Авторы: Андрейченко Наталья Викторовна, Россова Снежана Павловна
Должность: преподаватель, методист
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ № 50"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Сценарий сольного концерта выпускника фортепианного отделения"
Дата публикации: 13.08.2025
Раздел: дополнительное образование
СЦЕНАРИЙ СОЛЬНОГО КОНЦЕРТА ВЫПУСКНИКА
ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Андрейченко Наталья Викторовна,
преподаватель по классу фортепиано,
Россова Снежана Павловна,
методист,
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств № 50», г. Кемерово.
Аннотация.
Цель: Представление публике сольного выступления талантливой учащейся
детской школы искусств, демонстрирующего ее достижения и мастерство.
Задачи:
o
Показать уровень владения инструментом и музыкальным материалом,
пройденным за годы обучения.
o
Ознакомить зрителей с разнообразием стилей и эпох классической музыки.
o
Создать атмосферу живого общения музыкантов и публики, вызвать
эмоциональный отклик и восхищение искусством.
Оригинальность идеи: Концерт представляет собой своего рода путешествие по
различным этапам обучения юного музыканта, показывая рост мастерства и
артистического таланта.
Актуальность: Демонстрация достижений учащихся школ искусств, важность
сохранения традиций и преемственности поколений в искусстве.
Новизна сценария заключается в нескольких аспектах:
o
Комплексный подход: Проект демонстрирует постепенный рост и развитие
молодого музыканта, проходящего различные этапы обучения, от простых
произведений до сложных и виртуозных сочинений. Это позволяет зрителям
увидеть развитие музыканта и оценить прогресс.
o
Разнообразие репертуара: Программа концерта включает произведения
различных эпох и стилей, от барочной музыки Баха до романтических
этюдов Шопена и современной композиции Натальи Смирновой. Такое
разнообразие обогащает восприятие аудитории и показывает широту
возможностей исполнителя.
o
Интерактивность:
Ведущая
активно
взаимодействует
с
публикой,
комментируя каждое произведение и рассказывая интересные факты о
композиторах и их творчестве. Это делает концерт более увлекательным и
доступным даже для тех, кто не разбирается глубоко в музыке.
Таким образом, сценарий концерта отличается своей образовательной
направленностью,
культурологической
глубиной
и
высокой
степенью
вовлеченности зрителя в процесс восприятия музыкального искусства.
Адресат: Широкая аудитория любителей музыки, родители юных исполнителей,
преподаватели, ценители искусства и потенциальные спонсоры образовательных
проектов в сфере искусства.
Занавес закрыт.
Голос за кулисами:
Уважаемые слушатели! Через несколько минут начнется
концерт.
Убедительная
просьба
на
время
проведения
мероприятия,
пожалуйста, отключите ваши мобильные средства связи. Спасибо за
понимание.
Занавес открывается. Выходит ведущая
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в
нашем уютном концертном зале и подарить вам приятные минуты от встречи с
музыкой.
Сегодня мы пригласили вас на сольный концерт учащейся 9 класса
фортепианного отделения нашей школы. Наш концерт мы решили назвать «По
ступенькам к мастерству», и это неслучайно. Алина прошла путь от азов
музыкальной грамоты и в этом году она выпускница! Музыка в ее жизни играет
большую роль, именно поэтому, она может исполнить такое количество
произведений, что хватило на целый концерт. Это, поверьте, не у многих
получается. И надо отметить, что это уже второй сольный концерт Алины. А
первый состоялся ещё во втором классе!
Открывает наш концерт произведение
Иоганна Себастьяна Баха.
Более 260 лет назад Бах писал свои музыкальные шедевры: одни - для
исполнения на органе в храмах, другие - для своих детей с целью тренировки
их музыкальных способностей. В роду Бахов более 52 известных немецких
музыкантов, математиков и несколько замечательных композиторов, самым
известным из которых является Иоганн Себастьян. Бах непревзойденный гений,
хотя его музыка долгое время считалась чересчур сложной, непонятной, но для
жителей той эпохи «Барокко» она была простой и вполне естественной.
За время учёбы Алина прошла разные ступени полифонических
произведений, начиная от старинных танцев, маленьких прелюдий, двух и
трехголосных инвенций и сегодня вы услышите Прелюдию и фугу из ХТК.
«Хорошо темперированный клавир» справедливо считается своеобразной
энциклопедией баховских образов, где раскрывается большой и сложный
внутренний мир человека, его художественно-поэтические представления,
богатейшая область человеческих чувств.
«Хорошо темперированный клавир» Бах написал, желая показать
равнозначность тональностей темперированного строя. Каждая прелюдия и
фуга в двух томах «Хорошо темперированного клавира» составляет отдельное,
самостоятельное
двухчастное
произведение,
объединенное
общей
тональностью: прелюдия и фуга до мажор, прелюдия и фуга до минор,
прелюдия и фуга до-диез мажор и т.д.
Итак, в исполнении Алины звучит Прелюдия и фуга As-dur из I тома
«Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха.
(Алина выходит на сцену)
Ведущая: В репертуаре любого музыканта наряду с полифоническими
пьесами, обязательно есть произведения крупной формы. С помощью сонатин и
сонат мы знакомимся с особенностями музыкального языка эпохи классицизма.
Воспитывается
чувство
формы,
ритмическая
устойчивость
исполнения,
единство темпа. В сонатах все лаконично, любая неточность в звукоизвлечении,
невнимание к штрихам, паузам, не способность держать единый темп - просто
не позволительны. Сонаты очень полезны для воспитания ясности и точности
выполнения всех деталей текста.
Людвиг ван Бетховен - ключевая фигура классической музыки
в
переходный период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее
исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его
время
жанрах.
Самыми
значительными
в
его
наследии
считаются
инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные
сонаты, концерты для фортепиано, скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.
Среди обширного фортепианного наследия Бетховена выделяются его 32
сонаты. В них композитор воссоздавал мир внутренних переживаний и чувств
человека.
В исполнении Алины для вас прозвучит 1 часть Сонаты № 10, ор.14 № 2
немецкого композитора конца 18 - начала 19 века Людвига ван Бетховена.
Ведущая: Одна ступеней в мастерстве пианиста - этюды.
Почему в
музыкальных школах им придают такое большое значение? Неужели без
освоения этюдов нельзя научиться играть на фортепиано? Конечно же, можно!
Но! Этюды позволяют развить точные ритмические навыки, скоординировать
игровые движения и беглость пальцев.
На протяжении многих лет педагоги всего мира признают, что этюды
Карла Черни отлично развивают беглость и готовят руки пианистов к наиболее
виртуозным произведениям. Карл Черни - австрийский пианист и композитор
чешского происхождения первой половины 19 века - считался в Вене одним из
лучших преподавателей игры на фортепиано.
Им написано более тысячи
произведений, среди которых симфонии, сонаты, трио, квартеты, песни, этюды
и упражнения. Черни является также автором многих методических трудов.
Знаменит он созданием огромного количества этюдов для фортепиано.
Предназначены этюды в основном для развития и тренировки какой-либо вида
техники.
Первые этюды из Черни - Гермера, конечно, не содержат музыкальных
красот, но «Искусство беглости» ор 740 – подлинная жемчужина черниевского
наследия. Композитор абсолютно точен в названии. Не «Школа беглости», как
ор. 299, а именно «Искусство беглости». Черни добивается здесь удивительной
отточенности
и
соразмерности,
поистине
классического
«кристального»
совершенства.
В исполнении Алины для вас прозвучит «Этюд» Карла Черни, ор. 740
№ 42, F-dur.
Ведущая:
Кроме
инструктивных
этюдов
Черни
пианисты
часто
исполняют этюды К. Лешгорна, И. Крамера, М. Клементи, М. Мошковского.
Мориц Мошковский - немецкий композитор, пианист и дирижёр польского
происхождения.
Настоящую
известность
ему
принесли
сочинения
для
фортепиано - виртуозные пьесы, концертные этюды и другие, вплоть до
салонных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.
Послушайте в исполнении Алины Скерцо-этюд композитора Морица
Мошковского (Скерцо - с итал. scherzo, дословно — «шутка»).
Ведущая: В исполнительской копилке Алины этюды Арама Хачатуряна,
Эдуарда Мак - Доулла, Вильяма Гиллока, Эдварда Грига, Фридерика Шопена.
Шопен -
польский композитор и пианист, творческая деятельность которого
посвящена фортепиано. Один из ведущих представителей западноевропейского
музыкального
романтизма,
основоположник
польской
национальной
композиторской школы. Творчество Шопена оказало значительное влияние на
развитие
музыкальной
культуры
Европы.
Шопен
писал
фортепианные
концерты, сонаты, баллады, а также миниатюры, такие как: мазурки, полонезы,
вальсы, этюды
,
прелюдии, экспромты, ноктюрны.
Отдельно следует сказать про этюды Шопена. Они объединили в себе не
только тонкую структуру, позволяющую совершенствовать технику, но и
большую культурную и музыкальную ценность - эти этюды нельзя назвать
исключительно ученическими. Сегодня их часто исполняют на концертах.
Ф. Шопен, Этюд f-moll, ор. 25 № 2.
Ведущая:
Алина
много
занимается
на
любимом
инструменте
фортепиано. С первого года обучения она участвует в конкурсах различного
уровня. За все годы учебы она приняла участие почти в 100 конкурсах, и до
окончания учебного года еще несколько конкурсов впереди. Только в этом году
она участвовала в 18 конкурсах и заняла почетные места. Позвольте я их
перечислю…(ведущая перечисляет победы учащейся).
Также
Алина
трижды
становилась
стипендиатом
губернаторской
стипендии
«Юные
дарования
Кузбасса»
и
трижды
стипендиатом
Муниципальной стипендии. В июне 2021 года и марте 2024 года Алина
приняла участие в совместном проекте ДШИ города и Губернаторского
симфонического оркестра Государственной филармонии Кузбасса им. Б.Т.
Штоколова «Симфония детства». В мае 2024 года - в городском концерте
«Поющее детство», посвящённом 120-летию Д.Д. Кабалевского. В этом
учебном году состоялся совместный концерт камерного оркестра филармонии и
учащихся музыкального отделения нашей школы, в котором Алина также
приняла участие.
Ведущая: В курсе обучения кроме предмета «специальность», у Алины
были предметы «концертмейстерский класс» и «фортепианный ансамбль».
Аккомпанировать вокалисту или инструменталисту не так просто, как кажется
на первый взгляд. Нужно чувствовать исполнителя, «не потерять» во время
исполнения партию солиста.
Для вас звучит романс. Музыка Александра Даргомыжского, слова
Александра Пушкина «Юноша и дева»,
исполняют: вокал - Василина
Чумаченко (преподаватель Унтова Лариса Александровна), партия фортепиано
- Алина Ранде.
Ведущая: Два года назад Алина окончила вокальное отделение нашей
школы у преподавателя Рехтиной Ксении Анатолиевны. Давайте послушаем
романс в ее исполнении. Музыка Александра Гурилева, слова Николая
Грекова «Майские ночи», концертмейстер Побоева Евгения Аркадьевна.
Ведущая:
Большое
место
в
исполнительском
репертуаре
Алины
занимают концертные пьесы. Сегодня в исполнении Алины для вас прозвучит
пьеса русского композитора Петра Ильича Чайковского - «Скерцо».
Чайковский - один из величайших композиторов в истории русской и мировой
культуры. По исследованиям ЮНЕСКО его музыка - самая исполняемая в
мире. Чайковский - ярчайший представитель музыкального романтизма, один
из выдающихся лириков и драматургов - психологов в музыке.
Фортепианные сочинения П.И. Чайковского - значительная по масштабам,
многообразная
по
содержанию
и
форме
часть
творческого
наследия
композитора: в целом им создано 117 фортепианных произведений самых
различных жанров. Наряду с монументальными концертами и «Большой
сонатой», перу композитора принадлежит несколько фортепианных циклов, а
также множество фортепианных миниатюр (вальсы, ноктюрны, экспромты,
характерные пьесы и другие.).
Скерцо, которое сейчас прозвучит с этой сцены, носит отнюдь не
шутливый характер, т.к. написано Петром Ильичом в поздний период жизни и
творчества, когда его творческий стиль уже сформировался.
Петр Ильич Чайковский, Скерцо, ор. 40 № 11.
Ведущая: предлагаем вашему вниманию еще одну пьесу концертного
характера Франца Пе
Z
тера Шуберта. Франц Шу
Z
берт - австрийский композитор
19-го века, один из основоположников романтизма в музыке, автор 600
вокальных композиций, девяти симфоний, а также большого количества
камерных и сольных фортепианных произведений.
Франц Шуберт, Экспромт Es-dur, ор. 90 № 2.
Экспромт
(от
лат.
expromptus
-
готовый)
-
инструментальная
пьеса
импровизационного характера.
Ведущая: Наш концерт подходит к завершению, и в финале для вас
прозвучит
пьеса
современного
композитора
Натальи
Смирновой
«Бразильский карнавал».
Ведущая: Музыка - это величайшее из искусств, которое способно
удивить, вдохновить и прикоснуться к самым глубоким чувствам человека.
Настоящий музыкант всегда стремится к совершенству. Мастерство не
приходит мгновенно, оно требует времени, усилий и постоянного развития.
Музыкант вкладывает свою душу, энергию и страсть в каждую ноту, чтобы
создать неповторимую музыку, затрагивающую сердца слушателей.
Алина, верь в себя, слушай своё сердце, будь целеустремлённой, желаю
тебе черпать в музыке силы и вдохновение, творческих побед! Ведь предела
совершенству - нет!
(вручение подарка)
Дорогие друзья, наш концерт подходит к финалу, благодарим вас за
аплодисменты и теплоту ваших сердец. Спасибо Алине за выступление и
удовольствие, от музыки, которая звучала с этой сцены в ее исполнении.
Приглашаем на сцену всех участников сегодняшнего концерта. Уважаемые
зрители, давайте наградим артистов аплодисментами.
(вручают цветы)
Спасибо за внимание, наш концерт окончен.
Занавес закрывается.