Напоминание

Особенности работы с детьми, имеющими нарушение координации слуха и голоса


Автор: Бусыгина Ирина Иосифовна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств № 13" г. Челябинск
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы с детьми, имеющими нарушение координации слуха и голоса
Дата публикации: 14.08.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья по теме: «Особенности работы с детьми, имеющими

нарушение координации слуха и голоса»

В современном мире хоровое пение является одним из важнейших

средств музыкального воспитания подрастающего поколения. Наряду с

имеющимися современными, молодёжными направлениями в музыке,

хоровая музыка живёт и развивается, приобщая всё больше детей к

музыкальному искусству.

В настоящее время вокально-хоровое воспитание детей осуществляется

в детских музыкальных школах, в детских школах искусств, в хоровых

студиях, на уроках музыки в общеобразовательных школах, в центрах

эстетического воспитания, где принимают детей, желающих заниматься

музыкой. Некоторые из них - это дети со слабой координацией между

слухом и голосом, поэтому одной из первостепенных задач педагога-

хормейстера – научить чисто интонировать каждого учащегося, обучая его

основам вокального искусства.

Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие

дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и

часто переходят на крик. Многие поют “говорком”, у них отсутствует

напевность и чистота интонации. Такие дети называются - “гудошники”. Они

встречаются

в

любом

детском

коллективе.

Речь

их

отличается

монотонностью,

интонационной

неразвитостью,

узким

звуковым

диапазоном: в пределах примарных тонов. То же самое происходит с

голосом, когда такой ребенок пытается петь, используя наработанный в речи

грудной механизм фонации. Выйти за пределы примарных тонов он не в

состоянии, так как он не умеет использовать иные способы управления

голосовыми складками, что необходимо для воспроизведения более высоких

тонов.

Очень важен вопрос о воспитании мутирующего голоса. Заниматься

пением в переходный возраст целесообразно. Под умелым руководством

мутация протекает более мягко и менее дискомфортно. Некоторые из плохо

интонирующих учащихся страдало тем или другим дефектом органов слуха.

Многие инфекции дают осложнение на слуховой орган, вызывая понижение

слуха, а для музыканта и певца острота слуха совершенно необходима. Если

ребенок слышит, что он поет не ту мелодию или отдельные звуки, которые

заданы учителем, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема

неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве

звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования. Качество

интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров: 1) в

фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем в каком-

либо другом; 2) в натуральных регистрах интонация чище, чем при

смешанном голосообразовании; 3) причины фальшивой интонации на

отдельных верхних звуках у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих

звуков; 4) неумение правильно интонировать мелодию даже простой песни

происходит чаще всего из-за использования детьми исключительно грудного

механизма голосообразования. Детям при грудном регистре звучания голоса

трудно правильно проинтонировать какую-либо мелодию в диапазоне

больше терции. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в

пределах 2-3-х звуков, обладая интонационной неразвитостью, узким

звуковым диапазоном. То же самое происходит с голосом, когда такой

ребенок естественно пытается петь, используя наработанный в речи грудной

механизм фонации. Если настроить голос такого «гудошника» на фальцетное

звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и

ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для

него тоненьким голосом за счет фальцетного режима голосообразования.

Однако появившееся умение правильно интонировать в фальцетном регистре

необходимо еще раз закреплять на последующих занятиях, пока оно не

перейдет в навык при любом способе голосообразования.

Одним из видов работы над чистотой интонации являются распевания.

Они состоят из специальных вокальных упражнений, и представляют собой

материал, на котором у поющих целенаправленно развиваются определенные

качества певческого голоса. Распевания выполняют функцию настройки,

поются в начале урока для подготовки голосового аппарата к работе над

репертуаром.

К

самим

распеваниям,

к

их

отбору

предъявляются

определенные требования. Во-первых, они должны носить универсальный

характер, что особенно важно при коллективных, хоровых занятиях. Во-

вторых, принципиальное значение имеет относительная стабильность,

постоянство отдельных приемов, используемых педагогом из года в год. В-

третьих, необходимо периодически пополнять группу приемов.

Примером

универсальности

приемов

несомненно

является

“концентрический” метод М.Глинки. Он включает в себя стабильные

упражнения, которые разработаны М.И. Глинкой для систематического их

использования из года в год. В них были представлены элементы,

встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах.

Сущность метода такова:

1. Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных (или

центральных) звуков.

2. Объем (диапазон голоса) в пределах которого можно в основном

работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) –

всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в

другом случае не должно быть никакого напряжения.

3. Работать постепенно, без торопливости.

4. Ни в коем случае не допускать форсирования звучания.

5. Петь следует на умеренном звучании.

6. Наибольшее внимание необходимо уделять качеству звучания и

свободе при пении.

7. Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на

одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно

проводить в еще более ограниченном диапазоне.

8. Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Спешить с определением музыкальных данных нельзя. Из практики

известно, что число детей, фальшиво поющих в коллективе, постепенно

уменьшается в результате работы, и это говорит о том, что сам факт

фальшивого пения требует внимательного отношения к нему, выяснения его

причин.

В

целом,

хоровое

пение

помогает

ведущей

цели

системы

музыкального воспитания в школе – формирования музыкальной культуры

детей, как части всей музыкальной культуры.

ЛИТЕРАТУРА:

1.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.

Владос 2000г.

2.

Апраксина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. М.,

1987.

3.

Апраксина О., Орлова Н. Выявление неверно поющих детей и методы

занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1. М., 1961.

4.

Белобородова В. Развитие музыкального слуха учащихся І класса. М.,

1956.

5. Валаханович А. Преображение творчеством. Минск 2003г.

6. Гаврилова А.П. Работа над хоровым произведением. М. Музыка, 1985г.

7. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002г.

8.

Пономарьков И. Занятия пением с детьми, не имеющими достаточного

музыкального слуха // Методика музыкального воспитания в начальной

школе. М., 1954.

9. Самарин В.А. Хороведение. Москва, Академия, 1998г.

10. Стулова Г. Хоровой класс. М. Просвещение. 1988г.

11. Стулова Г. Теория и практика хорового исполнительства: певческое

развитие ребёнка. М., 1999г.



В раздел образования