Напоминание

Организация предметно-развивающей среды для развития детей младшего возраста в детском саду


Автор: Айриян Марина Анраниковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№32 "ромашка"
Населённый пункт: Краснодарский край Анапский район село Супсех ул гагарина 80
Наименование материала: статья
Тема: Организация предметно-развивающей среды для развития детей младшего возраста в детском саду
Дата публикации: 14.01.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Айриян М.А.

Организация предметно-развивающей среды для развития детей

младшего возраста в детском саду

Айриян Марина Андраниковна

МАДОУ детский сад № 32 «Ромашка» муниципального образования город-

курорт Анапа, с. Супсех, Краснодарский край, Анапский район

«Ребенок – целостная личность и прежде всего надо, чтобы педагогический

процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и

потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство

постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более

разнообразных познавательных и духовных потребностей

»

Ш.А.Амонашвили

Одно из самых важных условий организации образовательной работы

в

дошкольном

учреждении

правильная

организация

предметно

-

развивающей

среды.

Ключевой

позицией

педагогической

работы

в

современной

дошкольной

образовательной

организации

(ДОО)

ее

гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности

личности ребенка, реализацией его интересов. Это одновременно и создание

условий, в которых могло бы происходить полноценное развитие этой

личности.

Поэтому,

создавая

развивающую

среду,

необходимо

учитывать

особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст,

интересы,

склонности,

способности,

задатки,

таланты,

стремление

к

внутреннему призванию.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в

движении,

общении,

познании.

Педагогу

необходимо

постараться

организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем,

где, как, во что играть. Содержание предметно-развивающей среды

периодически должно изменяется, варьироваться, постоянно обогащаться на

поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития»,

на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их

жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого

из них.

Непременным условием построения развивающей среды в детском

саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия

между детьми и взрослыми. Детский саж для ребенка это не просто место,

где он проводит время, это для него дом в котором он живет. И этот дом для

ребенка должен быть комфортным, удобным, безопасным, тем самым местом

где ему хочется постоянно открывать для себя мир.

В

этом

ребенку

может

помочь

зонированное

пространство.

В

зонированном

пространстве

есть

очень

много

маленьких

уютных

соразмерных

росту

ребенка

комнаток,

в

которых

нет

возможности

разогнаться, разбежаться и упасть. В таком пространстве есть много низкой

устойчивой

мебели,

выкатных

платформ,

подиумов,

элементов

многоуровнего пространства. В связи с этим, каждый ребенок найдет место

для себя и своего дела.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким

образом,

чтобы

дать

возможность

наиболее

эффективно

развивать

индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,

уровня

активности.

С учетом возрастных характеристик ребенка в группе, я продумала само

зонирование группового помещения.

Для этого в рамках группового

пространства сформированы следующие центры:

Центр познания

Центр творчества

Игровой уголок

Литературный центр

Спортивный центр

Детские центры развития

Центр познания. Детское экспериментирование и опыты.

Комплект

для

игр

с

песком:

совки,

разнообразные

формочки,

некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие

геометрические формы разных цветов и двух размеров), палочки, грабельки.

Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки

рыбок, черепашек, лягушек, кораблики). Сачок, черпачок, разноцветные

пластиковые мячики. Набор игрушек из разных материалов (для игры «Что

плавает, что тонет?»), набор цветных камешков, ракушек.

Организуя игры с водой и песком, я знакомлю детей со свойствами

различных предметов и материалов. Закрепляю элементарные представления

о

форме,

величине,

цвете

предметов,

развиваю

мелкую

моторику

ребенка. Формование из песка можно считать началом конструирования,

оно

заставляет

ребёнка

сосредоточиться. Игры

с

водой вызывают

положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.

В данном месте в группе собраны игры, направленные на развитие

сенсорного восприятия (то есть представлений о величине, цвете, фактуре

предметов), мелкой моторики, воображения, памяти, внимания, речи.

Побуждаю малышей к самостоятельным действиям с дидактическим

материалом, который, способствует развитию тактильной чувствительности,

координации

движений,

умение

соотносить

фигуры

с

контуром.

Формировать коммуникативные навыки. В совместных дидактических играх

учу детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Комплектация. Матрёшки с тремя, четырьмя, пятью вкладышами;

бочата

с

маленькими

игрушками,

вкладыши

разной

формы,

миски,

стаканчики, цилиндры, колпачки; набор столбиков красного, оранжевого,

жёлтого, синего, фиолетового, чёрного, белого, зелёного цвета. Игрушки –

шнуровки

разного

вида.

Сюжетно-дидактические

панно

с

прикрепляющимися на пуговицах, кнопках изображениями

животных,

растений и других предметов. Разные виды мозаик. Набор «Маленький

мастер». Лото по разным тематикам, настольно-печатные игры. Складные

кубики, набор кубиков и шаров разной величины и цвета. Различные виды

конструкторов и строительного материалов. Небольшие игрушки для

обыгрывания построек.

Центр творчества. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы

любимых сказок. Кукольный театр. Театр резиновых игрушек. Пальчиковый,

театр. «Уголок ряженья»: костюмы, украшения – кулоны, бусы, пояски,

браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами,

косыночки,

шарфики,

шляпки,

ленточки

на

ободках.

Атрибуты

для

театрализованных игр (элементы костюмов).

Оборудование для изобразительной деятельности: Краска, кисти,

карандаши, мелки, фломастеры. Мольберт для рисования. Белая и цветная

бумага. Пластилин, салфетки, губки. Детские и взрослые работы по

рисованию. Баночки для воды. Дидактические игры.

Данное оборудование

воспитывает у детей интерес к рисованию.

Помогает изображать простые предметы по указанию воспитателя и

самостоятельно, доступным способом: цветовые пятна, мазки – «листочки»,

штрихи – «дождь», линии – «дорожки», «ленточки». Закреплять знания

цветов. Развивать творческую инициативу.

Игровой уголок. С учётом того, что в центре внимания девочек с

раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия:

взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь).

Поэтому в уголке находится игровая мебель, детские кроватки, коляски, а

также фартуки, косынки, куклы с набором одежды. Такая игровая среда

способствует возникновения игр «дом», «детский сад», «магазин».

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть

такой островок тишины и спокойствия (уголок уединения), который

располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя

он отделен от других зон легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь

спокойно и уютно.

Для

мальчиков

подобрана

чисто

мужская

атрибутика.

«Центр

конструирования», в котором в большом разнообразии представлены

различные виды и формы конструкторов.

Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Оборудование для

режиссерской игры: многофункциональные кубики; макеты (объемные –

домики, гаражи, ширмы). Наборы образных (объемных и плоскостных)

игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и

книг,

игровое

оборудование

(мебель,

посуда);

животные

(сказочные,

реалистичные).

Показываю способы ролевого поведения, используя обучающие игры.

Поощряю попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или

иной роли. Дополнять игровую обстановку недостающими предметами,

игрушками. Развиваю умение взаимодействовать и ладить друг с другом в

непродолжительной совместной игре.

В литературном центре представлены книги, рекомендованные для

чтения детям этого возраста: произведения фольклора, русские народные

сказки и сказки народов мира. Сезонная литература. Детские рисунки.

Словесное творчество (альбомы загадок, рассказов). Игры и оборудование

для развития речи.

Потешки, народные песни, игры и топотушки уже многие века

развлекают и развивают малышей. Детям потешки доставляют огромную

радость, поэтому я их использую в своей работе. А яркие иллюстрации

дополняют картину восприятия малышом весёлых и занятных текстов.

Спортивный центр. Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично

и

гармонично

вписывается

в

пространство

групповой

комнаты.

Он

пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в

двигательной активности. Здесь младшие дошкольники могут заниматься и

закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой

дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель. Увеличение

двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и

умственное развитие, состояние здоровья детей.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой

единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня.

Для этого зону двигательной активности я разделила на две части. В одной

части сгруппированы крупные спортивные модули, такие как качалки,

коврики разной фактуры, мячи, тоннель, пластмассовые кольца, обручи.

Пособия,

необходимые

для

проведения

утренней

гимнастики,

для

организации подвижных и самостоятельных игр.

Вывод: Таким

образом,

разнообразие

и

богатство

сенсорных

впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе

способствуют

эмоциональному

и

интеллектуальному

развитию

воспитанников. Развивающая среда не может быть построена окончательно.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду

необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех

участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает

осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-

развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к

указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Ш.А. Амонашвили определил главной задачей педагога – создавать

образовательную среду так, чтобы она обеспечивала атмосферу комфорта и

психологической безопасности для самореализации личности ребенка,

раскрытия всех заложенных в ней природных задатков.

Библиографический список:

1.

Илюхина Ю.В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространства

для жизни в группе детского сада?, Краснодар, 2022 г.

2.

Современный детский сад. Каким он должен быть/ под ред. О.А. Шиян.

М.: Мозаика-синтез.

3.

Илюхина Ю.В. «Перезагрузка» среды детского сада// Дошкольное

воспитание. 2021. № 9.



В раздел образования