Напоминание

Игры на уроках математики


Автор: Бутырина Людмила Максимовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МОУ "Ялгинская СОШ"
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Игры на уроках математики
Дата публикации: 13.11.2024
Раздел: среднее образование





Назад




1

Игры на уроках математики.

«Все лучшее, что делается нами

Весенней созидательной порой,

Творится не тяжелыми трудами,

А легкою, искрящейся игрой».

Роль математики в современном мире, современной практической

деятельности так велика, что наше время называют эпохой математических

знаний. Эти знания необходимы каждому молодому человеку, независимо от

того, кем он станет в будущем: рабочим, инженером, механизатором, врачом,

офицером или ученым.

Выявление и развитие способностей молодежи, привлечение их к

творчеству - одна из основных задач школы. Свой вклад в решение этих

задач вносит и та подготовка, которую получают учащиеся, овладевая школь-

ным курсом математики. Ни один другой предмет, кроме родного языка и

литературы, не занимают в школьном обучении такого положения. Большое

внимание к изучению математики объясняется тем значением, которое

приобрела эта древнейшая, но вечно молодая наука в жизни современного

общества.

Известный

методист-математик

В.Шаталов

в

своей

работе

«Эксперимент продолжается» отмечал: «Одна из сложнейших задач, над

решением которой бьется ни одно поколение учителей,- развить ум ребенка,

приохотить его к активному, напряженному, интеллектуальному труду,

воспитать не пассивного потребителя, а добывателя».

Эта проблема актуальна сегодня как никогда.

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с

учащимися в современной школе является урок. Современный урок

математики насыщен материалом, скоротечен, невозможен без применения

учебных, наглядных и технических средств.

В современных условиях обучения достаточно четко ставится вопрос

о применении таких организационных форм работы на уроке, которые

обеспечивали бы эффективное приобретение не только знаний, умений и

навыков, но и ценного опыта нравственных и коллективных отношений.

При работе с детьми каждый учитель, чаще всего, сталкивается с

несколькими основными проблемами:

1. Многие дети, обладая неплохими способностями, имеют

серьезные пробелы в знаниях, такие, как:

а) Недостаточно прочно овладевают теоретическими

знаниями.

б) Медленно выполняют вычислительную работу (особенно

устную).

в) Допускают ошибки в вычислениях.

1

2

г) Не могут обосновать ход решения задачи.

2. Нет активного участия всех учеников в процессе урока.

3. Не всегда удается создать спокойную рабочую обстановку на

уроке.

Мне, как и любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро

считали, умели аргументировать свои действия при решении различных

задач, владели бы умениями решать основные типы задач и уравнений. На

своих уроках я неоднократно замечала, что дети оживляются, когда

приводишь примеры или решаешь задачи, связанные с повседневной

жизнью, вставляешь в урок задачи игрового содержания. Возникает вопрос:

почему?

Еще В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через

которое

в

духовный

мир

ребенка

вливается

живительный

поток

представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности».

Простая, но замечательная по своей глубине и значимости идея о том,

что «человек разумный» есть в первую очередь «человек играющий» и

поэтому обучать даже самым серьезным вещам следует по возможности

играя, приходила в голову выдающимся педагогам на протяжении всей

истории

человечества.

Но,

разумеется,

свое

открытие

относительно

«человека

играющего»

каждый

педагог

реализовывал

в

меру

своих

способностей, знаний и традиций своей страны и эпохи.

По словам В. Шаталова, в игре «дети обретают не только

равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой

других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, начинают выказывать и

глубину мышления, мышления смелого, масштабного, нестандартного».

Игра

форма

познавательной

деятельности,

способствующая

развитию и укреплению интереса к математике. Значит, с детьми необходимо

играть, как только возникает возможность. Значит, игра нужна, особенно в

слабых классах, где интерес к математике, как правило, не велик. Игра

помогает

сделать

любой

учебный

материал

увлекательным,

создает

радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Так вот, многие трудности в работе мне удается преодолеть именно с

помощью введения в урок игровых моментов. Через игру дети получают

возможность для развития как личности в целом, так и отдельных

психологических

процессов:

внимания,

памяти,

наблюдательности,

мышления.

Когда же играть с детьми? Ведь время на уроке ограничено, а

прохождение программного материала никто не отменял. Конечно, нельзя

играть постоянно и на каждом уроке. Иногда достаточно вставить в урок

лишь игровой момент, а не проводить весь урок в виде игры. Многое зависит

от возраста детей. Чем младше ученики, тем чаще проводятся игровые уроки,

потому что именно ученики 5-6 кл. наиболее нуждаются в том, чтобы их

первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами

2

3

носило не сухой схоластический характер (а мнения о математике как о науке

сухой и мертвой живо в обществе и по нынешнее время), а порождало бы

интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к

правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы

оживление в преподавание предмета.

И чем старше ученики – тем игры становятся серьезнее и сложнее.

Проводить игровые уроки получается не часто (в основном это уроки

обобщения и закрепления), но по времени они более продолжительны.

Вместе с учениками игры «взрослеют» от ролевых – к дидактическим,

от дидактических – к деловым. Продолжительность игры может быть

разной:

от 5-10 минут (игры – упражнения, устный счет) до 40 минут

(сюжетные игры).

По характеру познавательной деятельности все игры можно отнести к

следующим группам:

1) Игры, требующие от детей исполнительной деятельности

(выполнение действий по образцу). Например, я на уроках применяю игру,

когда

с помощью фигурок-танов из набора «Тан-грам» надо сложить

заданную фигуру по образцу (модель прилагается);

2) Игры, требующие воспроизводящей деятельности. Эти игры

направлены на формирование различных навыков - построения, решения

задач, вычислительных навыков;

3)

Игры,

в

которых

запрограммирована

преобразующая

деятельность

учащихся.

Такие

игры

развивают

навыки

контроля

и

самоконтроля,

Например,

игры

«Проверь

соседа»,

«Вычислительная

цепочка», «Кросснамбер».

4) Игры, в которые включены элементы поиска, творчества

(математические сочинения, исследования).

Независимо от того, какая игра используется на уроке, все игровые

действия происходят согласно определенным правилам, договоренностям,

установленным заранее и здесь важную роль играет правильная организация

игры, которая полностью зависит от профессионализма учителя. Успех игры,

трудности, с которыми пришлось столкнуться, обнаруживаются в финале, в

момент подведения итогов. Игра может выполнять обучение и давать

ощутимые результаты по приобщению детей к математике.

Ролевые игры.

По формам проведения и сложности игры можно разделить на:

1) Ролевые игры;

2) Дидактические игры

3) Деловые игры.

Ролевые игры – игры, на которых дети знакомятся с новым

материалом или обобщают изученный материал не только с помощью

«сухих» правил и определений. Им помогают разобраться с материалом

3

4

сделать выводы ожившие математические объекты: Дроби, Треугольник,

Прямая и др. Как известно, ребенок познает мир, наблюдая за деятельностью

других людей, общаясь с другими людьми. Участвуя в небольших сценках,

ученики ведут диалог или беседу с математическими объектами, роль

которых играют подготовленные ученики. В процессе проведения ролевой

игры происходит общение не по правилу учитель - ученик, а ученик - ученик.

Во время ролевой игры выявляются: умение учащихся анализировать ответы,

данные другими учениками и адекватно их оценивать; вырабатывается

самооценка, критерии оценки своей работы и работы своих товарищей.

Ролевые игры полезно использовать в 5-6 классах. Примером такой игры

служит игра «Я – обыкновенная дробь»

Дидактические игры.

В Толковом словаре С. И. Ожегова дается такое разъяснение слова

«дидактическая» - наставительная, поучительная. Дидактических игр

множество. По своей структуре их можно разделить на сюжетные игры и

игры – упражнения, включающие в себя отдельные элементы игры.

Игры можно применять на разных этапах урока. Приведу

несколько примеров дидактических игр, которые я использую в процессе

своей работы.

Неотъемлемой частью урока являются устные упражнения.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся,

развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции,

повышают интерес к изучаемому материалу. Проводимые в начале урока

устные упражнения помогают учащимся быстро включаться в работу; в

середине или в конце урока служат своеобразной разрядкой после

напряжения и усталости, вызванных письменной или практической работой.

Для успешного проведения устной работы большую помощь оказывает

занимательность материала, задачи игрового содержания. В 5 – 6 классах во

время устной работы мною часто используется прием «неисправная счетная

машина». Из-за поломки машины ученикам приходится самим дорешивать

примеры, исправлять их или вставлять пропущенные знаки арифметических

действий.

Также в устную работу я часто включаю задачи от Васи

Незнайкина и Знайки. Вася Незнайкин – незадачливый ученик, который при

решении задач и примеров постоянно допускают различные ошибки и ляпы.

То вместо периметра фигуры ее площадь найдет, то знаки арифметических

действий перепутает, то запятые в числах неправильно расставит. Ребята с

удовольствием

исправляют

его

ошибки,

чувствуя

при

этом

свое

превосходство в знаниях.

Нравятся ученикам и Знайкины задачи. Например, при изучении

темы

« Длина отрезка» я вставляла в устную работу такие задачи:

1). Длина голубого китенка, только что появившегося на свет,

7м, а взрослого кита 33 м. На сколько метров подрастет китенок?

4

5

2). Корень верблюжьей колючки, растущей в пустыне, уходит на

глубину 15 м., а корни инжира ,который растет в южных районах России –

в 8 раз глубже. Какова длина корня инжира?

Одновременно с решением этих и им подобных задач,

демонстрацией своих математических знаний, ребята имеют возможность

получить новую информацию, связанную с другими науками.

А как оживляют урок занимательные задачи, данные в

стихотворной форме. Рифмованная формулировка задачи увеличивает

интерес к ней и желание ее решить. Например известная с древних времен

задача про обезьян:

На две партии разбившись,

Забавлялись обезьяны.

Часть восьмая их в квадрате

В роще весело резвилась,

Криком радостным двенадцать

Воздух свежий оглашали.

Вместе сколько, ты мне скажешь,

Обезьян там было в роще?

Вообще, в живой, « завлекательной» форме можно давать учащимся

не только задачи. Издавна известен прием мнемоники – придумывание

стихотворных, легко запоминающихся фраз, озвучивающих формулы,

правила, « отображающих» порядок расположения элементов в структуре,

шифрующих числовое значение важных констант. Так, на многих языках

придуманы строфы, «синхронно» воспроизводящие цифры числа ПИ,

например,

3 1 4 1 5 9

Вот и Миша и Анюта прибежали

2 6 5 3 6

Пи узнать число они желали.

( П 3, 1415926536)

Или короче:

3, 1 4 1 5 9

Это я знаю и помню прекрасно…

Стихотворную форму можно использовать и для введения различных

математических

понятий,

терминов,

формул.

Например,

известно

стихотворное изложение теоремы Пифагора.

Если дан нам треугольник,

И притом с прямым углом,

То квадрат гипотенузы

Мы всегда легко найдем:

Катеты в квадрат возводим,

5

6

Сумму степеней находим –

И таким простым путем

К результату мы придем.

Привлечение образности в речь учителя повышает эмоциональный

настрой

урока,

улучшает

запоминание

материала,

создает

теплоту

взаимоотношений между учителем и учениками и доверительное условие для

проведения впечатляющего урока с высоким интеллектуальным выходом.

Особое место среди дидактических игр занимают головоломки –

это и ребусы, и кроссворды, и задачи со спичками и многие другие.

При изучении геометрического материала в 5 классе неоценимую

помощь мне оказывают игры-головоломки « Танграм» и « Пентамино».

Приступая к изучению математики, ученики сталкиваются с огромными

трудностями: им приходится решать задачи на распознавание и на

построение фигур, на разбивание фигур на части и их преобразование, на

нахождение площадей фигур. И все это при отсутствии геометрического

опыта. А где взять этот опыт, как выработать эти навыки? Тут как раз и

приходят на помощь игры

« Танграм» и « Пентамино».

1) Игра « Танграм» состоит из 7

различных фигур: 5 треугольников, квадрат и параллелограмм.

С помощью фигурок – танов ученики складывают фигуры по

образцу учителя. Это могут быть фигурки зверей и птиц. Фигурки, которые

нужно сложить, эмоционально привлекательны для учеников 5 класса. Но,

чтобы

сложить

фигурку,

нужно

проявить

внимание,

настойчивость,

аккуратность и терпение. Играя, ученик постоянно сравнивает построенную

фигуру с заданной, сравнивает углы и соотношение длин отрезков,

передвигает и переворачивает отрезки.

2) Аналогом китайской игре – головоломки « Танграм» является и

игра «Пентамино».С той лишь разницей, что в этой игре не указаны

конкретные задания и образцы фигур, которые надо сложить. В этой игре

открывается простор для детской фантазии. Дети сами могут придумывать и

строить любые фигуры или же отгадывать, какая фигура построена учителем,

6

7

другими учениками. Так как вся фигура в общем состоит из одинаковых

квадратов и одинаковых треугольников, то ученики могут найти и общую

площадь всей фигуры, используя свойства площадей. Например, при

использовании игры «Пентамино» можно дать такое задание:

Кто отгадает: какая фигура построена? (ракета). Найдите ее площадь,

считая, что площадь одной клетки равна 1дм.кв.

Игры с танграмом или пентамино я вставляю в устную работу.

Ученики с помощью этих головоломок подготавливаются к изучению

геометрии в старших классах. Они учатся конструировать, находить площадь

различных фигур.

Одной из этих форм дидактической игры могут служить

кросснамберы (английск.- кресточислица) и кроссворды. В последнее время в

любом газетном киоске или в любом книжном магазине в большом

ассортименте

представлены

различные

кроссворды,

ребусы,

шарады,

сканворды. У многих людей, в том числе и детей, они пользуются большим

успехом. Как же не использовать этот интерес на уроках математики. В

кросснамберах предметом отгадывания служат математические задачи.

Сложность таких задач зависит от поставленной цели. Разгадывание

кросснамберов целесообразно предлагать учащимся для проверки освоения

ими знаний по определенной теме, разнообразив тем самым виды контроля.

Разгадывание кросснамберов предпочтительние других видов контроля тем,

что в них присутствует элемент игры, а это снимает психическое

напряжение, которым, как правило, сопровождается любая контрольная или

проверочная работа. Правильность решения задач проверяется в основном

тут же самими учащимися: В случае верных ответов цифры, стоящие при

пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать. Все решения

ребята выполняют в тетради, чтобы учитель мог полноценно контролировать

их работу.

Важную роль среди всех дидактических игр играют игры –

путешествия, игры – экскурсии, игра « Поле чудес», КВН, викторины. Такие

игры обычно занимают весь урок. Многие игры время от времени

повторяются, но с разными заданиями, в разных темах имеют не меньший

успех. Наоборот, каждый раз, отправляясь в то или иное путешествие, дети

радуются ему как впервые в ожидании новых приключений. При разработке

игры следует обратить внимание на то, чтобы дети воспринимали их именно

как задания, но при выполнении их все – таки играли.

7

8

На уроках математики при повторении теоретического материала

я часто использую игру « Математический футбол». При этом класс делится

на две команды, каждая из которых готовит свои вопросы соперникам

заранее. В команде есть защитники и нападающие. Лучшие защитники и

нападающие команд получают оценки. При подготовке к этой игре ученики

должны не только подготовить вопросы соперникам, но и сами хорошо знать

ответы на эти вопросы.

Велика роль математических соревнований и при проведении

различных конкурсов, КВНов. такие соревнования привлекательны тем, что

участвовать в них стремятся почти все ученики. Соревнования используются

не только для повышения интереса к предмету, но и для организации

коллективной умственной деятельности, сплачивают коллектив.

е) Деловые игры.

Особое место среди всех игровых уроков занимают уроки –

деловые игры.

При подготовке и проведении деловой игры строится определенная

имитационная модель. Например, деловая игра «Заседание ученого совета

НИИ по проблемам математики».

Имитационная модель:

1. Тема, рассматриваемая на данном уроке, разрабатывается и

изучается рядом лабораторий (лабораторией теоретиков, исследований,

эксперимента, информации).

2. В НИИ проходит отчет сотрудников лабораторий с последующим

выбором лучшей лаборатории.

3. Заранее известны требования к докладам.

-наиболее полное представление темы с четким выделением главного;

-

оформление

выступления

плакатами,

чертежами,

рисунками,

схемами.

4.Сопровождение доклада экспериментом.

При подготовке к заседанию выбирается тема, класс разбивается на

лаборатории с учетом уровня подготовки, каждая лаборатории получает

задание:

Лаборатория теоретиков – изучить теорию по проблеме, составить

таблицу,

помогающую

ориентироваться

в

материале,

подготовить

выступление.

Лаборатория информации – подобрать литературу по проблеме,

которая бы показала многообразие подходов к трактовке этой темы.

Лаборатория исследований – составить бланки для проведения всех

сотрудников на предмет компетентности.

Лаборатория эксперимента – показать применение теоретического

материала в нестандартной ситуации.

-Учитель,

как

председатель

ученого

совета,

подготавливает

дополнительные вопросы ( творческое задание ) для сотрудников всех

лабораторий.

8

9

- Председатель ученого совета готовит бланки для оценивания работы

каждой лаборатории в целом и каждого сотрудника на предмет выставления

оценки. Деловые игры сложны в подготовке и в проведении, поэтому

их следует проводить в старших классах, где ученики уже осознают, что

поступление в лицей, техникум, а позднее, возможно, и в вуз, не за горами.

Потому и относятся к таким урокам со всей серьезностью.

Конечно, при проведении и подготовке игрового урока учителю

приходится много думать, искать, творить. Чтобы игра была эффективной,

учителю нужно быть достаточно эрудированным в своей области знаний и

устремленным к поисковой деятельности.

9

10

Применение игр в процессе организации повторения.

В процессе обучения математике важное место отводится

организации повторения изученного материала. Необходимость повторения

обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного

овладения им.

Повторение в конце темы носит обзорный характер и способствует

систематизации знаний по теме.

Чтобы сделать процесс повторения более эффективным и

интересным,

в

каждый

урок

я

ввожу

элемент

игры.

Наиболее

благоприятными для применения игр являются обзорные уроки повторения,

а именно итоговые уроки.

В течение всего итогового урока идет закрепление, обобщение,

повторение материала, поэтому весь урок можно проводить в форме игры.

Именно итоговые уроки, которые бывают не чаще одного раза в

месяц

конце

каждой

темы),

дают

в

полной

мере

возможность

заинтересовать ребят, поставить их в такие условия, когда не готовиться

просто нельзя. Основная задача, которая решается на итоговых уроках,-

обеспечить

прочное

и

сознательное

овладение

учащимися

системы

математических знаний и умений.

В процессе работы у меня, как, наверное, и у каждого учителя,

возникают

различные проблемы, например:

1) многие дети, имея хорошие способности, показывают низкий

уровень знания (либо не доучивают, либо недопонимают);

2) на уроке работает лишь часть учащихся (одни не работают из-за

природной стеснительности, другие из-за недостатка знаний);

3) работа на уроке продвигается медленно, отсутствует творческая

атмосфера.

Поэтому я пришла к выводу: надо строить урок так, чтобы детям

было интересно на уроке, чтобы они все стремились участвовать в процессе

повторения, участвовать с удовольствием и чтобы им хотелось сделать как

можно больше.

Так у меня появились разнообразные итоговые уроки: урок-

путешествие

(«Путешествие в страну Геометрии,5 кл); урок- экскурсия

«Математический экскурс» (тема « Простые и составные числа, 6 кл);

урок «Встреча с инопланетянами» (решение задач в 5 кл.)

Очень популярна среди учащихся игра « Крестики- нолики». Игра

проходит в форме соревнования двух команд «Крестики» и « Нолики» и

включает в себя 9 конкурсов. В процессе игры дети могут не только

повторить

теоретический

и

практический

материал,

но

и

получить

историческую информацию прорешивая старинные задачи в конкурсе

10

11

«Письмо из прошлого», получить необычную информацию по теме в

конкурсе « Эрудит».

Чтобы подготовиться к итоговому уроку, ребятам часто приходится

не только внимательно работать с учебником, но и искать справочный

материал, дополнительную литературу. Это расширяет их кругозор. Им

приходится анализировать текст, выбирать лучшее. Вместе с учителем

ученики готовят сообщение.

Итоговые уроки, как никакие другие, подходят для решения

старинных задач, получения « исторической информации».

В каждый итоговый урок включается проверочная работа с целью

диагностики усвоения системы знаний и умений.

Во время игры применяются различные организационные формы

общения:

работа в группах и парах, коллективная и индивидуальная работа.

Каждый из участников игры обязательно участвует либо в работе в парах,

либо в индивидуальной работе, либо в коллективной. В малокомплектной

школе, где наполняемость в классах мала, каждый ребенок становится

активным участником игры.

Одной из важных задач для успешного продвижения вперед,

является создание дружного сплоченного коллектива. А где же сплотиться

коллективу, как не в команде, объединенной общей целью – победой в игре.

11



В раздел образования