Автор: Бусыгина Ирина Иосифовна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств № 13" г. Челябинск
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы с детьми, имеющими нарушение координации слуха и голоса
Дата публикации: 14.08.2025
Раздел: дополнительное образование
Статья по теме: «Особенности работы с детьми, имеющими
нарушение координации слуха и голоса»
В современном мире хоровое пение является одним из важнейших
средств музыкального воспитания подрастающего поколения. Наряду с
имеющимися современными, молодёжными направлениями в музыке,
хоровая музыка живёт и развивается, приобщая всё больше детей к
музыкальному искусству.
В настоящее время вокально-хоровое воспитание детей осуществляется
в детских музыкальных школах, в детских школах искусств, в хоровых
студиях, на уроках музыки в общеобразовательных школах, в центрах
эстетического воспитания, где принимают детей, желающих заниматься
музыкой. Некоторые из них - это дети со слабой координацией между
слухом и голосом, поэтому одной из первостепенных задач педагога-
хормейстера – научить чисто интонировать каждого учащегося, обучая его
основам вокального искусства.
Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие
дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и
часто переходят на крик. Многие поют “говорком”, у них отсутствует
напевность и чистота интонации. Такие дети называются - “гудошники”. Они
встречаются
в
любом
детском
коллективе.
Речь
их
отличается
монотонностью,
интонационной
неразвитостью,
узким
звуковым
диапазоном: в пределах примарных тонов. То же самое происходит с
голосом, когда такой ребенок пытается петь, используя наработанный в речи
грудной механизм фонации. Выйти за пределы примарных тонов он не в
состоянии, так как он не умеет использовать иные способы управления
голосовыми складками, что необходимо для воспроизведения более высоких
тонов.
Очень важен вопрос о воспитании мутирующего голоса. Заниматься
пением в переходный возраст целесообразно. Под умелым руководством
мутация протекает более мягко и менее дискомфортно. Некоторые из плохо
интонирующих учащихся страдало тем или другим дефектом органов слуха.
Многие инфекции дают осложнение на слуховой орган, вызывая понижение
слуха, а для музыканта и певца острота слуха совершенно необходима. Если
ребенок слышит, что он поет не ту мелодию или отдельные звуки, которые
заданы учителем, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема
неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве
звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования. Качество
интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров: 1) в
фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем в каком-
либо другом; 2) в натуральных регистрах интонация чище, чем при
смешанном голосообразовании; 3) причины фальшивой интонации на
отдельных верхних звуках у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих
звуков; 4) неумение правильно интонировать мелодию даже простой песни
происходит чаще всего из-за использования детьми исключительно грудного
механизма голосообразования. Детям при грудном регистре звучания голоса
трудно правильно проинтонировать какую-либо мелодию в диапазоне
больше терции. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в
пределах 2-3-х звуков, обладая интонационной неразвитостью, узким
звуковым диапазоном. То же самое происходит с голосом, когда такой
ребенок естественно пытается петь, используя наработанный в речи грудной
механизм фонации. Если настроить голос такого «гудошника» на фальцетное
звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и
ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для
него тоненьким голосом за счет фальцетного режима голосообразования.
Однако появившееся умение правильно интонировать в фальцетном регистре
необходимо еще раз закреплять на последующих занятиях, пока оно не
перейдет в навык при любом способе голосообразования.
Одним из видов работы над чистотой интонации являются распевания.
Они состоят из специальных вокальных упражнений, и представляют собой
материал, на котором у поющих целенаправленно развиваются определенные
качества певческого голоса. Распевания выполняют функцию настройки,
поются в начале урока для подготовки голосового аппарата к работе над
репертуаром.
К
самим
распеваниям,
к
их
отбору
предъявляются
определенные требования. Во-первых, они должны носить универсальный
характер, что особенно важно при коллективных, хоровых занятиях. Во-
вторых, принципиальное значение имеет относительная стабильность,
постоянство отдельных приемов, используемых педагогом из года в год. В-
третьих, необходимо периодически пополнять группу приемов.
Примером
универсальности
приемов
несомненно
является
“концентрический” метод М.Глинки. Он включает в себя стабильные
упражнения, которые разработаны М.И. Глинкой для систематического их
использования из года в год. В них были представлены элементы,
встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах.
Сущность метода такова:
1. Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных (или
центральных) звуков.
2. Объем (диапазон голоса) в пределах которого можно в основном
работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) –
всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в
другом случае не должно быть никакого напряжения.
3. Работать постепенно, без торопливости.
4. Ни в коем случае не допускать форсирования звучания.
5. Петь следует на умеренном звучании.
6. Наибольшее внимание необходимо уделять качеству звучания и
свободе при пении.
7. Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на
одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно
проводить в еще более ограниченном диапазоне.
8. Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.
Спешить с определением музыкальных данных нельзя. Из практики
известно, что число детей, фальшиво поющих в коллективе, постепенно
уменьшается в результате работы, и это говорит о том, что сам факт
фальшивого пения требует внимательного отношения к нему, выяснения его
причин.
В
целом,
хоровое
пение
помогает
ведущей
цели
системы
музыкального воспитания в школе – формирования музыкальной культуры
детей, как части всей музыкальной культуры.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.
Владос 2000г.
2.
Апраксина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. М.,
1987.
3.
Апраксина О., Орлова Н. Выявление неверно поющих детей и методы
занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1. М., 1961.
4.
Белобородова В. Развитие музыкального слуха учащихся І класса. М.,
1956.
5. Валаханович А. Преображение творчеством. Минск 2003г.
6. Гаврилова А.П. Работа над хоровым произведением. М. Музыка, 1985г.
7. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002г.
8.
Пономарьков И. Занятия пением с детьми, не имеющими достаточного
музыкального слуха // Методика музыкального воспитания в начальной
школе. М., 1954.
9. Самарин В.А. Хороведение. Москва, Академия, 1998г.
10. Стулова Г. Хоровой класс. М. Просвещение. 1988г.
11. Стулова Г. Теория и практика хорового исполнительства: певческое
развитие ребёнка. М., 1999г.