Автор: Сташевская Ирина Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №4 города Южно-Сахалинска"
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Методика работы над аккомпанементом на примере романса П.И. Чайковского «Романс Полины» из оперы «Пиковая дама»
Дата публикации: 13.11.2025
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: «Методика работы над аккомпанементом на примере романса П.И.
Чайковского «Романс Полины» из оперы «Пиковая дама»
Автор:
Сташевская
Ирина
Николаевна
–
преподаватель
фортепиано,
концертмейстер.
г. Южно-Сахалинск
2025
2
Введение
Урок специальности по классу фортепиано является центральным звеном в
системе музыкального образования. Его эффективность напрямую зависит от того,
насколько грамотно преподаватель выстраивает педагогический процесс, сочетая
теоретическую
подготовку,
практическое
музицирование
и
воспитание
художественного вкуса ученика. Особую сложность и значимость представляет
работа в классе концертмейстерского мастерства, где пианист должен научиться не
только виртуозно владеть инструментом, но и быть чутким партнером, способным
подчинить свое исполнение общей художественной задаче.
Данная методическая работа посвящена развитию и закреплению навыков
аккордового аккомпанемента на материале произведения П.И. Чайковского «Романс
Полины» из оперы «Пиковая дама». В работе будут рассмотрены задачи, этапы,
методы и планируемые результаты в работе над аккордовым типом аккомпанемента,
что
позволит
раскрыть
комплексный
подход к
формированию
универсальных
учебных
действий
у
учащегося-пианиста.
Особое
внимание
уделяется
связи
технических задач с художественным содержанием музыки Чайковского. Романс
Полины написан в сумрачной тональности ми-бемоль минор. Последовательность
тоники и септаккорда II ступени при тоническом органном пункте вносит в музыку
трагически-напряжённый оттенок. Форма романса куплетная, но в мелодии каждого
второго раздела куплета появляются новые черты: расширяется диапазон, всё шире
становится
размах
мелодического
развития,
причём
постоянно
увеличивается
количество тактов в куплете. Особенно интенсивного развития достигает мелодия в
третьем куплете – мелодическая вершина романса.
Цели и планируемые результаты урока
Цель:
Развитие
и
закрепление
теоретических
и
практических
навыков
в
аккордовом типе аккомпанемента в произведении П. Чайковского «Романс Полины».
Для освоения аккомпанемента подходит комбинированный тип урока. Это
подразумевает комплексное применение ранее полученных знаний и закрепление
практических навыков, что делает процесс обучения целостным и системным.
Для развития музыкальных способностей мы будем воспитывать чуткость к
динамическим
оттенкам,
совершенствовать
чувство
ритма
и
активизировать
слуховое
восприятие,
внимание
и
сосредоточенность.
Параллельно
решаются
воспитательные
задачи:
формирование
любви
к
музыке
и
познавательной
мотивации, эмоциональной отзывчивости на музыкально-выразительные средства, а
также дисциплины и навыков аргументированного высказывания. Неотъемлемой
частью процесса является забота о здоровье ученика, которая включает соблюдение
правильной посадки и постановки рук, а также постоянный контроль за свободой и
естественностью пианистического аппарата.
Планируемые
результаты
освоения
аккомпанемента
включают
три
взаимосвязанных
аспекта.
На
личностном
уровне
это
проявление
устойчивого
интереса к музыкальному произведению, активное участие в учебном диалоге и
3
формирование способности к самооценке. В межпредметной области учащиеся
будут развивать навыки планирования своей деятельности и применять знания из
курса сольфеджио, такие как анализ лада, гармонии и структуры произведения.
Предметные
же
результаты
направлены
на
развитие
специальных
умений:
целостного
восприятия
вокальной
партии,
а
также
отработку
синхронности
дыхания, начала и окончания пения в ансамбле.
Структура урока
Эффективный урок требует логичной и последовательной структуры, где
каждый
этап
подчинен
достижению
общей
цели.
Данный
план-конспект
демонстрирует такую организацию на примере работы над произведением «Романс
Полины».
1. Организационный момент
Деятельность
преподавателя
на
этом
этапе
направлена
на
создание
психологически комфортной и доброжелательной атмосферы, что является залогом
успешной работы. Одновременно с приветствием происходит визуальный контроль
за
правильностью
посадки
ученицы
за
инструментом.
Деятельность
ученицы
заключается в осознанном принятии правильной игровой позиции и настроя на
продуктивную деятельность.
2. Определение темы и проверка домашнего задания
Преподаватель четко обозначает тему урока, фокусируя внимание на работе
над
конкретным
произведением
–
«Романсом
Полины».
Проверка
домашнего
задания проводится выборочно: вместо исполнения произведения целиком, акцент
делается на основной части аккомпанемента, без вступления. Этот подход позволяет
сэкономить время и сразу перейти к решению ключевых проблем, выявленных в
работе. Трудность исполнения данного аккомпанемента заключается в том, что
аккорды исполнять необходимо мягким туше при этом выделяя вершину аккорда 5
пальцем
(тем
самым
настроить
вокалиста
на
вступления
вокальной
партии).
Многократное повторение одного и того же аккорда вызывает у учеников трудность:
1. это одновременное взятие всех звуков
2.одинаковое прикосновение во всех долях, аккорды должны быть одинаковые
по громкости звучания и временному звучанию.
Паузы между аккордами не должны быть «пустыми», как говорят музыканты,
«пауза должна звучать».
4
3. Повторение теоретического материала
Этот
этап
является
связующим
звеном
между
теорией
и
практикой.
Преподаватель задает наводящие вопросы, проверяя усвоение фундаментальных для
концертмейстера понятий, перечисленных далее.
Роль
концертмейстера:
ученица
должна
понимать,
что
она
не
просто
аккомпаниатор, а полноправный участник ансамбля, несущий ответственность за
целостность исполнения.
Типы
аккомпанемента:
знание
классификации
(в
данном
случае
аккомпанемент относится к аккордовому типу) помогает осознанно подходить к
выбору средств выразительности.
5
Музыкально-теоретический
анализ:
вопросы
о
тональности
(es-moll)
и
источнике произведения (опера «Пиковая дама») активизируют знания, полученные
на других дисциплинах.
Ориентиры
в
работе
с
солистом:
ключевой
вопрос,
подводящий
к
практической части. Правильный ответ – ориентироваться необходимо на вокальную
партию, ее мелодию и, что особенно важно, текст, который диктует фразировку и
дыхание.
4. Основной этап работы
Это самый продолжительный и важный этап урока, где решаются основные
практические задачи. Работа ведется в формате ансамбля «учитель (вокалист) –
ученик (концертмейстер)» с использованием наглядного (преподаватель исполняет
вокальную партию, показывая фразировку и дыхание) и практического (ученица
отрабатывает навыки под руководством педагога) методов.
Основными
направлениями
работы
являются
развитие
техники
звукоизвлечения в аккордах, что подразумевает отработку мягкого, но глубокого
взятия баса и достижение одновременного звучания всех звуков в правой руке как
основы ровного и насыщенного тембра. Важно понимать и знать, как меняется
гармония, как рука реагирует на смену гармонии, либо делает скачок, либо есть
связующая нота и меняется просто положение руки.
6
Не менее важна аппликатурная дисциплина, направленная на закрепление
стабильной
и
удобной
аппликатуры
для
автоматизации
движений
и
чистоты
исполнения.
Параллельно
ведется
работа
с
педалью,
а
именно
освоение
запаздывающей
педали
для
создания
певучего
и
объемного
звучания
без
гармонической грязи, при этом ученик учится брать звук чисто и лишь затем
подсоединять педаль. Также в фокусе внимания находятся динамика и агогика:
развитие
умения
гибко
следовать
за
вокальной
партией,
«дышать»
вместе
с
условным солистом, чувствовать кульминации и тонко изменять динамику (от пиано
к форте и обратно) и темп. Наконец, ключевая задача – достижение ансамблевого
единства, которое проявляется в синхронном начале и завершении фраз, а также в
безупречной синхронизации пауз («цезур»).
7
5. Подведение итогов и домашнее задание
На этапе подведения итогов преподаватель совместно с учеником фиксирует
достигнутые результаты и обозначает проблемы, над которыми предстоит работать.
Это рефлексивный момент, способствующий осознанию учебного процесса.
Домашнее
задание
является
логическим
продолжением
урока.
Цель
домашнего задания – превратить нотный текст и технические приемы в живое,
осмысленное высказывание.
Для
этого
вся
работа
должна
быть
подчинена
нескольким
ключевым
принципам.
Основа
основ
–
это
безупречно
чистая
педаль.
Она
сохраняет
красоту
гармоний, а любая «грязь» её разрушает. Начинать следует с очень медленной игры
без
педали,
чтобы
пальцы
запомнили
каждую
смену
аккорда.
Затем
только
подключать педаль, меняя её ровно в момент обновления гармонии.
Чтобы аккомпанемент задышал, необходимо стать соисполнителем. Для этого
мысленно
пропеваем
партию
солиста,
играя
свою.
Это
поможет
интуитивно
чувствовать,
где мелодии
нужно
«пространство»,
где
чуть
замедлиться,
а
где
эмоционально поддержать кульминацию. Это прямое продолжение предыдущего
пункта – естественное дыхание фразы.
Неудобные
переходы
и
технические
сложности
необходимо
выделить
и
отработать сначала без педали, потом с ней.
Заключение
Методика
работы
над
аккомпанементом
требует
высокого
уровня
педагогической
грамотности.
Уроки
концертмейстерского
мастерства
должны
обладать четкой структурой, а их содержание направлено на достижение конкретной
цели через систему взаимосвязанных задач. Комбинированный тип урока позволяет
эффективно сочетать повторение теоретических основ с интенсивной практической
работой, что является залогом прочного усвоения материала.
Использование активных методов обучения (ансамблевая игра, проблемные
вопросы, анализ текста) и ориентация на формирование универсальных учебных
действий
(регулятивных,
логических,
личностных,
коммуникативных)
делают
8
методы
преподавания
современными,
а
уроки
соответствующим
требованиям
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов.
Работа
над
таким
сложным в эмоциональном и техническом плане материалом, как «Романс Полины»
П.И.
Чайковского, где аккомпанемент
является
не
просто
фоном,
а
активным
участником драматургии, не только развивает пианистические навыки ученика, но и
в значительной степени способствует его художественному и общекультурному
развитию. Такой подход воспитывает не просто исполнителя, а вдумчивого и чуткого
музыканта-ансамблиста, способного к глубокой интерпретации и полноценному
творческому партнерству.