Напоминание

"Использование приемов ТРКМЧП в соответствии с ФГОС"


Автор: Шурупова Людмила Романовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "СШ № 10 Г.О. СНЕЖНОЕ"
Населённый пункт: город Снежное, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование приемов ТРКМЧП в соответствии с ФГОС"
Дата публикации: 13.07.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Использование приемов ТРКМЧП в соответствии с ФГОС

Шурупова Людмила Романовна

Учитель начальных классов

ГБОУ «СШ № 10 Г.О. СНЕЖНОЕ»

1. Введение. Актуальность.

Современное общество предъявляет все более высокие требования к

развитию личности. В рамках модернизации российского образования одной из

ключевых задач становится формирование молодого человека, обладающего

критическим и нестандартным мышлением.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом

начального

образования,

важно

не

только

дать

младшим

школьникам определенный объем знаний, но и развить у них навыки анализа,

оценки и практического применения информации. Использование техник

критического мышления в начальной школе – это не просто дань моде, а острая

необходимость,

позволяющая

подготовить

детей

к

жизни

в

эпоху

информационных технологий.

2. Основная часть.

Именно в начальных классах формируется основа для функциональной

грамотности, происходит знакомство с культурным наследием страны и мира,

развиваются основные навыки общения и учебной деятельности. Этот этап

имеет решающее значение для успешного обучения в основной школе.

Сегодня задача учителя – не просто передавать готовые знания, а учить

ученика самостоятельно мыслить, находить и анализировать информацию,

критически оценивать ее, формировать собственные выводы и, при этом,

уважать чужое мнение [1].

Применение методов критического мышления на уроках в начальной

школе способствует формированию аналитического мышления у учащихся, а

не простому запоминанию и воспроизведению материала. Такие методы

помогают учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы

и решении учебных задач [3].

Развитие критического мышления в младшем школьном возрасте

является основой для:

Осознанного

обучения:

дети

учатся

понимать

смысл

фактов,

их

взаимосвязь и применение на практике.

Самостоятельности:

критическое

мышление

позволяет

детям

самостоятельно принимать решения, оценивать информацию и формировать

свое мнение.

Креативности: анализ различных точек зрения и поиск альтернативных

решений стимулируют творческое мышление и инновационный подход к

задачам.

Коммуникативных навыков: умение доказывать свою точку зрения,

слушать и понимать других, вести конструктивный диалог – важные

элементы критического мышления.

Адаптации к изменяющимся условиям: критическое мышление помогает

детям быстро ориентироваться в новой информации, адаптироваться к

новым ситуациям и находить оптимальные решения.

Приемы критического мышления, применимые в начальной школе

Существует множество приемов, которые можно успешно использовать

на уроках в начальной школе для развития критического мышления.

1.

Прием «Верные и неверные утверждения». «Верите ли вы?»

В начале занятия ученикам раздаются листы с утверждениями, и в

группах они анализируют предложенные факты. Выражая согласие с каждым

утверждением, учащиеся отмечают его знаком «+», а в случае несогласия –

знаком «-». В конце урока происходит повторное обсуждение этих же

утверждений. В результате ученики осознают, какие из их первоначальных

представлений были ошибочными, а какие – верными.

Окружающий мир 4 класс

Тема. «Родной край – часть большой страны»

Вопросы:

1. Верите ли вы, что наш край расположен на материке Евразия?

2. …, что наш край находится в природной зоне лесов?

3. …, что наш край находится в западном полушарии?

4. …, что в нашем краю растут ель, береза, осина?

5. …, что у нас обитают северные олени, песцы?

6. …, что наш край дает стране продукты сельского хозяйства?

7. …, что территория нашего края расположена в тропическом поясе?

2.

Прием «Корзина идей»

Этот прием используют в начале урока для активизации знаний и

выявления представлений учащихся по новой теме. Учитель задает ключевое

понятие, а учащиеся в течение ограниченного времени генерируют список

связанных с ним слов и выражений. Это может быть как индивидуальная, так и

групповая работа.

Окружающий мир 3 класс

Тема. Почва

- Почва – это

… земля

… огород

… плодородие

… чернозём

… урожай

… грядка

… место обитания, дом для животных

3.

Прием «Ромашка вопросов» (Блума) [2].

Рисунок 1 Ромашка Блума

Литературное чтение 3 класс

Тема. А Платонов «Еще мама»

Простые вопросы:

О чем рассказ?

Что вы можете сказать об отношениях Артема и его мамы?

Кого встретил по дороге в школу мальчик?

Как звали учительницу?

Объясняющие:

Почему мальчик не хотел идти в школу:

Почему Артему показалось, что на него напал орел?

Почему мальчик был невнимательным в школе?

Почему у рассказа такое название?

Уточняющие:

Верно ли, что Артем считал А.Н. своей второй мамой? Что навело вас на эту

мысль?

Оценочные:

Какие чувства у вас вызвала учительница?

Как автор относится к герою рассказа?

Творческие:

Что было бы, если в школе не было такой учительницы, как А.Н.?

Практические:

Что бы вы пожелали Артему?

4.

Приём «Интервью»

Литературное чтение 2 класс

Тема. И.А. Крылов. «Лебедь, рак и щука».

Дорогие телезрители! Наше внимание привлекло одно событие: Лебедь,

Рак и Щука взялись перевезти воз, но сколько не старались, ничего не вышло.

Давайте выясним у героев, что же собственно произошло.

Почему воз и ныне там?

Как можно решить эту проблему?

Чему вас научил этот случай?

Литературное чтение 3 класс

Тема. И. Куприн. «Слон».

Уважаемые

телезрители!

Я

собственный

корреспондент

газеты

«Снежнянская

жизнь». Сегодня

произошло

чрезвычайное

происшествие:

ночью по улицам нашего города провели слона. Вот герои этих событий.

Зададим им вопросы.

(хозяину зверинца) – Почему вы согласились отпустить слона в гости к

этому господину?

(папе) – Как сейчас чувствует ваша дочь?

3. Заключение

Использование приемов критического мышления на уроках в начальной

школе – это эффективный способ формирования у младших школьников

необходимых навыков для успешной учебы и жизни в современном мире.

Внедрение этих приемов в образовательный процесс требует от учителя

творческого подхода, готовности к экспериментированию и постоянному

самосовершенствованию.

4. Список использованных источников.

1.

Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически. / И. О. Загашев, С. И.

Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом

«Речь», 2003. — 191 с.

2.

Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке пособие для

учителей

общеобразоват.

учреждений

/

С.

И.

Заир-Бек,

И.

В.

Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011 — 223 с.

3.

Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на

уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. —

2-е изд. — Санкт-Петербург : КАРО, 2023. — 144 с.



В раздел образования