Автор: Саакян Ксения Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №12 "Ручеек"
Населённый пункт: город-курорт Ессентуки
Наименование материала: Проект для детей старшей группы
Тема: "Кладовая Земли"
Дата публикации: 14.04.2025
Раздел: дошкольное образование
Продолжительность проекта: квартальный (01 марта - 30 мая 2025г.).
Руководитель проекта: Саакян К.В.
Тип проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой
Проек
т для
детей
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников,
воспитатель.
Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у
детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей
с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с
природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми
оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у
ребенка,
способствует
формированию
активного
словаря,
развивает
воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение
детей к исследовательской деятельности является средством формирования
у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным
богатствам.
Проблема:
Традиционно
больше
внимания
уделяется
растениям
и
животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у
детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых,
их роли в жизни человека.
Задачи проекта:
Для детей:
Обучающие:
1.Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их
свойствами, месторождением, со способами образования и добычи (нефти,
янтаря, торфа, песчано-гравийного материала, песка, глины, пресной и
минеральной воды, лечебных грязей, калийной соли, каменной соли, бурых
углей. )
2.Расширить
знания
детей
об
использовании
полезных
ископаемых
человеком.
Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
- определять задач, исходя из поставленной проблемы;
- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными
задачами, уметь аргументировать свой выбор.
2.Совершенствовать
уровень
накопленных
практических
навыков
по
экспериментированию с объектами неживой природы.
3.
Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, карьер,
буровая скважина.
Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2.Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности,
волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность,
самостоятельность).
3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать
знакомить с богатством родного края.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный
1.
Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по
теме.
2.
Определение цели, исходя из интересов детей.
3.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
4.
Обеспечение дидактического материала.
Второй этап – Основной
1.
Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной
деятельности.
2.
Организация развивающей среды в группе – пополнение уголка по
экспериментированию.
3.
Оформление консультативного материала для родителей.
Третий этап – Итоговый
1.
Подтверждение итогов проекта.
2.
Оценка достигнутых результатов.
3.
Создание мини – выставки «Сокровища хозяйки Медной горы».
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
специально-организованное обучение в форме занятий;
совместная деятельность взрослого с детьми;
свободная самостоятельная деятельность детей
Формы работы:
1.
Занятия;
2.
Эксперименты, опыты;
3.
Беседы;
4.
Наблюдение, экскурсии, труд;
5.
Работа в лаборатории.
Ожидаемый результат:
1.
Приобрели знания о полезных ископаемых: нефти, янтаря, торфа,
песчано-гравийного материала, песка, глины, пресной и минеральной воды,
лечебных грязей, калийной соли, каменной соли, бурых
углей.
2. Умеют определять свойства и качества, знакомы со способами
образования и добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и
жизни человека.
3. Формированы познавательный интерес к окружающему миру, навыки
наблюдения и экспериментирования.
4. Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности,
волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность,
самостоятельность).
Перспективное планирование проекта
Месяц
Вид деятельности
Практический выход
Март- май
01.03.2025-30.05.2025
Познание:
Опытно-
экспериментальная
деятельность
Социально-
коммуникативное
развитие
Речевое развитие:
Физическое
развитие:
Художественно-
эстетическое
развитие:
Итоговое
мероприятие
ООД, Беседы
«Что мы знаем о полезных
ископаемых?»
«Где используются полезные
ископаемые?»
«Драгоценные камни»
«Полезные ископаемые
Ставропольского края»
Экспериментальная
деятельность по
ознакомлению детей с миром
полезных ископаемых:
«Можно ли менять форму
камня и глины»
«Песочная страна»
«Фокусы с магнитами»
«Соль на проволоке»
«Исчезающий мелок»
«Извержение вулкана -
образование горных пород»
«Удивительные камни»,
«Камни, которые подарило
море»,
-Показ презентации
«Геологи»;
«Полезные ископаемые
Калининградской области»
Игровые эксперименты:
«Пирамида из камней»
"Тонет-не тонет?"
-Д\и с камнями на развитие
сенсорных способностей,
мелкой моторики:
"Отыщи такой же камень",
"Узнай на ощупь";
Пазлы «Что из чего сделано»;
Сюжетно-ролевые игра
"Геологи" (знакомство с
профессией «геолог»)
Дидактическая игры: «Что
лишнее?», «Что из чего?»,
«Найди пару», «Собери
картинку», «Разложи по
порядку» «Польза - вред»
П.П.
Бажов
«Серебряное
копытце»,
«Малахитовая
шкатулка»;
И.Н.
Рыжова
«О
чем
шептались
камни?»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под
ногами?».
Чтение
стихов,
сочинение
сказок
о
полезных
ископаемых.
Хождение по каменной
дорожке;
Физ. минутки
П\и «Гора и камешки».
П\и «Разрушение горы»
ООД
Ручной
труд
-
Творческая
мастерская
«Сувенир
из
гипса».
ООД
Лепка
из
глины
ООД Рисование мелками на
доске,
бумаге
Выкладывание
рисунков
из
камней (режимный момент)
ООД Рисование песком
4.
Создание мини – выставки
«Сокровища хозяйки Медной
горы»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект непосредственной организованной образовательной
деятельности на тему:
«Извержение вулкана»
Цель: Познакомить с природным явлением – извержением вулкана.
Задачи:
- способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к
самостоятельному познанию и размышлению;
- поощрять детей за самостоятельное формирование выводов, по итогам
эксперимента с опорой на полученные раннее знания;
- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Активизация словаря: вулкан, жерло, кратер, очаг, магма, лава.
Материал: иллюстрации вулканов, макет вулкана, смесь для извержения
(сода, красная краска, жидкое мыло, уксус), пемза, камешки, салфетки.
Ход занятия:
Ход занятия
-Ребята, сегодня мы с вами побудем геологами. А вы знаете кто такие
геологи? (Ответы детей)
-Геологи - это люди, которые изучают богатства Земли. Ученые геологи еще
не могут до конца узнать, что находиться в недрах земли. Сегодня ученые
могут судить о строении недр земли по вулканическим выбросам.
-Послушайте загадку:
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
- Правильно, ребята это вулкан.
- Ребята, а кто знает, что такое - вулкан? (ответы детей)
-Правильно, это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а
затем извергается лава.
- Сегодня я вам расскажу легенду о вулкане.
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять
у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь
в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла
прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от
верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из
отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные
камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и
уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие
горы стали называть вулканами.»
-Ребята, посмотрите я приготовила вам иллюстрации с изображением
вулканов.
-Давайте, их рассмотрим. Посмотрите, это на вид обычная гора называется
она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее
лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан.
-Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто
взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора
сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла
поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает,
лава вытекает “спокойно”.
-Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (Похож на пирамиду,
конус.)
- Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на
его верхнюю часть, на что она похожа? (На большую яму, воронку.)
- Верно. Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер
вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне –
красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.
Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем
Востоке, Камчатке, Курильских островах.
-Хотите я покажу вам где это находится? (отмечаем флажками)
Физкультминутка «Гора»
Стоит гора- старушка, (поднять руки вверх)
До небес макушка. (тянуться на цыпочках вверх)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И камушки теряет. (дети медленно отходят назад)
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся (по сигналу воспитателя дети возвращаются на свои
Камушки прочь. места)
Раскатились камни, (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И с той самой поры
Ничего не осталось (двумя руками показывают на опустевшее место)
От нашей горы!
- Сегодня ребята я хочу показать вам действующий вулкан, буду оживлять
спящий вулкан. Хотите посмотреть? (ответы детей)
-У меня есть макет горы. И сегодня из этой горы начнёт действовать вулкан.
Конечно, находиться возле действующего вулкана опасно, поэтому смотрим
стоя вокруг стола.
-Ребята так же не забываем технику безопасности.
Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них
могут встретиться и ядовитые. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус,
особенно если не знаешь, что это за вещество.
-Тема нашего исследования «действующий вулкан»
-Ребята, смотрите внимательно, сейчас я попробую «запустить» наш вулкан.
(в готовый раствор капаю уксус). Кажется наш вулкан «оживает».
Наблюдаем «извержение» вулкана.
Итог занятия
-Что вы наблюдаете? (Извержение вулкана)
- Как называется яма на верхушке горы? ( Кратер)
- А жидкость выходящая из вулкана, как называется? (Лава)
-Как вы думаете, вулканы опасны для жизни детей? (ответы детей)
- Правильно, ребята, конечно, ведь извержение вулкана приносит гибель и
неисчислимые беды.
- Вот и подошел к концу наше занятие, надеюсь, вам понравилось и
свободное время предлагаю вам нарисовать действующий вулкан.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Экспериментирование.
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего
дошкольного возраста.
1.«Как разделить смеси?»
Цель: дать детям представление о разделении смесей.
Материалы и оборудование: песок, вода, масло, сахар, ложечка, бумажные
полотенца, пластиковые стаканчики.
Ход опыта\ эксперимента:
Попробуем сделать смеси: 1)песок с водой. 2) сахар с водой. 3)масло с водой.
Подумайте можно ли их разделить, если можно, то как?
Масло легче воды и всплывёт. Можно отделить ложкой.
Что бы разделить песок с водой нужно из бумажного полотенца сделать фильтр.
Песок останется на фильтре.
Сахар растворяется в воде и простым механическим способом не разделить.
Нужно воду выпарить. На дне сосуда останется сахар.
Вывод: Смеси можно разделить: Масло ложечкой. Воду с песком
отфильтровать. Сахар выпарить из воды.
2.«Опыты с бумагой»
Цель: исследовать свойства бумаги.
Материалы и оборудование: листы бумаги, стаканчики с водой, клей.
Ход опыта\ эксперимента:
Свойство 1. Мнется Дети сминают листы.
Вывод: бумага мнется.
Свойство 2. Прочность. Дети разрывают бумагу.
Вывод: можно разорвать, значит, она непрочная.
Свойство 3. Склеивается Дети склеивают листы бумаги.
Вывод: бумага склеивается
Свойство 4. Водопроницаемость. Листы опускают в ёмкости с водой.
Вывод: листы впитывают воду.
Свойство 5. Горение.
Ребята, мы с вами хорошо знаем правило – ты бумагу и огонь никогда один не
тронь. Почему? Значит каким свойством обладает еще бумага?
Вывод: бумага горит.
Вывод:. Бумага мнется, рвется, намокает, склеивается, горит
3. «Все увидим, все узнаем»
Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.
Материалы и оборудование: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки
кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания,
рабочие листы, цветные карандаши.
Ход опыта\ эксперимента: Предлагаем рассмотреть маленькую пуговицу,
бусинку. Как лучше видно — глазами или с помощью этого стёклышка? В чем
секрет стёклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Этот прибор-
помощник называется «лупа». Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете,
где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)
Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы
по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом
деле и какой он, если посмотреть через лупу.
Выводы: Через стекло лупы можно лучше разлядеть мелкие детали предметов.
Стекло лупы увеличивает предметы.
4.«Выращиваем чудо кристаллы»
Цель: вырастить кристалл из обыкновенной соли.
Материалы и оборудование: Пол-литровая банка на две трети наполненная
горячей водой. Соль. Скрепка или иголка, нитка, карандаш.
Ход опыта\ эксперимента: Готовим перенасыщенный солевой раствор,
растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не сможет растворяться.
Теперь соорудим основу для нашего будущего кристалла. Берем скрепку или
иголку привязываем ниткой. Другой конец нитки прикрепите к карандашу,
уложите его на горлышко банки, а нитку с крупинкой опустите в раствор.
Поставьте банку в такое место, чтобы ребенок мог легко за ней наблюдать, и
объясните ему, что тревожить раствор нельзя, можно лишь смотреть. Иначе
ничего не выйдет.
Рост кристалла - дело не быстрое. А можно попробовать вырастить кристаллы
сахара. Вся процедура подготовки абсолютно такая же, только теперь на
скрепке и нитке появятся сладкие кристаллы, которые можно будет даже
попробовать.
Выводы: Из перенасыщенного раствора, соль, которая была растворена в воде,
опять выкристаллизовывается.
5. «Рассматривание песка через лупу»
Цель: определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей
познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную
деятельность.
Материал: песок, черная бумага, лупа.
Ход: Из чего состоит песок?
Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке
каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
6.«Борьба с наводнением»
Цель: выяснить, все ли объекты одинаково впитывают воду.
Материалы и оборудование: вода в бутылках, прозрачные стаканы, мерные
стаканчики и тарелочки, губка, ткань, клеенка, ватный диск, бумага, листы
бумаги и карандаши.
Ход эксперимента: на пластиковой или деревянной поверхности располагаются
капли воды, небольшие лужицы; дети ищут способ осушить их, используя
разные мтериалы: бумагу, марлю, ткань, салфетки бумажные губку.
Выводы: хорошо впитывают воду бумажные салфетки, марля, ткань, вата,
хуже впитывает губка и простая бумага.
7.«Цветные льдинки»
Цель: Познакомить с таким свойством воды, как текучесть; познакомить с тем,
что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска; Познакомить с
разным состоянием воды;
Материалы и оборудование: акварельные краски, формочки, стаканчики с
водой.
Ход опыта\ эксперимента: Ребята, давайте сделаем цветные льдинки.
Как вы считаете, как можно сделать цветной лёд? (Окрасить воду).
Перед нами лежат волшебные краски. Если их смешать друг с другом у нас
получатся другие цвета. Скажите, какие краски нужно смешать, чтобы получить
оранжевый (красный+жёлтый, зелёный (синая+жёлтая, фиолетовый
(красный+синий? Давайте попробуем смешать цвета.
Разольём цветную водичку по формочкам или коробочкам из-под конфет.
Вывод: если заморозить цветную воду, получится разноцветные льдинки «От
чего же зависит плавучесть предметов?»
8. «Испытание кораблей»
Цельпроанализировать поведение различных тел в воде, выявить природу
плавучести и её связь с плотностями погружаемых объектов.
Материалы и оборудование: металлическая пластинка, пробка, стеклянная
пластинка, пластилин, чашка с водой.
Ход опыта\ эксперимента: «Тонет, не тонет» проверит кораблик
металлический, из пробки и стекла, пластилина. Опускаем их в тазик с водой.
Пластилин опускаем комок, затем сделаем из комка плоскодонку.
Выводы: Пластилин тяжёлый материал, но если придать ему определённую
форму, то он не утонет в воде.
Большие корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них есть
воздух. Плотность деревянных тел и пробки меньше, поэтому вода их
выталкивает, а металлические и стеклянные – нет.
9.«Пускаем солнечные зайчики»
Цель: воспитание интереса к изучению окружающего мира.
Материалы и оборудование: зеркала.
Ход опыта\ эксперимента:
Показать детям, как пускают солнечных «зайчиков».
- Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.
Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает,
как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пробуют
спрятать «зайчика». Далее воспитатель предлагает детям поиграть
с «зайчиком» в прятки и догонялки, пустить «зайчиков» в помещении, где нет
яркого солнечного света.
Выводы: управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого
движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое
расстояние). Без яркого света зайчики не появляются
10.«Опыты с фонариком»
Цель:Расширить представление детей о свойствах известных предметов.
Материалы и оборудование: фонарики, бумага,стекло прозрачное, стекло
цветное, ткань.
Ход опыта\ эксперимента:
дети прикладывают к фонарику предметы: цветные стёкла, стёкла, картон,
тряпочки, ладошки.
-Через какие предметы свет проходит? А через какие предметы свет не
проходит?
Выводы: Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через
непрозрачные предметы – не проходит.
«Расческа и тени»
Цель: дать представление о неизвестных свойствах известных вещей.
Материалы и оборудование: лампа, бумага, расчёска.
Ход опыта\ эксперимента:
Воспитатель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу
ребром (между листом бумаги и лампой).
- Что видите на листе бумаги? (тень от расчески)
- На что она похожа? (на палочки, деревья, забор и др)
Попробуйте подвигать расческой, отодвиньте её дальше от лампы, что
происходит с тенямина листе бумаги?
Вывод:
Свет "бежит" от своего источника – лампы прямо. Лучи распространяются во
все направлениях. Когда расческа находится близко к лампе, лучи
преломляются, и мы видим тень веером на листе бумаги. Чем дальше лампа от
расчески, тем меньше угол между тенями от лучей, они становятся почти
параллельными.
11. «Пирамида из камней»
Цель: построение пирамиды из камней по образцу.
Ход: Дети обгладывают все камни и выясняют, что для пирамиды сначала
нужно положить большие плоские гладкие камни, затем сверху поставить
поменьше, чтобы пирамида не развалилась и была устойчивой. Вывод: из
плоских камней можно построить пирамиду, из объемных гору.