Автор: Кожева Мария Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад №5 Теремок"
Населённый пункт: Минусинск
Наименование материала: технологическая карта по конструированию из строительных материалов старшая группа
Тема: "Грузовик"
Дата публикации: 14.09.2025
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта по конструированию
ФИО: Кожева Мария Викторовна.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Тема занятия: «Грузовой автомобиль».
Возрастная группа: старшая (5-6 лет).
Цель занятия: создание грузового автомобиля из строительного материала по схеме.
Задачи занятия:
Обучающие:
1. Формировать умение выделять основные части и характерные детали грузового автомобиля.
2. Формировать умение планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.
3. Формировать умение заменять одни детали другими.
4. Закреплять умение строить по схеме, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
Развивающие:
1. Развивать конструктивно-модельную деятельность.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3.Развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение работать сообща.
2. Воспитывать бережное отношение к строительному материалу.
Планируемые результаты занятия:
1.Дети выделили основные части и характерные детали грузового автомобиля.
2. Дети планировали предстоящую работу и сообща выполняли задуманное, самостоятельно подобрали необходимые строительные
материалы.
3.Воспитанники заменяли одни детали другими.
4. Воспитанники строили по схеме, самостоятельно подбирали необходимый строительный материал.
5. Дети развивали конструктивно – модельную деятельность.
6. Воспитанники развивали мелкую моторику рук.
7. Дети устанавливали связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни.
5. Дети аккуратно работали с строительным материалом.
5. Дети работали сообща, относились к строительному материалу бережно.
6. Дети сконструировали грузовой автомобиль из строительного материала по заданной теме.
Подготовительная работа: наблюдение за грузовым автотранспортом на прогулке.
Материалы и оборудование: строительный материал, игрушка «грузовик», иллюстрации грузовых машин, схемы машин.
№
Этапы,
продолжи-
тельность
Задачи этапа
Деятельность педагога
Формы,
методы,
приемы
Предполагае
мая
деятельност
ь детей
Планируемые
результаты
1.
Организац
ионно-
мотивацио
нный этап
Организовать
направленное
внимание и
заинтересовать
детей в
предстоящей
деятельности
-Ребята послушайте загадку.
Всегда заполнен грузом
Моей машины кузов.
Пустым я ездить не привык.
Ведь называюсь…(грузовик).
Заказали пианино привезти из магазина.
«Сильная нужна машина»,- продавец сказала Зина.
«Вам доставит тогда вмиг пианино …(грузовик). Г. Попова
Молодцы, угадали загадки!
Форма:
фронтальная.
Метод: беседа.
Прием:
загадывание и
отгадывание
загадок.
Речевая.
Дети
заинтересован
ы в
предстоящей
деятельности
2.
Основной
этап
2.1.
Этап
постановк
и
проблемы
Создать
проблемную
ситуацию,
сформулировать
проблему в
доступной для
детей форме
-Есть коробка у меня, в ней живут мои друзья, очень они разные: Все
дружные и сильные. Вместе любят собираться и в постройки
превращаться.
-Ребята, если у нас есть набор строительного материала,
значит, мы должны что-то из него построить.
-Конструкторы с автомобильного завода прислали нам схемы машин. И
предложили нам поучаствовать в конкурсе на самую лучшую
постройку грузового автомобиля.
-Желаете принять участие и получить награду?
(Ответы детей).
-Предлагаю вам стать автомобилестроителями.
-Нам с вами предстоит по схемам построить модели машин и отправить
конструкторам фотографии своих выполненных работ.
Форма:
фронтальная.
Метод:
создание
воображаемой
ситуации.
Прием:
введение
элементов
соревнований,
вопросы к
детям.
Речевая.
Отвечают на
все вопросы
воспитателя.
2.2.
Этап
ознакомле
ния с
материало
м
Формировать
умение выделять
основные части и
характерные
детали грузового
- Посмотрите схемы машин и скажите, какой это вид транспорта?
(Это грузовой транспорт).
-Почему вы так решили?
(Потому что у всех машин есть кузов для перевозки грузов).
-Чем похожи эти машины?
Форма:
фронтальная.
Метод:
наглядный.
Прием:
Речевая.
Дети ищут
пути решения
проблем.
автомобиля.
(У всех машин есть общие части: колеса, основание, кабина, кузов).
-Какие детали строительного материала мы можем использовать при
конструирование этих частей грузового автомобиля, Мира покажи.
- А где на схеме колеса? (ответы детей).
- Скажите, какую деталь будем использовать для колес?
(
Цилиндр).
-А где кабина?(ответы детей).
- Скажите, какие детали можно использовать для кабины?
(
Кубы,
кирпичики, бруски).
-Скажите, какая деталь используется для основания?
(
Пластина).
-Скажите, какая деталь используется для кузова?
(
Кирпичики).
- Молодцы. Теперь я предлагаю конструкторам объединиться парами
для построения машины, выбрать схему и построить свою машину.
вопросы к
детям,
объяснение
задачи.
дети называли
основные
части
грузовой
машины.
2.3.
Этап
практическ
ого
решения
проблемы
Формировать
умение
планировать
предстоящую
работу, сообща
выполнять
задуманное.
Формировать
умение заменять
одни детали
другими.
Закреплять умение
строить по схеме,
самостоятельно
подбирать
необходимый
строительный
материал.
Дети рассматривают и выбирают схему.
-Первая пара (Кира и Арсентий), какие строительные материалы вы
будете использовать для постройки своего грузовика?
(Пластины. кирпичики, цилиндры).
-Вторая пара (Соня и Дамир). А вы, какие детали будете использовать
для постройки своего грузовика?
(Цилиндры -это будут колеса. Длинная пластина- это основание).
-Третья пара (Мира и Николетта), а вы, какие материалы выберите для
своего грузовика? (кубики, пластины, кирпичики, цилиндры).
-Хорошо, молодцы!
Ребята, давайте выйдем из-за столов, встанем в круг на ковре и немного
отдохнем.
Физкультминутка.
«Пешеходы»
Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте).
Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в
стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка)
Приглашает нас идти (Шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)
Пешехода пропустите! (Прыжки на месте).
Форма:
подгрупповая.
Метод:
моделирование
.
Прием: показ
отдельных
приемов
конструирова
ния или
технических
приемов,
демонстрация
способов
крепления
(приложение
предметов,
пристраивани
е предметов),
пояснения,
вопросы к
детям,
напоминание,
исправление
Двигательна
я.
Речевая.
Конструиро
вание из
разных
материалов.
Дети
выделили
основные
части и
характерные
детали
грузового
автомобиля.
Дети
планировали
предстоящую
работу и
сообща
выполняли
задуманное,
самостоятель
но подобрали
необходимые
строительные
материалы.
Воспитанники
заменяли
одни детали
другими.
-Как мы работаем с любым конструктором?
(Повторение правил работы с строительным материалом).
Педагог демонстрирует способы крепления (наложение предметов,
пристраивания предметов), просит повторить детей.
-А теперь, ребята, можете приступать к постройке своих грузовых
автомобилей.
-Не забываем, что приставлять детали надо ровно друг другу, это будет
влиять на устойчивость вашей машины.
-Кира и Арсений, из каких частей состоит ваша грузовая машина?
Николлета и Мирослава, а у вас из каких частей состоит грузовой
автомобиль?
-Смотрите внимательно на выбранную схему, сверяйте.
-Молодцы, у всех отлично получается конструировать грузовые
автомобили! Вы настоящие автомобилестроители!
ошибок,
педагогическая
оценка.
.
Воспитанники
строили по
схеме,
самостоятель
но подбирали
необходимый
строительный
материал.
3.
Заключите
льный этап
Подвести итог
деятельности,
обобщить
полученный опыт,
формировать
элементарные
навыки
самооценки.
-Вот автомобилестроители вы и построили свои машины.
-Ребята, что мы сегодня с вами конструировали?
-Давайте теперь посмотрим на наши схемы и сравним, всё ли
получилось так, как на схеме?
-Думаю, что конструкторы с автомобильного завода будут довольны
нашими работами. Сейчас я сфотографирую ваши грузовые автомобили
и отправлю им. Они выберут самую лучшую постройку и наградят её
грамотой! (на следующее утро вся группа получает общую грамоту за
удивительные постройки).
-Все постарались на славу. Молодцы!
Форма:
фронтальная.
Метод: беседа.
Прием:
вопросы к
детям,
рассказывание
детьми,
комментирован
ие,
анализ и
оценка
процесса
работы детей и
готовой
продукции
педагогическая
оценка.
Речевая.
Подвели итог
деятельности,
обобщили
полученный
опыт,
сформировал
и
элементарные
навыки
самооценки.