Автор: Айриян Марина Анраниковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№32 "ромашка"
Населённый пункт: Краснодарский край Анапский район село Супсех ул гагарина 80
Наименование материала: статья
Тема: Организация предметно-развивающей среды для развития детей младшего возраста в детском саду
Дата публикации: 14.01.2025
Раздел: дошкольное образование
Айриян М.А.
Организация предметно-развивающей среды для развития детей
младшего возраста в детском саду
Айриян Марина Андраниковна
МАДОУ детский сад № 32 «Ромашка» муниципального образования город-
курорт Анапа, с. Супсех, Краснодарский край, Анапский район
«Ребенок – целостная личность и прежде всего надо, чтобы педагогический
процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и
потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство
постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более
разнообразных познавательных и духовных потребностей
»
Ш.А.Амонашвили
Одно из самых важных условий организации образовательной работы
в
дошкольном
учреждении
–
правильная
организация
предметно
-
развивающей
среды.
Ключевой
позицией
педагогической
работы
в
современной
дошкольной
образовательной
организации
(ДОО)
–
ее
гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности
личности ребенка, реализацией его интересов. Это одновременно и создание
условий, в которых могло бы происходить полноценное развитие этой
личности.
Поэтому,
создавая
развивающую
среду,
необходимо
учитывать
особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст,
интересы,
склонности,
способности,
задатки,
таланты,
стремление
к
внутреннему призванию.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в
движении,
общении,
познании.
Педагогу
необходимо
постараться
организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем,
где, как, во что играть. Содержание предметно-развивающей среды
периодически должно изменяется, варьироваться, постоянно обогащаться на
поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития»,
на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.
Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их
жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого
из них.
Непременным условием построения развивающей среды в детском
саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия
между детьми и взрослыми. Детский саж для ребенка это не просто место,
где он проводит время, это для него дом в котором он живет. И этот дом для
ребенка должен быть комфортным, удобным, безопасным, тем самым местом
где ему хочется постоянно открывать для себя мир.
В
этом
ребенку
может
помочь
зонированное
пространство.
В
зонированном
пространстве
есть
очень
много
маленьких
уютных
соразмерных
росту
ребенка
комнаток,
в
которых
нет
возможности
разогнаться, разбежаться и упасть. В таком пространстве есть много низкой
устойчивой
мебели,
выкатных
платформ,
подиумов,
элементов
многоуровнего пространства. В связи с этим, каждый ребенок найдет место
для себя и своего дела.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким
образом,
чтобы
дать
возможность
наиболее
эффективно
развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
уровня
активности.
С учетом возрастных характеристик ребенка в группе, я продумала само
зонирование группового помещения.
Для этого в рамках группового
пространства сформированы следующие центры:
Центр познания
Центр творчества
Игровой уголок
Литературный центр
Спортивный центр
Детские центры развития
Центр познания. Детское экспериментирование и опыты.
Комплект
для
игр
с
песком:
совки,
разнообразные
формочки,
некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие
геометрические формы разных цветов и двух размеров), палочки, грабельки.
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки
рыбок, черепашек, лягушек, кораблики). Сачок, черпачок, разноцветные
пластиковые мячики. Набор игрушек из разных материалов (для игры «Что
плавает, что тонет?»), набор цветных камешков, ракушек.
Организуя игры с водой и песком, я знакомлю детей со свойствами
различных предметов и материалов. Закрепляю элементарные представления
о
форме,
величине,
цвете
предметов,
развиваю
мелкую
моторику
ребенка. Формование из песка можно считать началом конструирования,
оно
заставляет
ребёнка
сосредоточиться. Игры
с
водой вызывают
положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.
В данном месте в группе собраны игры, направленные на развитие
сенсорного восприятия (то есть представлений о величине, цвете, фактуре
предметов), мелкой моторики, воображения, памяти, внимания, речи.
Побуждаю малышей к самостоятельным действиям с дидактическим
материалом, который, способствует развитию тактильной чувствительности,
координации
движений,
умение
соотносить
фигуры
с
контуром.
Формировать коммуникативные навыки. В совместных дидактических играх
учу детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Комплектация. Матрёшки с тремя, четырьмя, пятью вкладышами;
бочата
с
маленькими
игрушками,
вкладыши
разной
формы,
миски,
стаканчики, цилиндры, колпачки; набор столбиков красного, оранжевого,
жёлтого, синего, фиолетового, чёрного, белого, зелёного цвета. Игрушки –
шнуровки
разного
вида.
Сюжетно-дидактические
панно
с
прикрепляющимися на пуговицах, кнопках изображениями
животных,
растений и других предметов. Разные виды мозаик. Набор «Маленький
мастер». Лото по разным тематикам, настольно-печатные игры. Складные
кубики, набор кубиков и шаров разной величины и цвета. Различные виды
конструкторов и строительного материалов. Небольшие игрушки для
обыгрывания построек.
Центр творчества. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы
любимых сказок. Кукольный театр. Театр резиновых игрушек. Пальчиковый,
театр. «Уголок ряженья»: костюмы, украшения – кулоны, бусы, пояски,
браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами,
косыночки,
шарфики,
шляпки,
ленточки
на
ободках.
Атрибуты
для
театрализованных игр (элементы костюмов).
Оборудование для изобразительной деятельности: Краска, кисти,
карандаши, мелки, фломастеры. Мольберт для рисования. Белая и цветная
бумага. Пластилин, салфетки, губки. Детские и взрослые работы по
рисованию. Баночки для воды. Дидактические игры.
Данное оборудование
воспитывает у детей интерес к рисованию.
Помогает изображать простые предметы по указанию воспитателя и
самостоятельно, доступным способом: цветовые пятна, мазки – «листочки»,
штрихи – «дождь», линии – «дорожки», «ленточки». Закреплять знания
цветов. Развивать творческую инициативу.
Игровой уголок. С учётом того, что в центре внимания девочек с
раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия:
взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь).
Поэтому в уголке находится игровая мебель, детские кроватки, коляски, а
также фартуки, косынки, куклы с набором одежды. Такая игровая среда
способствует возникновения игр «дом», «детский сад», «магазин».
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть
такой островок тишины и спокойствия (уголок уединения), который
располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя
он отделен от других зон легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь
спокойно и уютно.
Для
мальчиков
подобрана
чисто
мужская
атрибутика.
«Центр
конструирования», в котором в большом разнообразии представлены
различные виды и формы конструкторов.
Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Оборудование для
режиссерской игры: многофункциональные кубики; макеты (объемные –
домики, гаражи, ширмы). Наборы образных (объемных и плоскостных)
игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и
книг,
игровое
оборудование
(мебель,
посуда);
животные
(сказочные,
реалистичные).
Показываю способы ролевого поведения, используя обучающие игры.
Поощряю попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или
иной роли. Дополнять игровую обстановку недостающими предметами,
игрушками. Развиваю умение взаимодействовать и ладить друг с другом в
непродолжительной совместной игре.
В литературном центре представлены книги, рекомендованные для
чтения детям этого возраста: произведения фольклора, русские народные
сказки и сказки народов мира. Сезонная литература. Детские рисунки.
Словесное творчество (альбомы загадок, рассказов). Игры и оборудование
для развития речи.
Потешки, народные песни, игры и топотушки уже многие века
развлекают и развивают малышей. Детям потешки доставляют огромную
радость, поэтому я их использую в своей работе. А яркие иллюстрации
дополняют картину восприятия малышом весёлых и занятных текстов.
Спортивный центр. Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично
и
гармонично
вписывается
в
пространство
групповой
комнаты.
Он
пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в
двигательной активности. Здесь младшие дошкольники могут заниматься и
закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой
дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель. Увеличение
двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и
умственное развитие, состояние здоровья детей.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой
единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня.
Для этого зону двигательной активности я разделила на две части. В одной
части сгруппированы крупные спортивные модули, такие как качалки,
коврики разной фактуры, мячи, тоннель, пластмассовые кольца, обручи.
Пособия,
необходимые
для
проведения
утренней
гимнастики,
для
организации подвижных и самостоятельных игр.
Вывод: Таким
образом,
разнообразие
и
богатство
сенсорных
впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе
способствуют
эмоциональному
и
интеллектуальному
развитию
воспитанников. Развивающая среда не может быть построена окончательно.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду
необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех
участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает
осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-
развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к
указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Ш.А. Амонашвили определил главной задачей педагога – создавать
образовательную среду так, чтобы она обеспечивала атмосферу комфорта и
психологической безопасности для самореализации личности ребенка,
раскрытия всех заложенных в ней природных задатков.
Библиографический список:
1.
Илюхина Ю.В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространства
для жизни в группе детского сада?, Краснодар, 2022 г.
2.
Современный детский сад. Каким он должен быть/ под ред. О.А. Шиян.
М.: Мозаика-синтез.
3.
Илюхина Ю.В. «Перезагрузка» среды детского сада// Дошкольное
воспитание. 2021. № 9.