Автор: Волошина Екатерина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д\с № 63
Населённый пункт: г.Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Формирование Фонематического слуха
Дата публикации: 14.06.2025
Раздел: дошкольное образование
Формирование фонематического слуха.
Слуховое
восприятие-это
умение
различать
различные
звуки
окружающей действительности по их основным характеристикам: силе
(громкости), высоте, тембру, темпу.
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: восприятие
обычных звуков (неречевых), восприятие речевых звуков, т. е. формируется
фонематический слух. А на его основе - фонематическое восприятие.
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание -очень
важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать
речь. На понимание речи и фонематический слух оказывает влияние и
слуховая память. Фонематический слух-это тонкий, систематизированный
слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он
является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и
сопоставление
слышимых
звуков
с
их
эталонами.
Фонематическое
восприятие-это умственные действия по выделению и различению фонем, по
определению звукового состава слова
Как связаны физический и фонематический слух. Слуховой гнозис
предполагает сукцессивное восприятие (в отличие от зрительного). СГ
относится к высшим формам гнозиса, является АКТИВНЫМ процессом,
требует значительного объема произвольного внимания. СГ включает
моторные компоненты (имитация и пропевание звуков, шумов, мелодии,
проговаривание
речевых
звуков).Фонем–минимальная
смыслоразличительная единица языка. Но воспринимается на слух. Речевое
слуховое восприятие формируется в рамках языка. В силу сукцессивности
требуется раздельное отслеживание элементов ряда. Фрагмент не дает
понимания. Ребенок должен рано научиться отслеживать цепочки стимулов.
Функциональные системы единого слухового анализатора: а) В. Реч.Зв
б) В.Нереч.Зв Фонематическая система = условие понимания (символическии
уровень организации психики)
Как узнать, что нарушен слух?
● младенец в 3 месяца не замирает на громкий звук
● с 4 мес. не реагирует на речь и звуки средней громкости с 3-4 метров
● выборочная реакция на звуки (голос папы – да; мамы – нет)
● в 6 месяцев не локализует звуки в пространстве
● отсутствуют гуление, лепет, или они «затухают»
● не переходит от гуления к лепету
● лепет монотонный, однообразный
● негативная реакция на перемещение лица говорящего от лица
малыша
● отсутствие реакции на интонацию (хвалите/ругаете)
● в 1 год не появились первые слова
● в 1 год не понимает простые просьбы на слух
● взаимодействует с ушами – бьет себя по голове, трет уши
● откат в формировании речи
● фонетико-фонематические нарушения
● отсутствие речи ● значительное количество нарушенных звуков (звук
удается поставить, но он стойко не автоматизируется)
● смазанная речь, которую «понимает только мама»
● ребенок внезапно стал громко говорить
● теряется в шуме, перестает понимать вас
● недоговаривает окончания
● не формируется грамматический строй речи
● не употребляет приставки и предлоги
● Если ребенок обратился к логопеду с проблемами в форм. речи
● наличие диагнозов дислексия; акустическая дисграфия
Причины нарушений фонематического слуха: Ослабление организма из-за
соматических патологии. Особенности нервной системы, неврологические
заболевания.
Неблагоприятная
речевая
среда.
Нарушение
звукопроизношения
Билингвизм
Этапы формирования фонематических процессов
Узнавание неречевых звуков:
●распознавание контрастных звуков (молоток, колокольчик)
●распознавание схожих звуков (треугольник, колокольчик)
●долгота (игра лавочки)
●громкость (большой-маленький)
●последовательность звучании
●работа с ритмом
Узнавание речевых звуков:
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков,
слов, фраз (сказка «Маша и три медведя)
Различение слов близких по своему звуковому составу:
●слова, сходные по звучанию (ниже-ближе)
●слова, отличающиеся одним звуком (корова-корона)
●слова, отличающиеся одним оппозиционным звуком (дом-том)
Дифференциация слогов сва-ска-сва
Дифференциация фонем Например, игра "поимай звук"
Формирование фонематического восприятия
• Выделение в звуковом потоке гласного и согласного звуков
• Выделение звука на фоне слога, слова
• Определение наличия или отсутствия звука в слове
• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или предложения,
текста, стихотворения
• Определить первыи звук в слове, последнии звук в слове
• Определение места, количества и последовательности звуков
• Различение гласных-согласных; глухих - звонких; сонорных - шумных;
твердых - мягких; свистящих - шипящих.
• Отбор предметов и картинок на заданныи звук
• Подбор слов с заданным звуком, звуками, последовательностью звуков,
слогом, слогами
• Составление слов из заданных звуков или слогов