Автор: Позняк Ирина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "КМТИ им. Г.П.Вишневской"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Презентация
Тема: «Первые шаги Петра Гринёва: от недоросля до «самостоянья». (Главы I –III)
Дата публикации: 14.09.2025
Раздел: среднее образование
Первые шаги Петра Гринёва:
от недоросля до «самостоянья».
(Главы I –III)
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
САМОСТОЯНЬЕ человека,
Залог величия его.
А.С.Пушкин
Проблемный вопрос:
Такая свобода в
отрочестве
благотворна
или губительна
в будущем?
«Я жил недорослем,
гоняя голубей и играя в
чехарду с дворовыми
мальчишками. Между тем
минуло мне шестнадцать
лет. Тут судьба моя
переменилась.»
Проблемный вопрос урока :
Каково значение в судьбе героя своеволия и случая ( =
Провидение)?
По воле отца
По своей воле
… пора его в службу. Полно ему бегать по
девичьим да лазить на голубятни.
Мысль о службе сливалась во мне с мыслями
о свободе, об удовольствиях петербургской
жизни. Я воображал себя офицером гвардии,
что, по мнению моему, было верхом
благополучия человеческого.
Петруша в Петербург не поедет. Чему
научится он служа в Петербурге? мотать да
повесничать? Нет, пускай послужит он в
армии, да потянет лямку, да понюхает
пороху, да будет солдат, а не шаматон.
Подчиняется воле отца.
… все мои блестящие надежды рушились!
Вместо веселой петербургской жизни
ожидала меня скука в стороне глухой и
отдаленной. Служба, о которой за минуту
думал я с таким восторгом, показалась мне
тяжким несчастием. Но спорить было нечего.
Итог:
По воле Зурина
По своей воле
Барин … предложил мне сыграть партию.
Я отказался по неумению.
Зурин пригласил меня отобедать
Я с охотою согласился.
Тут вызвался он выучить меня играть на
биллиарде. «Это, — говорил он, — необходимо
для нашего брата служивого. В походе,
например, придешь в местечко — чем
прикажешь заняться? ..»
Я совершенно был убежден и с
большим прилежанием принялся за
учение.
предложил мне играть в деньги, по одному
грошу, не для выигрыша, а так, чтоб только не
играть даром
Я согласился и на то,
Зурин велел подать пуншу и уговорил меня
попробовать, повторяя, что к службе надобно
мне привыкать; а без пуншу что и служба!
Я послушался его
Зурин взглянул на часы, положил кий и
объявил мне, что я проиграл сто рублей.
Я взял на себя вид равнодушный и,
обратясь к Савельичу, приказал
отдать мальчику сто рублей.
Задание к главе 1 «Сержант гвардии»
1. Заполните таблицу
2. Сформулируйте вывод.
В начале повествования мы видим героя-недоросля, который
делает свои первые шаги в самостоятельную жизнь по воле старших,
они определяют его судьбу (= идёт по проложенному следу). Но 1-ый
же день воли оборачивается для Петруши днём своеволия, чередой
постыдных проступков, в которых он винит только себя.
Не по своей воле
По своей воле
1 По воле отца …
2 По воле Зурина …
1.
Подчиняется и смиряется
2. «День я кончил так же беспутно, как
и начал.»
- ?
- ?
- ?
- ?
Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то
уж в последствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки, и, взглянув на него
гордо, сказал: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так
мне вздумалось. А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают». Савельич
так был поражен моими словами, что сплеснул руками и остолбенел. «Что же ты стоишь!» —
закричал я сердито.
Савельич заплакал. «Батюшка Петр Андреич, — произнес он дрожащим голосом, —
не умори меня с печали. Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику,
что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится. Сто рублей! Боже ты милостивый!
Скажи, что тебе родители крепко-накрепко заказали не играть, окроме как в орехи...» —
«Полно врать, — прервал я строго, — подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню».
Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом. Мне было
жаль бедного старика;
но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не
ребенок.
Деньги были доставлены Зурину. Савельич поспешил вывезти меня из
проклятого трактира. Он явился с известием, что лошади готовы. С неспокойной совестию и
с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска, не простясь с моим учителем и не думая с
ним уже когда-нибудь увидеться.
Докажите, что в данном эпизоде Пётр впервые всё же поступает
по чести и совести.
Глава II «Вожатый»
Эпизод «Буран»
Проблемный вопрос:
Буран – это смертельная опасность?
Могли
ли
герои
не
подвергать
себя
опасности и не испытывать судьбу?
Кто виноват?
Как
вы
думаете,
что
или
кто
спасает
Петрушу Гринёва?
Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шапку, оборотился
ко мне и сказал:
— Барин, не прикажешь ли воротиться?
— Это зачем?
— Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу.
— Что ж за беда!
— А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)
— Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.
— А вон — вон: это облачко.
Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было
сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены.
Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне
не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел
ехать скорее.
Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер
между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая
тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг
повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо
смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда:
буран!»...
«…Воля твоя, сударь: нет у нас лишних
полтин. Всякому давать на водку, так
самому скоро придется голодать». Я не мог
спорить с Савельичем. Деньги, по моему
обещанию, находились в полном его
распоряжении. Мне было досадно, однако
ж, что не мог отблагодарить человека,
выручившего меня если не из беды, то по
крайней мере из очень неприятного
положения. «Хорошо, — сказал я
хладнокровно, — если не хочешь дать
полтину, то вынь ему что-нибудь из моего
платья. Он одет слишком легко. Дай ему
мой заячий тулуп».
… Савельич чуть не завыл, услышав,
как нитки затрещали. Бродяга был
чрезвычайно доволен моим подарком. Он
проводил меня до кибитки и сказал с низким
поклоном: «Спасибо, ваше благородие!
Награди вас господь за вашу добродетель.
Век не забуду ваших милостей». Он пошел в
свою сторону, а я отправился далее, не
обращая внимания на досаду Савельича, и
скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем
вожатом и о заячьем тулупе.
Задание к главе 2 «Вожатый»
1. Заполните таблицу
2. Сформулируйте вывод. Разгадайте мысль А.С. Пушкина.
Может
ли
случай
повлиять
на
судьбу
человека?
Своё мнение обоснуйте.
Не по своей воле
По своей воле
В судьбу героя врывается стихия:
Все исчезло. «Ну, барин, — закричал
ямщик, — беда: буран!»
я понадеялся добраться
заблаговременно до следующей
станции и велел ехать скорее
В судьбу героя вмешивается
Провидение – случайная встреча с
вожатым.
Я не мог спорить с Савельичем.
Дай ему мой заячий тулуп.
Отец: Нет, пускай послужит он в
армии, да потянет лямку, да
понюхает пороху, да будет солдат, а
не шаматон.
Андрей Карлович: …чтоб тебе
времени не терять, то завтра же
поезжай в Белогорскую крепость,
где ты будешь в команде капитана
Миронова, доброго и честного
человека. Там ты будешь на службе
настоящей, научишься дисциплине.
В Оренбурге делать тебе нечего;
рассеяние вредно молодому
человеку».
Гл.3 «Крепость».
«Я глядел во все стороны, ожидая увидеть
грозные бастионы, башни и вал; но ничего не
видал, кроме деревушки, окруженной
бревенчатым забором.»
Проблемный вопрос:
Оправдались ли надежды
«отцов» на армейскую
службу со всеми её
тяготами?
Как «тянет лямку» службы
в гарнизонной Белогорской
крепости Гринёв младший?
Автор:
Позняк Ирина Леонидовна