Автор: Лопатиева Юлия Ивановна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Санкт-Петербургская детская музыкальная школа №9
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая работа
Тема: «Обучение в музыкальной школе, как сильнейший катализатор развития эмоционального интеллекта у детей»
Дата публикации: 14.01.2025
Раздел: дополнительное образование
1
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Санкт-Петербургская детская музыкальная школа №9
«Обучение в музыкальной школе,
как сильнейший катализатор развития
эмоционального интеллекта у детей»
Лопатиева Юлия Ивановна - преподаватель высшей квалификационной категории, лауреат
Международных и Всероссийских конкурсов, победитель Общероссийского конкурса «Лучший
преподаватель детской школы искусств» 2016, победитель Регионального конкурса профессионального
мастерства преподавателей детских школ искусств Калининградской области «Лучший преподаватель
детской школы искусств – 2017» , член Европейской ассоциации аккордеонистов «Гармоника», автор и
организатор Международного проекта Форум аккордеонистов «Маэстро аккордеон!», преподаватель по
классу аккордеона
15.01.2025
г.Санкт-Петербург
2
Вступление
Особую важность и актуальность развития эмоционального интеллекта приобретает в
школьном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное
становление детей, совершенствование их самосознания. Значение эмоций в
школьном
возрасте очень велико, как и при психической деятельности, так и при становлении
личности ребенка. Они обогащают психику, яркость и разнообразие чувств, делают его
более интересным и для окружающих, и для самого себя.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность воспринимать, контролировать и
подвергать критической оценке эмоции.
Эмоциональный интеллект рассматривается как духовная способность, связанная с
пониманием человека, как своих переживаний, так и переживаний других людей. Умение
управлять своими переживаниями составляет сущность эмоционального интеллекта.
Умение следить за своими эмоциями – это важный навык как в повседневной жизни, так и
в карьере. Также в рабочей среде высоко ценится способность считывать эмоции других
людей и правильно реагировать на них. Все это тесно связано с эмоциональным
интеллектом и помогает людям строить более успешную карьеру (и жизнь).
Кто-то
считает,
что
это
уникальный
врожденный
навык,
другие
говорят,
что
эмоциональный интеллект можно развивать.
Эмоциональный
интеллект
не
существует
отдельно
от
интеллекта,
это
не
его
противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного
интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека
не будет высокого IQ.
Эксперты Всемирного экономического форума в 2020 году внесли ЕQ в топ – десяти
наиболее важных навыков.
Способности эмоционального интеллекта
Почему эмоциональный интеллект так важен?
Потому что ЕQ используется в разных сферах жизнедеятельности. Если эмоциональный
интеллект имеет низкий уровень (алекситимия), то
- происходит затруднение в осознании и определении собственных эмоций и эмоций
других людей;
- не способность разобраться в эмоциональном аспекте музыкального произведения;
- не умение ярко выразить эмоциональную составляющую произведения;
3
Повышенный эмоциональный интеллект может влиять на успехи человека в обучении и в
работе. Он позволяет проявить лидерские качества, находить контакт с разными людьми и
вести
их за собой.
- учит контролировать свои эмоции;
- способствует сознательно влиять на свои эмоции;
- учит определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть;
- улучшает мышление, влияет на школьные успехи.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной
книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году
Даниэл
Гоулман
выводит
формулу
успеха,
где
на
первый
план
выводит
не
происхождение,
наследственность,
образование,
которое
безусловно
влияет
на
состоятельность человека, а уникальное сочетание интеллектуальных способностей и
эмоциональной чувствительности. В соответствии с современными исследованиями,
успешность человека на 80% зависит от коэффициента эмоционального развития, и лишь
на 20% - от коэффициента развития умственного.
Это подтверждает исследование одной из западных компаний (Egon Zehnder). Они
проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым
эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех.
Музыка
рассматривается
как
средство
развития
эмоционального
интеллекта.
Американский психолог Говард Гарднер в своей теории множественного интеллекта
делит интеллект на восемь типов, один из которых — музыкальный. В его основе лежит
способность анализировать музыкальный материал, использовать соответствующие
знания и просто наслаждаться музыкой.
Этот тип интеллекта определяют не только знания (например, нотной грамоты)
или природный дар (вроде умения точно воспроизводить мелодию на слух) — важен
баланс и того, и другого.
Музыкальный интеллект есть у каждого, как голос, но развит он в разной степени.
Прокачать его можно только одним способом – через «общение с музыкой». Причем для
этого вовсе не обязательно быть исполнителем – умение слушать тоже очень ценится.
Философы и мыслители отмечали влияние эмоций на умственное развитие человека ещё в
Античности. Немецкий философ Г. Гегель утверждал, что разум безжизнен без чувства.
Связь эмоций и сознания рассматривалась ранее, в том числе в трудах отечественных
психологов (А.Ф. Лазурского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева).
Поскольку понятие эмоционального интеллекта напрямую связано с духовными
4
проявлениями личности, то нельзя не выявить и прямую связь качества ЕQ и уровня
культурного, эстетического развития человека. И именно в этой связи музыкальное
воспитание выходит на первый план и рассматривается как средство развития
В музыке скрыт огромный потенциал воздействия на чувства человека, его душевное
состояние, в ней зашифрована художественная модель человеческих эмоций. Музыка при
помощи своих выразительный средств способна моделировать основные эмоциональные
состояния-переживания. Это дает возможность для использования музыки в качестве
инструмента для развития эмоционального интеллекта.
-
занятия музыкой развивает способность работать в режиме многозадачности. Ритм,
музыкальная динамика и создание эмоционального образа под воздействием музыки —
на все это одновременно реагирует мозг и музыканта, и слушателя. Таким образом, под
воздействием музыки формируется способность к быстрому переключению внимания;
-
прослушивание музыки во время работы и выполнения разного рода задач способствует
концентрации внимания и креативности, делает человека продуктивнее;
-
считается, что ударники, например, лучше «дружат» с математикой, благодаря
развитому чувству ритма и счету. Ученики, обучающиеся в музыкальной школе, быстрее
усваивают информацию. Научно обосновано, что музыканты обладают высокими
способностями к иностранным языкам.
-
школьник с развитым эмоциональным интеллектом лучше взаимодействует со
сверстниками, быстро заводит друзей. Если такой ребенок почувствует, что другому что-
то не нравится, он вовремя среагирует и поменяет поведение.
Какие действия необходимо применять на уроках специальности для развития
эмоционального интеллекта?
- развивать эмоциональное и выразительное исполнение произведения;
- учиться понимать, представлять, обсуждать и анализировать музыку многих стилей и
жанров, произведений русских и зарубежных композиторов;
- развивать добрые чувства и сопереживание;
В музыкальной психологии и педагогике искусства описаны специальные методы работы,
направленные на эмоциональные постижения произведения, развитие эмоциональной
составляющей музыкального мышления.
Методы
и
приёмы,
способствующие
развитию
эмоциональной
отзывчивости
у
учащихся на уроках специальности:
5
Наглядный метод.
Имеет несколько разновидностей: наглядно-слуховой (показ педагогом произведения,
прослушивание
аудиоматериала),
наглядно-зрительный
(показ
репродукций,
иллюстраций, наглядно-образных пособий и т.д.);
Показ педагога позволяет ребенку увидеть целостную картину произведения, вызывает
определенные положительные эмоции, что стимулирует ученика к дальнейшему
творчеству.
Есть дети, которым сложно выражать свои чувства даже в жизни, а тем более в музыке.
Задача педагога обсуждать музыку с учеником, учить его выражать свои чувства.
Здесь поможет - Словесный метод. К нему относятся беседа с детьми, рассказ, диалог. В
музыкальном воспитании этот метод понимается не столько как передача необходимой
информации, сколько как образно – психологический настрой, направленный на духовное
общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки
речь должна быть не бытовой, а образной. Сочинить свою сказку по музыкальному
произведению,
придумать
подтекстовку,
выбрать
стихотворение,
соответствующее
настроению исполняемой музыки. Это поможет ярче раскрыть музыкальный образ.
Практический
метод,
его
еще
называют
художественно-практическим
-
это
формирование у учащихся умения понимать, оценивать и анализировать средства
художественной выразительности произведений, а также умения применить эти знания на
практике, в частности, в процессе игры. То есть создать музыкальный образ через
средства музыкальной выразительности.
Наглядно-зрительные метод.
Показ репродукций, иллюстраций, наглядно-образных пособий.
Используя репродукции картин великих мастеров живописи, проектируя их на
музыкальный материал, можно заниматься эмоциональным воспитанием, развитием
эмоционального интеллекта.
Метод сопереживания позволяет учащимся сравнить и почувствовать музыкальное
произведение через актуализацию собственного жизненного опыта. В основе этого метода
лежит приём эмпатии – это способность отождествлять себя с кем-либо или чем-либо,
сопереживать объекту, вживаться в объект, вживаться в образ, представлять себя на его
месте.
Эмоционально-образный метод основывается на образном и ассоциативно – образном
мышлении учащихся.
Используется с целью развития воображения и фантазии ученика.
Применяя этот метод, можно комбинировать способы художественной выразительности.
Метод исследовательской деятельности. Это способность и готовность обучающегося
6
самостоятельно осваивать и получать новые знания.
Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию интеллектуальной
инициативы, интереса к духовным ценностям, воспитанию эстетического вкуса, она
побуждает учащихся действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и
отбирать необходимую информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества
и создавая своё собственное понимание предметного содержания обучения.
Умение найти нужный материал, открыть музыкальную энциклопедию, исследовать
историю создания произведения, особенности творчества композитора – это важный
момент в понимании замысла изучаемого произведения.
В результате применения этих и других методов мы добиваемся следующих показателей в
работе:
•
дети учатся владеть своими чувствами,
•
развивают
умение генерировать в себе те эмоции, которые необходимо выразить
через музыку,
•
эмоции становятся более осознанными и осмысленными
•
учатся быть эмоционально и физически готовыми проявить свое мастерство в
нужный момент при исполнении музыкальных произведений.
•
уходит лишнее сценическое волнение
•
данные приемы позволяют развить творческое воображение детей,
•
активизировать умственную деятельность,
•
обогатить эмоциональный и речевой словарь,
Музыка при помощи своих выразительных средств способна моделировать
основные эмоциональные состояния - переживания,
следовательно, может быть
использована в качестве инструмента для развития эмоционального интеллекта.
- В процессе индивидуальных и коллективных занятий музыкой, в которых
развивается слух и эмпатия, чувство ритма, музыкальное мышление, задача
формирования эмоционального интеллекта может быть успешно решена.
7
Список использованной литературы
1. Алешина А., Шабанов С. Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект
для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012. ISBN 978-5-459-01580-
2.
Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва, Манн-Иванов-Фербер,
2014
3.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ —
М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 560. — ISBN 978-5-91657-684-9
4.
Кедэврис, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта [Текст] / М.
Кетс де Врис ; пер. с англ. – М. : Альпина Паблишер, 2011. – 280
5.
Стивен Дж. Стейн Преимущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. — ISBN 978-
966-415-016-0.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1969