и
глубокого изучения предмета. Уроки должны соотноситься с программой,
содержать материалы для подготовки к уроку, закрепления и оценки. Урок в
музее отличается от школьного урока структурой, методами и приемами
проведения, уровнем организации познавательной деятельности ученика. Это
особый урок, который проводится в условиях «насыщенной» наглядности,
необычной обстановки и движения - и все эти преимущества отвечают
детской психологии.
В этом плане в более выигрышном положении находится школьный
музей, которым, как правило, занимается учитель. Сегодня школьный музей -
это научно-исследовательский центр, своеобразный кластер, база для
самостоятельных исследований школьника, это детский форум, клуб, поле
для неформальных коммуникаций участников образовательного процесса,
споров, дискуссий, конференций, постановок, это и институт социализации
школьника с освоением новых профессиональных ролей, это и необычный
учебный класс, где проводятся уроки.
Известный специалист М. Ю. Юхневич дает такое определение:
«Музейная педагогика - научная дисциплина на стыке музееведения,
педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную
систему». Музейная педагогика развивается на основе ряда современных
принципов.
Идеи
непрерывного
образования,
принципа
музейной
коммуникации и диалога с активным маленьким посетителем направлены на
восприятие музейного пространства как «своего», а не «чужого». Школьник
как активный участник коммуникации задает вопросы, высказывает свое
мнение, спорит в процессе музейного урока. Принцип музейной анимации
основан на «оживлении» и театрализации музейной среды, экспонатов и
участников
образовательного
процесса.
Принцип
культуры
участия
предполагает превращение музея в сценическую площадку для творчества
детей. Наконец, принцип информационной среды реализуется за счет
включения интерактивных гидов, планшетов в экспозиции и участия
школьников в мультимедийных программах.
Немецкий педагог Г. Фрейденталь в своей книге «Музей - народное
образование - школа» ввел термин «музейная педагогика». Он предлагал
тщательно отбирать музейные экспонаты для показа, исходя из возраста
школьника. Он давал детям поисковые задания на экскурсии и закреплял их
музейные
знания
путем
творческой
самостоятельной
деятельности
-
рисунков, сочинений, поделок и др. По его мнению, музей для младших
детей только усиливает наглядность, для средних - углубляет знания, а для
старших - формирует мировоззрение. Педагог предлагал музейные занятия
проводить не после уроков, когда дети устали, а вместо уроков, в утренние
часы.
Сегодня вся педагогическая деятельность музея строится на принципах
коммуникационного подхода, согласно которому школьник рассматривается
не как экскурсант, а как «субъект» образовательной деятельности, имеющий
свои интересы и склонности, как равноправный участник диалога. Основной
принцип
коммуникации
-
индивидуально-личностная
ориентация
в
проведении учебных занятий.
В современной музейной педагогике популярно понятие «живого музея»,
который призван возвратить памятнику свое реальное назначение и
социальное бытование. «Живой музей» включает нематериальные формы
бытования духовной культуры: вокал, поэзию, хореографию, вокал, а также
обычные материальные не уникальные серийные предметы, бывшие в
употреблении в ту или иную эпоху, или копии музейных экспонатов.
Наиболее
адекватным
занятием
для
подростка
в
музее
является
интерактивное занятие (от англ. interaction 'взаимодействие'), которое
строится по принципу взаимодействия детей друг с другом. В процессе
интерактивного занятия, на наш взгляд, дети обмениваются информацией,
совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают себя и
других, погружаются в атмосферу коммуникации в реконструированном
определенном времени. Познавательные интересы подростков формируются
в
самостоятельной
деятельности,
поэтому
необходимо
создавать
им
ситуацию
«завоевания»
знаний
проблемным
методом
и
совместным
обсуждением. Осмотр экспозиции музея подростками должен превратиться в
творческий поиск.
По нашему мнению, все музейные занятия следует разделить на пять
типов. Игровые занятия сопровождаются переодеванием в персонажи и
ролевым
разыгрыванием
событий
и
явлений,
импровизированные
-
рассказами детей об экспонатах и выступлениями в роли самих экспонатов,
поисковые - поиском экспонатов по заранее заданным параметрам и
признакам,
моделирующие
-
собственной
творческой
реконструкцией
явления,
картины
или
персонажа,
интерактивные
-
совместной
деятельностью
детей
через
увиденное
в
музее.
В
основе
обеих
классификаций положен личностно ориентированный и деятельностный
подходы.
Наше внимание привлекла популярная у молодѐжи квест-технология. Под
словом «квест» мы понимаем приключения поискового характера, этакую
познавательную игру. Участники квеста должны пройти по определенному
маршруту,
разгадать
головоломки
и
задачи,
требующие
некоторых
умственных усилий.
Подготовка у квеста немалая. Педагогу необходимо составить карту
заданий для ребят, в основе которой будет организован поиск экспонатов,
наблюдение за ними, поиск логических связей или закономерностей.
Учителю надо составить вопросы так, чтобы между ними прослеживалась
тематическая взаимосвязь. Они не должны быть слишком просты (лежать на
поверхности), но время, затраченное на поиск, не должно превышать
продолжительности урока.
Школьный
музей
должен
органично
вписываться
в
учебно-
воспитательный процесс школы, стать эффективным средством реализации
требований ФГОС.
Один из возможных путей расширения образовательного пространства
школьного музея -создание творческих объединений учащихся, клубов,
обществ, кружков на его базе, организация проектной деятельности
учащихся как части кружковой работы.
Таким образом, в современной ситуации стремительно растет роль музея
как
образовательного
центра,
создаются
циклы
музейных
уроков,
разрабатываются
новые
музейно-педагогические
технологии,
способствующие
реализации
положений
ФГОС.
Школьный
музей
способствует
созданию
единого
образовательного
пространства,
объединяющего урочную и внеурочную деятельность, которое расширяет
возможности,развивающие
сотворчество,
активность,
самодеятельность
учащихся.
Литературный квест по материалам школьного музея
Узнай героя по портрету.
В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни
слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не
так чтобы слишком молод.
На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены
приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в
приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и
знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В
первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и
добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в
третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не
отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.
Чичиков, точно, увидел даму, которую он совершенно было не приметил,
раскланиваясь в дверях с Маниловым. Она была недурна, одета к лицу. На
ней хорошо сидел матерчатый шелковый капот бледного цвета; тонкая
небольшая кисть руки ее что-то бросила поспешно на стол и сжала
батистовый платок с вышитыми уголками. Она поднялась с дивана, на
котором сидела; Чичиков не без удовольствия подошел к ее ручке.
Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то
спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек,
небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат
голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в
пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек
отбирают всё целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с
виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных
кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа, имеющего потом
обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения
праздничных лепешек со всякими пряженцами или поизотрется само собою.
Но не сгорит платье и не изотрется само собою; бережлива старушка, и
салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по
духовному завещанию племяннице внучатой сестры вместе со всяким другим
хламом.
Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными
румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль,
бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и
прыскало с лица его.
Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых
натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-
то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча:
хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы,
большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет,
сказавши: «Живет!» Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был
у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и
в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда
или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса,
когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь!
У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру, которая
начала вздорить с мужиком, приехавшим на телеге. Долго он не мог
распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было
совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове
колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос
показался ему несколько сиплым для женщины. «Ой, баба! — подумал он
про себя и тут же прибавил: — Ой, нет!» — «Конечно, баба!» — наконец
сказал он, рассмотрев попристальнее.
Черный музейный ящик.
Вместо пропусков поставь название предмета.
В угольной из этих лавочек, или, лучше, в окне, помещался сбитенщик с
… из красной меди и лицом так же красным, как …, так что издали можно бы
подумать, что на окне стояло два …, если б один … не был с черною как
смоль бородою.
А хорошее воспитание, как известно, получается в пансионах. А в
пансионах,
как
известно,
три
главные
предмета
составляют
основу
человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия
семейственной жизни, фортепьяно, для доставления приятных минут
супругу, и, наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и
других
сюрпризов.
Впрочем,
бывают
разные
усовершенствования
и
изменения в методах, особенно в нынешнее время; все это более зависит от
благоразумия и способностей самих содержательниц пансиона. В других
пансионах
бывает
таким
образом,
что
прежде
фортепьяно,
потом
французский язык, а там уже хозяйственная часть. А иногда бывает и так, что
прежде хозяйственная часть, то есть вязание сюрпризов, потом французский
язык, а там уже фортепьяно. Разные бывают мето
Y
ды.
— У вас, матушка, хорошая деревенька. Сколько в ней душ?
— Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят, — сказала хозяйка, —
да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что Боже
храни.
— Однако ж мужички на вид дюжие, избенки крепкие. А позвольте
узнать фамилию вашу. Я так рассеялся... приехал в ночное время...
— … , коллежская секретарша.
— Покорнейше благодарю. А имя и отчество?
— Настасья Петровна.
— Настасья Петровна? хорошее имя Настасья Петровна. У меня тетка
родная, сестра моей матери, Настасья Петровна.
Автор уверен, что есть читатели такие любопытные, которые пожелают
даже узнать план и внутреннее расположение … . Пожалуй, почему же не
удовлетворить! Вот оно, внутреннее расположение: в самой средине … , за
… шесть-семь узеньких перегородок для бритв; потом квадратные закоулки
для песочницы и … с выдолбленною между ними лодочкой для … , сургучей
и всего, что подлиннее; потом всякие перегородки с крышечками и без
крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными,
похоронными, театральными и другими, которые складывались на память.
Весь верхний ящик со всеми перегородками вынимался, и под ним
находилось пространство, занятое кипами бумаг в лист, потом следовал
маленький потаенный шпик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку
шкатулки. Он всегда так поспешно выдвигался и задвигался в ту же минуту
хозяином, что наверно нельзя сказать, сколько было там денег. Чичиков тут
же занялся и, очинив перо, начал писать.
Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром,
графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною
мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни
желтенькие
желобки,
наполненные
клеем,
лежало
множество
всякой
всячины:
куча
исписанных
мелко
бумажек,
накрытых
мраморным
позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная … в кожаном
переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более
лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и
тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то
поднятой тряпки, два … , запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке,
зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял
в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.
Шум от … был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с
хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими
листьями.
Умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не
повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь
угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все
пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не
научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы
при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а
веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи … :
эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде
первый тебя выдаст, а … не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь
и все прошибешь на свете …».
Оказались кое-какие излишества: он завел довольно хорошего повара,
тонкие голландские рубашки. Уже сукна купил он себе такого, какого не
носила вся губерния, и с этих пор стал держаться более коричневых и
красноватых цветов с искрою; уже приобрел он отличную пару и сам держал
одну вожжу, заставляя пристяжную виться кольцом; уже завел он обычай
вытираться губкой, намоченной в воде, смешанной с одеколоном; уже
покупал он весьма недешево какое-то … для сообщения гладкости коже.
Слово об учителе
Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и
хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему
казалось, что они непременно должны над ним смеяться.
попасться раза три
на дороге, беспрестанно снимая шапку. Дело имело совершенный успех. Во
все время пребывания в училище был он на отличном счету и при выпуске
получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми
буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение. В это же
время был выгнан из училища за глупость или другую вину бедный учитель,
любитель тишины и похвального поведения. Учитель с горя принялся пить;
наконец и пить уже было ему не на что; больной, без куска хлеба и помощи,
пропадал он где-то в нетопленной, забытой конурке. Бывшие ученики его,
умники и остряки, в которых ему мерещилась беспрестанно непокорность и
заносчивое поведение, узнавши об жалком его положении, собрали тут же
для него деньги, продав даже многое нужное; один только Павлуша Чичиков
отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра, который тут же
товарищи ему бросили, сказавши: «Эх, ты, жила!» Закрыл лицо руками
бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих;
слезы градом полились из погасавших очей, как у бессильного дитяти. «При
смерти на одре привел Бог заплакать», — произнес он слабым голосом и
тяжело вздохнул, услышав о Чичикове, прибавя тут же: «Эх, Павлуша! вот
как переменяется человек! ведь какой был благонравный, ничего буйного,
шелк! Надул, сильно надул...»
Совет
Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое
ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не
оставляйте их на дороге, не подымете потом!
О Родине
Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном
заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски
воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и
дают ей дорогу другие народы и государства.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Гафар, Т. Образование в современном музее: типы программ и
направления развития / Т. Гафар //Музей как пространство образования:
игра, диалог, культура участия.- М., 2012. - С. 29-38.
2.
Короткова М.В. Музейная педагогика в свете тенденций развития
исторического образования XXI века. //Наука и Школа №2, 2016
3.
Стратегия
развития
воспитания
в
РФ
на
период
до
2025
года
//Преподавание истории в школе. - 2015. - № 9. - С. 8-9.
4.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного
общего образования. - М.: Просвещение, 2014.
5.
Шмуратко, Д. В. Нужны ли школьные музеи в современной России?
Анализ государственных программ и стратегий / Д. В. Шмуратко
//Преподавание истории в школе. - 2015. - № 10. - С. 42-43.
6.
Шулепова, Э. А. Основы музееведения / Э. А. Шулепова. - М., 2005.
7.
Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной
педагогике. - М., 2001.- С. 13-14.
МОБУ «Якутская городская национальная гимназия»
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВЕСТ
ПО МАТЕРИАЛАМ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.
Илларионова Венера Илларионовна -
учительница русского языка и литературы
МОБУ «Якутская городская национальная гимназия»
Якутск - 2017