Автор: Курентяева Светлана Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка
Дата публикации: 14.07.2025
Раздел: среднее образование
Использование приемов
мнемотехники на уроках
русского языка
Курентяева Светлана Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №22
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
Если слова автора подкрадываются сзади,
то оса выпускает жало – иглу (знак тире).
Оса у нас особая, она имеет много привилегий, поэтому пишем мы
слова прямой речи с большой буквы.
А : « П.р. »
Если слова автора стоят перед прямой
речью, то она выпучивает глазки.
Глаза - двоеточие перед прямой речью.
« .П.р. » -
а.
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
Под ударением пишется буква о,
без ударения – буква е.
Врач ом , вещев ой (вещь).
Бережок, ежовый (ёж).
«Гласные Ои Епосле шипящих и Ц в суффиксах и
окончаниях существительных и прилагательных».
Предлагается использовать
сказочный домик, давая при
этом следующий инструктаж:
«Крыша – это суффикс.
Основание, стены дома –
графическое обозначение
окончания. Соедини эти две
фигуры – и домик готов.
Труба – это ударение.
Окна – буква - О
Правило готово.
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
«Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и
окончаниях существительных и прилагательных».
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
Шутливый прозаический рассказ
О
бж
О
ра надел ш
О
рты и куртку с капюш
О
ном и с тихим
ш
О
рохом залез в кусты крыж
О
вника, которые казались ему
настоящей чащ
О
бой.
Крыж
О
вник он заел ш
О
коладом, от такого обж
О
рства у
него лопнул ш
О
в на ш
О
ртах, началась изж
О
га, он пришел в
ш
О
к и побежал на ш
О
ссе просить ш
О
фера отвезти его в
цирк, где он работал ж
О
нглером, ж
О
кеем и трещал на
трещ
От
ке.
© Полшкова В.В., 2019
Правописание корней с ы после ц
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
Корни –рос-, -раст-
Запоминаем слова-исключения:
Ростислав, Ростов, ростовщик, росток,
отрасль
Ростислав из Ростова выращивал росток, стал
ростовщиком и работал в отрасли.
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
Правописание окончаний существительных на
–ия, - ие, -ий
Мнемоническая фраза
Рассказ Марии о приключении в
санатории.
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
2. Если к прилагательным
относятся слова
отнюдь не, далеко не,
вовсе не,
ничуть не,
нисколько не.
Например:
Книга нисколько
не интересная.
+ Не с наречиями на –О и -Е
© Полшкова В.В., 2019
Правописание гласной о или а
в суффиксах наречий
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
Дефисное написание
–то, -либо, -нибудь
Мнемоническая фраза
То либо нибудь про дефис не забудь
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
Суффиксы –ан-, -ин-, - ян-
Запомнить три суффикса, в которых пишется одна буква н,
очень легко. Всего лишь надо знать первую букву алфавита
и последнюю.
Итак,
а и я.
Чего проще? Добавляем к ним по одной н и
получаем суффиксы –ан-, -ин-, -ян-.
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
Образование родительного падежа множественного
числа от существительных
носок
и
чулок
Носки короткие — слово длинное: носков.
Чулки длинные — слово короткое: чулок.
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
Правописание суффикса –чик-
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
Правописание слов с пол -
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложенная
определенная информация, своего рода план.
последовательность пересказа.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
А.Н. Плещеев.
С нею солнце краше
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
И весна милей.
© Полшкова В.В., 2019
© Полшкова В.В., 2019
«Дама» поможет вспомнить и правильно
определить размер стихотворения
Слово
ДАмА
указывает, на какой слог падает ударение в
трехсложных размерах стиха:
Дактиль – 1 слог
Амфибрахий – 2 слог
Анапест – 3 слог
Спасибо за внимание!