Напоминание

«Первые шаги Петра Гринёва: от недоросля до «самостоянья». (Главы I –III)


Автор: Позняк Ирина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "КМТИ им. Г.П.Вишневской"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Презентация
Тема: «Первые шаги Петра Гринёва: от недоросля до «самостоянья». (Главы I –III)
Дата публикации: 14.09.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Первые шаги Петра Гринёва:

от недоросля до «самостоянья».

(Главы I –III)

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

САМОСТОЯНЬЕ человека,

Залог величия его.

А.С.Пушкин

Проблемный вопрос:

Такая свобода в

отрочестве

благотворна

или губительна

в будущем?

«Я жил недорослем,

гоняя голубей и играя в

чехарду с дворовыми

мальчишками. Между тем

минуло мне шестнадцать

лет. Тут судьба моя

переменилась.»

Проблемный вопрос урока :

Каково значение в судьбе героя своеволия и случая ( =

Провидение)?

По воле отца

По своей воле

… пора его в службу. Полно ему бегать по

девичьим да лазить на голубятни.

Мысль о службе сливалась во мне с мыслями

о свободе, об удовольствиях петербургской

жизни. Я воображал себя офицером гвардии,

что, по мнению моему, было верхом

благополучия человеческого.

Петруша в Петербург не поедет. Чему

научится он служа в Петербурге? мотать да

повесничать? Нет, пускай послужит он в

армии, да потянет лямку, да понюхает

пороху, да будет солдат, а не шаматон.

Подчиняется воле отца.

… все мои блестящие надежды рушились!

Вместо веселой петербургской жизни

ожидала меня скука в стороне глухой и

отдаленной. Служба, о которой за минуту

думал я с таким восторгом, показалась мне

тяжким несчастием. Но спорить было нечего.

Итог:

По воле Зурина

По своей воле

Барин … предложил мне сыграть партию.

Я отказался по неумению.

Зурин пригласил меня отобедать

Я с охотою согласился.

Тут вызвался он выучить меня играть на

биллиарде. «Это, — говорил он, — необходимо

для нашего брата служивого. В походе,

например, придешь в местечко — чем

прикажешь заняться? ..»

Я совершенно был убежден и с

большим прилежанием принялся за

учение.

предложил мне играть в деньги, по одному

грошу, не для выигрыша, а так, чтоб только не

играть даром

Я согласился и на то,

Зурин велел подать пуншу и уговорил меня

попробовать, повторяя, что к службе надобно

мне привыкать; а без пуншу что и служба!

Я послушался его

Зурин взглянул на часы, положил кий и

объявил мне, что я проиграл сто рублей.

Я взял на себя вид равнодушный и,

обратясь к Савельичу, приказал

отдать мальчику сто рублей.

Задание к главе 1 «Сержант гвардии»

1. Заполните таблицу

2. Сформулируйте вывод.

В начале повествования мы видим героя-недоросля, который

делает свои первые шаги в самостоятельную жизнь по воле старших,

они определяют его судьбу (= идёт по проложенному следу). Но 1-ый

же день воли оборачивается для Петруши днём своеволия, чередой

постыдных проступков, в которых он винит только себя.

Не по своей воле

По своей воле

1 По воле отца …

2 По воле Зурина …

1.

Подчиняется и смиряется

2. «День я кончил так же беспутно, как

и начал.»

- ?

- ?

- ?

- ?

Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то

уж в последствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки, и, взглянув на него

гордо, сказал: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так

мне вздумалось. А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают». Савельич

так был поражен моими словами, что сплеснул руками и остолбенел. «Что же ты стоишь!» —

закричал я сердито.

Савельич заплакал. «Батюшка Петр Андреич, — произнес он дрожащим голосом, —

не умори меня с печали. Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику,

что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится. Сто рублей! Боже ты милостивый!

Скажи, что тебе родители крепко-накрепко заказали не играть, окроме как в орехи...» —

«Полно врать, — прервал я строго, — подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню».

Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом. Мне было

жаль бедного старика;

но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не

ребенок.

Деньги были доставлены Зурину. Савельич поспешил вывезти меня из

проклятого трактира. Он явился с известием, что лошади готовы. С неспокойной совестию и

с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска, не простясь с моим учителем и не думая с

ним уже когда-нибудь увидеться.

Докажите, что в данном эпизоде Пётр впервые всё же поступает

по чести и совести.

Глава II «Вожатый»

Эпизод «Буран»

Проблемный вопрос:

Буран – это смертельная опасность?

Могли

ли

герои

не

подвергать

себя

опасности и не испытывать судьбу?

Кто виноват?

Как

вы

думаете,

что

или

кто

спасает

Петрушу Гринёва?

Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шапку, оборотился

ко мне и сказал:

— Барин, не прикажешь ли воротиться?

— Это зачем?

— Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу.

— Что ж за беда!

— А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)

— Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.

— А вон — вон: это облачко.

Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было

сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены.

Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне

не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел

ехать скорее.

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер

между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая

тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг

повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо

смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда:

буран!»...

«…Воля твоя, сударь: нет у нас лишних

полтин. Всякому давать на водку, так

самому скоро придется голодать». Я не мог

спорить с Савельичем. Деньги, по моему

обещанию, находились в полном его

распоряжении. Мне было досадно, однако

ж, что не мог отблагодарить человека,

выручившего меня если не из беды, то по

крайней мере из очень неприятного

положения. «Хорошо, — сказал я

хладнокровно, — если не хочешь дать

полтину, то вынь ему что-нибудь из моего

платья. Он одет слишком легко. Дай ему

мой заячий тулуп».

… Савельич чуть не завыл, услышав,

как нитки затрещали. Бродяга был

чрезвычайно доволен моим подарком. Он

проводил меня до кибитки и сказал с низким

поклоном: «Спасибо, ваше благородие!

Награди вас господь за вашу добродетель.

Век не забуду ваших милостей». Он пошел в

свою сторону, а я отправился далее, не

обращая внимания на досаду Савельича, и

скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем

вожатом и о заячьем тулупе.

Задание к главе 2 «Вожатый»

1. Заполните таблицу

2. Сформулируйте вывод. Разгадайте мысль А.С. Пушкина.

Может

ли

случай

повлиять

на

судьбу

человека?

Своё мнение обоснуйте.

Не по своей воле

По своей воле

В судьбу героя врывается стихия:

Все исчезло. «Ну, барин, — закричал

ямщик, — беда: буран!»

я понадеялся добраться

заблаговременно до следующей

станции и велел ехать скорее

В судьбу героя вмешивается

Провидение – случайная встреча с

вожатым.

Я не мог спорить с Савельичем.

Дай ему мой заячий тулуп.

Отец: Нет, пускай послужит он в

армии, да потянет лямку, да

понюхает пороху, да будет солдат, а

не шаматон.

Андрей Карлович: …чтоб тебе

времени не терять, то завтра же

поезжай в Белогорскую крепость,

где ты будешь в команде капитана

Миронова, доброго и честного

человека. Там ты будешь на службе

настоящей, научишься дисциплине.

В Оренбурге делать тебе нечего;

рассеяние вредно молодому

человеку».

Гл.3 «Крепость».

«Я глядел во все стороны, ожидая увидеть

грозные бастионы, башни и вал; но ничего не

видал, кроме деревушки, окруженной

бревенчатым забором.»

Проблемный вопрос:

Оправдались ли надежды

«отцов» на армейскую

службу со всеми её

тяготами?

Как «тянет лямку» службы

в гарнизонной Белогорской

крепости Гринёв младший?

Автор:

Позняк Ирина Леонидовна



В раздел образования