Напоминание

Методика работы над аккомпанементом на примере романса П.И. Чайковского «Романс Полины» из оперы «Пиковая дама»


Автор: Сташевская Ирина Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №4 города Южно-Сахалинска"
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Методика работы над аккомпанементом на примере романса П.И. Чайковского «Романс Полины» из оперы «Пиковая дама»
Дата публикации: 13.11.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: «Методика работы над аккомпанементом на примере романса П.И.

Чайковского «Романс Полины» из оперы «Пиковая дама»

Автор:

Сташевская

Ирина

Николаевна

преподаватель

фортепиано,

концертмейстер.

г. Южно-Сахалинск

2025

2

Введение

Урок специальности по классу фортепиано является центральным звеном в

системе музыкального образования. Его эффективность напрямую зависит от того,

насколько грамотно преподаватель выстраивает педагогический процесс, сочетая

теоретическую

подготовку,

практическое

музицирование

и

воспитание

художественного вкуса ученика. Особую сложность и значимость представляет

работа в классе концертмейстерского мастерства, где пианист должен научиться не

только виртуозно владеть инструментом, но и быть чутким партнером, способным

подчинить свое исполнение общей художественной задаче.

Данная методическая работа посвящена развитию и закреплению навыков

аккордового аккомпанемента на материале произведения П.И. Чайковского «Романс

Полины» из оперы «Пиковая дама». В работе будут рассмотрены задачи, этапы,

методы и планируемые результаты в работе над аккордовым типом аккомпанемента,

что

позволит

раскрыть

комплексный

подход к

формированию

универсальных

учебных

действий

у

учащегося-пианиста.

Особое

внимание

уделяется

связи

технических задач с художественным содержанием музыки Чайковского. Романс

Полины написан в сумрачной тональности ми-бемоль минор. Последовательность

тоники и септаккорда II ступени при тоническом органном пункте вносит в музыку

трагически-напряжённый оттенок. Форма романса куплетная, но в мелодии каждого

второго раздела куплета появляются новые черты: расширяется диапазон, всё шире

становится

размах

мелодического

развития,

причём

постоянно

увеличивается

количество тактов в куплете. Особенно интенсивного развития достигает мелодия в

третьем куплете – мелодическая вершина романса.

Цели и планируемые результаты урока

Цель:

Развитие

и

закрепление

теоретических

и

практических

навыков

в

аккордовом типе аккомпанемента в произведении П. Чайковского «Романс Полины».

Для освоения аккомпанемента подходит комбинированный тип урока. Это

подразумевает комплексное применение ранее полученных знаний и закрепление

практических навыков, что делает процесс обучения целостным и системным.

Для развития музыкальных способностей мы будем воспитывать чуткость к

динамическим

оттенкам,

совершенствовать

чувство

ритма

и

активизировать

слуховое

восприятие,

внимание

и

сосредоточенность.

Параллельно

решаются

воспитательные

задачи:

формирование

любви

к

музыке

и

познавательной

мотивации, эмоциональной отзывчивости на музыкально-выразительные средства, а

также дисциплины и навыков аргументированного высказывания. Неотъемлемой

частью процесса является забота о здоровье ученика, которая включает соблюдение

правильной посадки и постановки рук, а также постоянный контроль за свободой и

естественностью пианистического аппарата.

Планируемые

результаты

освоения

аккомпанемента

включают

три

взаимосвязанных

аспекта.

На

личностном

уровне

это

проявление

устойчивого

интереса к музыкальному произведению, активное участие в учебном диалоге и

3

формирование способности к самооценке. В межпредметной области учащиеся

будут развивать навыки планирования своей деятельности и применять знания из

курса сольфеджио, такие как анализ лада, гармонии и структуры произведения.

Предметные

же

результаты

направлены

на

развитие

специальных

умений:

целостного

восприятия

вокальной

партии,

а

также

отработку

синхронности

дыхания, начала и окончания пения в ансамбле.

Структура урока

Эффективный урок требует логичной и последовательной структуры, где

каждый

этап

подчинен

достижению

общей

цели.

Данный

план-конспект

демонстрирует такую организацию на примере работы над произведением «Романс

Полины».

1. Организационный момент

Деятельность

преподавателя

на

этом

этапе

направлена

на

создание

психологически комфортной и доброжелательной атмосферы, что является залогом

успешной работы. Одновременно с приветствием происходит визуальный контроль

за

правильностью

посадки

ученицы

за

инструментом.

Деятельность

ученицы

заключается в осознанном принятии правильной игровой позиции и настроя на

продуктивную деятельность.

2. Определение темы и проверка домашнего задания

Преподаватель четко обозначает тему урока, фокусируя внимание на работе

над

конкретным

произведением

«Романсом

Полины».

Проверка

домашнего

задания проводится выборочно: вместо исполнения произведения целиком, акцент

делается на основной части аккомпанемента, без вступления. Этот подход позволяет

сэкономить время и сразу перейти к решению ключевых проблем, выявленных в

работе. Трудность исполнения данного аккомпанемента заключается в том, что

аккорды исполнять необходимо мягким туше при этом выделяя вершину аккорда 5

пальцем

(тем

самым

настроить

вокалиста

на

вступления

вокальной

партии).

Многократное повторение одного и того же аккорда вызывает у учеников трудность:

1. это одновременное взятие всех звуков

2.одинаковое прикосновение во всех долях, аккорды должны быть одинаковые

по громкости звучания и временному звучанию.

Паузы между аккордами не должны быть «пустыми», как говорят музыканты,

«пауза должна звучать».

4

3. Повторение теоретического материала

Этот

этап

является

связующим

звеном

между

теорией

и

практикой.

Преподаватель задает наводящие вопросы, проверяя усвоение фундаментальных для

концертмейстера понятий, перечисленных далее.

Роль

концертмейстера:

ученица

должна

понимать,

что

она

не

просто

аккомпаниатор, а полноправный участник ансамбля, несущий ответственность за

целостность исполнения.

Типы

аккомпанемента:

знание

классификации

данном

случае

аккомпанемент относится к аккордовому типу) помогает осознанно подходить к

выбору средств выразительности.

5

Музыкально-теоретический

анализ:

вопросы

о

тональности

(es-moll)

и

источнике произведения (опера «Пиковая дама») активизируют знания, полученные

на других дисциплинах.

Ориентиры

в

работе

с

солистом:

ключевой

вопрос,

подводящий

к

практической части. Правильный ответ – ориентироваться необходимо на вокальную

партию, ее мелодию и, что особенно важно, текст, который диктует фразировку и

дыхание.

4. Основной этап работы

Это самый продолжительный и важный этап урока, где решаются основные

практические задачи. Работа ведется в формате ансамбля «учитель (вокалист) –

ученик (концертмейстер)» с использованием наглядного (преподаватель исполняет

вокальную партию, показывая фразировку и дыхание) и практического (ученица

отрабатывает навыки под руководством педагога) методов.

Основными

направлениями

работы

являются

развитие

техники

звукоизвлечения в аккордах, что подразумевает отработку мягкого, но глубокого

взятия баса и достижение одновременного звучания всех звуков в правой руке как

основы ровного и насыщенного тембра. Важно понимать и знать, как меняется

гармония, как рука реагирует на смену гармонии, либо делает скачок, либо есть

связующая нота и меняется просто положение руки.

6

Не менее важна аппликатурная дисциплина, направленная на закрепление

стабильной

и

удобной

аппликатуры

для

автоматизации

движений

и

чистоты

исполнения.

Параллельно

ведется

работа

с

педалью,

а

именно

освоение

запаздывающей

педали

для

создания

певучего

и

объемного

звучания

без

гармонической грязи, при этом ученик учится брать звук чисто и лишь затем

подсоединять педаль. Также в фокусе внимания находятся динамика и агогика:

развитие

умения

гибко

следовать

за

вокальной

партией,

«дышать»

вместе

с

условным солистом, чувствовать кульминации и тонко изменять динамику (от пиано

к форте и обратно) и темп. Наконец, ключевая задача – достижение ансамблевого

единства, которое проявляется в синхронном начале и завершении фраз, а также в

безупречной синхронизации пауз («цезур»).

7

5. Подведение итогов и домашнее задание

На этапе подведения итогов преподаватель совместно с учеником фиксирует

достигнутые результаты и обозначает проблемы, над которыми предстоит работать.

Это рефлексивный момент, способствующий осознанию учебного процесса.

Домашнее

задание

является

логическим

продолжением

урока.

Цель

домашнего задания – превратить нотный текст и технические приемы в живое,

осмысленное высказывание.

Для

этого

вся

работа

должна

быть

подчинена

нескольким

ключевым

принципам.

Основа

основ

это

безупречно

чистая

педаль.

Она

сохраняет

красоту

гармоний, а любая «грязь» её разрушает. Начинать следует с очень медленной игры

без

педали,

чтобы

пальцы

запомнили

каждую

смену

аккорда.

Затем

только

подключать педаль, меняя её ровно в момент обновления гармонии.

Чтобы аккомпанемент задышал, необходимо стать соисполнителем. Для этого

мысленно

пропеваем

партию

солиста,

играя

свою.

Это

поможет

интуитивно

чувствовать,

где мелодии

нужно

«пространство»,

где

чуть

замедлиться,

а

где

эмоционально поддержать кульминацию. Это прямое продолжение предыдущего

пункта – естественное дыхание фразы.

Неудобные

переходы

и

технические

сложности

необходимо

выделить

и

отработать сначала без педали, потом с ней.

Заключение

Методика

работы

над

аккомпанементом

требует

высокого

уровня

педагогической

грамотности.

Уроки

концертмейстерского

мастерства

должны

обладать четкой структурой, а их содержание направлено на достижение конкретной

цели через систему взаимосвязанных задач. Комбинированный тип урока позволяет

эффективно сочетать повторение теоретических основ с интенсивной практической

работой, что является залогом прочного усвоения материала.

Использование активных методов обучения (ансамблевая игра, проблемные

вопросы, анализ текста) и ориентация на формирование универсальных учебных

действий

(регулятивных,

логических,

личностных,

коммуникативных)

делают

8

методы

преподавания

современными,

а

уроки

соответствующим

требованиям

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов.

Работа

над

таким

сложным в эмоциональном и техническом плане материалом, как «Романс Полины»

П.И.

Чайковского, где аккомпанемент

является

не

просто

фоном,

а

активным

участником драматургии, не только развивает пианистические навыки ученика, но и

в значительной степени способствует его художественному и общекультурному

развитию. Такой подход воспитывает не просто исполнителя, а вдумчивого и чуткого

музыканта-ансамблиста, способного к глубокой интерпретации и полноценному

творческому партнерству.



В раздел образования