Напоминание

"Задания по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира"


Авторы: Попова Алена Николаевна, Алена Николаевна Попова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 19
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: Выступление на МО учителей начальных классов
Тема: "Задания по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира"
Дата публикации: 14.12.2023
Раздел: начальное образование





Назад




Выступление

на МО учителей начальных классов по теме:

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках

окружающего мира

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети

должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом

возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы

интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным,

творческим. Развитие функциональной грамотности будет способствовать

разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего

мира.

Функциональная грамотность простыми словами- это умение применять

в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности,

который

может

быть

достигнут

за

время

школьного

обучения,

предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее

сферах. Также существуют и другие, более научные определения понятия

"функциональная грамотность" - к примеру, как способность человека

вступать

в

отношения

с

внешней

средой,

максимально

быстро

адаптироваться и функционировать в ней.

Мы

живем

в

эпоху

стремительного

развития

информационных

технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не

изменится - таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и

ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее

источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно

представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной

всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать

образование, посещать вебинары и видеоконференции, даже обращаться в

государственные органы и за врачебной помощью.

И

потому

важнейшим

умением

становится

умение

понимать,

анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким

образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания

информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык

сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он

чувствовал себя уверенно в обществе.

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети

сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только

решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем

ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и

делать

выводы,

систематизировать

накопленные

знания,

уметь

самостоятельно добывать необходимую информацию.

Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает

только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит;

и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он

запоминает и усваивает материал на 90%

Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться,

ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как

вызвать

активную

познавательную

деятельность?

Как

вызвать

положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную

грамотность?

Появляется

необходимость

в

новых

педагогических

технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных

методах

и

приемах

обучения,

которые

направлены

на

развитие

познавательной,

мыслительной

активности,

которая

в

свою

очередь

направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие

его функциональной грамотности.

В нашей школе дети учатся по программе «Школа России» А.А.

Плешакова. Содержание курса имеет большой развивающий потенциал, но

заданий, которые развивают функциональную грамотность, к сожалению, не

так и много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней

нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к

реальности, но и соответствовать возрасту. Важно, чтобы задания, которые

получают дети, были близки их опыту и окружению.

В последнее время результаты ВПР по окружающему миру показывают,

что

обучающиеся

хорошо

выполняют

задания

на

запоминание

и

воспроизведение материала, но у них не развиты умения анализировать

результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с

моделями. Дети затрудняются в интерпретации знаний.

По определению А. А. Леонтьева: «Функционально грамотный человек –

это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в

течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого

диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,

общения и социальных отношений».

Именно эти качества сегодня мы

должен воспитывать в детях, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.

Сделаем на них акцент:

- самостоятельность

- ответственность

- инициативность

- способность принимать нестандартные решения в различных жизненных

ситуациях

- готовность к получению новых знаний в течение всей жизни

- умение выбрать свой профессиональный путь

А также:

- умение легко адаптироваться в любом социуме

- умение находить компромиссы, поскольку жить среди людей - значит

постоянно искать новые решения

-

отличное

владение

устной

и

письменной

речью

для

успешного

взаимодействия с окружающими

- отличное владение информационными технологиями

Проблема в том, что мы часто даём глубокие знания по предмету, но не

обучаем детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. А

мы должны научить своих подопечных идти путем собственных находок и

открытий от незнания к знанию.

При этом:

- формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию

самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

- развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

Все методы, приёмы, формы работы, технологии, которые я использую в

своей деятельности, направлены на развитие познавательной, мыслительной

активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение

знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Ведь

именно учитель в начальной школе должен перевести мышление из

наглядно-действенного в абстрактно-логическое, развить речь, аналитико-

синтетические

способности,

развить

память,

внимание,

фантазию

и

воображение, пространственное восприятие, коммуникативные способности,

умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Формирование функционально грамотной личности – это сложный,

многосторонний,

длительный

процесс.

Чтобы

достичь

результатов,

необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные

образовательные технологии. Для развития естественнонаучной грамотности

можно использовать следующие технологии:

1.

Технология проектной деятельности

2.

Информационно-коммуникативные технологии

3.

Технология оценивания учебных достижений

4.

Технология продуктивного чтения

5.

Технология проблемного обучения

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной

грамотности:

1.

Групповая форма работы

2.

Игровая форма работы

3.

Творческие задания

4.

Тестовые задания

5.

Практическая работа

6.

Ролевые и деловые игры

7.

Исследовательская деятельность

Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:

общеучебные явления, естественнонаучные понятия, контекстные ситуации,

в которых используются естественнонаучные знания.

Виды заданий на уроках окружающего мира

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной

грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при

решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Эти группы можно подвести под условные рубрики, названия которых,

если их формулировать на доступном школьникам языке,

содержат

побудительный, мотивирующий смысл для ученика.

Например, одна из групп заданий может называться «Как узнать?».

Входящие сюда задания соответствуют первой из компетенций,

относящейся к методам научного познания, то есть способам получения

научных

знаний.

В

этих

заданиях

ученику

нужно

найти

способы

установления

каких-то

фактов,

определения

(измерения)

физической

величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой

проблемы.

Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые

формируют

умения

объяснять

и

описывать

явления,

прогнозировать

изменения или ход процессов (вторая из компетенций). Эти умения

базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на

способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило,

и даётся объяснение или описание.

Серия «Сделай вывод» соответствует третьей компетенции и включает

задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся

данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел,

рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих

данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём

прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей,

тенденций, к оценкам и так далее. Эти умения не совпадают, как может

показаться, с умениями объяснять явления, поскольку в большей степени

опираются на формальные, логические действия, тогда как объяснение

(включая

«генерирование»

модели)

это

в

значительной

степени

эвристическое действие.

Приведу примерные вопросы.

- Какой организм сам производит питательные вещества, используя

солнечный свет?

а) ящерица б) дерево в) олень г) ястреб

- Запиши одно различие между Солнцем и Луной.

- Птица - живая, облако - неживое. Почему птицы относятся к живой

природе, а облако к неживой? Приведи два объяснения.

- На рисунке изображен скелет человека. Напиши две причины, почему

человеку нужен скелет.

- Людям не стоит пить воду непосредственно из моря или океана. Объясни

почему.

Из данных вопросов видно, что ребенок, отвечая на эти вопросы,

показывает умение справляться с жизненными ситуациями, прослеживается

межпредметная связь. Ученик должен уметь анализировать, сопоставлять,

сравнивать и делать выводы.

Приём «Урок без темы»

Описание: универсальный приём триз, направленный на создание внешней

мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес

учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными

терминами.

Пример: Учитель записывает на доске слово «тема», выдерживает паузу до

тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет

выводить саму тему.

Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и,

кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в

середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Учитель: ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения

полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно

надо, и начнем с хорошо знакомого материала…

Приём «Хорошо - плохо»

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся

на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.

Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно

строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-

следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят

доказательства.

Кроме этого формируются:

умение находить положительные и отрицательные стороны в любом

объекте, ситуации;

умение разрешать противоречия;

умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.

- Найдите плюсы или минусы данного явления.

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

- Я вам предлагаю оставить эту же тем, но взять природное явление - снег.

Найдите плюсы и минусы данного явления.

- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….

- Плохо, когда идёт снег, потому что……

Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций



В раздел образования