Напоминание

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста


Автор: Ахметгалиева Ранета Насимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №92 Веснушка
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 13.05.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна

из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по

своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.

Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с

окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и

представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении

к своему народу, истории, культуре, государству.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки

открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют

ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие,

дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, поговорки — это

жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко,

естественно. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они

были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко

усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины

нашей», «Родина любимая – мать родная» и др.

Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные

между собой. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями,

полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе

способствуют формированию интереса и внимательного отношения к

родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу

любит», «По погоде и урожай» и др.

Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу,

к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река,

лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает

в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.

Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное.

Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром,

направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание

патриотических чувств происходит в последовательности:

сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а

затем к городу, стране.

Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им.

Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в

духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка.

Для того чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как

можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как

тружеников, вносящих вклад в общее дело.

В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного

и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое

человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию,

что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным

местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны,

уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине

святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают

молодые люди. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа

эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления

такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога,

постоянное пополнение своих знаний.

Патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для того,

чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в

чем состоит своеобразие патриотизма ребенка - дошкольника, каковы пути и

методы патриотического воспитания в ДОУ.

Сильными средствами патриотического воспитания являются музыка,

литература, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И.

Левитана, И. Шишкина, К. Юнона и других больших художников, которые с

любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А. Блока, С.

Есенина, музыку П. Чайковского, С. Прокофьева. Необходимо, чтобы

отбирались только высокохудожественные произведения.

Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен

революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию

у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к

обычаям, традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно

знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.

Большое значение в учреждениях придается героика - патриотическому

воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой

Отечественной войны. Конечно, для ребят — это легенда далекого прошлого.

Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом

рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями

и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные

игры, выступления взрослых.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать

обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное,

очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника,

ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником

его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями

народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость

русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и

уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая

реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное

организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к

природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие,

углубление патриотических чувств тесно связано с формированием

представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять

круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на

музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению, хороших песен

для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и

современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к

самой теме, создать определенный настрой.



В раздел образования