Автор: Ахметгалиева Ранета Насимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №92 Веснушка
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 13.05.2025
Раздел: дошкольное образование
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна
из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по
своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.
Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с
окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и
представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении
к своему народу, истории, культуре, государству.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки
открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют
ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие,
дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, поговорки — это
жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко,
естественно. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они
были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко
усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины
нашей», «Родина любимая – мать родная» и др.
Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные
между собой. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями,
полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе
способствуют формированию интереса и внимательного отношения к
родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу
любит», «По погоде и урожай» и др.
Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу,
к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река,
лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает
в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.
Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное.
Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром,
направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание
патриотических чувств происходит в последовательности:
сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а
затем к городу, стране.
Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им.
Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в
духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка.
Для того чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как
можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как
тружеников, вносящих вклад в общее дело.
В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного
и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое
человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию,
что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным
местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны,
уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине
святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают
молодые люди. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа
эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления
такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога,
постоянное пополнение своих знаний.
Патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для того,
чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в
чем состоит своеобразие патриотизма ребенка - дошкольника, каковы пути и
методы патриотического воспитания в ДОУ.
Сильными средствами патриотического воспитания являются музыка,
литература, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И.
Левитана, И. Шишкина, К. Юнона и других больших художников, которые с
любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А. Блока, С.
Есенина, музыку П. Чайковского, С. Прокофьева. Необходимо, чтобы
отбирались только высокохудожественные произведения.
Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен
революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию
у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к
обычаям, традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно
знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.
Большое значение в учреждениях придается героика - патриотическому
воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой
Отечественной войны. Конечно, для ребят — это легенда далекого прошлого.
Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом
рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями
и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные
игры, выступления взрослых.
Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать
обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное,
очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника,
ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником
его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.
Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями
народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость
русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и
уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая
реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное
организующее, моральное воздействие на сознание детей.
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к
природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие,
углубление патриотических чувств тесно связано с формированием
представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять
круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на
музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению, хороших песен
для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и
современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к
самой теме, создать определенный настрой.