Автор: Корж Наталья Викторовна
Должность: учитель географии, социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6"
Населённый пункт: г. Сосновый Бор Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Конфликты между учителем и учеником в школе"
Дата публикации: 13.11.2023
Раздел: среднее образование
КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ В ШКОЛЕ
Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях,
взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в
противодействии участников этого взаимодействия и обычно
сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки общечеловеческих
ценностей, правил и норм.
Психологи выделяют следующие варианты конфликтов в школе: ссоры между
учениками; разногласия у педагога со школьником (учитель-ученик); спорные моменты
родителей с учителем или администрацией школы.
Рассмотрим конфликты между учителем и учеником.
Конфликты деятельности,
возникающие по поводу успеваемости ученика,
выполнения им внеучебных заданий и проявляющиеся в отказе ученика выполнять
учебной задание или плохом его выполнении. Это может происходить по разным
причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, а иногда и неудачное
замечание учителя.
Виды конфликтных периодов:
Конфликтный период
в начальной школе -
1-классник переживает довольно
сложный и даже болезненный этап в своей жизни: происходит смена игровой
деятельности на учебную.
Конфликтный период - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходят
несколько учителей-предметников, появляются новые школьные предметы.
Конфликтный период - в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после
его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс.
Конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные
экзамены в вуз, начало личной и интимной жизни
Конфликты поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил
поведения в школе и вне ее. Один и тот же поступок может вызываться различными
мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при
недостаточной информации об их подлинных причинах.
Конфликты отношений (взаимодействия), возникающие в сфере эмоционально-
личностных отношений учащихся и учителей. Они приобретают личностный смысл,
порождают неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Причины возникновения конфликтов между педагогами и учащимися
Плохая подготовленность учеников к занятиям
Нарушение дисциплины учащимися
Несправедливое отношение учеников к педагогу
Игнорирование советов и замечаний учителя
Нежелание учиться
Слишком высокие требования учителей
Несправедливость педагога
Нежелание учителя признать свои ошибки
Наличие у педагогов любимчиков среди учащихся
Нежелание учителей понять учеников
Конфликты в педагогическом общении
Конфликты восприятия. В актах взаимного познания должно быть выделено
действие трех важнейших механизмов межличностного восприятия: идентификация,
рефлексия, стереотипизация, эмпатия.
Идентификация
–
это
способ
понимания
другого
человека
через
осознанное
или
бессознательное
уподобление
его
характеристикам
самого субъекта
В ситуациях взаимодействия люди строят
предположения
о
внутреннем
состоянии,
намерениях,
мыслях,
мотивах и чувствах
другого
человека
на
основе
попытки
поставить себя на его место.
Рефлексия - осознание субъектом того,
как он сам воспринимается партнером
по общению
Рефлексия входит в состав восприятия другого
человека.
Понять
другого
означает,
в
частности, осознать его отношение к себе как
к субъекту восприятия.
Стереотипизация
-
классификация
форм
поведения
и
интерпретация
(иногда без каких-либо оснований) их
причин
путем
отнесения
к
уже
известным или кажущимся известными
явлениям, т, е. отвечающим соци-
альным стереотипам
Стереотип
-
сформировавшийся
образ
человека, которым пользуются как штампом.
Стереотипизация
может
складываться
как
результат обобщения личного опыта субъекта
межличностного
восприятия,
к
которому
присоединяются
сведения,
полученные
из
книг, кинофильмов и т. п., запомнившиеся
высказывания знакомых.
Эмпатия
—
способность
эмоционально воспринимать другого
человека, проникнуть в его внутренний
мир, принять его со всеми его мыслями
и чувствами
Три уровня развития: первый уровень —
низший, общаясь с собеседником, человек
проявляет своеобразную слепоту к состоянию,
переживаниям,
намерениям
собеседника;
второй
уровень
—
по
ходу
общения
у
человека возникают отдельные отрывочные
представления
о
переживаниях
другого
человека; третий уровень отличает умение
сразу войти в состояние другого человека не
только в отдельных ситуациях, но и на
протяжении всего процесса взаимодействия с
ним.
Конфликты коммуникации
Коммуникация - это знаково-речевая система на основе, которой передается информация.
В общении выбирают вербальную – речевую и невербальную – знаковую коммуникацию.
Вербальная коммуникация. При общении в разговорной речи используются реплики,
которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником,
вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим,
разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значи-
тельной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений.
Невербальная коммуникация - эмоциональное отношение, сопровождающее речевое
высказывание жестами, мимикой, позой, смехом, слезами и т.д.
Невербальная
коммуникация образует знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и
заменяющую средства вербальной коммуникация - слова. Реплика, брошенная через пле-
чо, четко показывает отношение коммуникатора к реципиенту. В некоторых видах
обучения (в частности, при обучении «говорению» на иностранных языках) преподаватель
предпочитает размещать учеников не «в затылок друг другу», как это принято в классе, а
по кругу, лицом друг к другу, что существенно повышает коммуникабельность
общающихся и интенсифицирует приобретение навыков общения на иностранном языке.
Конфликты взаимодействия
В процессе совместной деятельности в качестве причин конфликтов могут выступать два
рода
детерминант;
предметно-деловые
разногласия
и
расхождение
личностно-
прагматических интересов, в том случае, если во взаимодействии людей, осу-
ществляющих хорошо организованную, общественно ценную совместную деятельность,
преобладают предметно-деловые противоречия, возникший конфликт, как правило, не
ведет к разрыву межличностных отношений и не сопровождается нагнетанием
эмоциональной напряженности и враждебности.
Причиной возникновения конфликтов являются также
непреодоленные смысловые
барьеры в общении,
препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся.
Смысловой барьер в общении — это несовпадение смыслов происходящих событий для
участников взаимодействия и в частности смыслов высказанного требования, просьбы,
приказа
для
партнеров,
создающее
препятствие
для
их
взаимопонимания
и
взаимодействия.
Пример.
Смысловые барьеры возникает вследствие того, что ребенок, понимая
правильность требований взрослых, не принимает этих требований, потому что они
чужды его опыту, взглядам и отношениям. Зачастую смысловой барьер появляется
вследствие неверной тактики воспитательных воздействий по отношению к ребенку.
Преодоление смысловых барьеров оказывается возможным, если педагог:
знает и принимает во внимание психологию учащегося,
учитывает его интересы и убеждения,возрастные особенности, прошлый опыт,
считается с его перспективами и трудностями.
Главная задача - научить детей пользоваться языком взрослых и научить взрослых
понимать язык детей.
Пример. Одно и то же слово, действие, обстоятельство может иметь различный смысл для
разных людей. Замечание учителя школьнику: «Опять ты подрался с Петровым на
перемене» имеет одно и то же значение для обоих. На уровне значений никаких
затруднений во взаимопонимании общающихся нет: и тот, и другой понимают, о чем идет
речь. Но личностный смысл их может быть разным. Для учителя драка в школе -
нарушение дисциплины. Для ученика, быть может, это еще одна попытка пресечь
издевательства Петрова над ним как более слабым.
Самые распространенные конфликты
Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные
требования. Отказ может быть высказан словесно или действиями. Связано это, видимо, с
желанием отстаивать свое мнение — пусть иногда нелепым способом.
Конфликт
единства.
Подросток
поступает
так,
как
принято
в
среде
одноклассников. Сам бы он так себя не вел, если бы не боязнь выглядеть «слабаком»,
«маменькиным сынком», «тряпкой».
Конфликт лидерства. Подросток видит учителя как конкурента в классе. Он
старается не потерять авторитет.
Конфликт нелюбви. Происходит тогда, когда к учителю относятся без уважения.
Знают, что его можно вывести из себя. Специально устраивают такие ситуации, чтобы
учитель потерял терпение.
Особенности конфликтов «учитель – ученик»
ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных
ситуаций;
участники конфликтов имеют разный социальный статус («учитель- ученик»), чем
и определяется их поведение в конфликте;
разница
в
жизненном
опыте
участников
порождает
разную
степень
ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
различное понимание событий и их причин;
присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт
приобретает воспитательный смысл;
профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя
инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как
формирующейся личности;
всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и
конфликты, в которые включаются другие ученики.