Автор: Быкова Нина Михайловна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 5"
Населённый пункт: город Владивосток Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Слуховой анализ на уроках сольфеджио»
Дата публикации: 14.03.2023
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская школа искусств №5 г. Владивостока»
Методический доклад
«Слуховой анализ на уроках сольфеджио»
Подготовила Быкова Н.М
преподаватель теоретических дисциплин.
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Работа над слуховым анализом.
3. Анализ элементов музыкального языка. Целостный анализ.
4. Заключение.
5. Список литературы.
1.ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:
Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной
формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Всякое
осознание начинается с восприятия, поэтому важной задачей является
научить учащихся правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие
создаёт необходимую слуховую базу для изучения и осознания
разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с
остальными формами работы (интонационные упражнения, пение с листа,
диктант, творческая работа). Постоянная систематическая работа по
слуховому анализу, даёт возможность учащемуся накопить внутренние
слуховые представления, развивать музыкальную память, мышление.
Слуховой анализ целесообразно сочетать со зрительным анализом,
воспитывая у учеников умение, ориентироваться в нотном тексте, что очень
необходимо в работе над произведением по специальности, музыкальной
литературе.
К окончанию курса сольфеджио в ДШИ, учащиеся должны уметь:
• эмоционально воспринимать музыкальное произведение;
• определять характер, жанровые особенности, лад, размер, форму, фактуру;
• узнавать знакомые мелодические и гармонические обороты, ритмический
рисунок, повторность, хроматизм, модуляции, секвенции.
Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся
ДШИ.
Предмет исследования: слуховой анализ, как форма работы, на уроках
сольфеджио.
Основные цели и задачи данной формы работы.
Цель: Способствовать развитию личности учащегося в процессе воспитания
его художественного мышления в музыкальной деятельности.
Задачи:
• воспитать целенаправленное восприятие;
• служить основным средством знакомства с новыми музыкальными
явлениями;
• способствовать накоплению в памяти различных слуховых впечатлений,
являющихся основой для формирования определенных понятий;
• развивать музыкальное мышление учащихся, то есть способность
осознавать слышимое, проводить сравнения, синтезировать и
дифференцировать явления;
• помогать развитию и укреплению памяти и внутреннего слуха.
2. РАБОТА НАД СЛУХОВЫМ АНАЛИЗОМ
Анализом лучше всего начинать заниматься с первого класса. Теоретические
знания лучше усваиваются с показа их в звучании. Самые первые
впечатления от услышанной музыки, прежде всего эмоциональные. Нельзя
объяснять материал только теоретически или тренировать на одних
упражнениях - такие уроки не развивают музыкальный слух, а лишь
«дрессируют» детей. Главная задача научить детей осознанно понимать и
определять элементы музыкального языка, научить правильно и
целенаправленно слушать. Особое значение имеет анализ на слух в работе
над гармоническим слухом. Только яркий, красочный показ произведения
поможет детям с желанием определять функции, созвучия, интервалы.
Существуют два вида анализа на слух:
• Анализ и усвоение элементов музыкального языка;
• Анализ целостный , то есть анализ различных элементов музыкального
произведения в их взаимосвязи.
3. АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА
Прежде чем составлять примеры для анализа музыкальной речи нужно
хорошо продумать исполнение. Не желательно исполнять интервалы,
трезвучия как упражнения или схемы, лучше использовать нотные примеры
(двух, трёхголосные песни или произведения по специальности). Для
учащихся хореографического отделения, использовать мелодии
танцевального характера, народные, классические танцы. Не следует сразу
делать контрольные опросы. В течение нескольких уроков закрепить данные
знания и лишь, затем переходить к индивидуальному опросу. Лучше всего
начать всей группой с разъяснения каждого интервала (трезвучия,
септаккорда и т. д.). Очень важно правильно и интересно организовать
работу над этим разделом. С детьми, младшего возраста (6-7 лет) лучше
вести работу над слуховым анализом в игровой форме. Применение ярких
наглядных пособий, музыкально дидактических игр помогают усвоить
сложный материал в простой доступной форме. Игры развивают интерес и
вкус к предметам теоретического цикла. Игра побуждает ученика к
самостоятельной и добровольной подготовке урока дома, снимает
психологический барьер, возникающий у слабых учеников при прохождении
сложных тем.
Начиная с первого класса, дети слушают интервалы, в игровой форме, но с
правильным обозначением. Можно применять ассоциативные примеры для
лучшего усвоения материала. Вместе с детьми можно подобрать картинки-
ассоциации на каждый интервал. Такие игровые подсказки помогают детям
не просто услышать интервал, но и обыграть его эмоционально. Такой приём
ведёт к быстрому определению интервала и узнаванию его в музыкальном
произведении. В старших классах надобность в игровых подсказках отпадёт.
Трезвучия также нужно начинать слушать с первого класса. Сначала
учащиеся узнают, сколько звуков в аккорде, затем определить ладовую
принадлежность (мажорное или минорное). В качестве дидактического
пособия можно использовать «Аккордовые сказки» автора Л. Лёхиной.
Весёлые превращения трезвучий учащиеся применяют в разборе
музыкального произведения. При анализе элементов музыкального языка
следует использовать контрастные сочетания элементов. Например, при
анализе интервалов после секунды брать октаву, после терции — септиму.
Контрасты по высоте и окраске помогут лучше запомнить звучание.
Соблюдение принципа контрастности имеет особое значение на первом
этапе, при знакомстве с этими элементами. В примерах для анализа ритм
обычно используется простой, нейтральный. Но это не значит , что
метроритм совсем не влияет на восприятие. Так, для определения ряда
созвучий аккорд или интервал на сильной доле воспринимается ярче и
определяется легче, а на слабой доле - труднее. Все это надо учитывать
педагогу, обдумывая примеры анализа и вопросы к ним.
В старших классах анализ на слух ведётся в нескольких направлениях:
• Звукоряды, гаммы, ступени;
• Интервалы;
• Аккорды;
• Гармонические последовательности-цепочки интервалов, несколько
аккордов в тональности и от звука.
Последовательности и цепочки лучше играть 2-3 раза подряд, а лишь затем
опрашивать учащихся. Обязательно вести разбор произведений по
специальности. Звукоряды также слушать после эмоциональной настройки.
Учащиеся сами могут придумать себе ассоциативную подсказку
(натуральный мажор - солнышко, натуральный минор - тучка, гармонический
вид - восточная песня, мелодический вид - смена настроения и т. д.). Самое
важное в воспитании юного музыканта это развитие творческого
воображения.
Целостный анализ.
Главная задача этой формы анализа - услышать целое произведение.
Учащиеся на первом этапе не могут анализировать произведение, поэтому
перед прослушиванием нужно ставить задачи. Первое впечатление от
услышанного - эмоциональное, и задание даётся на этом материале.
Придумать название, нарисовать картинку, рассказать историю. В первом
классе можно играть в настроения, исполняя музыкальные фрагменты в
разном характере. Затем учащиеся угадывают музыкальные загадки по
сказкам, временам года и т. д. Учащиеся младших классов всегда стараются
рассказать своё впечатление от услышанного. Со временем они начинают
узнавать в прослушанном произведении средства музыкальной
выразительности (темп, динамику, характер, форму и т.д.). Произведения
маршевого и танцевального характера лучше сочетать с движением, тогда
учащиеся точнее определяют жанр, характер, стиль. Все эти мероприятия
нужно проводить на начальном этапе обучения в 1-3 классе. Хорошо
использовать наглядные пособия-карточки, таблицы, картины, шумовые
инструменты. Двигательная и исполнительская деятельность поможет
учащимся лучше почувствовать связь с музыкой. В старших классах, имея
накопленные знания, учащиеся, могут анализировать произведение
самостоятельно.
Схема анализа произведения:
• Определить характер, дать название;
• Определить жанр-песня, марш, танец, склад музыки (полифонический,
гомофонный, гомофонно-гармонический);
• Сведения о композиторе и эпохе;
• Дать характеристику мелодии: повторы, секвенции, кульминация,
направление движения:
• Структура мелодии – мотивы, фразы, предложения;
• Темп, размер, лад;
• Ритмические группы;
• Тональность (отклонения, модуляции, хроматизм, альтерация);
• Спеть мелодию на слоги или подобрать на фортепиано.
Анализируя произведение, учащиеся более полно могут раскрыть
содержание и познакомиться с разными жанрами музыки.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слуховой анализ на уроках сольфеджио является важной формой работы.
Очень важно работать параллельно над всеми видами анализа. Это поможет
учащимся осознанно и грамотно исполнять произведения в классе по
специальности. Музыкальное восприятие создаёт необходимую слуховую
базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и
понятий.
Слуховое восприятие тесно связано с остальными формами работы на уроках
сольфеджио - интонационными упражнениями, пением с листа, диктантом,
творческой работой и уроках музыкальной литературы - разбором и
анализом пройденных музыкальных произведений. Слуховой анализ
является необходимой формой работы на уроках теоретического цикла для
развития музыкального слуха учащихся, эмоционального восприятия
музыкального произведения, умения узнавать в музыкальном произведении,
полученных знаний, умений и навыков. Слуховой анализ необходим для
развития творческого воображения учащихся. Применение игровых форм
работы развивает мышление и эмоциональное восприятие. Слуховой анализ
является сложной формой работы, которая должна проводится
систематически, и вести к накоплению внутренних слуховых представлений,
развитию музыкальной памяти и мышления.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Н. Белая «Методические рекомендации», «Композитор», Санкт-Петербург,
1999г.
2.Е. Давыдова «Методика сольфеджио», «Музыка», Москва, 1986г.
3.Т. Калужская «Программа по сольфеджио для ДШИ», Уфа 2000г.
4.Л. Лёхина «Аккордовые сказки для больших и маленьких», «Классика 20
век Москва, 2003г. Учебно-методическое пособие.
5.Л. Семченко «Программа по сольфеджио для 5-летнего обучения», Москва
2006г.
6. Шаймухаметова «Инновационные формы преподавания теоретических
дисциплин в ДШИ», Уфа, 2013г.
7. Шихтман «Слуховой анализ на уроках сольфеджио 4-8 классы ДШИ»,
«Композитор», Санкт-Петербург, 1996г..