Автор: Шурупова Людмила Романовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "СШ № 10 Г.О. СНЕЖНОЕ"
Населённый пункт: город Снежное, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование приемов ТРКМЧП в соответствии с ФГОС"
Дата публикации: 13.07.2025
Раздел: начальное образование
Использование приемов ТРКМЧП в соответствии с ФГОС
Шурупова Людмила Романовна
Учитель начальных классов
ГБОУ «СШ № 10 Г.О. СНЕЖНОЕ»
1. Введение. Актуальность.
Современное общество предъявляет все более высокие требования к
развитию личности. В рамках модернизации российского образования одной из
ключевых задач становится формирование молодого человека, обладающего
критическим и нестандартным мышлением.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
начального
образования,
важно
не
только
дать
младшим
школьникам определенный объем знаний, но и развить у них навыки анализа,
оценки и практического применения информации. Использование техник
критического мышления в начальной школе – это не просто дань моде, а острая
необходимость,
позволяющая
подготовить
детей
к
жизни
в
эпоху
информационных технологий.
2. Основная часть.
Именно в начальных классах формируется основа для функциональной
грамотности, происходит знакомство с культурным наследием страны и мира,
развиваются основные навыки общения и учебной деятельности. Этот этап
имеет решающее значение для успешного обучения в основной школе.
Сегодня задача учителя – не просто передавать готовые знания, а учить
ученика самостоятельно мыслить, находить и анализировать информацию,
критически оценивать ее, формировать собственные выводы и, при этом,
уважать чужое мнение [1].
Применение методов критического мышления на уроках в начальной
школе способствует формированию аналитического мышления у учащихся, а
не простому запоминанию и воспроизведению материала. Такие методы
помогают учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы
и решении учебных задач [3].
Развитие критического мышления в младшем школьном возрасте
является основой для:
Осознанного
обучения:
дети
учатся
понимать
смысл
фактов,
их
взаимосвязь и применение на практике.
Самостоятельности:
критическое
мышление
позволяет
детям
самостоятельно принимать решения, оценивать информацию и формировать
свое мнение.
Креативности: анализ различных точек зрения и поиск альтернативных
решений стимулируют творческое мышление и инновационный подход к
задачам.
Коммуникативных навыков: умение доказывать свою точку зрения,
слушать и понимать других, вести конструктивный диалог – важные
элементы критического мышления.
Адаптации к изменяющимся условиям: критическое мышление помогает
детям быстро ориентироваться в новой информации, адаптироваться к
новым ситуациям и находить оптимальные решения.
Приемы критического мышления, применимые в начальной школе
Существует множество приемов, которые можно успешно использовать
на уроках в начальной школе для развития критического мышления.
1.
Прием «Верные и неверные утверждения». «Верите ли вы?»
В начале занятия ученикам раздаются листы с утверждениями, и в
группах они анализируют предложенные факты. Выражая согласие с каждым
утверждением, учащиеся отмечают его знаком «+», а в случае несогласия –
знаком «-». В конце урока происходит повторное обсуждение этих же
утверждений. В результате ученики осознают, какие из их первоначальных
представлений были ошибочными, а какие – верными.
Окружающий мир 4 класс
Тема. «Родной край – часть большой страны»
Вопросы:
1. Верите ли вы, что наш край расположен на материке Евразия?
2. …, что наш край находится в природной зоне лесов?
3. …, что наш край находится в западном полушарии?
4. …, что в нашем краю растут ель, береза, осина?
5. …, что у нас обитают северные олени, песцы?
6. …, что наш край дает стране продукты сельского хозяйства?
7. …, что территория нашего края расположена в тропическом поясе?
2.
Прием «Корзина идей»
Этот прием используют в начале урока для активизации знаний и
выявления представлений учащихся по новой теме. Учитель задает ключевое
понятие, а учащиеся в течение ограниченного времени генерируют список
связанных с ним слов и выражений. Это может быть как индивидуальная, так и
групповая работа.
Окружающий мир 3 класс
Тема. Почва
- Почва – это
… земля
… огород
… плодородие
… чернозём
… урожай
… грядка
… место обитания, дом для животных
3.
Прием «Ромашка вопросов» (Блума) [2].
Рисунок 1 Ромашка Блума
Литературное чтение 3 класс
Тема. А Платонов «Еще мама»
Простые вопросы:
–
О чем рассказ?
–
Что вы можете сказать об отношениях Артема и его мамы?
–
Кого встретил по дороге в школу мальчик?
–
Как звали учительницу?
Объясняющие:
–
Почему мальчик не хотел идти в школу:
–
Почему Артему показалось, что на него напал орел?
–
Почему мальчик был невнимательным в школе?
–
Почему у рассказа такое название?
Уточняющие:
–
Верно ли, что Артем считал А.Н. своей второй мамой? Что навело вас на эту
мысль?
Оценочные:
–
Какие чувства у вас вызвала учительница?
–
Как автор относится к герою рассказа?
Творческие:
–
Что было бы, если в школе не было такой учительницы, как А.Н.?
Практические:
–
Что бы вы пожелали Артему?
4.
Приём «Интервью»
Литературное чтение 2 класс
Тема. И.А. Крылов. «Лебедь, рак и щука».
Дорогие телезрители! Наше внимание привлекло одно событие: Лебедь,
Рак и Щука взялись перевезти воз, но сколько не старались, ничего не вышло.
Давайте выясним у героев, что же собственно произошло.
–
Почему воз и ныне там?
–
Как можно решить эту проблему?
–
Чему вас научил этот случай?
Литературное чтение 3 класс
Тема. И. Куприн. «Слон».
Уважаемые
телезрители!
Я
собственный
корреспондент
газеты
«Снежнянская
жизнь». Сегодня
произошло
чрезвычайное
происшествие:
ночью по улицам нашего города провели слона. Вот герои этих событий.
Зададим им вопросы.
–
(хозяину зверинца) – Почему вы согласились отпустить слона в гости к
этому господину?
–
(папе) – Как сейчас чувствует ваша дочь?
3. Заключение
Использование приемов критического мышления на уроках в начальной
школе – это эффективный способ формирования у младших школьников
необходимых навыков для успешной учебы и жизни в современном мире.
Внедрение этих приемов в образовательный процесс требует от учителя
творческого подхода, готовности к экспериментированию и постоянному
самосовершенствованию.
4. Список использованных источников.
1.
Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически. / И. О. Загашев, С. И.
Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом
«Речь», 2003. — 191 с.
2.
Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке пособие для
учителей
общеобразоват.
учреждений
/
С.
И.
Заир-Бек,
И.
В.
Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011 — 223 с.
3.
Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на
уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. —
2-е изд. — Санкт-Петербург : КАРО, 2023. — 144 с.