Автор: Наталья Евгеньевна Алтунина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад "Белочка"
Населённый пункт: Город Кондрово
Наименование материала: Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи
Тема: "Путешествие по сказкам"
Дата публикации: 14.01.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Белочка» комбинированного вида г. Кондрово
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
ОО «Речевое развитие»
Тема:
Игра-викторина «Путешествие по сказкам»
Подготовительная группа
Воспитатель: Алтунина Н.Е.
Кондрово
30.05.2022г.
Цели:
систематизировать знания детей о сказках посредством игры-
викторины.
Задачи:
Образовательная:
1. Закрепить знания детей о сказках.
2. Учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя.
3. Формировать связную речь, обогащать словарь детей.
Развивающая:
1. Развивать внимание, мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
2. Развивать навыки коллективной работы.
3. Развитие мелкой моторики, логики.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к сказкам.
2. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Материалы и оборудование: колонка JBL портативная, туфелька золушки,
волшебная палочка, зеркало, ореховая скорлупа, монетка, яблоко, яйцо,
фонендоскоп, красная шапочка, скалка; жетоны, разноцветные капельки.
Раздаточный материал: карточки с изображением сказочных героев и их
силуэтов.
План проведения:
1.
Организационный момент. Приветствие.
2.
Беседа «Что мы знаем о сказках?»
3.
Разделение на команды, выбор капитанов.
4.
Разминка «Отвечай, торопись и смотри, не ошибись».
5.
Игра «Волшебный мешочек»
6.
Физкультминутка.
7.
Игра «Путаница»
8.
Игра «Отгадайте без подсказки»
9.
Игра «Узнай сказочного героя по силуэту»
10. Конкурс капитанов «Назови правильно»
11. Итог занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся:
В этот солнечный день
Нам здороваться не лень,
Шлем привет мы всем гостям,
Очень, очень рады вам!
- Здравствуйте!
(Дети садятся)
- Ребята, вы сейчас внимательно прослушаете отрывок из песни, и
подумайте, о чем мы будем сегодня разговаривать.
(Звучит отрывок из песни «В гостях у сказки» слова В.Дашкевича, музыка
Ю.Ким)
- Ребята, вы догадались, о чем мы будем разговаривать? (О сказках)
- Правильно, мы сегодня с вами поговорим о сказках.
С самого раннего
детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает
спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки
в детском саду. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только
дети, но и взрослые.
Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят
чудеса, где добро всегда побеждает зло.
- Ребята, давайте вспомним, какие бывают сказки? (Русские народные и
авторские)
- Какие сказки мы называем русскими народными?
- Какие авторскими?
- Чем сказки отличаются от рассказов?
- Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были, ….)
- Какими словами заканчиваются сказки? (Вот и сказочке конец….)
- Чему учат нас сказки? ( Быть добрыми, смелыми, трудолюбивыми….)
- Вы знаете много сказок? Сейчас мы это проверим. Я предлагаю вам
провести викторину. Викторина - это такая игра, в которой нужно
внимательно слушать задания и отвечать на вопросы. Для игры необходимо
разделиться на две команды, выбрать капитанов и занять свои места.
(Команды набираются при помощи желтых и красных жетонов)
- Итак, у нас две команды: «Солнышко» и «Звездочки». Слушать задания
надо внимательно, отвечает только та команда, которой задан вопрос. За
каждый правильный ответ команды получают разноцветные капельки. Чья
команда больше наберет капелек, та и победит.
1. Задание Разминка «Отвечай, торопись и смотри, не ошибись!?» (По
очереди задаются вопросы командам, за каждый ответ - капелька)
- Он не послушал своего друга и выглянул в окошко. (Петушок)
- Кто нес девочку в коробе за спиной? (Медведь)
- Кого слепили старик со старухой из снега? (Снегурочку)
- Кто хотел взять в жены Дюймовочку? (Крот)
- Как звали подругу Буратино? (Мальвина)
- Как звали собаку, которая жила в деревне с дядей Федором? (Шарик)
- Сколько понадобилось животных, чтобы вытянуть репку (Три)
- Как звали кота, который постоянно воюет с мышами?( Леопольд)
- Какие слова нужно сказать девочке Жене, чтобы цветок исполнил её
желания? «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через запад, через юг
возвращаясь сделав круг, лишь коснешся ты земли, быть по моему вели.» (В.
Катаев «Цветик-семицветик») .
- Как заставить избушку на курьих ножках повернуться? «Избушка,
избушка, повернись к лесу задом ко мне передом».
2. Задание «Волшебный мешочек»
- В волшебном мешочке находятся предметы из разных сказок. Вы,
ребята, по очереди будете доставать предметы, и отгадывать из какой он
сказки:
* Туфелька – «Золушка» (Шарль Перро)
*Зеркало – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (Пушкин)
*Яйцо – «Курочка Ряба» (рус. нар.)
*Яблоко – «Гуси-лебеди» (р.н)
*Красная шапочка – «Красная шапочка» (Шарль Перро)
* Ореховая скорлупка – «Дюймовочка» (Андерсен)
*Волшебная палочка – «Золушка» (Шарль Перро)
*Скалочка – «Лисичка со скалочкой»
*Фонендоскоп – «Айболит» (К.Чуковский)
*Монетка – «Муха-цокотуха» К.Чуковский.
Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем заниматься,
Влево-вправо наклоняться.
Повторите-ка опять: раз, два, три, четыре, пять.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Повторите-ка опять: раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
3. Задание «Путаница» (На фланелеграфах сюжетные картинки из
сказок, необходимо найти подходящие к ним изображения героев и
предметов, которые разложены на столе.)
Обращаюсь к командам по очереди:
- Ребята, какая сказка изображена на картинке? «Дюймовочка»,
«Золушка»
- Вы хорошо помните героев и предметы, которые относятся к этим
сказкам? Сейчас я проверю. Герои и предметы сказок перепутались. Ваша
задача найти нужные картинки. ( Игра на быстроту и правильно выполненное
задание)
4.Задание «Отгадайте без подсказки» (Загадываются командам по
очереди)
Вокруг нас и там и тут сказки разные живут,
Отгадайте без подсказки,
Называйте посмелей
1.
Этих сказочных друзей:
Он хозяина любил,
Верно он ему служил.
Сапоги носил и злого
Людоеда победил.
(Кот в сапогах)
2.
Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.
(Кощей Бессмертный)
3.
Стрела у Ивана,
Как птица в полете.
Жена у Ивана
Живет на болоте.
(Царевна-лягушка)
4.
В дремучем лесу затерялась избушка,
В избушке живёт непростая старушка.
Берёт помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
(Баба Яга)
5.
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
6.
На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
(Заюшкина избушка)
7.
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная шапочка)
8.
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот.
(Дюймовочка)
5. Задание «Узнай по силуэту»
-Ребята, вам предстоит узнать героя сказки по силуэту. Что такое силуэт?
(Это изображение предмета или фигуры сплошным черным цветом на белом
фоне или наоборот)
- Давайте потренируемся.(Показываю карточку с изображением силуэта
Незнайки одной команде, с изображением бабы-Яги – другой команде)
- Молодцы! А теперь, внимание, каждая команда получает конверт с
заданием. В конверте находятся карточки с силуэтами героев сказок Ваша
задача определить героев сказок по силуэтам.
-Давайте проверим, правильно ли выполнили задание. Назовите героев
своих сказок.
- Каких героев не хватает в вашей сказке? (Почтальона Печкина,
родителей), ( Мышки,)
6. Задание «Конкурс капитанов» (Задание выполняют капитаны,
команда может помогать)
- Задание для капитанов называется «Назови правильно», я буду называть
сказочных героев и названия сказок не правильно. А вы должны меня
исправить, но не все так просто, отвечать будет тот, кто первый возьмет
шарик с моей ладони.
Царевна-индюшка (Царевна-лягушка)
По собачьему велению (По щучьему велению)
Иван-царевич и зеленый волк (Иван-царевич и серый волк)
Сестрица Алёнушка и братец Никитушка (Сестрица Аленушка и братец
Иванушка)
Мальчик с кулачок (Мальчик с пальчик)
Лапша из топора (Каша из топора)
Василиса Преглупая (Василиса Премудрая)
Сестрица Гулёнушка (Сестрица Аленушка)
Баба Бяка (Баба Яга)
Кощей Бесстрашный (Кащей Бессмертный)
Дарьюшкина избушка (Заюшкина избушка)
Волк и 7 тигрят (Волк и 7 козлят)
Гуси-вороны (Гуси-лебеди)
Лисичка сестричка и трусливый волк (Лисичка сестричка и серый волк)
Розовая шапочка (Красная шапочка)
Цветик-многоцветик (Цветик семицветик)
Итог
-Ребята, вот и подошла к концу наша викторина. Вы молодцы, много
сказок знаете. Наших гостей мы попросим подсчитать, заработанные вами
капельки.
- А пока скажите, вам понравилось занятие?
- Что мы с вами сегодня вспоминали? (Сказки)
- Интересно было выполнять задания?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
-Какое задание было самым сложным? Почему?
Подведение итогов, награждение медальками.