Автор: Зайцева Марина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД №280"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических пособий
Дата публикации: 13.12.2025
Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи детей дошкольного возраста
посредством дидактических пособий.
Речь - это уникальный способ общения в человеческом сообществе.
Очень важный этап в формировании и развитии речи ребенка, как раз,
и приходится на период дошкольного детства.
В соответствии ФОП ДО: дошкольное образование должно быть
ориентировано на приобщение воспитанников к традиционным духовно-
нравственных
и
социокультурным
ценностям
российского
народа.
Воспитание подрастающего поколения как знающего
и уважающую
историю и культуру своей семьи, своего народа и страны.
Именно посредством сформированности речи ребенка мы можем
проследить
усвоение
знаний
в
каждой
образовательной
области.
И накопленный опыт ребенка тоже в свою очередь находит отражение в
речи.
Формирование связной речи детей – непрерывный процесс обучения
воспитателем с помощью различных методик и игровых форм. В результате
ребенок начинает связно и грамматически правильно выражать свои мысли,
вести монолог, пользоваться литературными приемами.
Дидактические
игры
развивают
речь
детей:
пополняется
и
активизируется
словарь,
формируется
правильное
звукопроизношение,
развивается связная речь, формируется умение правильно выражать свои
мысли.
Мы предлагаем вашему вниманию авторские дидактических пособия,
которые помогают нам в работе по развитию речи с детьми 4-7 лет. Можно
заниматься с подгруппой детей или индивидуально.
Дид. пособия стимулируют
процесс обучения детей в доступной
привлекательной игровой форме.
Цель создания дид. игровых пособий – стимулировать речевую
активность детей, посредством использования авторских дидактических
пособий.
Это дидактические пособия:
«Тен-тень, по-те-тень…» и «Здравствуйте, птицы!»
Оба пособия выполнены из бумаги, с использованием ткани, фетра.
Они красочные, яркие с множеством деталей. Это делает процесс
игры более увлекательным для детей, надолго поддерживает детский
интерес.
С
вариантами
игр
с
использованием
дид.пособий
вы
можете
познакомиться на слайдах.
Пособие «Здравствуй, птицы!» было задумано как пособие по
познавательному развитию.
Цель: расширить и обобщить представления детей о птицах России.
Познавательное развитие неразрывно связано с речевым. Посредством
речи мы передаем ребенку информацию и получаем обратную связь, как
ребенок нас понял, насколько ему интересен материал. Это пособие помогает
в первую очередь расширить словарь ребенка, также развивает связную речь
– диалогическую и монологическую.
Описание игр с данным пособием (варианты использования пособия на
слайдах).
Игра «Тень- тень,
по-те-тень…» в большей мере способствует
формированию образности и эмоциональной выразительности речи ребенка.
Игра
знакомит
детей
младшего
возраста
с
культурой
России.
Эти небольшие фольклорные произведения, доведённые до совершенства
многими поколениями, с раннего возраста знакомят воспитанников с
лучшими образцами устного народного творчества, которые прививают
интерес к отношениям между людьми, отражают особенности их быта.
Описание игр с данным пособием (варианты использования пособия на
слайдах).
Мы считаем, что игровые дидактические пособия позволяют развивать
все аспекты речи детей: лексическую( пополняют и активизируют словарь),
грамматическую ( умение образовывать новые слова, согласовывать слова в
предложении),
звуковая культура (умение различать на слух звуки и
правильно их произносить, а также побуждают детей к общению в процессе
игры, воспитывают уверенность в себе.