Напоминание

Формирование Фонематического слуха


Автор: Волошина Екатерина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д\с № 63
Населённый пункт: г.Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Формирование Фонематического слуха
Дата публикации: 14.06.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование фонематического слуха.

Слуховое

восприятие-это

умение

различать

различные

звуки

окружающей действительности по их основным характеристикам: силе

(громкости), высоте, тембру, темпу.

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: восприятие

обычных звуков (неречевых), восприятие речевых звуков, т. е. формируется

фонематический слух. А на его основе - фонематическое восприятие.

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание -очень

важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать

речь. На понимание речи и фонематический слух оказывает влияние и

слуховая память. Фонематический слух-это тонкий, систематизированный

слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он

является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и

сопоставление

слышимых

звуков

с

их

эталонами.

Фонематическое

восприятие-это умственные действия по выделению и различению фонем, по

определению звукового состава слова

Как связаны физический и фонематический слух. Слуховой гнозис

предполагает сукцессивное восприятие (в отличие от зрительного). СГ

относится к высшим формам гнозиса, является АКТИВНЫМ процессом,

требует значительного объема произвольного внимания. СГ включает

моторные компоненты (имитация и пропевание звуков, шумов, мелодии,

проговаривание

речевых

звуков).Фонем–минимальная

смыслоразличительная единица языка. Но воспринимается на слух. Речевое

слуховое восприятие формируется в рамках языка. В силу сукцессивности

требуется раздельное отслеживание элементов ряда. Фрагмент не дает

понимания. Ребенок должен рано научиться отслеживать цепочки стимулов.

Функциональные системы единого слухового анализатора: а) В. Реч.Зв

б) В.Нереч.Зв Фонематическая система = условие понимания (символическии

уровень организации психики)

Как узнать, что нарушен слух?

● младенец в 3 месяца не замирает на громкий звук

● с 4 мес. не реагирует на речь и звуки средней громкости с 3-4 метров

● выборочная реакция на звуки (голос папы – да; мамы – нет)

● в 6 месяцев не локализует звуки в пространстве

● отсутствуют гуление, лепет, или они «затухают»

● не переходит от гуления к лепету

● лепет монотонный, однообразный

● негативная реакция на перемещение лица говорящего от лица

малыша

● отсутствие реакции на интонацию (хвалите/ругаете)

● в 1 год не появились первые слова

● в 1 год не понимает простые просьбы на слух

● взаимодействует с ушами – бьет себя по голове, трет уши

● откат в формировании речи

● фонетико-фонематические нарушения

● отсутствие речи ● значительное количество нарушенных звуков (звук

удается поставить, но он стойко не автоматизируется)

● смазанная речь, которую «понимает только мама»

● ребенок внезапно стал громко говорить

● теряется в шуме, перестает понимать вас

● недоговаривает окончания

● не формируется грамматический строй речи

● не употребляет приставки и предлоги

● Если ребенок обратился к логопеду с проблемами в форм. речи

● наличие диагнозов дислексия; акустическая дисграфия

Причины нарушений фонематического слуха: Ослабление организма из-за

соматических патологии. Особенности нервной системы, неврологические

заболевания.

Неблагоприятная

речевая

среда.

Нарушение

звукопроизношения

Билингвизм

Этапы формирования фонематических процессов

Узнавание неречевых звуков:

●распознавание контрастных звуков (молоток, колокольчик)

●распознавание схожих звуков (треугольник, колокольчик)

●долгота (игра лавочки)

●громкость (большой-маленький)

●последовательность звучании

●работа с ритмом

Узнавание речевых звуков:

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков,

слов, фраз (сказка «Маша и три медведя)

Различение слов близких по своему звуковому составу:

●слова, сходные по звучанию (ниже-ближе)

●слова, отличающиеся одним звуком (корова-корона)

●слова, отличающиеся одним оппозиционным звуком (дом-том)

Дифференциация слогов сва-ска-сва

Дифференциация фонем Например, игра "поимай звук"

Формирование фонематического восприятия

• Выделение в звуковом потоке гласного и согласного звуков

• Выделение звука на фоне слога, слова

• Определение наличия или отсутствия звука в слове

• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или предложения,

текста, стихотворения

• Определить первыи звук в слове, последнии звук в слове

• Определение места, количества и последовательности звуков

• Различение гласных-согласных; глухих - звонких; сонорных - шумных;

твердых - мягких; свистящих - шипящих.

• Отбор предметов и картинок на заданныи звук

• Подбор слов с заданным звуком, звуками, последовательностью звуков,

слогом, слогами

• Составление слов из заданных звуков или слогов



В раздел образования